КАК НАХОДИТЬ И ОЦЕНИВАТЬ ПАРТНЕРА
Выше мы уже упоминали о том, что крупные предприятия западных стран в
Последнее десятилетие создали свои филиалы на самых важных для них зару-
Бежных рынках. Это связано, с одной стороны, с тем, что автоматизация
Крупносерийного производства обусловливает узость внутренних рынков (их
Емкости) для товаров этих предприятий. С другой - эти концерны активно
Стремятся к тому, чтобы полностью исчерпать возможности своих зарубежных
Рынков.
Для решения второй задачи необходимо иметь на месте свою организацию,
Которая не только лучше знает местные условия, но и в силу ее близости к
Этому рынку в состоянии быстрее реагировать на все колебания его конъюнк-
Туры, чем удаленная от него материнская компания. К тому же, местный фи-
Лиал у рядового потребителя нередко создает впечатление, что он покупает
Товар у отечественного производителя, а не у крупного зарубежного между-
Народного концерна.
Именно по этим причинам все крупные предприятия стран Запада во вто-
Рой половине нынешнего столетия постепенно стали создавать зарубежные
Филиалы: либо как исключительно коммерческие организации, либо даже как
Производственные единицы.
Опыт деятельности международных концернов показывает, что завоевание
Нового рынка обычно проходит три этапа.
Первый этап
Это изучение рынка и его прибыльности путем проведения тщательных и
Глубоких анализов. Именно его результаты позволяют сделать вывод о том,
Стоит ли вообще заниматься данным рынком. Не исключено, конечно, что
Предприятие придет к заключению, что рынок для него недостаточно прибы-
Лен, поскольку он или слишком мелок, или на нем существуют чересчур вы-
Сокие таможенные барьеры, или товар на данном рынке можно продавать лишь
В специальной упаковке, использование которой не окупается в случае мел-
Косерийного производства. Однако и здесь опыт международных концернов и
Их действия свидетельствуют о том, что ТНК в подобных случаях оказывают-
Ся не столь щепетильными. Например, такие международные продовольствен-
Ные предприятия, как концерн "Нестле" (Швейцария), прежде не могли про-
Давать в странах Африки их специализированное молоко для новорожденных и
Другие продукты для детей грудного возраста из-за того, что матери при-
Выкли кормить детей своим материнским молоком. Ведь это на деле для
Грудных детей намного лучше и к тому же повышает их иммунитет к заболе-
Ваниям. Но, истратив колоссальные средства на рекламу, эти международные
Фирмы "доказали", что кормить ребенка грудью старомодно и не соот-
Ветствует современным представлениям. В итоге в африканских странах наб-
Людалось резкое увеличение объема продажи молочных продуктов и другого
Питания для детей грудного возраста. С одной стороны это привело к тому,
Что и без того бедные страны Африканского континента сейчас тратят на
Импорт этих "необходимых" продуктов громадные средства в иностранной ва-
Люте, которые можно было бы расходовать на более необходимые вещи. С
Другой - исследования врачей и Всемирной организации здравоохранения по-
Казывают, что здоровье детей не улучшилось. Наоборот, они стали чаще и
Легче заболевать, чем раньше, когда матери кормили их своим молоком.
Этот пример говорит о том, что для международных концернов вряд ли су-
Ществует рынок, на котором с их точки зрения работать неприбыльно. Раз
ТНК собираются расширять свои сбытовые программы, значит, они не призна-
Ют никаких барьеров, ни моральных, ни прочих.
Второй этап
На втором этапе экспортер выбирает себе местного представителя среди
Работающих на данном рынке торговых фирм. Правда, другим вариантом явля-
Ется незамедлительное создание здесь своего филиала.
Выбор местного представителя создает определенные преимущества.
Во-первых, он намного лучше знаком с местными условиями. Во-вторых, у
Местного представителя, как правило, лучшими оказываются личные связи с
Ведущими слоями общества конкретной страны, с ее политическими деятеля-
Ми. Это очень важно прежде всего в развивающихся странах, а также во
Многих арабских странах, где наличие хороших связей с королевской семьей
Обычно необходимо для успешного ведения работы. В-третьих, местный
Представитель в одном месте может лучше заниматься сервисным обслужива-
Нием и ремонтными работами, а также держать на своих складах необходимое
Количество новых готовых изделий и запасных частей. К тому же, работа
Через самостоятельного представителя обходится вначале намного дешевле,
Чем создание собственного филиала, и не стоит больших затрат времени на
Формальности при создании нового предприятия, когда его окупаемость еще
Не гарантирована.
Местный представитель благодаря своей энергии и с помощью зарубежного
Экспортера в состоянии успешно развивать рынок. Но имеющиеся у него воз-
Можности не позволяют ему полностью исчерпать потенциал рынка. Это по-
Буждает международные концерны обычно вступать в третий этап завоевания
Рынка, то есть к созданию собственного филиала.
Третий этап
Для создания филиалов существует в принципе три возможности.
Первая возможность. Концерны приобретают фирму местного представите-
Ля. Это допустимо в том случае, если речь идет о семейном предприятии, а
Его собственник в возрасте, и у него нет наследника вообще либо подходя-
Щего наследника.
Вторая возможность. В данном случае речь идет о том, чтобы частично
Или полностью выкупить предприятие местного представителя и, тем самым,
Стать единственным владельцем или по меньшей мере совладельцем фир-
Мы-агента.
