Модели бизнеса как основа описания финансовой жизни предприятия
Куда капитал инвестируется Рис. 7.2. Модель бизнеса |
Для иллюстрации движения денег в бизнесе используем модель бизнеса (рис. 7.2).
Источник капитала
Каждый бизнес начинается с капитала (1), который вносится в бизнес как денежные средства (2). Они, в свою очередь, участвуя в бизнесе, превращаются в:
— не предназначенные для перепродажи (3), постоянные активы, также называемые капитальными затратами;
— предназначенные для перепродажи оборотные активы. Они показаны, как 4,5, 6, 7, 8 и 9; они образуют область капиталовложения, названную оборотным капиталом.
Капитал (1) — представляет собой источник денег, вложенных в бизнес. Это или собственные фонды владельца — например в случае капитала акционерного общества — или фонды, полученные от кредиторов — ссудный или заемный капитал.
В случае капитала владельцев вложенное количество денег не подлежит возмещению или возврату, и награда — дивиденды — выплачивается только тогда, когда это позволяет процветание бизнеса.
В случае ссудного (заемного) капитала вложенное количество денег возмещается в установленные промежутки времени и награда — процент, как известно — выплачивается, несмотря на процветание или тяжелое финансовое состояние бизнеса. Чем больше величина полученного капитала, тем большее воздействие на бизнес он оказывает. Выдержит ли бизнес указанное воздействие? Или он может выдержать большее воздействие? Ответы на эти вопросы определяют стратегию решений о финансировании. На этом основывается известное положение о том, что воздействие заемного капитала на бизнес, создаваемое необходимостью выполнения обязательств, может заставить бизнес и каждого занятого в нем работать интенсивнее.
Соотношение капитала, полученного из этих двух источников, названо левериджем (рычагом). Если более 50% капитала получено от владельцев, то такое состояние считается невысоким воздействием.
Денежные средства (2) — ресурсы бизнеса, которые постоянно реагируют на каждое действие фирмы. Они увеличиваются благодаря поступлениям от операций с акционерным или ссудным капиталом, продажам, сборам задолженностей. С другой стороны, денежные средства истощаются оттоками на капиталовложения, на производственный процесс и на отсроченные платежи поставщиков.
Постоянные активы (3) — земля и строения, оборудование, автотранспорт, конторское оборудование и другое имущество, приобретенное без намерения перепродажи. Отличительной особенностью постоянных активов является их износ и устаревание (кроме земли). Следовательно, надо помнить о том, что:
— приобретать следует только постоянные активы, необходимые для целей бизнеса. Однажды приобретенные постоянные активы достаточно трудно продать;
— универсальные постоянные активы следует арендовать, а уникальные — приобретать в собственность;
— надо иметь возможность заменять (обновлять) постоянные активы, когда они износятся и/или станут устаревшими.
Оборотный капитал (4,5,6,7,8 и 9). Материалы (4), труд (5) и накладные расходы (6) входят в готовые товары или выполненные услуги (7), которые бизнес продает за деньги или за обещания об оплате (счета к получению) (8). Счета к получению иначе называют дебиторской задолженностью.
Так как существуют заказчики, которые сразу не оплачивают проданные им услуги и товары, бизнес также задерживает оплату того, что должен сам. Счета к оплате (9) связаны в модели бизнеса с элементами 4, 5 и 6, поэтому: задерживается оплата счетов поставщикам материалов, заработная плата, многие другие расходы (счета за электроэнергию, телефон и др.) не оплачиваются. Такая задолженность называется кредиторской.
Потребность оплатить счета формирует первый жизненно важный вопрос, который следует задать при рассмотрении оборотного капитала — вопрос ликвидности (способности оплачивать свои обязательства). Если бизнес не может оплачивать свои счета из денежных средств, находящихся вне области оборотного капитала, если кредиторы торопят с оплатой, то перед предпринимателем есть только два выхода, любой из которых будет неблагоприятно воздействовать на доходы:
А) продать постоянные активы, хотя нет никакого желания продавать их и, если это делается, то вероятно, делается себе в убыток;
Б) срочно получить ссуду, что всегда является проблемой для бизнеса. Кредиторы часто распознают безотлагательность потребности в деньгах и поднимают стоимость предоставляемого кредита.
