ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
По западным представлениям, предприятие создается и успешно функцио-
Нирует только тогда, когда имеется широкий круг потребителей, или клиен-
Тов. Это дает возможность определить одну из основных целей предприятия
- заполучение в свои руки новых клиентов, другими словами - создание но-
Вых рынков. Именно за счет этого создаются и обеспечиваются рабочие мес-
Та и одновременно удовлетворяются потребности клиентов. При необходимос-
Ти даже создаются новые потребности у потенциальных клиентов, являющиеся
Объективной основой дальнейшего существования делового предприятия. Сле-
Довательно, на предприятие и менеджмент возлагаются еще две очень важные
Функции - функция маркетинга и функция инновации.
Следует, впрочем, иметь в виду, что маркетинг - это не просто продажа
Производимых товаров, данное понятие намного шире того, что мы имеем в
Виду под сбытом. Оно охватывает практически все сферы работы предприятия
В той мере, в какой они влияют на реализуемость изготовленных товаров:
От исследований и разработок до закупки сырья, производства, упаковки,
Транспортировки, продажи клиентам, обслуживания, поставки запчастей и т.
П. Иначе говоря, маркетинг не что иное, как работа предприятия в целом с
Точки зрения конечного результата, т. е. удовлетворение потребностей кли-
Ентов.
Система маркетинга должна занимать превалирующее положение во всех
Сферах деятельности предприятия и, следовательно, работу предприятия
Надлежит оценивать под этим углом зрения. Вот, например, на предприятиях
Сферы обслуживания (гостиницы, банки и т. п.) поведение швейцара в отно-
Шениях с клиентами уже становится элементом маркетинга. Аналогичным по-
Казателем для промышленных предприятий является поведение телефонистки,
А также рабочих при поставках товаров или осуществлении гарантийного ре-
Монта. Разработка и утверждение маркетинговой концепции является исклю-
Чительной компетенцией высшего руководства.
Еще одной важной функцией менеджмента являются инновации, разработка
Новых товаров и услуг, к тому же более высокого качества.
Вряд ли можно считать удовлетворительным, если предприятие поставляет
Хорошие товары и предоставляет услуги по приемлемым ценам. Оно должно
Давать своим клиентам товары и услуги на более приемлемых условиях, чем
Его конкуренты, и более высокого качества. С этой точки зрения понятие
"инновация" включает в себя не только чисто технические исследования и
Разработки, но и все изменения в стиле работы предприятия в лучшую сто-
Рону (разработка новых видов услуг, установление более низкой цены или
Других более выгодных для своих клиентов условий). Итак, понятие "инно-
Вация" имеет самое прямое отношение не только к промышленным предприяти-
Ям, но и к тем, которые функционируют в сфере услуг - гостиницы, страхо-
Вые общества и т. п.). Все виды инноваций (разработка новых товаров или
Новых услуг на более приемлемых для клиентов условиях) представляют со-
Бой решающий компонент маркетинга и средство, обеспечивающее выживание
Предприятия на рынке. Вот почему эта сфера деятельности также является
Исключительной компетенцией высшего руководства.
В наше время, когда общество начинает активнее заниматься решением
Вопросов охраны окружающей среды, в рамках инноваций руководству необхо-
Димо обращать особое внимание на повышение рентабельности использования
Материальных средств и уменьшение загрязнения окружающей среды.
Нельзя упускать из виду и того обстоятельства, что задачей менеджмен-
Та в данной сфере является обеспечение автоматизации сложной, грязной и
Опасной работы, не требующей квалифицированной рабочей силы, а также пе-
Рехода к использованию сотрудников, обладающих более высокой квалифика-
Цией. Более того, замена кадров обусловливается необходимостью не только
Повысить рентабельность предприятия, но и стимулировать работу своих
Сотрудников путем создания для них лучших условий труда и установления
Более высокой заработной платы.