Третья возможность. Международный концерн расторгает контракт с
Представителем и создает свой, совершенно новый филиал. Для расторжения
Контрактов или соглашений часто служат достаточно призрачные поводы, в
Силу чего нередко идут длительные процессы. В принципе международные
Концерны занимают более прочные позиции. И сам факт, что в ходе ведения
Процесса, длящегося порой несколько лет, международный концерн не пос-
Тавляет местному представителю необходимый товар, заставляет его в ко-
Нечном счете идти на соглашение о выплате ему определенной суммы в ка-
Честве выходного пособия.
К тому же договоры международных концернов на представительство пре-
Дусматривают достаточно большое количество возможностей для расторжения
Контракта. В них обычно перечисляются многочисленные потенциальные обс-
Тоятельства. Как правило, это нарушения соглашения со стороны местного
Представителя, которые дают международным концернам повод для их растор-
Жения.
Чтобы избежать этого, торговые законодательства почти всех западноев-
Ропейских стран предусматривают при расторжении контракта выплату опре-
Деленной суммы местному представителю независимо от того, кто расторг
Договор. Дальше всего в этой области зашло законодательство Италии. Поэ-
Тому при заключении договора с местным представителем и при его растор-
Жении в случае создания самостоятельного филиала вначале необходимо обя-
Зательно изучить соответствующее законодательство той или иной страны.
Обычно ТНК проходят все три этапа. Службами местного представителя
Они пользуются только до тех пор, пока считают целесообразным самостоя-
Тельно обрабатывать рынок. Так, опыт, накопленный в сфере продаж автомо-
Билей, показывает, что японские фирмы, да и другие производители автома-
Шин, используя такой подход, в конечном счете освобождаются от своих
Представителей, что порождает многочисленные споры. Впрочем, из-за нера-
Венства сил они обычно заканчиваются тем, что местный представитель до-
Вольствуется исключительно скромным выходным пособием.
На первом этапе, т. е. в процессе изучения рынка, очень важно решить,
Стоит ли создавать лишь торговый филиал, филиал, занимающийся исключи-
Тельно продажами товаров, или производственное предприятие. Решение это-
Го вопроса зависит в основном от емкости рынка, от наличия и отсутствия
Таможенных барьеров, которые необходимо будет преодолевать, и от возмож-
Ностей экспортировать товары из данной страны в третьи страны, если ры-
Нок оказывается достаточно ограниченным.
В любом случае будущий партнер, будь то совместное предприятие или
Самостоятельный представитель, должен:
~ иметь солидное финансовое положение;
- отлично знать рынок;
- обладать желанием активно заниматься новым представительством.
Последнее обстоятельство стоит серьезно изучить, потому что многие
Фирмы открывают новые представительства именно для того, чтобы как-то
"округлить" реальный ассортимент своей продукции, но у них нет либо нас-
Тоящего желания, либо возможностей всерьез заняться новыми товарами.
Встречаются также фирмы, берущие в свои руки новое представительство для
Того, чтобы его "заморозить".
Выше уже отмечалось, что во многих случаях в качестве будущего парт-
Нера лучше выбирать молодую, еще "агрессивную" и "несытую" организацию,
Чем ту, у которой есть разнообразные связи, но нет активного желания за-
Ниматься новыми товарами. Молодая организация, как правило, пригодна для
Завоевания нового рынка.
Если предприятие принимает решение заниматься новыми рынками путем
Назначения представителей или создания собственного филиала, совместного
С местными партнерами предприятия, сначала необходимо обязательно соз-
Дать соответствующую организацию у себя. Иностранными представителями,
Зарубежными филиалами и совместными предприятиями на многих западных
Фирмах занимается специально создаваемый отдел, а не просто отдел сбыта.
Это обусловлено тем, что контроль за деятельностью иностранных предста-
Вителей, собственных филиалов за границей и смешанных предприятий расп-
Ространяется не только на их сбытовую деятельность, но и на финансовое
Положение, а также на соблюдение хода общей фирменной политики материнс-
Кой компании, а как раз это находится вне рамок их сбытовой организации.
В разделах по экспорту и маркетингу подробно обсуждаются вопросы ра-
Боты с представителями. Здесь же считаем необходимым еще раз дать ряд
Советов, касающихся назначения представителя.
- Необходимо точно установить, какие предприятия он уже представляет
И в первую очередь представителем каких предприятий-конкурентов он явля-
Ется, какой репутацией он пользуется среди своих клиентов и потенци-
Альных новых клиентов вашего предприятия.
- На рынках с большими финансовыми рисками целесообразно, чтобы
Представитель был в состоянии гарантировать поступление платежей от по-
Купателей. Это своего рода делькредере.* Обычно представители, которые
Готовы брать на себя такой риск, получают за это комиссию на один-два
Процента выше обычной ставки. В этом случае экспортер может спокойно ру-
Ководствоваться тем, что его представитель продает товары только плате-
Жеспособным клиентам.
- Целесообразно также, чтобы представитель, занимающийся продажей и
Ремонтом запасных частей, имел собственный склад, а при необходимости и
Собственную мастерскую для ведения ремонтных работ.
- Не рекомендуется сразу же предоставлять новому представителю исклю-
Чительное право продажи на более крупной территории. К тому же разумнее
Предоставлять это право на определенный срок.