Кредиторы помогают финансировать материалы, труд и накладные расходы бизнеса, поэтому, чтобы рассчитать величину необходимых инвестиций в оборотный капитал, следует вычесть значение 9 из суммы значений 4, 5, 6, 7 и 8.
Для более ясного понимания сущности оборотного капитала, необходимо рассмотреть его с точки зрения инвестиций. На рисунке 7.3 модель бизнеса представлена таким образом, чтобы показать работу оборотного капитала.
В альтернативной модели бизнеса оборотный капитал представлен как четыре связанных капиталовложения, каждое из которых зависит от того, что продано, как продано или кому продано:
— запасы сырья: еще неиспользованные в производстве или непереданные в производство запасы сырья и материалов;
— запасы незавершенного производства: материалы, труд, накладные расходы, которые находятся в производстве;
— запасы готовых товаров: законченные (готовые), но непроданные товары;
— долги (обязательства) — сумма, которую бизнес должен за материалы, труд и накладные расходы.
Денежные средства, с одной стороны, постоянно движутся в бизнесе, но, с другой стороны, какая-то величина денежных средств постоянно остается в том или ином состоянии в виде запасов. Если допустить, что величина запасов неизменна во времени, то денежные средства оказываются как бы замороженными в запасах. Бизнес должен непрерывно стремиться к уменьшению суммы, замороженной в оборотном капитале, потому что минимизация капиталовложений за счет оборотного капитала максимизирует доход на вложенный капитал.
Для иллюстрации этого положения, рассмотрим следующую ситуацию. Проект А имеет прибыль в 60 тысяч рублей. Проект В также имеет прибыль в 60 тысяч рублей. Вид деятельности в проекте Айв проекте В одинаков.
Проект А |
Проект |
|
В |
Тысячах рублей |
|
Постоянные активы |
400 |
400 |
Оборотный капитал |
200 |
100 |
Сумма используемого капитала |
600 |
500 |
Доходы |
60 |
60 |
Доход на используемый капитал |
10 % |
12 % |
Доходность проекта В выше при одной и той же абсолютной величине дохода за счет того, что для обеспечения деятельности в проекте В используется на 100 тысяч рублей больше.
Для минимизации оборотного капитала, необходимо (см. рис. 7.3) или уменьшать сумму, потраченную на сырье и материалы, незавершенную работу, запасы готовых товаров и долги, или увеличивать величину счетов к оплате. В практических условиях это означает: превращение материалов, труда и накладных расходов в то, что может быть продано — изделие или услугу — должно происходить настолько быстро, насколько это возможно, и затем должно следовать быстрое преобразование готовых товаров (путем продажи) обратно в денежные средства; в то же самое время, необходимо максимально задерживать — без нарушения условий кредита — оплату счетов за материалы, труд и накладные расходы.
В результате эффективной деятельности в бизнесе должны оставаться свободные деньги. После того, как будут сформированы оборотный капитал и постоянные активы, свободные денежные средства помещаются во внешние инвестиции. Необходимость внешних инвестиций вызвана целым рядом причин: необходимостью диверсификации (распределения) источников дохода, страхования результатов бизнеса (распределения риска), сохранения однородности бизнеса (новый вид бизнеса — новое предприятие) и другими. Внешние инвестиции реализуются в виде покупки ценных бумаг, участия в инвестиционных проектах, создания дочерних предприятий и т. д. Наличие внешних инвестиций увеличивает стабильность бизнеса, его платежеспособность.
Для отражения внешних инвестиций в модель бизнеса добавляется элемент 10, иллюстрирующий это использование фондов (рис. 7.4).
