Планирование рисков
При планировании рисков предпринимательского проекта возможно использование следующей процедуры.
1. Набор простых рисков, которые могут возникнуть при выполнении проектов. К простым рискам отнесем перечень непересекающихся событий, т. е. каждое из которых рассматривается как независящее от других. Для большинства проектов мы рекомендуем разбиение проекта на стадии с выделением на каждой стадии собственных простых рисков. Выполнение такого разбиения на стадии и содержание стадий зависят от особенностей вашего проекта и желания более или менее подробного изучения рисков. Набор простых рисков достаточно важен, так как и инвесторы, и вы должны быть заинтересованы не только в понимании проблем, но и в предполагаемом решении будущих проблем. Следует иметь в виду, что степень риска (и его отрицательное воздействие) будут возрастать тем сильнее, чем на более поздней стадии этот риск выявится, поэтому необходимо указывать стадию наиболее раннего выявления риска: предпроектная, подготовительная, строительство (создание), функционирование.
Для более сложных проектов возможно выделение дополнительных стадий: разработка инвестиционного предложения, технико-экономическое обоснование, закупки и т. д.
Перечень возможных простых рисков представлен в таблице 8.1.
Таблица 8.1
|
Вид риска |
Компенсирующее воздействие |
Отсутствие квалифицированной рабочей силы |
Затраты на обучение, затраты на приобретение технологий, не требующих привлечения рабочих высокой квалификации |
Угроза забастовки |
Затраты на создание резервов продукции, затраты на содержание персонала |
Уровень оплаты труда |
Затраты на более высокую заработную плату, текучесть кадров, снижение производительности труда |
Социальная инфраструктура |
Затраты на содержание социальной инфраструктуры |
Состояние машин и оборудования |
Затраты на организацию ремонта |
Новизна технологий |
Увеличение затрат на освоение и производство |
Надежность технологий и оборудования |
Затраты на создание резервов, затраты на организацию ремонта |
Производственная мощность |
Затраты на создание дополнительных производственных мощностей или привлечение субподрядчиков при росте рынка |
Экологическая обстановка |
Резервы средств на компенсацию экологических катастроф, затраты на экологические проекты |
Вредность производства |
Рост эксплуатационных затрат |
Складирование отходов |
Увеличение себестоимости |
Прочие |
Резерв средств на компенсацию прочих рисков |
2. Определение вероятности возникновения каждого риска.
Для определения вероятности каждого риска необходимо выполнить следующие действия. Риски распределяем по группам в зависимости от их степени значимости. Такое распределение по группам может быть связано со стадиями выполнения проекта, либо с распределением по источникам возникновения, либо по содержанию рисков. Формируется группа экспертов из числа работников в данной сфере (отрасли), как правило руководящих, специалистов по тем или иным вопросам, хорошо знающих специфику, работников консалтинговых фирм (экспертов) и других. Каждому эксперту в зависимости от его профессиональной подготовленности предлагается выполнение оценки риска по определенной группе рисков или по всем рискам. В случае простых рисков без набора ситуаций возможно использование рейтинга (ранжирования или балльных оценок). Если имеется возможность формирования набора вариантов развития событий, то рекомендуется использование метода попарных сравнений.
При использовании балльных оценок необходимо разработать шкалу, обеспечивающую градацию рисков. Традиционно используются шкалы от I до 10 баллов и от 1 до 100 баллов; шкалы с меньшим интервалом не позволяют выявить различия между рисками, шкалы с большим интервалом затрудняют выполнение оценки. Как правило, в рамках 100-балльной шкалы выделяют подинтервалы: 0 баллов: наступление события невозможно; 25 баллов: наступление события маловероятно;
50 баллов: событие имеет равные шансы наступления или ненаступления; 75 баллов: наступление события достаточно вероятно; 100 баллов: событие наступит обязательно.
