TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330
Подвеска и рулевое управление
Моменты затяжки резьбовых соединений Нм [если иное не оговорено)
Передняя подвеска
Шаровой шарнир
Гайка крепления шарового шарнира
TOC o "1-5" h z к поворотному кулаку............................. ...................... 123
Гайки и болты крепления шарового шарнира
к поперечному рычагу............................................... 127
Болты крепления поперечного рычага к подрамнику
Передние болты....... ................................... -............... 200
Задние болты................................................. -............ 206
Стабилизатор поперечной устойчивости
Гайки крепления стоек стабилизатора........................... 74
Болты втулок/зажимов стабилизатора........................... 19
Стойка
Гайки верхней опоры стойки —...................................... 80
Гайка крепления стойки к опоре стойки
(штока амортизатора) .............................................. ~..49
Болты/гайки крепления стойки к поворотному кулаку....210 Задняя подвеска
Болты крепления ступицы в сборе с подшипником
к опоре ступицы.—................................................... ......... 80
Стойка
Гайки крепления верхней опоры стойки............................ 39
Гайка крепления стойки к опоре стойки
(штока амортизатора).............................. ........................ 49
Болты/гайки крепления стойки к опоре ступицы.......... ...255
Стабилизатор поперечной устойчивости
Стойка стабилизатора к стойке подвески........................... ......... 39
Болты втулок/зажимов стабилизатора............................. 19
Рычаги подвески
Гайка стяжного болта рычага № 1 /№ 2 к поперечине 113
Гайка стяжного болта рычага № 1/№ 2 к опоре
ступицы........................................ -...................... -.... 177
Болт крепления продольного рычага к кузоау Модели 2003 г. и ранее................................................. Модели 2004 г. и позднее............................................................... |
113 80 |
Болт крепления продольного рычага к опоре ступицы |
|
Модели 2003 г. и ранее.................................................................. |
... 123 |
Модели 2004 г. и позднее.............................................................. |
... 80 |
Рулевое управление |
|
Винты крепления модуля подушки безопасности........................... |
.... 9 |
Гайка рулеаого колеса........................................................................... |
... 50 |
Болты/гайки крепления рулевого механизма |
|
Модели Lexus 2003 г. и ранее........................................................ |
... 81 |
Все другие модели............................................................................ |
... 70 |
Стяжной болт карданного шарнира рулевого вала.................. |
... 49 |
Гайка крепления наконечника рулеаой тяги |
|
к поворотному кулаку............................................................................ |
|
Насос усилителя рулевого управления |
|
Болты................................................................................................... |
... 43 |
Болт штуцерного соединения типа «банджо» |
|
нагнетательного трубопровода...................................................... |
.. 51 |
Гайки крепления колеса........................................................................ |
... см. главу 1 |
Рас. 1.1. Злммты «вредив! подвеем ■ рулевого упреваете 1 Подрамник 4 Поворотный кулак 2 Рулевой механизм 5 Шаровой шарнир 3 Наконечник рулевой тяги 6 Поперечный рычаг |
В передней подвеске используется традиционней конструкция со стойками Макферсона. Верхний конец каждой стойки подсоединен к опоре стойки на кузове автомобиля. Нижний конец стойки закреплен на верхнем конце поворотного кулаке. Поворотный кулак подсоединяется к шаровому шарниру, установленному на наружном конце поперечного рычага подвески (рис. 1.1).
В задней подвеске также используются стойки в сборе с пружинами. Верхний конец каждой стойки подсоединен к опоре стойки не кузове ввтомобиля. Нижний конец стойки подсоединен к опоре ступицы. Положение опоры ступицы не каждой стороне задается парой поперечных рычегов и продольным рычагом, соединяющим опору с кузовом (рис. 1.21
Модели Lexus в качестве опциона (по желанию клиента) оснащаются пневматической подвеской с электронным управлением. Такая подвеска позволяет водителю изменять дорожный просвет автомобиля в зависимости от условий движения.
Реечный рулевой мехенизм с гид - ревлическим усилителем, который расположен за двигателем в сборе с короб кой передач (в блоке с ведущим мостом).
