"ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС" (США)
"Дженерал моторс" - до сих пор один из крупнейших международных кон-
Цернов мира. Компания постоянно занимает первое место в списке крупней-
Ших американских и международных концернов. Не зря долгое время говори-
Ли: что хорошо для "Дженерал моторс", то хорошо и для США. Оборот кон-
Церна намного превышает валовой общественный продукт небольших европейс-
Ких стран. Но, что касается рентабельности и общего успеха на рынке,
"Дженерал моторс" давно уже не занимает первого места. Это место он ус-
Тупил другому американскому гиганту - концерну "Форд".
Такое негативное развитие, разумеется, обусловлено определенными при-
Чинами. Американская автомобильная промышленность исходила из того, что
Рост рынка фактически не ограничен, и вовремя не среагировала на сужение
Рынка в связи с сильным повышением цен на нефть. Автомобильные заводы
Продолжали изготавливать большие автомашины с высоким расходом бензина и
Совсем пренебрегли рынком малолитражных автомобилей в отличие от евро-
Пейских производителей. Даже в области технологии они стали сильно отс-
Тавать от своих конкурентов в Западной Европе.
Начиная с 1985 г. все американские производители автомашин попали в
Весьма трудное положение. Так, фирму "Крайслер" можно было спасти только
С помощью крупных государственных субсидий, которые фирма "Крайслер",
Впрочем, полностью вернула государству, а концерн "Форд" находился на
Краю финансового краха.
Но несмотря на то, что фирмы "Крайслер" и "Форд" удалось спасти час-
Тично благодаря значительным снижениям издержек и сокращению произ-
Водственных мощностей, концерн "Дженерал моторс", как и прежде, полагал-
Ся на дальнейший рост рынка. Он разрабатывал новую машину среднего клас-
Са, так называемый "Х-кар" со значительно уменьшенным расходом бензина.
Было вложено около 50 млрд. долл. в реконструкцию и модернизацию произ-
Водственных мощностей.
Кроме того, огромные средства выделялись на производство электромоби-
Лей. Для этого была создана специальная дочерняя фирма "Сатурн корпо-
Рейшн". С японской фирмой "Тоета" "Дженерал моторс" учредил в Калифорнии
Совместное предприятие "Нью юнаитед моторс меньюфэкчуринг компани" по
Производству малолитражных автомашин.
Но на деле все вышло по-другому: резко упали цены на нефть, и из
Электромобилей ничего не получилось. Быстро росли продажи больших и
Средних автомашин. Европейские и японские производители, которые в пери-
Од высоких цен на нефть укрепляли свое положение на рынке средних и ма-
Лолитражных машин, увеличили свою долю на этом рынке за счет повышения
Мощности их двигателей и улучшения комфортабельности машин.
В связи с резким расширением импорта автомашин американский потреби-
Тель стал тщательнее относиться к вопросам качества, а как раз это было
Больным местом всех американских производителей. Первым среди американс-
Ких предприятий это заметил концерн "форд", который предпринял важные
Шаги в деле улучшения морального климата на своих предприятиях за счет
Расширения прав рабочих и служащих и повышения их личной заинтересован-
Ности.
В отличие от него концерн "Дженерал моторс" увеличивал капиталовложе-
Ния на приобретение новейшего оборудования. В дальнейшем "Дженерал мото-
Ре" заключил также коллективный договор с профсоюзом, в котором была за-
Фиксирована личная заинтересованность сотрудников и предусматривалась
Выплата им определенной доли прибыли. Правда, с этой прибылью ничего не
Получилось, потому что в балансе она не была показана. И хотя, руко-
Водство все-таки позволило себе в дальнейшем повысить размер премиальных
Выплат для себя на несколько миллионов долларов, интересы рабочих и слу-
Жащих тем не менее были ущемлены, а качество автомашин, производимых
Концерном "Дженерал моторс" ухудшилось.
В 1987 г. концерн продал автомобилей на один миллион штук меньше, чем
В 1986 г. В результате его доля рынка уменьшилась до менее чем 30%, хотя
Раньше она превышала 50%. Руководство концерна видело выход из сложивше-
Гося положения в сокращении производственной программы. Однако эта кон-
Цепция оказалась нереальной, так как марки машин, выпускавшиеся этим
Концерном, предназначались для определенных сегментов рынка.