В литературе известно достаточно большое количество методов обработки экспертных мнений. Для обработки необходимо:
• учесть согласованность мнений экспертов, т. е. задать максимальное значение отклонения; мнение, выходящее за пределы отклонения, отбрасывается. Иногда используется другой подход: отбрасываются максимальная и минимальная оценки. Для предложенной шкалы 1 — 100 максимальная несогласованность может составлять не более 50;
• учесть непротиворечивость согласованных мнений. Если мнения различаются более чем на заданную величину (например, на 30 баллов), возможно проведение повторно-
5 Зак. 17798 го опроса с сообщением отклонения. Если эксперт в повторном опросе сохраняет свое мнение, то оно учитывается в дальнейшем, если отказывается, то используется скорректированное мнение. Возможны процедуры, когда согласование мнений происходит в виде обсуждения;
• произвести расчет вероятности наступления риска как средневзвешенного значения экспертных оценок.
При наличии вариантов развития событий рекомендуется применять метод попарного сравнения:
• формируются варианты развития событий (более 2);
• эксперт высказывает свое мнение не относительно риска (вероятности) каждого варианта, а сравнивает варианты попарно между собой, оценивая вероятность наступления одного варианта по сравнению с другим;
• мнения экспертов учитываются как среднезвешенные;
• из наиболее вероятных вариантов развития событий формируется сценарий осуществления проекта.
Качественной оценки рисков бизнес-плана недостаточно, поэтому рекомендуется использовать один из методов количественной оценки. Для крупных проектов необходимо использовать математические методы на основе теории вероятностей и математической статистики. Однако для большинства проектов бывает достаточно использования метода вариации параметров.
В основу метода вариации параметров закладывается положение, что проект считается устойчивым, если при различных изменениях он сохраняет свою инвестиционную привлекательность, а возможные неблагоприятные последствия компенсируются мерами, которые предусмотрены в организационно-экономической части проекта.
Наиболее часто для оценки риска используется расчет точки безубыточности (гл. 9). Результат возможного моделирования риска дан в таблице 8.2. Эта таблица составлена на основе известных в литературе рекомендаций по оценке риска. Так например, если окупаемость проекта по сборке мебели наступает при продажах 30 комплектов в месяц, а планируется продавать 100 комплектов в месяц, то отношение производственной программы к точки безубыточности равно 3,33. Находим столбец, соответствующий данному соотношению (4,2+3) и определяем, что данный бизнес достаточно надежен; в четвертой строке находим, что поправка ставки дисконтирования составляет максимум ] 1% (эта поправка пригодится при оценке эффективности проекта в главе 9).
Таблица 8.2
Надежность и риск нового предпринимательского проекта
Отношение производственной мощности к |
>=8,0 |
<8,0 >=6.0 |
<5,0 >=4,2 |
<4,2 >=3,0 |
<3,0 >2,5 |
<2,5 >2,0 |
<2.0 >1,7 |
<1.7 |
Безубыточности |
||||||||
Характеристика надежности бизнеса (отраслевая) |
Сверхнадежный |
Высоконадежный |
Надежный |
Достаточно надежный |
Малонадежный |
Низконадежный |
Ненадежный |
Безнадежный |
Характеристика уровня риска |
Практически отсутствует |
Незначительный |
Малый |
Ниже среднего |
Существенный |
Значительный |
Высокий |
Сверхвысокий |
Рекомендуемая поправочная норма ставки дисконтирования с учетом риска |
0,03 |
0,05 |
0,1 |
0,17 |
0,25 |
0,33 |
0,4 |
0,5 |
Для большинства проектов рекомендуется построение более сложной модели, например, модели роста (гл.7) для установления зависимости итоговых показателей проекта от изменения следующих факторов:
• инвестиционных затрат;
• объема производства;
• издержек производства;
• издержек сбыта;
• величины заемных средств;
• процента за кредит;
• прогнозов общего индекса инфляции;
• прогнозов индексов цен;
• задержки платежей;
• длительности расчетного периода.
Если при проведении расчетов затруднено установление пределов изменения параметров, то рекомендуется провести расчеты для следующих ситуаций:
А) увеличение на 20% производственных издержек;
Б) увеличение на 30% издержек на единицу продукции;
В) увеличение на 30% издержек на сбыт;
Г) уменьшение объема выручки на 80%;
Д) увеличение на 100% времени задержек платежей за продукцию, поставляемую без предоплаты;
Е) увеличение процента за кредит на 40% от проектного значения;
Ж) увеличение объема инвестиций на 20%.