Производительность труда на предприятиях во многом зависит от эффек-
Тивности организационной структуры, от сбалансированности различных сфер
Деятельности внутри предприятия. Это требует от высшего руководства осу-
Ществления постоянного контроля за рентабельностью, эффективностью и во-
Обще необходимостью координированной работы всех подразделений предприя-
Тия. При необходимости ставится вопрос о немедленной ликвидации так на-
Зываемых паразитических, в большинстве случаев административных, единиц.
Анализируя проблемы прибыльности предприятия и функции его руко-
Водства, нужно исходить из того, что прибыль является не причиной су-
Ществования предприятия, а результатом его деятельности и осуществления
Основных функции предприятия (маркетинг, инновации, производительность).
Что же дает нам прибыль? Что это за категория? Прибыль - итог успеш-
Ной деятельности предприятия. Вместе с тем она создает определенные га-
Рантии дальнейшему существованию предприятия, поскольку только она и ее
Накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют
Ограничить и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рын-
Ке. Поскольку конъюнктура рынка постоянно меняется, предприятиям прихо-
Дится повсеместно сталкиваться с риском: нельзя забывать о том, что пе-
Ремены происходят в положении конкурентов на рынке, условиях и формах
Финансирования, экономическом положении собственной страны или условий
На экспортных рынках и т. д. Поэтому важнейшей сообщенной функцией прибы-
Ли можно считать обеспечение условий существования предприятия.
Видимо, не многим известно, что во всех западных языках широкое расп-
Ространение получил термин "риск". Он происходит от арабского слова, оз-
Начающего в переводе на русский язык имущество, проживание, заработную
Плату. Но даже планирование, осуществляемое на высоком профессиональном
Уровне, не в состоянии существенно ограничить риски, с которыми сталки-
Вается предприятие. Не зря говорят, что единственное, что мы знаем о бу-
Дущем, это то, что оно является рискованным. По мере увеличения времен-
Ных горизонтов планирования в геометрической прогрессии растут и риски
Предсказаний.
Одна из важнейших функций управления - создавать условия, необходимые
Для дальнейшего успешного функционирования предприятия. Именно поэтому
Даже на предприятиях западных стран основным принципом и ориентиром ме-
Неджмента является не максимализация прибыли, а успешное элиминирование
Влияния рисковых ситуаций. Та или иная операция предприятия должна при-
Носить такую прибыль, которая позволяла бы аккумулировать достаточно
Средств, создающих реальную возможность преодолевать возможные риски бу-
Дущего.
Как сказано выше, в основе деятельности высшего руководства лежит
Глубокий анализ деятельности предприятия, а одним из важнейших элементов
Ее является маркетинг и нововведения. В силу этого любой менеджмент од-
Новременно представляет собой одну из форм предпринимательской дея-
Тельности. Руководство не может быть чисто бюрократическим, администра-
Тивным актом или базироваться на политических домыслах. Это - по-настоя-
Щему творческая деятельность, исключающая все формы приспособленчества.
Оно должно постоянно, активно, в широких масштабах создавать, творить
Новые условия, а не просто пассивно реагировать на изменения, происходя-
Щие в окружающей среде. Именно это делает менеджмент истинно современной
Формой управления.
Высшее руководство само ставит перед собой цели. Вначале они приобре-
Тают форму желаемого. Затем в процессе разработки конкретных, детализи-
Рованных планов и постановки конкретных задач для отдельных сфер дея-
Тельности предприятия эти глобальные цели соотносятся с имеющимися воз-
Можностями. Из сказанного следует, что менеджмент должен умело организо-
Вывать аналитическую работу на предприятии. Может показаться на первый
Взгляд, что такая постановка вопроса несерьезна. Разумеется, можно гово-
Рить, что задача банка предоставлять кредиты своим клиентам, задача
Текстильной фабрики производить костюмы. Но более глубокий анализ свиде-
Тельствует о том, что задачи предприятия определяются не производителя-
Ми, а потребителями. Другими словами, их поставка зависит не от произ-
Водственных мощностей и не от уровня квалификации сотрудников предприя-
Тия. Главное действующее лицо здесь - клиенты предприятия. Как раз они
Определяют, какие товары или услуги должно производить (предоставлять)
Предприятие. В конечном счете это предопределяет и постановку задач.