Концерн изготавливает автомобили различных марок: "Олдсмобиль", "Ка-
Диллак", "Понтиак", "Шевроле", "Опель" (в Европе), "Воксхолл" (в Вели-
Кобритании), "Джи-эм-си", "Бетфорд" (грузовики), "Холден" (легковые ав-
Томашины в Австралии). Имидж этих марок весьма престижен. Например, мар-
Ка "Кадиллак" считается самой престижной в США, а в мире - почти на од-
Ном уровне с английским "Роллс-Ройсом".
Покупатели не одобрили решение концерна о сокращении производственной
Программы и перешли к конкурентам. В связи с этим рентабельность предп-
Риятия резко упала. "Дженерал моторс" производит на одного сотрудника 12
Автомашин "Форд" - 16, а "Тойота" - более 50. Издержки на заработную пла-
Ту в стоимости одного автомобиля у концерна "Дженерал моторс" составляют
Свыше 4 тыс. долл., у концерна "Форд" - всего 2,3 тыс. долл., а у "Тойоты"
- лишь 0,7 тыс. долл. Это, конечно, в какой-то мере свидетельствует о
Том, насколько низкой является заработная плата в Японии. Она ниже, чем
В Европе и США. К тому же концерн "Дженерал моторс" продолжал произво-
Дить все необходимые детали для сборки автомашин на собственных предп-
Риятиях, хотя конкуренты давно уже переключились на субпоставщиков, у
Которых можно получить все эти детали дешевле, и свободные мощности ко-
Торых при сокращении объема закупок не составляют проблем для покупате-
Ля.
Руководство "Дженерал моторс" было вынуждено разработать совершенно
Новую программу: во-первых, закрыть, по крайней мере, 4 из i6 предприя-
Тий в США и сократить штат минимум на 100 тыс. рабочих, во-вторых, раз-
Работать новые модели автомашин, которые по комфорту и по рентабельности
Лучше удовлетворяют потребности покупателей. Следующие годы покажут,
Удастся ли руководству концерна "Дженерал моторс" достичь своих целей.
Эту картину западных предприятий завершим описанием деятельности не-
Которых частных предпринимателей, предприятия которых, конечно, намного
Меньше по обороту и по прибыли, чем крупные международные концерны. И
Все же история их успеха показывает, как следует работать на Западе,
Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции.
Одним из наиболее ярких примеров среди таких предпринимателей - гос-
Подин Карл Влашек, австрийский предприниматель в сфере розничной торгов-
Ли. Он родился в Австрии и после войны работал вначале пианистом в ноч-
Ных клубах и известных гостиницах. Его карьера бизнесмена началась после
Женитьбы, с реорганизации магазина, принадлежавшего жене.
К. Влашек руководствовался тем, что при жесткой конкуренции именно в
Области розничной торговли можно прожить, только если цены конкурентос-
Пособны, иными словами, если они ниже, чем цены у соседа. Его концепция
Оправдалась, и постепенно он сумел расширить свою торговую организацию.
Он назвал свои магазины "Билла" от немецкого словосочетания "Billiger
Laden" - "Дешевая лавка".
Его концепция была настолько успешной, что в 1987 г. эта фирма стала
Ведущей на рынке продуктов и хозяйственных магазинов Австрии с оборотом
18 млрд. шиллингов в год, что соответствует 900 млн., инвалютных рублей.
В магазинах фирмы "Билла" занято почти семь тысяч человек (см. схему).
В совсем другой области экономики работает господин Энгельс со своей
Супругой. Они - владельцы ведущей фирмы по производству станков по обра-
Ботке пластмасс "Энгельс". Это предприятие экспортирует около 90% произ-
Водимой продукции и является ведущим в мире производителем таких стан-
Ков.
Предприниматели начали свою деятельность после войны и превратили
Предприятие в достаточно крупную фирму с оборотом почти 2,5 млрд.
Австрийских шиллингов, что соответствует 120 млн. инвалютных рублей. На
Предприятиях этой фирмы занято около двух тысяч рабочих и служащих.
Концепция фирмы сводится к следующему:
- ведущая технология, высокий уровень автоматизации;
- полная гарантия в области обслуживания. Фирма гарантирует всем кли-
Ентам, что если станок выходит из строя, то в течение 48 часов их ре-
Монтная бригада будет на месте независимо от того, где это произойдет -
В Гонконге, в Бразилии или в США;
- узкая специализация в области обработки пластмасс. Это позволило им
Утверждать, что они в состоянии решить любую проблему в своей отрасли.