Рнс. 1.2. Элементы задней подвеем 1 Поперечина задней подвески 4 Продольный рычаг 2 Поперачный рычаг (Nq 2) 5 Поперачный рычаг (№ 1) 3 Опора задней ступицы |
установлен на опорной рама двигателя. Рулавой механизм приводит а дайствие попаренные рупевыа тяги, которые подсоединены к поворотным кулакам. Рулевая колонка рассчитана на даформиро - ваниа при столкновении.
Часто при работе с элементами подвески или рулевого управления вы можете столкнуться с элементами краплания, отпустить которые кажатся невозможным. Эти болты/гайки, расположенные на днище автомобиля, непрерывно подвергаются воздействию аоды, дорожной грязи и т. д и могут проржаветь или «прихватитъ - ся» так, что их отпусканиа становится чрезвычайно затруднительным. Чтобы отвернуть зти «упрямые» элементы креп лани я и не повредить их при этом (или другиа зла- манты), обильно нанесите на них пропиточное масло и дейта а му время впитаться. Использоввние проволочной щетки для очистки открытых аиткоа резьбы также способствует облегчению отвинчивания гайки или вывинчивания болта и предотвращает поврежден иа разьбы. Иногда резкий удар молотком чарез кернар позволяет «стронуть» гайку или болт, но будьте аккуратны, чтобы карнер не ушвл в сторону и не повредил резьбу. Иногда может помочь нагреа прихваченного эламвнта крапления и соседней зоны с помощью горелки, но это на рекомендуется из-за очевидных опасностей, связанных с огнам. Длинный удлинитель/рычаг или отрезок трубы, надеть и* не ручку ключа, позволяет увеличить плечо, но никогда на не давайте удлинительную трубу на вороток с храповым механизмом, тек как при превышении предписанного момента храпоаой механизм можат быть поараждан. Иногда страгиваниа гайки или болта облегчается. асли сначала слагка затянуть аа/вго. Вса крапажныа издапия. кспгорыа трабу - ют для снятия применения кардинальных мар, сладует а обязательном порядка за манять новыми.
Так как большинство процедур, описываемых в этой глава, трабуют подъема автомобиля и работы под ним. потребуется пара надежных опор. Предпочтительный тип домкрате для подъема автомобиля — зто гидрааличаский напольный домкрат, и аго жа можно использоаать для поддержки некоторых элементов при выполнении различных действий.
А |
Внимание! Ни при каких обстоятельствах на работайте под автомобилем, который поддерживается только домкратом. Каждый раз при отпускании элементов крепления подвески или рулевого управлания их следует осматривать и при необходимости заменять новыми, имеющими вналогичный номар эапвсной части или соответствующими по качеству и конструкции исходным элементам. Для обаспачания правильности сборки и надежной фиксации элементов следует соблюдать предписанные усилия эатяжки. Никогдв нв пьпайтесь нагревать или прааить элементы под - васки или рулевого управлания. Вев деформированные или поарежданныв элементы следует заменять новыми.
2 Втулки и стойки переднего стабилизатора поперечной устойчивости — снятие и установка
А |
Внимание! Если автомобиль оснащвн пнеаматической подвеской с электронным управлением, паред подъемом автомобиля выключите переключатель управления высотой подвески.
Примечание. Снятие стабилизатора поперечной устойчивости требует снятия рулевого механизма и по следующего снятия стабилизатора чарез пеаую колесную арку. Любое повреждение стабилизатора. как правило, яаляатся причиной столкновения, которое было настолько серьезным, что могло привести к повреждению других крупных узлов (как. например, подрамника]. Повреждение такого серьезного характера требует обращения на станцию технического обслуживания.
1 Отпустите гайки крепления переднего коласа, затем приподнимите передок автомобиля и устаноаита под него надежные опоры.
2 Снимитв передние колеса.
3 Отсоедините стойки от стабилизато ра (рис. 2.31 Если шпилька с шароаой головкой вывинчивается вместе с гайкой,
используйте для придерживвния шпильки швстигрвнный внутренний ключ.