Рис. 7.4. Модель бизнес плюс инвестиции |
Представленные модели бизнеса отражают следующие финансовые действия:
А) бизнес получает деньги от владельцев и кредиторов;
Б) бизнес вкладывает деньги в:
• постоянные активы, также называемые капитальными затратами, т. е. предметы, приобретаемые не для перепродажи;
• оборотный капитал: предметы, которые приобретаются для продажи (например, хлеб, купленный розничным бакалейщиком для продажи своим заказчикам), либо как сырье (например, древесина, приобретенная изготовителем мебели для превращения в буфеты), или труд, используемый для обеспечения сервиса (например, в мастерской по ремонту телевизоров);
В) при наличии свободных денежных средств бизнес может вкладывать капитал во внешние инвестиции.
Представленные три модели бизнеса необходимо использовать при разработке биз - нес-планов для решения следующих задач:
• модель бизнеса применима для составления стартового баланса, так как после переноса счетов к оплате в источники капитала автоматически получается традиционный баланс. Кроме того, в стартовом балансе величина счетов к оплате должна быть равна нулю;
• альтернативная модель бизнеса описывает необходимые запасы для деятельности нового предприятия. При этом, если стартовый баланс составлен с помощью обычной модели, то будет обеспечено соответствие между количеством запасов и финансовыми документами;
• модель бизнес плюс инвестиции рассматривает результаты размещения временно свободных средств во внешние инвестиции, что при реализации долгосрочных проектов является необходимой составляющей.
7.2.2. Развитие финансовой информации. Смета доходов
На основе финансовой информации выясняются следующие вопросы: Растут ли в цене инвестиции — денежные вложения — и если растут, то на какую величину. Показатели роста инвестиций можно назвать возвратом (отдачей) на инвестицию.
Каковы вероятность или риск инвестиций. Ответ определяется качеством и количеством уже имеющихся средств.
С этими вопросами в финансовом мире связаны два документа, а именно: Смета доходов и расходов, определяющая возможность возврата инвестиций. Баланс, отражающий готовность бизнеса к достижению поставленных задач. Однако, в бизнесе возникает и третий вопрос: будет ли бизнес иметь необходимые деньги тогда, когда это необходимо. Модель бизнеса показывает, что деньги в бизнесе непрерывно перемещаются. Они преобразуются и в материалы, и в труд, и в накладные расходы, и возвращается после продажи и получения долгов, а затем часть их выплачивается кредиторам и собственникам. Так как это происходит непрерывно, бизнес имеет в любой момент времени некоторое постоянно изменяющееся количество денежных средств. Для ответа на вопрос следует составить документ, известный как Прогноз движения денежных средств.
Рассмотрим документ, отвечающий на первый вопрос — смету доходов и расходов, позволяющую определить возврат на любую инвестицию.
Возврат на любую инвестицию — это процедура вычисления роста, который произошел с начала деятельности. Процент по депозитному счету являеься возвратом на инвестицию, потому что он представляет рост первоначально внесенной суммы. Вы имеете внесенную сумму, но она еще и выросла за счет процентов.
Прибыль или убыток, которые подсчитываются для любого бизнеса, отсутствуют в явном виде в модели бизнеса. Прибыль (убыток) являются источником средств, а не самими средствами и должны быть отнесены к собственному капиталу. Существуют две типичных сметы доходов и расходов, которые оценивают разницу между ценой, по которой что-то было продано, и стоимостью материалов, труда и других расходов, вошедших в такие продажи: продажи превысили затраты — получена прибыль от продаж, и продажи не превысили понесенных затрат — получен убыток от продаж. В первом случае происходит увеличение собственного капитала, а во втором — собственный капитал может или должен быть истрачен на погашение убытков.
Наличие роста бизнеса в модели отражается ростом постоянных активов, инвестиций, оборотного капитала или денежных средств на величину прибыли.
Наоборот, когда бизнес работает в убыток, инвестиции в бизнес будут уменьшаться на величину убытка, что уменьшит постоянные активы, инвестиции, оборотный капитал, включая денежные средства. Необходимость выделения из элементов бизнеса величины прибыли или убытка и приводит к необходимости составления финансового документа — сметы доходов и расходов.