Правильный ответ на данный вопрос можно получить только в том случае,
Если анализировать деятельность предприятия с позиций потребителя и рын-
Ка.
Итак, предприятие существует для потребителей, и только клиенты, пот-
Ребности которых удовлетворяются, дают предприятию возможность выживать
На рынке. Его руководству надлежит постоянно и тщательно исследовать
Рынки, определять, кто в данный момент реально является клиентами предп-
Риятия. Вот, скажем, если изготовитель электроплит полагает, что он кон-
Курирует лишь с другими изготовителями электроплит, то это неверно. Ведь
С точки зрения покупателя, т. е. домашней хозяйки, он конкурирует факти-
Чески и с другими предприятиями, которые изготавливают оборудование для
Приготовления блюд. Иными словами, он конкурирует с производителями га-
Зовых и микроволновых плит и т. п. Домашняя хозяйка, выступая в качестве
Покупателя, как правило, приобретает не плиту, а самую дешевую и удобную
Возможность готовить. Еще один пример. Некоторые продуценты автомашин на
Западе ведут конкурентную борьбу не только с другими производителями. Ко-
Свенно они конкурируют и с продавцами подержанных автомобилей, поскольку
В западных странах при покупке новой принято старую автомашину сдавать
Как часть платежа за новую. Поэтому производители автомашин работают и
Конкурируют одновременно на двух рынках: на рынке новых и на рынке по-
Держанных автомашин, а косвенно также на рынке других транспортных
Средств - мопедов, мотоциклов, системы общественного транспорта и т. п.
Предприятия, производящие различные виды технического оборудования
Для промышленности и индивидуальных потребителей, окольными путями рабо-
Тают и на рынке технического обслуживания и мастерских. Если домашняя
Хозяйка покупает плиту, в своем решении, какую плиту приобрести, она
Ориентируется на то, где, как быстро и дешево можно ее отремонтировать.
Вот почему мастерские, которые занимаются ремонтом, будь то автомобили
Или самые банальные мелочи, косвенно тоже являются рынком для производи-
Телей. Этот краткий и далеко не исчерпывающий анализ показывает, что не
Столь абсурдным является вопрос о том, каковы задачи предприятия (фирмы)
И на каком рынке оно работает.
Руководство фирмы решает не только данную проблему, другими словами,
На каком рынке фирма работает в данное время. Ему крайне важно знать, а
Как будет выглядеть рынок завтра и послезавтра, куда, в каком направле-
Нии он станет развиваться в ближайшем будущем, что будут ожидать клиенты
От фирмы не только сегодня, но и завтра. Из данных анализа может выте-
Кать, что работа ведется совсем не на том рынке, что существуют другие
Рынки, на которые оно пока еще не вышло и на которых можно работать бо-
Лее успешно, чем на нынешнем, весьма насыщенном или даже перенасыщенном
Рынке. Сказанное подтверждается опытом, накопленным швейцарскими часовы-
Ми заводами. Долгое время они работали на достаточно узком рынке доро-
Гих, престижных часов. Поэтому им приходилось с большим трудом конкури-
Ровать с японскими производителями, выпускавшими более дешевые часы.
Тщательно исследовав рынок, они установили, что существует еще один по-
Тенциальный рынок, на котором пока никто не работает. Это - рынок очень
Дешевых, но модных часов. Для этого рынка они разработали модель часов
"Swatch", позволившую открыть своим предприятиям новую, еще свободную и
Достаточно большую нишу на рынке. До сих пор они работают там, не имея
Серьезных конкурентов.
Такого рода постановка вопроса имеет важное значение для средних и
Мелких предприятий, которые, лишь прилагая громадные усилия, конкурируют
Или вообще не могут конкурировать на основном рынке с крупными произво-
Дителями и для которых изучение рынка и нахождение свободных ниш на рын-
Ке является вопросом их дальнейшего существования. Решая проблему о том,
Работает ли фирма действительно на нужном рынке, руководство обязано
Тщательно анализировать возможности как расширения производства продук-
Ции для данного рынка, так и просто переброски предприятия на другие
Рынки. Выше отмечалось, что основными сферами деятельности, для которых
Высшее руководство должно устанавливать цели, являются ситуация на рын-
Ке, инновации, производительность труда, обеспечение финансовыми
Средствами и рабочей силой, рентабельность в чисто техническом и финан-
Совом смысле, а также эффективность труда служащих и их взаимоотношения,
А также связи с общественностью (public relations).
