ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
§ 2. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Каждый житель Земли в чем-нибудь нуждается. Всем, независимо
от возраста, пола, общественного положения и профессии,
необходима пища, одежда, жилище. Многие нуждаются в лечении,
образовании, развлечениях. Необходим также транспорт, защита
от врагов, помощь в старости.
Нужда — это чувство ощущаемой человеком нехватки чего нибудь.
Нужда — понятие довольно расплывчатое. Под нуждой в пище
можно понимать и желание съесть шоколадку, и чувство, которое
испытывает голодающий бедняк.
Конкретизацию нужды дает понятие потребности. Потребность
— это нужда, принявшая специфическую форму применительно
к качествам конкретного человека, прежде всего в соответствии
с его личностью и культурным уровнем.
Так, все нуждающиеся в развлечениях могут резко отличаться
по соответствующей потребности: один идет в театр, другой — на
дискотеку, а третий — на стадион.
Человек, обладающий определенными потребностями, называется
потребителем.
Наличие потребности еще не говорит о возможности ее удовлетворения.
Для того чтобы удовлетворить потребность, нужны
соответствующие средства, прежде всего деньги.
Потребность, подкрепленная материальной возможностью ее
удовлетворения, называется спросом.
Удовлетворение спроса достигается с помощью товаров: вещей
и услуг. Вещи имеют материальный характер. Это пища,
одежда, жилище. Услуги — нематериальны. Это торговля, образование,
лечение.
Таким образом, под товаром понимается вещь или услуга,
способные удовлетворить потребности человека и, что весьма
важно, за которые потребитель готов заплатить деньги.
Производство товаров осуществляется на предприятиях — специально
создаваемых для этой цели имущественных комплексах.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят
все виды имущества, предназначенные для его деятельности. Они
образуют капитал предприятия.
Деятельность, осуществляемая с помощью предприятия, направленная
на удовлетворение потребностей населения в товарах
(вещах и услугах) и имеющая целью получение прибыли, как уже
упоминалось, называется предпринимательской деятельностью,
короче — предпринимательством. Лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, именуются предпринимателями.
Особо следует остановиться на таких понятиях и терминах,
как бизнес и бизнесмен.
«Бизнес» по-английски означает дело. Словари уточняют, о
каком деле идет речь: имеется в виду экономическая деятельность,
занятие, дающее прибыль. «Бизнесмен» соответственно —
делец, человек, добивающийся выгоды. Нетрудно убедиться, что
слова «бизнес», «бизнесмен» по смыслу весьма близки понятиям
«предпринимательство», «предприниматель». В российской практике
их можно считать синонимами, тем более что в Гражданском
кодексе слова «бизнес» и «бизнесмен» отсутствуют, а их смысл
полностью совпадает с тем, который кодекс вкладывает в понятия
«предпринимательская деятельность» и «предприниматель».
Одним из ключевых понятий рыночной экономики является
прибыль.
Под прибылью понимается разность между доходами (выручкой
от реализации товаров и от других источников) и расходами (затратами
капитала).
Прибыль является целью предпринимательства, стимулом предпринимателя
для занятия бизнесом. Однако этим роль прибыли не
ограничивается. Прибыль нужна предпринимателю не только как
источник его обогащения. Рачительный бизнесмен прежде всего
направит полученную прибыль на развитие своего предприятия, на
совершенствование бизнеса, улучшение свойств товаров, повышение
качества услуг. К этому его постоянно подталкивают требования
потребителя, осуществляющего свой выбор в условиях острой
рыночной конкуренции предпринимателей, постоянно делающих
предложения товаров и услуг.
Под предложением понимается количество товара, которое
предлагается продать по данной цене.
Цена — это денежное выражение ценности товара, образующееся
под влиянием объективных и субъективных обстоятельств.
Главным объективным обстоятельством является стихийно складывающееся
на рынке соотношение предложения и спроса на товар.
Субъективные обстоятельства определяются прежде всего
знаниями и опытом предпринимателя, его умением выгодно продать
свой товар.
Под конкуренцией понимается соперничество, борьба между
предпринимателями за получение наивысшей прибыли.
Ведение предпринимательской деятельности является реализацией
важнейшего, основополагающего права предпринимателягражданина
— права собственности. Предприниматель выступает
в качестве собственника своего предприятия и произведенных на
нем товаров. Право собственности — это право обладания имуществом,
которое дает обладателю-собственнику возможность определять
содержание и направления использования принадлежащего
ему имущества, в том числе и права на его продажу.
При передаче (продаже) товара от предпринимателя потребителю
право собственности на этот товар приобретает потребитель.
Переход товара от предпринимателя (производителя товара
или торговца) потребителю представляет собой обмен: потребитель
получает товар, а предприниматель — деньги (или другие
ценности). В большинстве случаев этот обмен является непрямым:
товары поступают в некую сферу, из которой потребители
выбирают то, что им требуется.
Сфера обмена товарами и деньгами между предпринимателями
и потребителями носит название рынка
Отношения на рынке между продавцами и покупателями товаров
регулируются с помощью так называемого рыночного механизма
— набора правил и способов ведения рыночной деятельности.
Главными из этих правил являются требования рыночных свобод:
продавец вправе выбирать для продажи тот товар, который хочет,
продавать тому, кому считает нужным, и по самостоятельно устанавливаемой
им цене; покупатель же вправе покупать то, что ему
нужно, у того, у кого хочет, по цене, которая его устраивает.