Органы ЕАСТ
Высшим органом ЕАСТ является Совет, состоящий из представителей всех
Стран-членов (по одному голосу) и могущий принимать решения фактически
Лишь на основе единогласия по той простой причине, что ему не присущ
Наднациональный характер.
Совет заседает регулярно, два раза в месяц в Женеве, где руководители
Постоянных миссий представляют свои страны. Состав президиума Совета ме-
Няется каждые 6 месяцев, причем происходит поочередная смена его членов,
Текущую работу ведет секретариат ЕАСТ, который возглавляется Гене-
Ральным секретарем.
Совет рассматривает вопросы, связанные со стимулированием торговли
Между странами-членами и активизацией сотрудничества с третьими странами
И международными организациями. Он принимает решения, которые имеют обя-
Зательную силу для стран-членов (в результате действия принципа единог-
Ласия). Из-за сложности правил, связанных с происхождением товаров, уп-
Равление ЕАСТ требует специальных знаний в области торговой политики,
Таможенной регламентации и общей экономической политики.
Поэтому Совет создал ряд комиссий, которые, однако, имеют право раз-
Рабатывать только рекомендации. Существуют следующие комиссии:
- комиссия внешнеторговых экспертов;
- комиссия по проблемам технических препятствий во внешней торговле;
- комиссия экспертов по таможенным вопросам и правилам происхождения
Товаров;
- экономическая и консультативная комиссия, состоящая из видных
Представителей экономических кругов стран-членов и вносящая на рассмот-
Рение совета предложения и рекомендации;
- комиссия депутатов парламентов стран-членов;
- комиссия по сельскому хозяйству и рыболовству;
- комиссия по проблемам экономического развития;
- бюджетно-финансовая комиссия.
Министры финансов, торговли и транспорта западноевропейских стран
Регулярно встречаются независимо от того, являются ли эти страны членами
"Общего рынка" и ЕАСТ или нет. Особенно тесные контакты такого рода ус-
Танавливаются между немецкоговорящими странами: ФРГ, Швейцарией и
Австрией. При определении тех или иных мер финансовой и торговой полити-
Ки все западноевропейские страны вынуждены учитывать реакцию других
Стран. В большинстве случаев такие меры не принимаются самостоятельно,
Без консультаций со своими соседями и крупнейшими торговыми партнерами.
Экономическая мощь "Общего рынка", динамичность его расширения и
Сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним в
Ближайшем будущем поставят перед остальными странами Европы альтернати-
Ву: либо вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но
Зато пользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оста-
Ваться в стороне, отрезать себе путь к процессу объединения Западной Ев-
Ропы со всеми отрицательными последствиями для собственной экономики.
Эти последствия для таких стран далеко не одинаковы. Например, Швейца-
Рия, экспорт которой распределяется сравнительно равномерно по всем
Странам мира, их может перенести легче, чем Австрия, около 60% внешней
Торговли которой приходится на страны "Общего рынка". Но движение к
Объединению Европы, стимулом которого является "Общий рынок", в будущем,
Вероятно, активизируется, и члены ЕАСТ в интересах своей собственной
Экономики будут вынуждены либо вступить в ЕС, либо найти определенную
Формулу ассоциирования.