Между всеми этими сферами существуют тесные взаимосвязи и взаимозави-
Симости. Например, плохие отношения, сложившиеся между руководством и
Сотрудниками, рано или поздно станут отрицательно сказываться и на поло-
Жении предприятия на рынке. Сказанное относится и к низкой эффективности
Труда рабочей силы, низкой удовлетворенности, сотрудников работой. Пос-
Леднее особенно влияет на их отношение с клиентами. Предприятие - это
Совокупность своих сотрудников. И, следовательно, если клиенты размышля-
Ют о нем, то имеют в виду не здания, машины и оборудование, а своих
Конкретных собеседников на конкретном предприятии, т. е. которые там ра-
Ботают.
Анализируя положение предприятия на рынке, следует руководствоваться
Тем, что все рынки непрерывно меняются. Поэтому сопоставлять свое поло-
Жение на нем стоит не с его прошлой и теперешней долей рынка, а со всем
Рынком и его емкостью. К примеру, руководство предприятия исходит из то-
Го, что до тех пор, пока объем продажи растет, все идет нормально. Но
Оно легко может упустить из виду, что весь рынок расширяется намного
Быстрее, чем растет объем их продаж, или, что предприятие находится на
Отмирающем или суживающемся рынке. Такой анализ необходим особенно тог-
Да, когда на предприятие приходится небольшая доля рынка (10-15%). Имен-
Но эти предприятия постоянно зависят не только от колебания конъюнктуры
Рынка, но и от поведения конкурентов, которые довольно легко и, может
Быть, даже неожиданно для предприятия в состоянии вытеснить его с рынка.
Вместе с тем, если предприятие осуществляет поставки своих товаров
Ограниченному числу клиентов, оно слишком сильно зависит от них и может
Оказаться в весьма затруднительном положении, когда один из клиентов ис-
Чезнет вообще или станет покупать товар у другого поставщика. То же са-
Мое, кстати, можно сказать о зависимости предприятия от своих поставщи-
Ков, а посему нужно проводить анализы не только рынка сбыта, но и рынка
Закупок.
На Западе опасные для предприятия ситуации могут возникать и в тех
Случаях, если на него приходится чересчур большая доля рынка. Во всех
Западных странах существуют весьма строгие законы о картелях, которые во
Избежание установления монополии на рынке ограничивают размер доли рын-
Ка, приходящейся на одного поставщика товаров на него.
Руководство фирмы (предприятия) должно по меньшей мере анализировать:
- желаемое положение предприятия на рынке с товарами, выпускаемыми в
Настоящий момент;
- желаемое положение текущей продукции на новых потенциальных рынках;
- выпуск продукции в зависимости от того, в какой степени необходимо
Выводить определенные изделия из производственной программы;
- производство новых видов товаров, предназначенных для выведения на
Новые рынки;
- возможные изменения сбытовой и прочих организаций, если возникнет
Необходимость достижения вышеназванных целей.
Необходимость в нововведениях возникает тогда, когда их уже требует
Рынок. Но руководство предприятия должно само заблаговременно определять
Их необходимость и целесообразность. Именно в данной сфере ему следует:
- определить новые виды товаров или услуг, с помощью которых предпри-
Ятие будет иметь соответствующую долю рынка;
- определить новые виды товаров и услуг, которые должны заменить уже
Существующие, но устаревающие товары и услуги;
- внедрить нововведения и осуществить модернизацию во всех остальных
Сферах деятельности предприятия (делопроизводство, связи с обществен-
Ностью и т. д.).