Смета доходов и расходов имеет простую форму: табличный документ, содержащий перечень результатов операций, имеющих финансовое значение и использующий два арифметических действия (сложение — плюс доход (поступления) — и вычитание -минус расход (затраты)).
Простейшая смета выглядит как разница между продажами и затратами на осуществление этих продаж:
+ Продажи
- Издержки (материалы, труд, накладные расходы)
= Прибыль (убыток).
Учитывая, что большинство видов бизнеса платит налоги на полученную прибыль, смета доходов и расходов должна включить в себя и уплачиваемые налоги:
+ Продажи
- Издержки
= Прибыль (убыток) до уплаты налогов
- Налоги на прибыль
= Прибыль после уплаты налогов.
Бизнес может иметь доходы и расходы, не связанные с основной деятельностью:
+ Продажи
- Издержки
= Прибыль (убыток) от продажи
+ Доход от неосновной деятельности
- Расходы на неосновную деятельность
^Прибыль (убыток) до уплаты налогов
- Налоги на прибыль
= Прибыль после уплаты налогов.
Дальнейшее усложнение сметы должно идти путем более подробного рассмотрения каждой строки. Предприниматель при разработке бизнес-плана может сам разрабатывать форму сметы, однако итоговую смету желательно представить в виде отчета о прибылях и убытках, предоставляемого в налоговые и другие органы (табл. 7.1). Отчет о прибылях и убытках включает в себя 4 группы статей:
— доходы и расходы по обычным видам деятельности;
— операционные доходы и расходы;
— внереализационные доходы и расходы;
— чрезвычайные доходы и расходы.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности включают в себя:
— выручку от реализации товаров, продукции и услуг, рассчитанную без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей;
— себестоимость реализации товаров и услуг, рассчитанную на основе калькуляции по каждому виду (см. п.9.1);
— валовую прибыль, рассчитанную как разность между выручкой от реализации и себестоимостью реализации товаров и услуг;
— коммерческие расходы, определенные как затраты, связанные с продажей товаров и услуг;
— управленческие расходы, определенные как затраты на управление коммерческой деятельностью;
— прибыль (убыток) от продаж, рассчитанные как разница между валовой прибылью, коммерческими и управленческими расходами.
Операционные доходы и расходы отражают действия связанные с финансовой деятельностью:
— проценты к получению определяются как сумма всех процентов получаемых от внешних инвестиций (депозиты, займы и др.);
— проценты к уплате определяются как сумма всех процентных платежей по финансовым обязательствам;
— доходы от участия в других организациях отражают сумму поступлений от владения.
Внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы отражают результаты внереализационных и чрезвычайных операций: полученные или уплаченные штрафы, продажи имущества и прочее. При составлении бизнес-плана данные статьи достаточно трудно планировать (кроме плановых продаж имущества), поэтому либо они не учитываются совсем, либо планируется по ним фиксированный процент от объема продаж или прибыли.
В отчете о прибылях и убытках можно справочно указать размеры выплачиваемых дивидендов.
Определяя величину прибыли и потери, нужно учитывать четыре момента, касающиеся представления информации, присутствующей в смете доходов и расходов:
• ориентация на продажи;
• продолжительность финансового периода;
• наличие прибыли не означает наличие денежных средств;
• принимаемые решения влияют на результат (возврат).
Ориентация на продажи. Рост бизнеса и возврат средств обеспечивается за счет продаж. Если отсутствуют продажи, любые рассуждения о финансовой деятельности фирмы не имеют смысла. Именно поэтому планированию продаж уделяется столь большое влияние.
Полученную прибыль от продаж иногда называют прибылью от операций.
Ориентация на продажи не всегда отражает все результаты деятельности. Действительно, если произошел некоторый рост мастерства рабочих в производстве изделий или предоставлении услуг, он не войдет в расчет прибыли (убытка).