4 Отсоедините обв зежима крепления втулок стабилизаторе от подрамнике (рис. 2.4).
5 После высвобождения стабилизатора выдвиньте втулки из звжимов и осмотрите их Если не них имеются трещины, признаки износа или нвбпюдается общев ухудшение состояния, замените их. Также рекомендуется осмотреть стойки стабилизвтора. Чтобы проверить стойку, подвигайте шпильку шарового шернире из стороны в сторону пять ипи шесть рвз, а звтем навврните гвйку. Используя ди- нвмомвтрический ключ, непрерывным движением провернита гвйку, выполняя один оборот зв двв-чвтыре свкунды, и отметьте поквзание моменте нв пятом обороте. Оно должно быть равно приблизительно 0.045... 1.9 Нм. Если зто не так, звмените стойку в сборе.
6 Очистита зону установки втулки нв ствбипизаторе жвсткой проволочной щеткой, чтобы полностью удалить ржвв - чину и грязь.
7 Для облегчения сборки смежьте внутреннюю и наружную стороны новых втулок рвститепьным мвслом. Предостережение. Не используйте смазочные материалы на нефтяной или минеральной осноае или тормозную жидкость. Это вызывает ухудшение состояния втулок.
Примечание. Эти втулки имают разрез и их можно устенавлиеать, не надевая на конец стабилизатора. Втулки должны быть установлены так. чтобы разрез был обращен в направлении задка автомобиля.
8 Установите стойки и затяните соответствующие гвйки предписвнным усилием. указвнным в Спецификациях в нв чвпв этой глввы.
Рис. 3.3. Крепление стойки иедиески иа яижнем крииштейие: 1 Кронштейн тормозного шланга 2 Кронштейн жгута электропроводки АБС 3 Отметки для сохранения регулировки развала 4 Гайки (показана одна) 5 Болты |
Рис. 3.9. Элементы креилоиия иирхией части стойки иоднески и стяжки. Вншмамше! Ве етвикчлжайте большую гайку е цектре |
Рис. 3.7. На моделях Lexus 2004 г. и иозднео сиимато сетчатый экран (ы) с ванили книато |
9 Уствновите зежимы и болты, звтянув болты предписанным усиливм, уквзан - ным в Спецификациях в начвлв этой глввы.
Рис. 2.3. Для отсоедининия стоймя стибилиза - тора от стобилизатора атонриите нижнюю гайку. Если вы сиимаато стойку нодиески (или замеияато стойку стобилизатора), атоериато верхнюю гайку |
3 Стойка передней подвески в сборе — снятие, осмотр и установка
А |
Вниманиа! Если аатомобиль оснащан пневматической под - ааской с электронным управлением, паред подъамом автомобиля выключите переключатель упревлания аысотой подааски.
Снятие
1 Отпустите гайки креплвния колвса, приподнимите автомобиль и уствновите под нвго надвжные опоры. Снимите колесо. Подоприте поперечный рычаг нв - польным домкретом.
2 Отсоединита стойку стабилизаторе от стойки подвески (рис. 2.3).
3 Снимите кронштейн тормозного шлвнга и кронштайн жгута электропроводки датчикв скорости колесе со стойки подавски (рис. 3.3).
4 Отмвтьтв положение поворотного кулакв относительно стойки подввски.
Рис. 2.4. Винты крепления зажима втулки |
чтобы облегчить сохренвние рвзвалв. Отверните гвйки крвплвния стойки к поворотному кулаку и выбейте болты с помощью молотка и кернвра (рис. 3.3).
5 Отделите стойку от поворотного кулака. Будьте внимательны, чтобы не вызвать повышенное перемещение внутреннего шарнирв рввных угловых скоростей. Такжв н в допустите поворота наружу поворотного кулвкв, так квк это может привести к повреждению тормозного шланга.
6 Если стойкв подвески должна быть разобрвна, отпустите, но не отаорачиввй - тв полностью гайку штока амортизатора (в центре).