Такой инновационный анализ деятельности предприятия необходим прежде
Всего в тех отраслях экономики, в которых предприятия полностью меняют
Свою производственную программу в течение всего 2-5 лет, как, например,
В автомобильной промышленности, которая каждый год выпускает новые моде-
Ли автомобилей.
По завершении глубокого анализа всех сторон работы предприятия его
Руководству предстоит сбалансировать кратко - и долгосрочные цели предп-
Риятия. Ему и только ему надлежит определить, что более важно: увеличить
Свою долю рынка или повышать производительность вложенного капитала. А
Если речь пойдет о рентабельности вложенного капитала, то установить,
Где лучше инвестировать новые средства: в повышение рентабельности
Действующего производства или в производство новых видов изделий или ус-
Луг. И хотя существует множество оправдавших себя на практике методов, в
Том числе математических, а также компьютерных программ, нельзя упускать
Из виду, что многие вещи носят тем не менее интуитивный характер. Встре-
Чаются высокопрофессиональные руководители, в полной мере овладевшие
Многими современными методами управления, и все же они порой работают
Хуже, чем специалист, имеющий "чутье рынка". Это такое качество, которым
Хороший предприниматель отличается от руководителя, просто хорошо выпол-
Няющего свои обязанности.
Современное предприятие характеризуется тем, что на нем занято намно-
Го меньше рядовых рабочих, чем 50 или даже 10 лет назад. А через 5, 10
Или 20 лет их будет еще меньше. Уже сейчас существуют предприятия, на
Которых практически нет рабочих, а имеются лишь высококвалифицированные
Служащие и менеджеры. Менеджеры становятся основным и одновременно самым
Редким фактором производства. Промышленные предприятия без них работают
Малоэффективно, так как при отсутствии соответствующих опытных менедже-
Ров капитал сам по себе не может найти выгодного применения. Следова-
Тельно, наличие опытных менеджеров становится решающим элементом в реше-
Нии вопроса о дальнейшем существовании предприятия. В то же самое время
Предприятие и высшее руководство должны принимать все меры для того,
Чтобы обеспечить наличие такой численности квалифицированных менеджеров,
Которая необходима для успешной работы предприятия в длительной перспек-
Тиве.
Для создания хорошего творческого коллектива менеджеров требуется как
Минимум два*три года. Выйти за рамки этого срока довольно легко и быст-
Ро. По этой причине современные предприятия придают особое значение "че-
Ловеческим отношениям" (human relations), то есть взаимоотношениям между
Менеджерами и сотрудниками.
Негативным примером в этом плане может служить судьба фирмы "Форд" во
Времена "царствования" Генри Форда, руководившего предприятием подобно
Абсолютному монарху. У него было что-то вроде спецслужбы, постоянно сле-
Дившей за тем, чтобы его менеджеры не принимали самостоятельных решений.
Если Генри Форд чувствовал, что его менеджеры были способны или готовы
Принимать собственное решение и брать на себя ответственность, он, как
Правило, увольнял их. Решив для себя быть и оставаться единственным хо-
Зяином, Г. Форд хотел быть одновременно и единственным уполномоченным
Менеджером своей фирмы. Отрицательное воздействие этого вскоре прояви-
Лось: фирме "Форд" пришлось пережить серьезный кризис.
Генри Форд младший, которому исполнилось 25 лет, когда он унаследовал
Фирму, быстро понял, в чем кроются главные причины ее кризисного состоя-
Ния. Поскольку менеджеры "Форда" были в тот период просто-напросто ис-
Полнителями чужой воли, он решил заменить их, пригласив с других предп-
Риятий энергичных и деятельных специалистов и предоставив им необходимые
Полномочия. Достаточно быстро его старания дали положительные результа-
Ты.
На современном предприятии один-единственный человек никогда или поч-
Ти никогда не в состоянии быть наиболее компетентным менеджером. Факти-
Чески на всех крупных западных предприятиях высшее руководство формиру-
Ется в виде рабочей группы. На современных предприятиях, если это не
Очень мелкие фирмы, менеджеры могут выполнять свои обязанности лишь при
Условии, что они делегируют часть своих полномочий другим руководителям.