Продолжительность финансового периода. Смета доходов и расходов составляется за период времени, а не на дату. Период времени сметы доходов и расходов часто определяется как один год из-за того, что многие виды бизнеса имеют сезонный характер, сглаживаемый в течение года. Конечно, чтобы прослёдить прогресс прибыли любого бизнеса, менеджер (управленческий аппарат) должен получать информацию более часто, что ведет к расчету прибыли или убытков ежеквартально, ежемесячно или за более короткий период. Однако, сезонный характер бизнеса означает, что короткий срок получения результатов не дает точного описания, и любой желающий исследовать действительное положение вещей, должен рассмотреть ежегодные итоги. Например, вы не можете сравнивать январь с декабрем, из-за того, что декабрь является итоговым месяцем финансового года, и финансовые операции за декабрь будут содержать операции, относящиеся ко всему году, а не только к декабрю. Кроме того, в строительстве договора, не обязательно начинаются и заканчиваются за 12 месяцев, поэтому даже годовые результаты могут вводить в заблуждение.
Денежные средства и прибыль. Следует помнить, что наличие прибыли (убытков) не обязательно совпадает с наличием денег внутри бизнеса.
Имеются временные различия между поступающими и убывающими наличными деньгами и рассчитываемой прибылью (убытками). Например, продажи становятся статьей продажи в смете, как только счета посланы заказчикам, даже если счета еще не оплачены. Материалы, труд и накладные расходы показываются как расходы, независимо от того, была ли стоимость оплачена или нет, поскольку расход относится к периоду, закрываемому сметой.
Для включения в смету расходов, связанных с материалами, трудом и накладными расходами, необходимы две поправки.
Сначала удостоверьтесь, что все расходы были отнесены к рассматриваемому периоду. Это означает, что счета на товары, которые приняты, но не проведены, и расходы, понесенные, но еше не проведенные продавцами, должны быть добавлены к уже зарегистрированным расходам. Наоборот, некоторые расходы за период могут быть зарегистрированы вне обычного периода. Такие расходы должны быть исключены как расходы, отнесенные к будущим периодам.
Однако собрать все расходы за год или период времени недостаточно для сметы доходов и расходов. Необходимо еше расходы на материалы, труд и накладные расходы сопоставить продажам. Другими словами, чтобы определить истинную торговую прибыль (убыток), следует учесть только те расходы, которые вошли в продажи. Прежде всего это положение относится к изменению остатков готовых товаров.
В конце периода необходимо подсчитать непроданные материалы, труд, накладные расходы, и это значение указать как запас или незавершенное производство. Если он состоит только из материалов, то указывается как запас сырья. Если состоит из материалов,
труда и накладных расходов, то будет либо запасом незавершенного производства, либо запасом готовых товаров.
Чтобы определить расходы, вычитаемые из продаж, необходимо выполнить следующие действия:
+ Начальный запас: Материалы + Труд + Накладные расходы
+ Приобретения:
- Конечный Запас: Материалы +Труд + Накладные расходы
= Расходы, отнесенные к продажам в этом периоде
Таким образом, прибыль или потеря не обязательно равна денежным средствам в бизнесе, так как расходы и доход от продаж, представленные в смете, не обязательно совпадут с фактическими денежными средствами, выплаченными или полученными в течение того же самого периода.
Принимаемые решения. Один из наиболее важных моментов при рассмотрении сметы доходов и расходов — решения, которые должны быть сделаны менеджментом (управленческим аппаратом) прежде, чем прибыль (убыток) будут рассчитаны. Например, решение относительно качества и количества запасов или сроках амортизации.
Амортизация — перенос стоимости постоянных активов на продукцию в течении срока службы. Решение необходимо относительно периода эксплуатации постоянных активов, оценки остаточной стоимости, способа начисления.
Амортизация рассматривается как расход, который должен быть внесен до расчета прибыли (убытков).