- Долгосрочное соглашение с предоставлением исключительных прав сле-
Дует заключать только в том случае, если новый представитель оправдал
Себя. Необходимо постоянно иметь в виду национальное законодательство,
Которое во многих странах устанавливает весьма строгие нормы по защите
Прав местных представителей.
О заключении договора на представительство шла уже речь в предыдущих
Разделах настоящей книги. Поэтому здесь ограничимся перечислением лишь
Тех минимальных условий, которые должны регулироваться положениями дан-
Ного договора. К их числу относятся:
- передача прав на представительство и перечисление товаров, которые
Будут реализовываться представителем;
- территория, на которую распространяется действие договора;
- общие условия представительства с указанием минимального размера
Годового оборота; обязанность регулярно информировать экспортера; запре-
Щение представлять без письменного согласия экспортера товары конкурен-
Тов; обязательство представителя сохранять в тайне всю информацию, кото-
Рую он получает в течение срока действия договора и в течение какого-то
Времени после прекращения его действия.
Многие договоры предусматривают также установление запрета представ-
Лять предприятия конкурентов в течение определенного периода времени
После истечения срока действия договора. В таком случае необходимо вна-
Чале тщательно изучить местное законодательство и зафиксировать право
Представителя назначать субагента лишь при наличии согласия экспортера;
- дополнительные обязанности представителя (обязательство держать ми-
Нимальный запас готовых изделий и запасных частей на складе, проводить
Гарантийные и другие ремонтные работы, при поддержке экспортера обеспе-
Чивать профессиональную подготовку своих служащих, регулярно давать ана-
Лиз рынка);
- права представителя, ставки комиссионного вознаграждения и сроки
Его выплаты, ставки комиссионного вознаграждения, если экспортер получа-
Ет заказ из района представителя без усилий со стороны экспортера (в тех
Случаях, когда представитель обладает исключительными правами на предс-
Тавительство, он, как правило, получает определенное, но более низкое
Комиссионное вознаграждение);
- обязанности экспортера. (Экспортер должен обеспечить своего предс-
Тавителя необходимыми рекламными материалами и технической документаци-
Ей, распределить расходы на рекламу, своевременно информировать предста-
Вителя об изменении цен, предоставлять ему необходимые образцы и согла-
Совывать с ним сроки поставок);
* делькредере - ручательство комиссионера перед комитентом за исполне-
Ние договора, заключенного с третьим лицом. За делькредере комиссионер
Получает особое вознаграждение. - Прим. ред.
- срок действия соглашения и условия его расторжения (урегулирование
Вопросов выплаты компенсации при расторжении договора, а также передачи
Склада и запасных частей экспортеру по истечении срока действия догово-
Ра);
- право, которым руководствуется при заключении договора, компетент-
Ный суд или арбитраж, число подписываемых экземпляров договора, язык до-
Говора, число идентичных экземпляров.
Работа местных агентов-представителей на экспортном рынке имеет свои
Преимущества. Правда, на многих рынках необходимо проявлять большую на-
Ходчивость, чтобы не оказаться побежденным своими конкурентами. В от-
Дельных западных странах классический экспорт товаров сталкивается с
Возрастающими трудностями. В первую очередь здесь следует иметь в виду
Углубление процесса протекционизма. Многие из развивающихся стран уже не
В состоянии просто импортировать. Они высказывают желание участвовать в
Кооперации. Поэтому на место прежней концепции экспорта товаров приходит
Новый международный маркетинг, побуждающий развивать иные формы междуна-
Родной деятельности. К их числу относится предоставление лицензий и
"ноухау", оказание управленческих услуг, заключение консультативных до-
Говоров, все виды компенсационных и бартерных сделок, наконец, капита-
Ловложения за рубежом в форме как совместного предприятия, так и созда-
Ния собственного филиала. Опыт крупных международных концернов свиде-
Тельствует, что перечисленные выше формы более интенсивного международ-
Ного маркетинга обеспечивают достижение прочного успеха на международном
Рынке.
Такой вывод позволяют сделать не только углубление процесса протекци-
Онизма и нехватка валютных средств во многих странах, но и то обстоя-
Тельство, что системе работы через генеральных представителей приходится
Сталкиваться с неожиданно возникающими проблемами. Так, при работе между
Экспортером (производителем) и агентом-представителем возможно возникно-
Вение самых настоящих конфликтов. У производителя появляются высокие
Расходы на исследования и разработки, а также большой риск при внедрении
Новых изделий на международный рынок. Не следует забывать при этом о
Том, что в условиях острой конкуренции продолжительность жизни товаров
На рынке сокращается. Однако иностранные представители на различных рын-
Ках подходят к данной проблеме каждый по-своему. Они вовсе не заинтере-
Сованы выставлять на продажу весьма сложные товары. Ведь это требует ис-
Пользования квалифицированной рабочей силы, высоких расходов на рекламу,
Наличия на складах большого количества запасных частей, Представители,
Разумеется, заинтересованы в большом обороте при минимуме проблем. Вот
Здесь и может наступить момент, когда производитель должен будет преодо-
Леть определенный психологический порог и перейти к другой, более интен-
Сивной форме обработки международного рынка - продаже лицензий, созданию
Совместного предприятия или собственного филиала.