Что общего между этими успешно действующими предпринимателями? Под-
Робный анализ их деятельности показывает, что они все придерживаются в
Общем следующих принципов:
- предприимчивость и готовность идти на определенный строго рассчи-
Танный риск;
- чутье на потребности рынка;
- железная дисциплина. Что касается их самих - они работают больше,
Чем их сотрудники;
- детальное знание своего дела. Они - превосходные технические специ-
Алисты, а также специалисты в области маркетинга и финансирования;
- умение привлекать хороших сотрудников и предоставлять им достаточно
Широкие полномочия;
- хорошая мотивация всех сотрудников и поэтому хорошая зарплата.
Обычно на таких предприятиях заработная плата сотрудников выше, чем на
Других предприятиях, а зарплата высокопоставленных сотрудников всегда
Зависит от успеха работы предприятия. Если сотрудники не в состоянии
Справиться со своей работой, они немедленно увольняются;
- строгий контроль за соотношением между расходами и прибылью, готов-
Ность закрыть производство, если оно оказывается нерентабельным;
- стремление всегда быть лучше своих конкурентов.
Значение международных концернов в мировой торговле оценить достаточ-
Но трудно. По оценкам ЮНК1АД, доля внутрифирменной торговли транснацио-
Нальных корпораций составляет около &0% всего объема мировой торговли.
Расширение деятельности ТНК происходит одновременно в двух направлениях
- вертикальном и горизонтальном.
В первом случае филиалы международных концернов за рубежом являются
Поставщиками полуфабрикатов материнской компании или покупателями ее ко-
Нечной продукции. При расширении в горизонтальном направлении эти фирмы
Полностью или частично дублируют деятельность материнской компании за
Счет того, что производят те же самые товары, что и материнская компа-
Ния, но непосредственно для рынка данной страны. Это - субституция экс-
Порта из страны материнской компании в данную страну.
Анализ деятельности транснациональных корпораций в экономической ли-
Тературе западных стран относится к одним из самых спорных вопросов. Од-
Нако нельзя упускать из виду, что прямые капиталовложения ТНК являются
Важным, если не решающим, фактором в экономической интеграции европейс-
Ких и вообще западных стран, а также в дальнейшем углублении международ-
Ного разделения труда. Такие самые богатые и развитые в промышленном от-
Ношении страны, как США, ФРГ, Швейцария, Великобритания, Голландия и
Швеция, являются инвесторами, а такие менее богатые, хотя столь же высо-
Коразвитые европейские страны, как Испания, Португалия и частично даже
Италия, Греция, являются получателями инвестиций,
С точки зрения международного концерна прямые капиталовложения в фир-
Му в другой стране являются стратегическими инвестиционными решениями
Относительно оптимального использования преимуществ своего положения на
Рынке конкурентов и - захвата рынков. Такие преимущества в своем положе-
Нии на рынке - по сравнению с конкурентами - могут заключаться в наличии
Капитала, производственного потенциала, в лучшей разработке основ марке-
Тинга, в наличии "ноу-хау" в производстве данного товара, равно как и
Возможностей умелого менеджмента или высококлассной организационной
Структуры.
С точки зрения той стороны, где осуществляются такие капиталовложе-
Ния, они являются фактически импортом рабочих мест, промышленного
"ноу-хау" и современной технологии, в том числе и в сфере маркетинга и
Менеджмента. Поэтому все страны, даже такие наиболее развитые, как США,
Швейцария, Франция, ФРГ, которые сами экспортируют капитал через свои
Международные концерны, тем не менее всячески поощряют осуществление но-
Вых капиталовложений иностранными международными корпорациями.
Поэтому можно исходить из того, что подобные прямые иностранные капи-
Таловложения являются положительным вкладом в развитие экономики данной
Страны, если новое предприятие превосходит среднее предприятие в данной
Стране либо по уровню производительности, либо по экспортной квоте, либо
По созданию новых мощностей в области исследований и разработок.
Польза иностранных капиталовложений зависит и от ряда других факто-
Ров, например, от уровня самостоятельности новой дочерней фирмы, от ка-
Чества менеджмента и организации, от масштаба работ по исследованиям и
Разработкам, от уровня подготовки отечественных рабочих и от масштабов
Кооперации с фирмами и исследовательскими институтами в данной стране.