Таким образом, одни менеджеры постоянно работают в тесном контакте с
Другими менеджерами (Managing Managers).
Создание соответствующего климата, прежде всего в кругу менеджеров,
Играет решающую роль в обеспечении успешной работы предприятия. Система
Управления Managing Managers предполагает постановку задач и осуществле-
Ние самоконтроля. Каждая сфера предприятия обязана получать конкретные
Задачи, и одновременно каждый менеджер должен иметь возможность контро-
Лировать свою деятельность, анализируя собственные успехи или неудачи. И
Любому из них, начиная с руководителя высшего звена и кончая мастером
Или старшим рабочим, необходимо иметь свои собственные четкие задачи. К
Тому же все менеджеры и сотрудники обязаны видеть и понимать, что выпол-
Няемая ими работа, эта небольшая, иногда даже крохотная часть работы
Предприятия в целом, оказывает прямое воздействие на производительность
Всего предприятия. Они должны быть в состоянии контролировать собствен-
Ную деятельность. Подобная возможность самоконтроля стимулирует работу
Сотрудников в большей мере, чем страх быть уволенным или лишенным пре-
Мии.
Итак, одной из важнейших задач менеджмента является постановка сот-
Рудникам фирмы конкретных задач, предоставление им возможности контроли-
Ровать свою собственную работу, а также видеть, какой вклад в общие ре-
Зультаты деятельности предприятия внес их труд. Сотрудник независимо от
Того, является ли он простым рабочим или директором завода, должен пони-
Мать, что от его работы зависит судьба предприятия. Ему не следует
Чувствовать себя простым винтиком. Поэтому многие ведущие западные
Предприятия перешли от конвейерной системы организации производства к
Более эффективной групповой работе. В таких условиях каждая рабочая
Группа занята на каком-то одном, конкретном участке производства предп-
Риятия (например, на шведском автомобильном заводе "Вольво", где вполне
Определенное число групп рабочих производит автомашину практически цели-
Ком).
Может быть, сказанное звучит немного странно и может показаться шагом
Назад, если иметь в виду внедрение массового производства и анонимной
Конвейерной системы. Но результаты на деле свидетельствуют о том, что
Данный вид производства и эта система организации выглядят более трудо-
Емкими. Они оказываются гораздо более рентабельными и эффективными, чем
Обезличенная работа конвейерной системы. Рассматриваемая система позво-
Ляет повысить понимание рабочими необходимости проявлять заботу о судьбе
Своего предприятия и их прямого участия в достижении положительных ре-
Зультатов работы предприятия. Таким образом, заинтересованность рабочих
Растет незамедлительно, что стимулирует резкое повышение производи-
Тельности труда и сокращение текучести кадров. В связи с этим следует
Подчеркнуть, что высокая зарплата является только одним из важных и, мо-
Жет быть, даже решающим элементом формирования хорошего климата на
Предприятии.
Высшее руководство предприятия никогда не должно забывать о том, что
Оно существует только благодаря клиентам, а также потому, что их сотруд-
Ники готовы работать в тесном контакте с ним. Когда предприятие работает
Плохо, то и на Западе принято говорить, что "рыба портится с головы" и
Что "узкое место у бутылки сверху". Не зря ведь еще австрийские импера-
Торы не раз заявляли, что они являются первыми слугами государства.
Именно высшее руководство предприятия легко поддается искушению ду-
Мать, что судьба предприятия, рабочих и их семей зависит от решении ру-
Ководства. На деле все обстоит совсем иначе: существование руководства
Зависит от работы сотрудников и от рынка. И на западных предприятиях оно
Нередко любит окружать себя покорными слугами, передающими, по собствен-
Ному их мнению, желаемую для руководства информацию. Умелая организация
Рабочего времени и хороший выбор ближайших сотрудников нередко являются
Одним из решающих элементов успешной или неуспешной деятельности высшего
Руководства, поскольку и для генерального директора один день имеет не
Больше двадцати четырех часов.