Многим западным производителям приходится решать такие проблемы, как
Отсутствие соответствующей внутренней организации; существование проблем
Финансирования, которые позволяют многим, прежде всего мелким и средним,
Предприятиям незамедлительно создавать необходимое число собственных фи-
Лиалов или смешанных предприятий; нехватка высококвалифицированных сот-
Рудников, не только знающих иностранные языки, но и готовых жить опреде-
Ленное время за рубежом порой даже при более худших условиях, чем у себя
Дома.
Когда экспортер решает перевести своих лучших сотрудников за рубеж,
Он начинает ощущать нехватку у себя компетентных работников. Международ-
Ный опыт свидетельствует о том, что при такой форме работы на междуна-
Родном рынке посылать за границу собственных сотрудников лучше в тех
Случаях, когда это касается технического персонала. Если же речь заходит
О коммерческом персонале и о странах, культура и общие условия жизни ко-
Торых в корне отличаются от "домашних", целесообразнее пользоваться ус-
Лугами местных кадров,
Для тех предприятий, которые не желают сразу же переходить от ведения
Экспорта старыми методами к созданию смешанных предприятий или собствен-
Ного филиала, существуют такие промежуточные возможности, как, напри-
Мер, передача лицензий; создание консорциумов с другими предприятиями в
Собственной стране, производственная программа которых дополняется; осу-
Ществление производственной кооперации с партнерами за рубежом.
Первым решающим шагом в направлении кооперации является предоставле-
Ние лицензий. Выгода выдачи лицензии заключается в том, что она не тре-
Бует никаких финансовых средств для осуществления капиталовложений. Но
При заключении лицензионного договора предприятию часто приходится прео-
Долевать внутреннее сопротивление, Ведь речь идет о передаче результатов
Собственных исследований и разработок. Не исключено, что таким путем на
Свет появится новый потенциальный конкурент. Впрочем, во многих случаях
Передача лицензий является единственной возможностью преодолеть экспорт-
Ные рестрикции или таможенные барьеры без того, чтобы не столкнуться с
Большими финансовыми рисками при создании собственного филиала.
Важнейшим преимуществом предоставления лицензий является быстрое ос-
Воение нового рынка. При этом вряд ли возникнут проблемы, связанные с
Созданием дополнительного отдела, поскольку отдел экспорта, как правило,
В состоянии осуществлять дополнительные функции.
Существует два основных вида лицензионного соглашения - патентный до-
Говор и договор о передаче "ноу-хау". (Договор о передаче "ноу-хау" -
Термин, применяемый в международном праве для обозначения обязательств
По передаче другой стороне выраженных в форме документации технических
Знаний, опыта, навыков с одновременной посылкой специалистов для налажи-
Вания производственного процесса, изготовления изделия и т. д. Применяет-
Ся в лицензионных соглашениях. ) Как правило, в лицензионном соглашении
Лицензиар передает и патент и "ноу-хау", поскольку при введении в
Эксплуатацию нового оборудования, в процессе подготовки кадров и провер-
Ки качества помимо технической помощи большую роль играют и коммерческие
Вопросы.
Существует две возможности осуществления платежей при передаче лицен-
Зий:
- выплата общей суммы сразу или по частям;
- выплата сумм в зависимости от объема производства и сбыта (на меж-
Дународном уровне, как правило, 2-5% оборота).
В странах запада в последнее время придается большое значение заклю-
Чению лицензионных соглашений. Объясняется это также и тем, что они об-
Ладают известными достоинствами. В чем же они состоят? Во-первых, они
Позволяют существенно ускорить процесс освоения нового рынка. Здесь от-
Падает потребность во времени, необходимом для осуществления капиталов-
Ложений в строительство зданий, на импорт оборудования и т. д. Во-вторых,
В странах с нестабильной политической ситуацией снижается опасность по-
Тенциальной экспроприации. В-третьих, экспортер не выступает в роли ра-
Ботодателя. Поэтому его нельзя критиковать как международный концерн,
Использующий благоприятные условия, складывающиеся для него в развиваю-
Щейся стране, к примеру, более низкий уровень заработной платы. В-чет-
Вертых, за границу можно перевести производство, перестающее быть рента-
Бельным в собственной стране. В-пятых, платежи за лицензии хотя бы час-
Тично покрывают собственные расходы на исследования и разработки. В-шес-
Тых, в отдельных случаях рекомендуется скорее продавать лицензии потен-
Циальному конкуренту, чем ожидать, пока он сам не разработает конкурент-
Ную продукцию.
Впрочем, лицензионные соглашения создают для лицензиара и определен-
Ные опасности. Во многих странах очень сложно осуществлять контроль за
Передаваемыми техническими знаниями, опытом, навыками и прежде всего за
Осуществлением платежей за переданные лицензии. Это касается в первую
Очередь тех случаев, когда лицензиар не имеет права и тем более не обла-
Дает возможностями тщательно следить за производством клиента и ведением
Им бухгалтерских счетов. Не исключено также и то, что лицензиар предос-
Тавит ему тем самым возможность стать конкурентом даже на собственном
Рынке. Разумеется, можно избежать этого, заключая лицензионное соглаше-
Ние. Но, имея в виду достаточно низкий уровень развития правосудия,
Прежде всего в развивающихся странах, такая опасность все же сохраняет-
Ся. Даже во многих европейских странах, к примеру в Италии, вести про-
Цесс для иностранца не только очень дорого, но и практически без шансов
На успех. Какой процесс порой длится десять лет, а за это время партнер
Может сделать фактически все, что только пожелает.
