Учет влияния инфляции
За последние годы инфляция стала привычным явлением в экономике. Для большинства проектов инфляция теперь является скорее нормой, чем исключительной ситуацией. Выделяют следующие типы инфляции в зависимости от ее характера и темпов нарастания: ползучая инфляция (относительно невысокие темпы роста цен — до 10% в год); галопирующая инфляция (темп роста отражается в двузначных числах); гиперинфляция (ежемесячный рост 50% и выше).
В условиях, когда функционирование экономики проходит в нормальном режиме с оптимальной инфляцией, составляющей 5-6 % в год (0,5% в месяц), соизмерение затрат и результатов производства особых затруднений не вызывает. Обычно в этом случае инфляцией просто пренебрегают. И это дает при расчетах весьма надежный результат, обеспечивающий принятие достаточно точного планово-управленческого решения.
Однако эта же задача неимоверно усложняется, когда инфляция в экономике достигает значительных размеров.
Обычно при определении инфляции используют индексы потребительских и оптовых цен. Примером таких индексов может служить следующий показатель:
Цена "рыночной корзины" в данном периоде
Индекс цен, в % = —------------------------------------------------------------ *! 00%
Цена аналогичной корзины в прошлом периоде
Утверждение, что инфляция причиняет вред всем, было бы верным и неверным. Риск не должен сопоставляться исключительно с опасностью. Риск предлагает также и определенные возможности и, в конце концов, риск заложен в самой основе прибыли.
Увеличивающаяся степень риска требует глубокого понимания быстро меняющейся ситуации. Инфляция воздействует разными способами на различных участников экономической жизни в зависимости от
Внешней среды:
Сегмент рынка, в котором реализуется проект; технология производства; структура рынка и конкуренция; структура цен; источники финансирования;
Тип материалов, используемых в технологическом процессе; рынок труда;
Структуры проекта:
Управление проектом; размер проекта;
Продолжительность жизненного цикла продукции; финансовая структура.
Инфляция требует от проекта способности гибко и своевременно реагировать на изменяющиеся условия рынка. Опасности, связанные с неопределенностью, исходящей от «изменяющейся цены», могут быть преодолены с помощью методов эффективного управления. Удивительно, но инфляция, увеличивая уровень неопределенности и риска, вынуждает предпринимателя уделять больше внимания «основам бизнеса», которыми часто пренебрегают при устойчивом сценарии. Инфляция приводит к распространению риска над всеми сферами деятельности.
Чтобы защищать себя от разрушительных действий инфляции, предприниматель должен рассмотреть инфляционные факторы, воздействующие на его бизнес, их развитие и изменение и средства минимизации потерь от инфляции.
Изучение влияния инфляции на бизнес включает рассмотрение финансового, экономического, производственного, маркетингового, планового, технологического, социального, политического и демографического аспектов.
Изменения уровня цен добавляют сложности финансовому управлению. В то время как основные финансовые методы анализа, используемые в неинфляционной среде, все еще применяются, интерпретация их результатов в условиях инфляции более трудна.