ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА
Исследование рынка охватывает собой анализ всех условий, имеющих зна-
Чение для успешной реализации товара. В основу этой деятельности предп-
Риятия положены исследовамия продукции под углом зрения высшей эффектив-
Ности ее сбыта. При этом анализируется не только способ производства,
Потребление продукции, срок службы, правила пользования, упаковка и
Стайлинг изделия, но и такие аспекты, как объем оборота, прибыль от про-
Дажи, конкурентоспособность, скорость реализации.
Исследование рынка включает в себя также всесторонний анализ потреби-
Теля, его мотиваций и потребностей, сезонных колебаний спроса, эффектив-
Ности сбытовой организации, рекламы, деятельности конкурентов.
Только систематическое исследование рынка дает надежную основу для
Планомерной реализации продукции. Это, в свою очередь, предопределяет
Эффективность всех результатов сбытовой деятельности по объему, выручке,
Времени сбыта и территории распространения товара.
Контроль за сбытом позволяет сопоставить запланированные данные с по-
Лученными результатами. На основе контроля за сбытом текущее планирова-
Ние делает всю маркетинговую систему эластичной, так как оно своевремен-
Но выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка.
Одной из важнейших областей в концепции маркетинга является анализ
Факторов, влияющих на сбыт продукции. В основе лежат три группы факто-
Ров: сам товар, положение предприятия, рынок.
Факторы товара, влияющие на сбыт:
- отличие цены данного товара от цен конкурентных товаров:
- его взаимозаменяемость (уровень возможной замены) другими товарами;
- зависимость от необходимого для его производства оборудования, воз-
Можность быстро переключаться на производство других товаров;
- косвенная польза товара для покупателя;
- зависимость эксплуатации изделия от правил пользования;
- уровень платежеспособного спроса на товар.
Факторы положения предприятия, влияющие на сбыт:
- общее положение предприятия на рынке;
- давление конкуренции;
- престиж предприятия;
- финансовые средства, которыми предприятие располагает для проведе-
Ния сбытовых мероприятий;
- общая структура номенклатуры продукции;
- гибкость производственной и сбытовой программ (возможности по быст-
Рому выпуску новой продукции).
Факторы рынка, влияющие на сбыт:
- общая емкость рынка;
- соотношение сил предприятия и его конкурентов;
- эластичность спроса;
- роль оптовой торговли;
- распределение рынка между конкурентами.
Рынки товаров широкого потребления во многом отличаются от рынков ос-
Новных средств производства.
На Западе, где рынок всех товаров фактически перенасыщен, завоевание
Новых сегментов рынков в области товаров широкого потребления возможно
Только за счет прямых или косвенных конкурентов. Здесь реклама и изуче-
Ние рынка играют часто решающую роль, поскольку товары обычно отличаются
Друг от друга не качеством, а только названием и упаковкой. Поэтому при
Исследовании рынка товаров широкого потребления анализ всех факторов,
Влияющих на принятие решения клиентом, в том числе психологических, яв-
Ляется основой для составления сбытовых программ фирм. Исследование рын-
Ка этих товаров стало сферой деятельности специализированных фирм. В них
Работают опытные психологи, и поэтому даже крупные предприятия прибегают
К их услугам.
Анализ рынка основных средств производства часто требует специфичес-
Ких технических знаний этих товаров. Число потенциальных потребителей
Здесь более ограничено, чем на рынке товаров широкого потребления. Вот
Почему исследования таких рынков чаще всего проводятся самими изготови-
Телями продукции, В отделах маркетинга этим обычно занимаются подотделы
Исследования рынка и рекламы совместно со сбытовой организацией фирм,
Которые лучше остальных знают рынок.
Составляющие анализа рынка основных средств производства:
- общая емкость рынка;
- рациональное распределение спроса;
- собственная доля рынка;
- число конкурентов и их доли рынков;
- рекламные средства и меры, принимаемые конкурентами;
- сбытовая организация конкурентов;
- определение мотивации постоянных клиентов у конкурентов;
- конструктивные и другие особенности продукции конкурентов;
- сопоставление собственной продукции с товарами конкурентов по ка-
Честву, рентабельности и цене.
Исследование деятельности конкурентов на рынке предполагает как пра-
Вило, получение ответа на следующие вопросы:
- какую долю на рынке занимают конкуренты (по отдельным видам това-
Ров)?
- какая доля из всех поставок конкурентов приходится на готовые изде-
Лия, закупаемые промышленными предприятиями для комплектования выпускае-
Мой ими продукции?
- каков объем товарооборота конкурентов?
- насколько широкой известностью пользуется продукция конкурентов?
- имеет ли продукция конкурентов собственное (марочное) название?
- имеет ли продукция конкурентов в сфере сбыта связь с товарами дру-
Гих конкурентов или с продукцией других предприятий?
- какова организация сбыта у конкурентов, каковы система и каналы
Сбыта?
- располагают ли конкуренты собственной системой сбыта или используют
Чужую?
- по каким критериям организован сбыт у конкурентов - по видам про-
Дукции, по региональному принципу, по видам клиентуры?
- какова численность сотрудников в сфере сбыта?
- какова политика цен конкурентов (скидки и т. п.) ?
- на что делается упор в коммерческой политике конкурентов - на цену
Или на качество?
- какие цели ставят конкуренты в политике цен?
- какие виды и средства рекламы используют конкуренты?
- изготавливается ли реклама собственными силами или с привлечением
Специальных организаций?
- показывают ли конкуренты свою продукцию на выставках и ярмарках?
- как поставлено обслуживание клиентов у конкурентов?
- каковы условия и сроки поставки у конкурентов?
- какова форма и внешний вид продукции конкурентов?
- в какие страны экспортируется конкурентная продукция?
- какова доля экспорта по отдельным странам?
- как организован сбыт продукции по отдельным странам?
- какая доля рынка приходится на конкурентов за рубежом?
- кого используют конкуренты в работе за рубежом - местных агентов
Или сотрудников своей собственной страны"?
- каковы экономические и политические отношения между странами конку-
Рентов и импортеров?
Этот перечень вопросов, разумеется, можно продолжить и конкретизиро-
Вать в зависимости от характеристики товаров и условий рынков. Вместе с
Тем, показатели уже по перечисленным аспектам дадут вам общую картину
Положения собственной продукции на рынке и позволят приспосабливать сбы-
Товую программу к конъюнктуре рынка. Эффективность сбытовой организации
Как раз и проявляется в степени приспособляемости сбыта к меняющимся ус-
Ловиям и формирующимся тенденциям, влияющим на рынок и на деятельность
Предприятия.