Если предприятие пришло к заключению, что на экспортном рынке необхо-
Димо вести более интенсивную работу, используя местную организацию,
Очень важно вначале решить вопрос: либо создать полностью собственный
Филиал, либо найти партнера и с ним учредить смешанное предприятие в со-
Ответствующей стране.
Многие совместные внешнеторговые организации в последние годы, опира-
Ясь на поддержку своих старых торговых партнеров за рубежом, создали
Совместные, так называемые смешанные фирмы. Советские фирмы, в дея-
Тельности которых проявляются особенности экономической структуры социа-
Листических стран, в меньшей степени знакомы с условиями западных рын-
Ков. Поэтому преимущества таких смешанных фирм за границей для советских
Предприятии состоят в том, что западный партнер не только лучше знаком с
Местными условиями, но его подключение придает новому предприятию также
Облик местного, а не иностранного предприятия.
Капиталовложения с участием местного партнера рекомендуется осу-
Ществлять, учитывая ряд обстоятельств.
1. Законодательство конкретной страны полностью запрещает создание
Филиалов иностранных компаний без участия в них местных партнеров.
2. В ряде случаев имеющиеся финансовые средства превышают собственные
Возможности. В то же время существуют потребности в иностранном капита-
Ле, необходимом для осуществления капиталовложении.
3. Нередко привлечение местного партнера позволяет получить опре-
Деленные льготы со стороны местного государства (например, льготные ус-
Ловия приобретения земельного участка или получения прямых государствен-
Ных субсидий при создании нового предприятия, а также дополнительных но-
Вых рабочих мест в районах с высоким уровнем безработицы).
4. В тех случаях, когда осуществление капиталовложений в конкретной
Стране связано с определенными экономическими или политическими рисками,
Целесообразнее привлекать к этому делу местного партнера.
5. Важно иметь в виду и то, что местный партнер обладает известными
Преимуществами. К примеру, скажем, у него есть добротная сбытовая орга-
Низация, позволяющая быстрее и легче освоить новый рынок.
Учтя все эти обстоятельства, нельзя забывать о том что в деле привле-
Чения партнера преимущества должны быть более весомыми, чем недостатки.
Иными словами нужно постоянно иметь в виду необходимость или, по крайней
Мере, целесообразность совместного принятия важных решений и распределе-
Ния прибыли с партнером.
Если решение создать смешанную фирму за рубежом принято, необходимо
Найти для нее подходящую юридическую (правовую) форму. При выборе наибо-
Лее оптимальной юридической формы недопустимо игнорировать факт сущест-
Вования налоговой системы, действующей в данной стране, а также наличия
Межгосударственного соглашения об избежании двойного налогообложения. В
Противном случае вся прибыль, полученная смешанной фирмой, будет обложе-
На полной налоговой ставкой и за границу останется перевести лишь чистую
Прибыль. Отличие одной юридической формы от другой рассматривается в
Правовом разделе настоящей книги. В принципе же можно исходить из того,
Что в таких странах, как ФРГ и Австрия, целесообразнее учреждать общест-
Во с ограниченной ответственностью.
При создании смешанной фирмы в западных странах необходимо решить
Вопросы, связанные с установлением размера иностранного участия. Здесь
Нужно иметь в виду, что законодательство некоторых из них запрещает
Иностранной фирме обладать большей частью капитала или устанавливает
Конкретные условия, при которых рекомендуется делить поровну основной
Капитал и всю ответственность. Можно сказать: как правило, иностранное
Участие тем выше, чем больше смешанное предприятие считается иностран-
Ным, и, наоборот, оно тем ниже, чем ниже заинтересованность западного
Партнера в развитии данного предприятия по той причине, что его возмож-
Ности принимать участие в руководстве, а также доля прибыли меньше.
Одной из важных является проблема руководства, то есть определение
Состава совета директоров. Серьезное значение имеет и постановка вопроса
О том, кто назначает генерального директора (при условии, что это вообще
Имеет место).
Как известно, во многих фирмах на Западе руководство состоит из кол-
Лективного органа, совета директоров, в котором каждый полностью отвеча-
Ет за свою сферу деятельности, в котором все пользуются равными правами,
В равной степени несут ответственность. Система единоначалия, в которой
Всей полнотой власти располагал лишь генеральный директор, на Западе
Давно отошла в прошлое. И если советское предприятие при создании сме-
Шанной фирмы за рубежом пытается укоренять эту систему, оно неизбежно
Столкнется с большими проблемами.
Полномочия и ответственность
Квалификация советских сотрудников вряд ли столь высокая, чтобы - с
Учетом всех различий в экономических структурах восточноевропейских и
Западных стран - они действительно могли самостоятельно решать все воп-
Росы. Практика подсказывает, что даже самый высококвалифицированный сот-
Рудник из Советского Союза не в состоянии хорошо разбираться одновремен-
Но в экономических, правовых и налоговых вопросах стран Запада. К тому
Же они работают за рубежом обычно в течение 3-& лет, им крайне трудно
Привыкать к местным условиям. Поэтому даже в самом незаурядном случае
Самостоятельно принимать все решения и нести полную ответственность за
Них весьма трудно и крайне рискованно. В конечном случае подобный руко-
Водитель так или иначе оказывается в зависимости от своих западных кол-
Лег. Вот почему мы рекомендуем учитывать данное обстоятельство и назна-
Чать двух равноправных директоров, из которых каждый представляет своего
Учредителя. При решении этого вопроса важно учитывать и местное законо-
Дательство, поскольку законы отдельных стран не разрешают иметь иност-
Ранного генерального директора или президента фирмы (общества).