Ж и |
Прибыль = 15(Продажи 100 минус (материалы 40 и расходы 25 и труд 25)) тыс. руб. Увеличение ден. средств = 20 (Прибыль 15 плюс амортизация 5) тыс. рублей. Замечание: Принимая, что нет долгов, нет кредитов, нет начислений, нет платежей. |
Рис. 7.5. Денежные потоки с учетом амортизации |
Амортизационные начисления являются дополнительными денежными средствами внутри бизнеса, поэтому инвестиции денежных средств от амортизации должны быть еде- |
Чтобы показать влияние амортизации, нужно понять следующее положение: амортизация уменьшает прибыль, она не уменьшает денежные потоки. Вы не выписываете чек на это! Однако, если прибыль определяет то, что может быть взято в виде дивидендов, то амортизация определяет те средства, которые должна быть оставлены в бизнесе. Это означает, что бизнес имеет средства для инвестирования самого себя, что может привести к росту постоянных активов, инвестиций или оборотного капитала. Конечно, амортизация подразумевает и потерю, которая уменьшает постоянные активы, но эта потеря не будет очевидной до тех пор, пока постоянные активы не износятся или морально не устареют (рис. 7.5).
Ланы так, чтобы при возникновении потребности в деньгах, они были бы легко доступны. Следовательно, деньги должны быть либо помещены в такие инвестиции, которые могут быстро переведены обратно в наличные деньги, либо так вложены в бизнес, чтобы увеличивалась общая стоимость бизнеса, а с этим и способность брать в кредит, благодаря более высокой надежности. Следует также помнить, что если амортизационные начисления будут извлечены из бизнеса, то произойдет уменьшение собственного капитала.
Управленческие решения не ограничиваются запасами и амортизацией. Например, оценка того, действительно ли заказчики, включенные в данные о продаже в смете расходов, будут платить, является еще одним случаем, когда может потребоваться решение. Если ожидается, что некоторые заказчики не будут платить, необходимо ввести дополнительную поправку, известную как сомнительные долги. Этот расход, включенный в смету, уменьшает величину прибыли. Поэтому, всякий раз, когда возникает вопрос о возможном расходе или убытке, бухгалтера рекомендует создание расхода. Но часто создание расходов противоречит законодательству, поэтому необходимо внимательно рассматривать законность отнесения тех или иных решений к затратам. Это касается, прежде всего, амортизации, сомнительных долгов, рекламы, представительских расходов, расходов по продвижению продукции и т. д.
Таблица 7.1
Отчет о прибылях и убытках
|
Наименование показателя |
Код стр. |
За отчетный период |
За аналогичный период Прошлого года |
Проценты к получению |
060 |
||
Проценты к уплате |
070 |
||
Доходы от участия в других организациях |
080 |
||
Прочие операционные доходы |
090 |
||
Прочие операционные расходы |
100 |
||
3. ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ |
|||
Внереализационные доходы |
120 |
||
Внереализационные расходы |
130 |
||
Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050+060-070+080+090-100+120-130) |
140 |
||
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
150 |
||
Прибыль(убыток) от обычной деятельности |
160 |
||
4.ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ |
|||
Чрезвычайные доходы |
170 |
||
Чрезвычайные расходы |
180 |
||
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (160+170-180)) |
190 |
||
СПРАВОЧНО |
|||
Дивиденды, приходящиеся на одну акцию по привилегированным |
201 |
||
По обычным |
202 |
||
Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию: по привилегированным |
203 |
||
По обычным |
204 |
Расшифровка отдельных прибылей и убытков
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ |
Код строки |
За отчетный период |
За аналогичный период предыдущего года |
||
Прибыль |
Убыток |
Прибыль |
Убыток |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
|
Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда | (арбитражного суда) об их взыскании |
210 |
||||
| Прибыль(убыток) прошлых лет |
220 |
||||
Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств |
230 |
||||
Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте |
240 |
||||
Снижение себестоимости материально-производственных запасов на конец отчетного периода |
250 |
X |
X |
||
Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности |
260 |
||||
270 |