ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достиже-
Ния. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по
Таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки.
При этом, конечно, все частные планы тесно взаимоувязаны между собой.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
- разработка общих целей;
- определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравни-
Тельно короткий период времени (2, 5, 10 лет);
- определение путей и средств их достижения;
- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления пла-
Новых показателей с фактическими.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится
Определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому
Надежность планирования зависит от точности фактических показателей
Прошлого. Иными словами, обеспечить эту надежность невозможно без точно-
Го бухгалтерского учета и не обладая необходимой обширной статистической
Базой.
Поскольку предприятие всегда - всего лишь небольшая часть общего рын-
Ка и экономики страны, для точного планирования необходимо получить как
Можно больше точной информации.
Если развитие предприятия не обязательно должно идти параллельно раз-
Витию общей экономики конкретной страны, то показатели рынка являются
Исходными данными для планирования предприятия. Планирование, как прави-
Ло, тем легче, чем крупнее предприятие, хотя на мелких предприятиях не-
Которые факторы оказываются более обозримыми для руководства, чем на
Крупных.
Следует также иметь в виду, что некоторые аспекты экономики в целом,
Такие, например, как экономические кризисы, забастовки и т. п., вообще
Не поддаются планированию. Как нельзя точно предсказать развитие будуще-
Го, так же невозможно получить все без исключения важные данные, скажем,
О рынке в целом, как и в первую очередь те, которые затрагивают дея-
Тельность конкурентов. Их реакцию на развитие рынка невозможно предуга-
Дать.
Таким образом, любое планирование предприятия базируется на неполных
Данных.
Поскольку предприятие не только не располагает всей необходимой ин-
Формацией для составления планов, а частично и вообще неизвестно, каких
Данных не хватает (ведь может случится, что при подборе базовых данных
Какие-то из них будут упущены как несущественные), качество планирования
В большей мере зависит от интеллектуального уровня компетентных сотруд-
Ников.
Отсюда следует, что систему планирования необходимо формализовать с
Таким расчетом, чтобы при разработке планов использовались по крайней
Мере все имеющиеся показатели. К тому же все планы должны составляться
Так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязы-
Вать с меняющимися условиями,
Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе
Именуемые "надбавками безопасности", или "подушками". Важно, однако,
Иметь в виду, что слишком большие резервы делают планы неточными, а
Небольшие влекут за собой частые изменения плана. Окончательное
Определение показателей планов всегда остается делом руководства, так
Же, как координация и контроль за их выполнением.
Итак, плановая система предприятия состоит из отдельных планов, четко
Отграниченных друг от друга по различным отраслям деятельности предприя-
Тия (см. рис. на стр. 120).
Обратим еще раз внимание на то, что планирование охватывает все важ-
Нейшие участки деятельности предприятия с тем, чтобы ориентировать их на
Достижение поставленных целей. Это практикуется на всех предприятиях.
Так, общая цель на американских предприятиях называется "policy", или
"company philosophy", т. е. основные принципы деятельности предприятия.
Вторая ступень планирования - составление планов по конкретным нап-
Равлениям производственных участков предприятия. В их основу кладутся
Отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и количест-
Венных показателях.
При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких
Мест, иными словами, от таких сфер деятельности предприятия, в которых
Маневренность, а потому и возможность влияния на развитие дел более ог-
Раничены. В послевоенные годы это была сфера производства, так как во
Многих случаях запрос превышал производственные мощности. В последнее же
Время узким местом обычно является сбыт, финансы или рабочая сила.
После завершения разработки планов по отдельным отраслям выявляются
Несоответствия - завышенные или заниженные показатели, - которые необхо-
Димо устранить. Поскольку планы взаимозависимы, возникает необходимость
Внесения соответствующей корректировки.
Сальдо доходной и расходной частей всех планов включается в бюджет,
Т. е. в план расходов и доходов, поскольку ориентиром является сохранение
Ликвидности - платежеспособности предприятия. Обычно отдельные планы
Составляются только по количественным показателям и лишь после их взаи-
Моувязки производится расчет денежных показателей.
Ниже мы остановимся только на тех областях планирования, которые име-
Ют большое значение для экспортеров или для работы на смешанных предпри-
Ятиях.