Распределение обязанностей между советскими и иностранными директора-
Ми
Как правило, целесообразно, чтобы каждый занимался тем, в чем он луч-
Ше разбирается, то есть советский представитель занимается связями с со-
Ветскими учредителями или производителями (поставщиками, клиентами), а
Внимание его партнера уделяется связям с западной клиентурой, Важно так-
Же, чтобы западный представитель занимался бы и налоговыми, правовыми и
Некоторыми организационными вопросами, в которых он в состоянии разоб-
Раться лучше, чем приезжие.
Во всяком случае, хорошо было бы, чтобы все важные решения принима-
Лись согласованно (конценсусом), независимо даже от доли иностранного
Капитала. Данное обстоятельство необходимо всегда иметь в виду, потому
Что иностранный партнер легко может потерять интерес к развитию предпри-
Ятия, если важные решения принимаются без его согласия или без кон-
Сультации с ним.
Распределение прибыли
Согласно законодательству всех западных стран, прибыль распределяется
Среди учредителей в зависимости от их участия в основном капитале. Можно
Исходить из того, что смешанные фирмы с компаньонами из восточноевро-
Пейских стран созданы не для того, чтобы получать свои большие прибыли,
А чтобы облегчать учредителям с обеих сторон достижение тех целей, кото-
Рые были поставлены ими при учреждении смешанной фирмы. Со стороны со-
Ветского партнера это - расширение или облегчение сбыта в данной стране,
А западного партнера - в равной степени увеличение сбыта своей продукции
В Советском Союзе и содействие продаже советских товаров в данной стра-
Не.
Вот почему создание смешанной фирмы ни в коем случае не является са-
Моцелью. Она существует лишь для того, чтобы помочь учредителям в дости-
Жении поставленных целей. Такие смешанные фирмы в любом случае должны
Иметь взвешенный баланс, потому что налоговые органы всех стран строго
Следят за тем, чтобы смешанные фирмы не работали без прибыли. В против-
Ном случае они считают, что расчетные цены между иностранными и советс-
Кими учредителями установлены на столь высоком уровне, что прибыль полу-
Чает лишь советский партнер, а не смешанное предприятие на Западе. Пола-
Гая в таком случае, что прибыль, которая реально должна создаваться на
Смешанной фирме, перемещается в Советский Союз, налоговые органы вынуж-
Дают выплачивать ее соответствующую ставку налога, которая оказывается
Очень высокой.
Сфера деятельности смешанной фирмы
Обычно смешанные фирмы занимаются продажей товаров своих советских
Учредителей в конкретной западной стране и реализацией ассортимента то-
Варов данного западного партнера в Советском Союзе. Во многих случаях
Смешанные фирмы ведут также транзитную торговлю, то есть продажу товаров
Своей номенклатуры в третьи страны. На эту сторону сотрудничества надо
Обратить особое внимание в том случае, если западный партнер является
Одновременно и клиентом советского учредителя. При этом важно четко оп-
Ределить, какие экспортные или импортные сделки проходят через смешанную
Фирму, а какие западные и советские учредители проводят напрямую между
Собой.
Часто в тех случаях, когда западный партнер являлся одновременно пос-
Тавщиком и клиентом советского учредителя, оказывалось, что более выгод-
Ные сделки он осуществляет самостоятельно, а менее выгодные - через сме-
Шанную фирму. Такая опасность исчезает, если западным партнером выступа-
Ет, скажем, банк, для которого коммерческие сделки сами по себе не
Представляют интереса. Он заинтересован прежде всего в том, чтобы через
Него велись все финансовые операции.
Важное значение имеет решение вопроса с подбором советского персонала
Для работы на смешанных фирмах за рубежом. Эти сотрудники должны не
Только знать язык страны и иметь определенный опыт работы с западными
Партнерами, но и владеть определенной интеллектуальной приспособляе-
Мостью, позволяющей им быстрее адаптироваться к новым условиям жизни на
Западе.
Не менее важно уметь создать на смешанной фирме соответствующую орга-
Низационную структуру с четким распределением обязанностей, которая поз-
Воляла бы избежать возможных трений с местным персоналом.
Проблемы, связанные с дисциплиной
Дисциплина для всех сотрудников, будь то зарубежные или советские
Специалисты, должна быть одна. Если советское руководство тщательно сле-
Дит за тем, чтобы западные партнеры строго соблюдали установленные по-
Рядки, в частности время обеденного перерыва, со своей стороны допуская
Многочисленные нарушения, это, разумеется, оказывает отрицательное воз-
Действие на формирование специального климата на предприятии. Здесь со-
Ветским директорам необходимо проявлять большую щепетильность и такт.
Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что советские сотрудники об-
Ходятся смешанной фирме намного дороже, чем местные, поскольку их необ-
Ходимо обеспечивать квартирой, мебелью, автомашиной и т. д.
