Как организовать свой бизнес
Как организовать свой бизнес? Какой вид деятельности выбрать? Какой идее отдать предпочтение? Как осуществить желаемое? Как спрогнозировать будущее того или иного шага в бизнесе? Ответы на эти вопросы, наверное, хочется знать каждому.
Используя деловое планирование, вы сможете легче реализовать свои проекты. Планирование позволяет увидеть весь комплекс будущих действий и возможных последствий таких действий и предвосхитить реальность.
Для чего нужен бизнес-план? По содержанию он является полным и точным описанием вашего предприятия, начиная от продукта и заканчивая процессами управления, а также финансовыми потребностями вашего дела.
В зависимости от целей можно выделить три вида бизнес-планов:
— бизнес-план форма;
— бизнес-план сущность;
— бизнес-план понимание.
Бизнес-план форма призван осуществить представление вашего бизнеса для инвесторов, акционеров или руководства. Он составляется в соответствии с требованиями партнеров или участников вашего бизнеса.
Бизнес-план сущность необходим при отражении процессов, происходящих на вашем предприятии, и прогнозировании последствий вводимых вами изменений. Он отражает содержание бизнес-процесса с целью выявления всех особенностей, возможностей и угроз и помогает вам принимать решение.
Бизнес-план понимание составляется для анализа и изучения новой идеи, предполагающей развитие и изменение вашего предприятия. Он направлен на понимание как уже происходящих, так и планируемых процессов, и наиболее полное представление результатов новых идей.
Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс вашей фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности (такую задачу решит бизнес-план сущность). Потенциальные инвесторы (те, кто предоставляют капитал) практически ежедневно получают множество запросов по финансированию рискованных проектов, а поэтому вам необходимо предоставить им информацию о своей фирме и ее продукции профессионально, в соответствии с определенным планом (бизнес-план форма).
Только бизнес-план, подготовленный на основе потребности в информации, необходимой для предполагаемых источников финансирования вашего проекта, безусловно, произведет впечатление на владельцев капитала не только с точки зрения оценки вашего умения планировать, но и с точки зрения оценки вашей общей компетенции как руководителя.
Запомните, что при прочих равных условиях хорошо подготовленный бизнес-план всегда повысит шансы на получение финансовой поддержки из различных источников.
Существующие подходы к бизнес-планированию направлены на осуществление девяти основных функций.
1. Стандартное представление предприятия, проекта. Стандартное представление сокращает затраты на описание предприятия и предоставляет больше возможности дня представления уникальных возможностей вашего проекта.
2. Бизнес-план — одна из форм общения и представления информации на цивилизованном рынке. Многолетний опыт составления бизнес-планов привел к тому, что он обрел удобную форму представления информации. Кроме того, сложилась специальная терминология, подкрепленная исследованиями в той или иной области.
3. Аргументированная заявка на привлечение капитала. Если даже бизнес-план не ставил целью привлечение капитала, то его содержание позволяет составить подобную заявку без поиска новой информации.
4. Демонстрация солидного подхода к собственному бизнесу. Затрачивая усилия на составление бизнес-плана, вы тем самым подтверждаете собственное уважительное отношение к своему бизнесу и ожидаете такого же отношения ваших партнеров. Кроме того, бизнес-план может стать составной частью программы формирования имиджа.
5. Взвешенная оценка принимаемых решений. Отвечая на вопросы при составлении бизнес-плана, вы имеете возможность комплексно оценить всю ситуацию и принимать решение в условиях достаточной информации.
6. Возможность обнаружения проблем, угроз и неиспользованных возможностей для развивающегося бизнеса. Технология бизнес-планирования содержит ряд методик, представляющих самостоятельную ценность, одной из таких методик является анализ проблем, возможностей.
7. Обеспечение целенаправленности бизнеса. Сам факт наличия бизнес-плана говорит о наличии цели, к достижению которой стремится предприниматель, что в значительной мере увеличивает эффективность бизнеса.
8. Инструмент для управления и контроля. Бизнес-план является основой для управления проектом, прежде всего, ресурсами, затратами, сроками, персоналом и т. д. Наличие плана позволяет осуществлять контроль выполнения и принимать эффективные решения.
9. Средство самообучения. Последняя в перечне функция на самом деле является одной из наиболее значимых, так как подготовка бизнес-плана заставит вас пополнить свои знания в тех или иных разделах, научит делать выводы из финансовой информации и понимать результаты анализа.
Любой из девяти функций было бы достаточно для выбора бизнес-плана как инструмента при организации и развитии бизнеса.
Исключительная роль бизнес-плана подтверждается не только той ролью, которую играет бизнес-план как средство решения проблем практической организации бизнеса, но и огромным количеством руководств по составлению бизнес-планов. Эти методические руководства отличаются друг от друга и стилем изложения, и способом представления, и количеством таблиц. Есть методические указания, в которые остается только внести цифры на свободные места и получить стандартный отчет (число таких руководств возрастает с ростом программных продуктов, посвященных составлению бизнес-планов). Есть и другие руководства, ставящие своей задачей развивать предпринимателя, обучать его новым подходам, умению самостоятельно ставить проблемы и находить для них решение на основе комплексного подхода. К числу таких относится и предлагаемое вам руководство, поддерживающее принцип тренингового обучения: «читай, думай, делай».
Наша система разработана так, чтобы помочь как начинающему предпринимателю, так и опытным специалистам-экспертам понять, какая информация нужна для подготовки эффективного бизнес-плана, какие дополнительные сведения могут быть полезны и как эту информацию трансформировать в эффективный бизнес-план. Большее внимание уделено подготовительной работе, невидимой в конечном бизнес-плане и отсутствующей в руководствах, начинающихся с описания обложки бизнес-плана. Для удобства сбора предварительной информации в книге используется формат анкет и различного рода вопросников, на основе которых вы можете быстро подготовить свои анкеты и вопросники.
Необходимо иметь в виду, что, хотя бизнес-планы для различных отраслей будут отличаться друг от друга (в промышленности, строительстве, торговле, сфере обслуживания и т. д.), основное содержание и практические методики не будут содержать значительных отличий. Данное руководство может использоваться также при разработке бизнес-планов со специальными требованиями по форме, оказывая помощь в отражении сущности описываемых экономических процессов.