Уже перечисление данных факторов показывает, как трудно объективно оце-
Нить пользу капиталовложений международных концернов в других странах.
Основными мотивами для осуществления капиталовложений являются лучший
Доступ к новому рынку и использование более низких издержек производства
Или налоговых ставок.
В международном масштабе капиталовложения ТНК делятся на две группы.
1. Трансконтинентальные капиталовложения, обусловливаемые возможнос-
Тями лучшего использования рынка, т. е. возможностями поставлять товары с
Нового завода на рынок данной страны, а во многих случаях и на рынки
Всего этого континента. Например, концерн из США создает новые произ-
Водственные мощности в одной из стран Европы для того, чтобы оттуда пос-
Тавлять продукцию во все страны Западной Европы, страны-члены "Общего
Рынка " или ЕАСТ. Разница в издержках производства в сравнении с мате-
Ринской компанией является менее важным фактором принятия такого реше-
Ния. Но они являются решающими для определения, в какой стране данного
Континента следует создавать новые производственные мощности.
2. Транснациональные капиталовложения, т. е. прямые капиталовложения в
Другой, часто в соседней стране. Здесь решающим фактором является ис-
Пользование более выгодных издержек производства или лучшая обработка
Данного рынка совместного предприятия.
Большую роль в решении, где создавать новые производственные мощнос-
Ти, играют, разумеется, и льготы, предоставляемые своей собственной
Страной, а также другими странами.
В последнее десятилетие ТНК стран-членов "Общего рынка" создали новые
Предприятия в странах-членах ЕАСТ и наоборот. Мотивом для такого решения
Является лучшее использование таможенных систем этих двух международных
Организаций.
Основными критериями для осуществления прямых капиталовложений между-
Народными концернами являются: политическая и экономическая ста-
Бильность, доступ к европейским финансовым рынкам, издержки произ-
Водства, общие условия местонахождения предприятий (условия транспорти-
Ровки, наличие инфраструктуры в данной стране и косвенные критерии для
Определения издержек производства), государственные льготы и стимулы,
Наличие сравнительно дешевой рабочей силы, а также квалифицированной ра-
Бочей силы, емкость рынка данной страны, наличие или отсутствие торговых
Ограничений, наличие нужных субпоставщиков и т. п.
Следует сказать, что существование в одной стране большого количества
Иностранных дочерних фирм международных концернов является прямым или
Косвенным результатом слабого развития экономики этой страны. С точки
Зрения такой страны следовало бы проверить, почему, во-первых, отечест-
Венные фирмы не были в состоянии своевременно кооперировать работу между
Собой и полностью обеспечить потребности данного рынка; почему, во-вто-
Рых, иностранные фирмы, иностранное "ноу-хау" были в состоянии завоевать
Значительную часть данного рынка, почему, в-третьих, домашние фирмы не
Увидели шансов стать поставщиками своей продукции международным концер-
Нам за рубежом и, следовательно, предоставили этим концернам возможность
Создать свои филиалы в данной стране.
Впрочем, как мы уже говорили, влияние международных концернов ощуща-
Ется во всех капиталистических странах мира, даже в самых развитых.
Каким образом международные концерны создают свои филиалы в других
Странах? Во-первых, во многих случаях они просто покупают уже существую-
Щие предприятия, которые попали в финансовое затруднение, во-вторых, они
Строят новые предприятия, используя существенные государственные льготы
И стимулы. Эти льготы и стимулы все страны Запада используют для привле-
Чения иностранного капитала. К числу таких льгот и стимулов относятся:
- предоставление земельных участков либо бесплатно, либо по очень вы-
Годным ценам;
- предоставление или строительство государством необходимой инфраст-
Руктуры, тоже либо бесплатно, либо по очень низким ценам;
- прямые государственные субсидии под различным названием, из сущест-
Вующих во многих странах фондов для создания новых рабочих мест, прежде
Всего, в малоразвитых районах.
Если международные концерны собираются создать новый филиал, то не-
Редко между ними проводится настоящая гонка за получением таких льгот.
Международные концерны уже привыкли к льготам и широко их используют,
Противопоставляя одну страну другой.