При выборе места для создания смешанной фирмы желательно руководство-
Ваться тем, на каком рынке она должна работать и какие другие рынки смо-
Жет дополнительно обслуживать, например, выбрать страну, входящую в ЕЭС
Или ЕАСТ, или какую-либо нейтральную страну. Особое внимание при этом
Следует уделять:
- наличию организационной базы у западного партнера. (Во многих слу-
Чаях проще создать смешанную фирму там, где уже имеется предприятие за-
Падного партнера, поскольку это намного облегчает создание смешанного
Общества, поиск помещений для бюро, квартир и т. д.);
- поиску возможностей учреждения фирмы там, где она будет непос-
Редственно работать;
- налоговым вопросам (размер и вид налогообложения, наличие соглаше-
Ния об избежании двойного налогообложения и др. ).
При обсуждении вопроса о налогообложении важно иметь в виду, что в
Европе и других странах существуют так называемые "налоговые убежища",
То есть страны и места с существенно более низким уровнем налогообложе-
Ния, к примеру, в Лихтенштейне, на Канарских или Бермудских островах,
Где практически не взимаются подоходные налоги. Даже в Швейцарии макси-
Мальная ставка подоходного налога меньше, чем во многих других западно-
Европейских странах. Данный вопрос надлежит изучать, лишь прибегая к ус-
Лугам местного налогового специалиста;
- изысканию несложных возможностей получения разрешения на пребывание
И ведение работы необходимым числом советских сотрудников;
- выявлению наиболее благоприятного общего климата для советского
Участия в конкретной стране (возможность свободного передвижения в стра-
Не и т. п.).
В нейтральных странах, например, в Австрии, советским гражданам пре-
Доставляются более льготные условия, чем в странах НАТО;
- изучению проблем транспортировки, прежде всего, при экспорте
Больших объемов насыпных грузов из Советского Союза. В этом отношении
Наличие морского или, например, придунайского порта тоже может создавать
Определенные преимущества;
- выявлению и изучению возможностей приглашения на работу в нужном
Числе высококвалифицированных местных специалистов) по возможности, со
Знанием русского языка и с опытом работы с советскими организациями;
- обсуждению вопросов общей стоимости жизни в различных странах.
Хотя уровни жизни в странах Центральной Европы (ФРГ, Австрия, Швейца-
Рия) практически одинаковы, стоимость жизни в каждой из них достаточно
Различна. ООН регулярно публикует статистику стоимости жизни в различных
Странах, и советские торгпредства и посольства в конкретных странах мо-
Гут оказать необходимую помощь при изучении данного вопроса.
В случае, когда принято решение учредить на Западе смешанную фирму,
Предстоит найти ответ еще на один вопрос: создавать ли новую смешанную
Фирму или приобрести участие в уже существующей западной компании. Как
Правило, советские организации до сих пор создавали лишь новые смешанные
Фирмы, И все же стоит иметь в виду еще одну возможность, а именно купить
Участие в уже существующей фирме. Ее достоинство состоит в том, что в
Этом случае можно намного быстрее обеспечить функционирование фирмы.
Здесь отпадает необходимость в осуществлении бюрократических операций,
Связанных с созданием нового предприятия. А ведь во всех европейских
Странах эта "бюрократическая канитель" длится не меньше, если не больше,
Трех месяцев.
Советские организации противной стороной в деловых отношениях до сих
Пор обычно выбирали уже давно известного торгового партнера. В связи с
Этим хотелось бы указать на то, что западные предприятия в таких случаях
Нередко прибегают к услугам специальных посреднических фирм, которые
Ищут, с одной стороны, потенциальных покупателей предприятия, владельцы
Которых готовы его продать, а с другой - по поручению предпринимателей,
Желающих продать свою фирму, - потенциальных покупателей. Как правило на
Семейных предприятиях зачастую возникает такое положение, когда хозяин
Очень пожилой человек и у него нет наследников вообще или подходящих
Наследников, в силу чего он вынужден продавать свое предприятие.
Предоставлением подобных посреднических услуг занимается ряд междуна-
Родных фирм, желающих получить за них определенное, нередко достаточно
Высокое комиссионное вознаграждение, в размере 50-100 тыс. шиллингов и
Даже больше в зависимости от размеров предприятия (фирмы), становящегося
Предметом переговоров. Достоинством использования услуг такого рода спе-
Циалистов является то, что во-первых, иностранный заказчик может оста-
Ваться анонимным, а во-вторых, подобные международные фирмы привлекают к
Своей деятельности местных специалистов, которые отлично разбираются в
Своих рынках.
Приобретая участие в уже существующей фирме, необходимо решить основ-
Ной вопрос - оценить ее стоимость. Сразу же стоит сказать, что здесь не
Существует единой общепринятой системы. Каждый отдельно взятый специа-
Лист убежден в том, что его метод самый подходящий. В принципе существу-
Ют следующие подходы:
- определение стоимости предприятия, исходя из данных опубликованных
Баланса и годового отчета. Но в виду того, что расчеты весьма расходятся
С реальными цифрами (см. раздел "Как считать баланс"), данный метод мож-
Но использовать лишь в качестве дополнительного;
- определение стоимости предприятия путем умножения размера его годо-
Вой прибыли за последние два или три года на определенный коэффициент,
Равный, как правило 4-6. Это означает, что предприятие, которое в пос-
Ледние годы получало среднегодовую прибыль в размере 10 млн. шиллингов,
Стоит от 40 до 60 млн. шиллингов;
- определение стоимости предприятия путем расчета стоимости создания
Новой фирмы. Многие специалисты считают такой подход наиболее подходящим
И приемлемым.
