РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В УКРЕПЛЕНИИ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ
Понятия "менеджер", "менеджмент", "маркетинг" в последнее время быст-
Ро вошли в словарный запас русского языка. Иногда люди говорят о дирек-
Торе своего предприятия, что он хороший менеджер. Сказанным они хотят
Выразить, что он - современный руководитель, который в отличие от стиля
Руководства, присущего старой командно-бюрократической системе, при ор-
Ганизации своей работы и работы своего предприятия использует современ-
Ные методы управления.
Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", прово-
Дятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, в
Чем собственно менеджер предприятия отличается, скажем, от руководителя
Или директора предприятия.
Многие, причем не только в Советском Союзе, руководствуются тем, что
Понятия "менеджер" и "менеджмент" широко известны всем, а посему их де-
Финиция не нужна, В западных странах нередко можно столкнуться с разго-
Ворами о менеджменте и менеджерах без особого размышления над тем, в чем
В действительности эти английские слова, вернее сказать, их суть, отли-
Чаются от соответствующих слов на родном языке, например, от директора
Или руководителя.
Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще
В прошлом столетии. Но лишь во второй четверти XX века они постепенно
Начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым ме-
Неджером является человек, организующий конкретную работу, руководству-
Ясь современными методами.
Менеджер не автоматически является руководителем или входит в состав
Высшего руководства предприятия. Менеджеры работают на всех "эшелонах"
Управления и, по американским понятиям, таковым является человек, в за-
Дачу которого входит организация конкретной работы в рамках определенно-
Го числа сотрудников, которые подчиняются ему.
Итак, на западных предприятиях различают:
- Top management, то есть высшее звено управления (генеральный дирек-
Тор и другие члены правления);
- Middle management - среднее звено управления (руководители управле-
Ний и самостоятельных отделов);
- Lover management - низшие звенья управления (руководители подотде-
Лов и других аналогичных им подразделений).
Менеджмент - специфический орган функционирующего коммерческого
Предприятия. Если на Западе речь заходит о каком-то предприятии, скажем
О фирме "Мерседес-Бенц" или "Дженерал моторс", то люди имеют в виду
Прежде всего менеджмент, т. е. руководство данного предприятия, так как
Именно оно представляет предприятие в обществе.
Деловое предприятие может действовать только через свои органы, а это
Означает через руководство, или менеджмент. Любое предприятие, независи-
Мо от его правовой формы, обязано иметь руководство.
Впрочем, руководство различного уровня имеется и в правительстве, и в
Армии, и у церкви, но менеджмент деловых предприятий отличается от про-
Чих видов управления тем, что целью предприятия, а следовательно, и за-
Дачей его управления является производство товаров или предоставление
Услуг, иными словами, удовлетворение потребностей клиентов, или удовлет-
Ворение социальных потребностей через рынок.
В отличие от других организаций, менеджмент производственных предпри-
Ятий во всех своих решениях должен руководствоваться экономическими со-
Ображениями. Его существование и престиж обосновывается экономическими
Результатами деятельности.
Определение понятия "менеджмент" говорит о том, что менеджмент явля-
Ется экономическим органом, функционирующим в современном индустриальном
Обществе. Любое действие, любое решение, принимаемое менеджментом - это
Мероприятие экономического характера. Таким образом, эффективность ме-
Неджмента и деятельности менеджеров можно измерять лишь с помощью пока-
Зателей экономических успехов, экономических результатов.
Менеджмент - скорее практическая деятельность, чем наука или профес-
Сия, хотя им охватывается как то, так и другое.
В последнее время в силу сильной конкуренции между предприятиями
Стран Запада и перенасыщенности почти всех западных рынков в стиле руко-
Водства предприятием (менеджмента) произошли существенные изменения. Ес-
Ли раньше успешным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на
Изменение ситуации на рынке, то сейчас хорошим менеджером считается спе-
Циалист, который для своего предприятия создает новые рынки, который не
Только пассивно реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок.
Не зря говорят, что задача менеджмента состоит в том, чтобы вначале сде-
Лать желаемое возможным, а потом и реальным.
Главное в менеджменте - ставить перед собой цели, отвечающие интере-
Сам предприятия - Management by objectives ("менеджмент постановкой це-
Лей"). В этом заключается принципиальное отличие менеджеров от руководи-
Телей предприятия старого стиля.
В соответствии с еще одним определением менеджмента функция последне-
Го заключается в том, чтобы создавать рентабельное предприятие на основе
Имеющихся людских и материальных ресурсов.
Предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качест-
Ва по более низкой цене или предоставлять лучшие услуги, чем услуги кон-
Курентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем сум-
Мой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.
Впрочем, предприятие - прежде всего люди. Отсюда следует третье опре-
Деление термина: менеджмент - это организация работы людей, сотрудников.
Люди являются важнейшим элементом производственного процесса на предпри-
Ятии. Финансовые средства, капитал для осуществления новых инвестиций
При создании нового предприятия можно получить на рынке капиталов. А вот
Найти компетентных сотрудников намного сложнее. Уже греческий философ
Платон заметил, что хорошее общество - это больше, чем сумма его от-
Дельных частей.
Мы часто говорим, что задача предприятия состоит в том, чтобы осваи-
Вать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она
Является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприя-
Тия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприя-
Тие работает плохо и нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих,
А руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива.
Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она
В максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позво-
Ляла активизировать их работу и повысить ее эффективность.
Менеджмент как наука управления исходит из того, что рабочие и служа-
Щие являются человеческими существами и как таковые отличаются друг от
Друга своими психологическими характеристиками, способностями и недос-
Татками. Следовательно, принимая любые решения, менеджеры должны посто-
Янно иметь в виду не только высокую рентабельность предприятия, но и
Проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради ко-
Торых предприятие существует и удовлетворение потребностей которых ре-
Ально обусловливает необходимость функционирования предприятия и работы
Его менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспекти-
Ве свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что
Дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее
Будущее, а в отдаленном периоде ставит существование предприятия под уг-
Розу, следует расценивать как ошибочное. Таким образом, обеспечение су-
Ществования предприятия на рынке можно считать главной задачей менедж-
Мента. В связи с этим долгосрочному планированию в его работе придается
Большое значение.
В сфере исследований и разработок того или иного предприятия все
Большую роль играет время. Если столетие назад от изобретения до внедре-
Ния в производство или до продажи его в качестве новых товаров проходило
Три года, то теперь на ведение исследовательских работ требуется уже
Пять, шесть, а порой даже десять лет. Затем пройдет еще несколько лет до
Того, как разработанный новый товар будет запущен в крупносерийное про-
Изводство.
В чем же конкретно состоят задачи менеджмента? Чтобы получить нагляд-
Но представление об этом, рассмотрим в качестве примера работу крупной
Американской фирмы "Сирс, Ребак энд Кш", умелая организация управления
Которой позволила стать ей ведущим в США предприятием в своей области.
Эта фирма создана в прошлом столетии. Свой первый шаг в направлении ос-
Воения нового рынка она сделала на рубеже нашего века. Она установила,
Что американское фермерское хозяйство является отдельной составной
Частью рынка по той простой причине, что в те годы фермеры жили доста-
Точно изолированно и практически не располагали возможностью посещать
Крупные города, чтобы покупать необходимые им товары. В силу этого фер-
Меры резко отличались от тогдашних потребителей американских городов,
Которые пока еще оставались практически основными покупателями товаров
Фирмы "Сирс, Ребак энд Кш". И хотя покупательная способность американс-
Ких фермеров была еще достаточно низкой, фермеры, поскольку их числен-
Ность была велика, составляли значительную часть рынка. В своей же сово-
Купности они обладали громадными финансовыми средствами. Однако прода-
Вать товары этим фермерам, используя существовавшие в то время методы,
Было почти невозможно. Дело в том, что они крайне редко посещали крупные
Города и, следовательно, имели ограниченные возможности быть в магазинах
Этой фирмы.
Вот почему родилась идея создать систему рассылочной торговли. Авторы
Ее руководствовались тем, что фермерам требуется много товаров по низкой
Цене при наличии гарантии их регулярной поставки. Фирма предоставила
Своим клиентам гарантии того, что не станет их обманывать. Такая гаран-
Тия была необходима, поскольку фермеры не могли проверять качество това-
Ра до того, как купят его.
Будучи одной из первых для того времени фирм, проповедовавших новую
Философию, "Сирс, Ребак энд Кш" тщательно изучала рынок, обычаи и пот-
Ребности фермеров и установила, какие товары необходимы им в первую оче-
Редь. Вторым шагом фирмы было найти надежных и недорогих поставщиков то-
Варов, а следующим стало опубликование каталога с наглядными иллюстраци-
Ями, которые позволяли клиентам получать необходимую информацию об инте-
Ресующих их товарах. Кроме того, фирма предоставила своим покупателям
Право на то, что они, если товар их не удовлетворит, могут переслать его
Назад и получить свои деньги.
Таким образом, данная фирма фактически создала новый рынок, новую
Систему торговли, и не зря в начале нашего века говорили, что каталог
Фирмы "Сирс, Ребак энд Кш" являлся единственной книгой, которую помимо
Библии имели в своих домах все фермеры страны.
В середине 20-х годов нынешнего столетия, когда уже для американских
Фермеров перестал быть в диковинку автомобиль, они уже довольно часто
Стали посещать города и покупать товары в магазинах. Фирма "Сирс, Ребак
Энд Кш", предвидя такие изменения на рынке, открыла в городах универмаги
И для фермеров, и для жителей городов.
В последнее время с развитием автомобильного транспорта, когда авто-
Мобиль на дорогах в США из-за больших пробок уже превратился в сомни-
Тельный вид транспорта, рассылочный метод продажи товаров приобретает
Новые масштабы в силу того, что люди предпочитают приобретать товары по
Каталогам, нежели пробираться через многочисленные дорожные пробки и
Другие препятствия к переполненным универмагам и преодолевать аналогич-
Ный путь обратно. Фирма "Сирс, Ребак энд К" своей многолетней работой
Показала, что в состоянии покрывать потребности клиентов как через сис-
Тему рассылочной торговли, так и путем продажи товаров в своих универма-
Гах.
Приведенный пример наглядно свидетельствует о том, что одной из важ-
Нейших задач менеджмента является также создание нового рынка и обеспе-
Чение быстрого реагирования на все изменения в социальной сфере рынка.