О положительном или отрицательном эффекте прямых капиталовложений ТНК
Написана большая литература. Однако многие из публикаций оказываются до-
Вольно предвзятыми.
Достаточно бесспорным является тот факт, что иностранные капиталовло-
Жения в малоразвитые страны обычно имеют небольшой положительный, если
Не откровенно отрицательный эффект, как, скажем, строительство гостинич-
Ных и туристских комплексов в малоразвитых в промышленном отношении
Странах, где единственным преимуществом, которое страна может извлечь из
Этих капиталовложений, является то, что определенное число жителей нахо-
Дит рабочие места в построенных гостиницах. Но эти люди работают исклю-
Чительно на самом низком уровне сферы обслуживания, а более престижные
Рабочие места практически всегда заняты иностранцами. Поэтому только ог-
Раниченная часть всей заработной платы остается в стране. К тому же, при
Строительстве гостиниц, как правило, импортируют не только все необходи-
Мые строительные материалы, но и мебель, а затем даже часть продо-
Вольствия, необходимого для питания и обслуживания иностранных туристов.
Вся прибыль, разумеется, переводится за границу.
Сложнее определить эффект международных капиталовложений в более раз-
Витых странах. Даже в ФРГ, которая по уровню развития промышленности и
Уровню жизни является одной из ведущих стран Запада, специалисты пока
Не смогли прийти к единому выводу по данному вопросу.
Достаточно объективное исследование в данной области было уже прове-
Дено в 1987 г. Организацией экономического развития и сотрудничества в
Ирландии, Бельгии, Канаде и Австрии (в 1988 г. ). Проведенные независимо
Друг от друга исследования позволили сделать следующие выводы:
- значительная часть дочерних предприятий международных концернов не
Принесла в страны ни особой современной технологии, ни особого
"ноу-хау";
- дочерние предприятия международных концернов приносят сравнительно
Небольшую пользу для общего экономического развития данной страны, за
Исключением прямых расходов на персонал (зарплата), Они, как уже упоми-
Налось, во многих странах получают субсидии и платные льготы из госу-
Дарственного бюджета. Последнее означает, что налогоплательщики, в том
Числе, разумеется и конкуренты ТНК, субсидируют транснациональные корпо-
Рации;
- дочерние предприятия только в крайне небольших масштабах сотрудни-
Чают с промышленностью в данной стране и ориентируются практически
Только на свою материнскую компанию. Таким образом, даже если они прино-
Сят в страну передовую технологию, последняя не оказывает никакого эф-
Фекта на ее экономическое развитие;
- расходы на исследования и разработки в филиалах международных кон-
Цернов обычно являются очень высокими по сравнению с теми же расходами
На предприятиях данной страны, но они почти всегда значительно ниже, чем
Аналогичные расходы на материнском предприятии. К тому же теории, сог-
Ласно которым иностранные инвестиции способствуют повышению квалификации
Отечественной рабочей силы, тоже не оправдывают себя на деле, поскольку
Эти предприятия обычно вербуют в той стране высококвалифицированных ра-
Бочих у своих конкурентов.
Эти факты еще раз подтверждают, что деятельность международных кон-
Цернов в области создания новых филиалов, т. е. осуществления прямых ка-
Питаловложений в другие страны, не всегда дает положительный результат
Для их экономики.
О роли капиталовложений в другие страны и сращивании экономики запад-
Ных стран хорошо говорят следующие данные:
- по Швейцарии - на 100 работающих в этой стране приходится 79 рабо-
Чих и служащих, занятых на швейцарских предприятиях за рубежом;
- по Швеции - на 100 работающих на предприятиях в стране приходится
20 занятых на шведских предприятиях за рубежом;
- по Финляндии - соответственно 17 человек;
- по ФРГ-12.
Министры финансов, торговли и транспорта западноевропейских стран ре-
Гулярно встречаются независимо от того, являются ли эти страны членами
"Общего рынка" и ЕАСТ или нет. Особенно тесные контакты такого рода ус-
Танавливаются между немецкоговорящими странами: ФРГ, Швейцарией и
Австрией. При определении тех или иных мер финансовой и торговой полити-
Ки все западноевропейские страны вынуждены учитывать реакцию других
Стран. В большинстве случаев такие меры не принимаются самостоятельно,
Без консультации со своими соседями и крупнейшими торговыми партнерами.