Менеджер, и прежде всего высший менеджер, должен быть не только иск-
Лючительно образованным человеком, но и крепким по характеру, несгибае-
Мым человеком. Он должен быть активным бойцом и не бояться любых столк-
Новений: с акционерами, с собственниками предприятия, со своими сотруд-
Никами, а при необходимости даже со своими коллегами.
Даже с чисто технической и коммерческой точек зрения управление
Предприятием в наши дни является столь сложным делом, что эту функцию
Почти никогда не может выполнять только один человек. Поэтому почти на
Всех крупных западных предприятиях высшее руководство организовано в ви-
Де рабочих групп, в которых нередко одно лицо выступает в роли председа-
Теля. И все же он лишь первый среди равноправных, и любой из его коллег
Имеет те же самые законные возможности и права, что и председатель.
На многих западных предприятиях уже не существует генерального дирек-
Тора или председателя высшего звена руководства как такового, а есть
Группа равноправных руководителей высшего звена управления, Для органи-
Зации подобной рабочей группы необходимо соблюсти ряд условий. Задачи и
Функции каждого члена такой рабочей группы должны быть четко обозначены.
Никому из них не предоставляется права вмешиваться в сферу деятельности
Своих коллег, и в то же время все они вместе не должны опровергать мне-
Ний своих коллег. Наконец, многое в деятельности группы менеджеров зави-
Сит от сложившихся в ней чисто человеческих отношений.
На современных предприятиях большое внимание уделяется вопросу созда-
Ния оптимальной организационной структуры. Создавая ее, необходимо иметь
В виду, что она должна:
- обеспечивать достижение предприятием оптимальной рентабельности.
Поэтому организационную структуру следует создавать по возможности прос-
Той, четкой и легко обозримой;
- охватывать по возможности минимальное количество промежуточных
Звеньев. Иными словами, командную и информационную системы необходимо
Создавать не столь громоздкими;
- обеспечивать условия подготовки менеджеров на перспективу.
Как раз это последнее обстоятельство часто упускают из виду даже на
Крупных, хорошо организованных западных предприятиях, поскольку, опира-
Ясь на личный опыт, менеджеры крайне редко допускают присутствие в своем
Окружении сильных потенциальных конкурентов. Но наличие сильных, хорошо
Подготовленных потенциальных менеджеров играет большую роль в деле обес-
Печения успешного функционирования предприятия в перспективе. В нынешних
Условиях, когда на рынках ощущается жесткая конкуренция и их перенасы-
Щенность многими товарами, для большинства, если не для всех западных
Предприятий формирование хорошего менеджмента и обеспечение достаточной
Заинтересованности всех сотрудников становятся решающим фактором успеш-
Ной работы предприятия в будущем.
При оформлении на работу нового сотрудника руководству следует иметь
В виду, что на предприятие приглашается не столько рабочая сила, сколько
Сам человек как таковой со всеми присущими ему положительными и отрица-
Тельными качествами, особенностями или, может быть, недостатками. Не
Зря, повторяем, на западных предприятиях "человеческим отношениям", т. е.
Отношениям между руководством и сотрудниками, уделяется исключительно
Большое внимание. Ведь от них во многом зависит рентабельность работы
Предприятия. И правильно говорят, что рентабельность - это не просто
Чисто техническое понятие, а самая настоящая интеллектуальная установка
И образ мышления человека.
Как правило, сотрудники ожидают от своего предприятия не только полу-
Чения соответствующей заработной платы, а гораздо большего удовлетворе-
Ния их психологических потребностей. Они хотят, чтобы руководство наг-
Лядно показывало, что они хорошо выполняют возложенную на них работу.
Они в равной степени желают получить удовольствие как от самого процесса
Работы, так и от успеха всего предприятия.
Только хорошо заинтересованные рабочие и служащие в состоянии внести
Существенный вклад в достижение предприятием высоких результатов, и лишь
Довольные всем служащие могут с высокой ответственностью относиться к
Работе своего предприятия. Положительные или отрицательные взаимоотноше-
Ния между руководством, рабочими и служащими довольно скоро сказываются
В положительном или отрицательном смысле на положении предприятия на
Рынке, от которого предприятие зависит.