Из сказанного выше следует, что определение стоимости реально сущест-
Вующей фирмы - достаточно сложный вопрос, и получение ответа на него во
Многом зависит от того, кто более заинтересован - покупатель или прода-
Вец. В любом случае при приобретении подобной фирмы рекомендуется прив-
Лекать юридических и налоговых специалистов конкретной страны.
Для ведения переговоров по этим вопросам важно подготовить следующий
Список:
1. финансовое положение:
- годовые отчеты последних 10 лет;
- отчеты аудиторов за последние годы; баланс предприятия для опреде-
Ления суммы налогообложения;
- статистика задолженностей и требований за последние годы, чтобы по-
Казать, в какой мере собственные средства покрывают долги;
- плановые балансы (бюджеты) последних лет с указанием всех отклоне-
Ний;
- перечень банковских кредитов и тех рамок, которые предоставляются
Банками для использования кредитов;
- перечень капиталовложений последних лет и статистика средств, кото-
Рыми они были финансированы;
- статистика рентабельности оборота и рабочей силы;
- статистика имеющихся, еще не выполненных заказов;
- статистика лицензионных платежей, которые фирма получает от своих
Клиентов, и лицензионных платежей фирмы своим лицензиарам;
- административные расходы в сравнении с оборотом, чтобы показать,
Насколько рентабельным является административный аппарат предприятия;
- статистика данной отрасли промышленности или торговли и данные со-
Поставления развития данной отрасли с развитием данного предприятия,
Чтобы определить, может ли предприятие расширить свой рынок;
2. юридические вопросы
- наличие у продавца полномочий продавать предприятие (некоторые ак-
Ционеры могут возражать против продажи предприятия);
- наличие у кредиторов (банков) возражений против продажи предприя-
Тия;
- копии регистрационных пометок в торговом реестре обществ с ограни-
Ченной ответственностью, чтобы точно установить, кто является учредите-
Лем;
- по возможности список всех акционеров, которые держат более 5% ак-
Ций, если речь идет об акционерном обществе; выяснение вопроса, является
Ли данное предприятие монополистом или квазимонополистиом по законода-
Тельству данной страны и могут ли соответствующие административные орга-
Ны возражать против продажи данного предприятия зарубежному партнеру;
- перечень соглашений или договоров, существующих между данной фирмой
И другими предприятиями (лицензионные соглашения, распределение произ-
Водства или рынков, закупки и продажи марочных названий или торговых ма-
Рок и т. п. ).
В дополнение к сказанному выше крайне необходимо изучить вопросы на-
Логообложения по отношению к Советскому Союзу и трансферта туда прибыли.
К тому же в отдельных странах иностранные учредители должны внести опре-
Деленный налог при осуществлении капиталовложений в смешанное предприя-
Тие в данной стране.
Очень важно подробно изучить также положение предприятия на рынке,
Другими словами, его маркетинговую ситуацию, равно как и организационную
Структуру (в какой мере она соответствует современным требованиям). Це-
Лесообразно внимательно ознакомиться с тем, каким престижем обладает
Предприятие на Западе, т. е. с мнением общественности, прессы, прави-
Тельства, клиентов и поставщиков о нем.
Нельзя не обратить внимание на то, что в деле приобретения участия в
Западной фирме или создания нового смешанного предприятия решающим фак-
Тором является наличие взаимного доверия между новыми партнерами. И
Здесь к месту будет сказать: "Семь раз отмерь - один раз отрежь".
После того, как с будущим партнером будет достигнуто принципиальное
Согласие на создание смешанной фирмы за рубежом, оба партнера обычно
Подписывают так называемый протокол о намерениях (Letter of intent), в
Котором выражается желание создать смешанное предприятие и перечисляются
Области, по которым уже имеется принципиальная договоренность. При сос-
Тавлении такого протокола целесообразно привлекать адвоката. Однако сам
Факт существования соглашения еще не обязывает партнеров создавать сме-
Шанную фирму, если в ходе дальнейших переговоров партнеры не смогли
Окончательно договориться.
Одним из ключевых вопросов создания смешанной фирмы является состав-
Ление первого бюджета - первой сметы расходов и доходов) - который раз-
Рабатывается лишь после достижения договоренности по конкретным сферам
Ее работы. Составление бюджета показывает, в состоянии ли эта фирма ра-
Ботать рентабельно.
На Западе действует правило) что новое предприятие как правило в пер-
Вые два-три года является убыточным и только на третий или четвертый год
Может приносить прибыль.
Как уже говорилось выше, разработка сбытовой программы является ис-
Ходным пунктом и для составления финансового плана (бюджета), в силу че-
Го четкое определение сферы деятельности смешанной фирмы является одной
Из ключевых проблем.
В наше время широкого распространения в некоторых областях интенсив-
Ных форм сотрудничества устаревающие формы экспорта и импорта постепенно
Уходят в прошлое. Происходит создание смешанных фирм и собственных фили-
Алов, что, естественно, позволяет активизировать работу на зарубежных
Рынках. Это приводит к дальнейшему переплетению экономик различных стран
Мира и углублению в них сотрудничества предприятий, а косвенно - к росту
Финансовых рисков, обусловливаемых необходимостью осуществлять капита-
Ловложения в зарубежных странах. Вот почему необходимо тщательнее и
Глубже изучать не только рынки, но и потенциальных партнеров.