Составляя бизнес-план, необходимо планировать комплекс мероприятий, связанных с предотвращением рисков. Такой комплекс мероприятий содержит ряд организационных решений, направленных на снижение риска: страхование, хеджирование, установление лимита на расходы, резервирование, распределение риска, диверсификация и получение дополнительной информации.
Страхование предполагает, что вы передаете ряд оговоренных рисков страховой компании за цену, равную страховому взносу. Страховая компания при наступлении страхового случая, оговоренного в страховом полисе, выплачивает компенсацию за нанесенный ущерб. Широко распространено имущественное страхование, страхование ответственности, страхование рисков. При очевидных достоинствах, недостатком страхования являются дополнительные издержки по уплате страховых взносов и не всегда очевидное наступление страхового случая. Страхование является обязательным элементом любого бизнес-плана при привлечении инвесторов или заемных средств.
Хеджирование является разновидностью страхования. В этом случае страхуется цена товара от риска ее изменения. Такое страхование осуществляется заключением встречного контракта на сделку в будущем. Встречный контракт может быть заключен как с реальным товаром, так и покупкой контракта (фьючерса), не обеспеченного товаром, но содержащего обязательство либо поставить товар, либо купить аналогичный необеспеченный контракт. Закрытие встречной операции приводит к убытку или дополнительной прибыли, которая закрывается убытком или дополнительной прибылью основного контракта. Хеджирование осуществляется лишь по группам биржевых товаров, хотя существуют организации, пытающиеся работать на более широком рынке, однако сделку с такой организацией видимо придется также страховать.
Установление лимита на определенные виды расходов также обеспечивает снижение рисков. Подобное мероприятие более успешно при внедрении бюджетирования еще на стадии бизнес-плана. Если организация, реализующая бизнес-план, не практикует применение бюджетов в своей деятельности, то установление лимитов может быть не очень успешной мерой из-за отсутствия механизма контроля за затратами.
Резервирование направлено на накопление средств для покрытия непредвиденных расходов, иначе подобные действия называют «подушками безопасности». В любом бизнес-плане рекомендуется планировать формирование резервов, что не подлежит сомнению. Основную трудность при резервировании составляет определение величины резервов, так как эта величина связана с обеспечением ликвидности проекта.
Распределение риска направлено на разделение риска между участниками договорных отношений. Распределение риска становится выгодной операцией для стабильной хозяйственной деятельности (как операция факторинга), но в большинстве инвестиционных проектов будет недопустимой операцией из-за большого риска незавершенного проекта, что приведет к повышению ставки комиссионного вознаграждения организацией, принимающей на себя распределенный риск.
Диверсификация направлена на распределение средств предприятия между различными видами деятельности. Чаще всего именно разрабатываемый бизнес-план есть часть осуществляемой предприятием диверсификации, поэтому диверсификация возможна только в рамках достаточно больших проектов или портфельных инвестиций.
Получение дополнительной информации ограничивается двумя факторами: время получения информации и ее стоимость. Наиболее применимым фактором для принятия решения о поиске дополнительной информации становится именно время, так как, не обладая информацией, достаточно трудно определить ее стоимость. Иногда предприниматели приписывают недоступной информации более высокую значимость, чем есть на самом деле. Еще одним критерием приобретения информации можно считать доступность ресурсов: если основная масса предпринимателей обходятся без искомой информации, то, скорее всего, ее получение не только не улучшит ситуацию, а, наоборот, увеличит вариативность вашего бизнес-плана, что приведет к увеличению риска принятия неправильного решения. Более эффективным представляется использование методов принятия решения в условиях неопределенности, что требует специальной математической подготовки.
Таким образом, осуществляя планирование риска, необходимо планировать комплекс мер по снижению и предотвращению негативных последствий, обеспечивая выживание разрабатываемого проекта.