Практические советы
«Я не могу дать вам Формулу успеха, но готов предложить Формулу неудачи: попробуйте всем понравиться».
Г. Своуп
Наилучшие советы вам даст ваш практический опыт.
Сформулируйте краткое утверждение, отражающее цель вашего бизнес-плана, и всегда помните о нем и будьте готовы его произнести.
Никогда не пытайтесь сделать универсальный бизнес-план (для кредиторов, для потенциальных инвесторов, для внутреннего пользования). Всегда готовьте отдельные документы.
Если вам удастся без нарушения строгости формы придать плану индивидуальность, вы обязательно победите, но помните: непрофессионализм — это не индивидуальность.
Формируя структуру бизнес-плана, уточните на какие разделы будет обращать внимание ваш потенциальный оппонент.
Обращаясь за помощью к консультантам, не пользуйтесь готовыми результатами: вы должны понять, как эти результаты получены или получить их вместе с консультантом.
Не используйте примеры других бизнес-планов: они приведут вас к повторению уже кем-то выполненной работы. Бизнес-план, написанный на примере другого бизнеса-плана — слабая копия. Не теряйте свою уникальность и помните, что первично ваше уникальное преимущество, а не его описание.
Помните, что краткость не означает недосказанность.
Всегда подтверждайте любые ваши утверждения документально.
Ссылаясь на документы, не делайте ссылок на основе того, что уже кто-то сделал такую ссылку. Читайте документы и материалы, на которые ссылаетесь, иначе можете попасть в неприятную ситуацию.
Не забывайте про привлекательность вашего бизнеса, а значит, про привлекательность товаров и услуг.
Реально смотрите на вещи.
Идите в ногу с современными технологиями и оборудованием.
Никакой прогноз не заменит практического опыта продаж, там где это возможно, обращайтесь к реальному опыту.
Обращайте внимание на юридические тонкости: они могут стать причиной затруднений любого проекта.
Проверьте цифры и выявленные тенденции на непротиворечивость: сокращение объемов предварительных расчетов и выводов может запутать любого человека.
Проведите представление вашего бизнес-плана умело, используйте при этом возможности графического отображения.
Не забудьте про внешнее оформление вашего бизнес-плана и графическое представление информации.
Будьте готовы пояснить любой пункт, любую цифру или любое утверждение.
Получив отрицательное решение, оцените ситуацию. Причин может быть несколько: ошибочные предпосылки для разработки бизнес-плана, некорректный бизнес-план, плохая презентация и другие. Но, скорее всего, ваш собеседник не заинтересовался вашим бизнес-планом или вашей идеей, вы не сделали его своим союзником в процессе презентации бизнес-плана, а остались просителем.
Не советуем вам пользоваться этим или другим руководством как догмой. Подходите к делу творчески. Главное, не нарушайте общего правила: сохраните уникальность вашего предложения, докажите, что оно эффективно, подтвердите свою компетентность и подчеркните ваше уважение к потенциальному инвестору.