Ароматические углеводороды: Выделение, применение, рынок
МЕТОД «LUMMUS/UNOCAL — UOP» [1, с. 53; 5, с. 48, 49]
Принципиальная технологическая схема процесса представлена на рис. 26. Алкилирование свежего и рециркулирующего бензола, поступающего из колонны 3, этиленом происходит в реакторе 1 в жидкой фазе со стационарным слоем цеолитного катализатора. Реакционная смесь разделяется ректификацией в колоннах 3-5 на непрореагировавший бензол, товарный этилбензол,
Рис. 26. Принципиальная технологическая схема процесса получения этилбензола методом «Гіішшшв/ипосаі - ПОР»: I - бензол; II - этилен; III - рециркулирующий бензол; IV - полиэтилбензолы; V - тяжелый остаток; VI - этилбензол |
Полиалкилбензолы и тяжелый остаток. Полиалкилбензолы направляются в реактор трансалкилирования 2, где в присутствии рециркулирующего бензола образуется дополнительное количество этилбензола. Продукты из реакторов 1 и 2 смешиваются и поступают в систему разделения. Регенерацию катализатора можно проводить в реакторе или в отдельной системе. Продолжительность непрерывной работы реактора от 12 до 24 мес. Преимущества процесса по сравнению с высокотемпературным ал - килированием в присутствии А1С13: отсутствие вредных отходов; низкая температура процесса позволяет изготавливать все аппараты из углеродистой стали. Процесс отличается постоянством выхода этилбензола, высокой степенью его чистоты, сравнительно низкими удельными энергозатратами и капиталовложениями.
Выход этилбензола достигает 99.5%, чистота - не менее 99.9 % . На производство 1 т этилбензола расходуется 740 кг бензола и 266 кг этилена; удельные энергозатраты составляют: электроэнергия - 32 кВт-ч, охлаждающая вода - 9 м3, горячий теплоноситель - 3.3 т; выработка пара на сторону - 1.8 т; затраты на катализатор и химические реагенты -1.5 долл.
Первая промышленная установка производительностью 210 тыс. т/год этилбензола была введена в эксплуатацию в Японии в 1990 г. К 1997 г. в Японии работали три подобные установки и одна - в Китае. На различных стадиях проектирования и строительства находились еще 13 установок мощностью от 100 до 530 тыс. т/год.
В процессе «Mobil/Badger ЕВ Мах» и «Raytheon Engineers and Constructors, Inc.» также используется жидкофазное алки - лирование бензола этиленом на цеолитном катализаторе «Mobil» МСМ-22 в реакторе полочного типа [1, с. 54; 2, р. 110]. Расходные коэффициенты: на 1 т этилбензола - 738 кг бензола и 266 кг этилена; расход топлива - 1.605 ГДж, пара высокого давления - 1.33 т; за счет теплоты реакции выработка пара среднего и низкого давления на сторону составляет 1.69 т. С момента внедрения технологии в 1980 г. было продано 38 лицензий (лицензиар - «Raytheon Engineers and Constructors, Inc.») на установки общей мощностью свыше 2.5 млн. т/год.