7 На модапях Lbxus 2004 г. и позднве для получения доступе к вврхнвй чвсти стовк снимите пвнепи капота (рис. 3.7).
8 Нв модвпях Lexus 2004 г. и позднее, оснащенных пневматической подаеской с электронным упрввленивм, снимита колпвчок с вмортизвторв и отсоедините фитинг воздушной мвгистрапи от верхней части стойки.
9 Поддержите стойку в сборе с пружиной рукой (или попросите помощникв поддержать ев) и отверните три гайки крвпления стойки к опорв (рис. 3.9).
Извлеките сборку из ниши в брызговике моторного отделения. Применение. На некоторых моделях между верхними опорами стоек подвески имеется стяжка, которая крепится теми же гайками, которые служат для подсоединения стойки к кузову. При необходимости стяжку можно снять без снятия стоек подвески.
10 Проверьте корпус стойки на нвличив утечвк, вмятин, трещин и других очевидных признаков повреждения, которые потребовали бы ремонта или звмвны стойки.
11 Проверьте пружину нв наличие сколов или трещин в покрытии (это может привести к преждевременному выходу пружины из строя вследствие коррозии). Осмотрите свдло пружины на неличив порезов, отверждения и общего ухудшения состояния.
12 При наличии признеков повреждения пврвйдитв к процедуре разборки стойки (см. пвраграф 4).
Применение. На моделях Lexus 2004 г. и позднее с пнеаматической подвеской с электронным упраеланием. если обнаружено. что стойка а сбора неиспраана. еа следует заменить.
13 Нвпрввьтв стойку в сборе вверх в нишу в брызговике моторного отделения и пропустите три верхние шпильки чврвз отверстия в опорной плоскости. Как только шпильки выйдут неружу, навврните гайки, чтобы стойка нв упала. Легче все го работеть вдвоем с помощником, поскольку стойке достаточно тяжела и громоздка. Применение. Не забудьте устеноаить мажду стойками стяжку, если зто предусмотрено конструкцией.
14 Встевьтв поворотный кулак во фланец стойки и встевьте два болта. Навер - нитв гейки, выверьте положение стойки относительно поворотного кулака в соответствии с ранвв сделанными отметками и звтяните гайки предписанным усилием, укезенным в Спецификациях в начвлв этой глевы.
Рнс. 4.5. Снимите опору стайки со штоки Рнс. 4.Б. Снимите терелку нружииы со штока амертизатора амортизатора |
15 Подсоедините кронштейн тормозного шлангв к стойкв и установите кронштейн жгута электропроводки датчика скорости колвса.
Рнс. 4.3. Установите съемник иружии в сектеетствии с инструкциями изготовителе ирнсносеблеиие н сожмите нружину до йодного снитее нагрузки с верхней теролкн нружииы |
16 Установите колесо и навврните гайки его крепления. Звтвм опустите евтомобиль и затяните гайки колеса предписанным усилием, указанным в Спецификациях в нвчалв зтой главы.
17 Затяните три верхние гайки предписанным усилием, укезанным в Спецификациях в нвчалв этой главы.
18 Если вы имеете дело с автомобилем, оснвщвнным пневматической подввской с электронным упраалвнивм. подсоедините воздушную магистраль к верхней чвети стойки и звтем установите колпачок.
4 Стойка в сборе с пружиной — замена
Применение. Следующая процедура относится к стойкам, которые не используются на автомобилях с пневматической подвеской с электронным управлением.
1 Если стойки или пружины имеют признеки износа (утечки, утрата характеристик демпфирования, сколы покрытия, проседенив или трвщины), перед нвчелом рвботы проанвлизируйте вев возможные варианты. Стойки/амортизаторы нв об” служиваются и в случае выходе из строя подлежвт обязетельной звмвнв. Однако стойки в комплекте с пружинами можно приобрести нв условиях обмене, что позволяет сэкономить много врвмвни и снизить трудозетраты. Какой бы способ
Рнс. 4.4. Отверните гайку штока амортизитера |
действий вы ни выбрали, пвред разборкой автомобиля проверьте стоимость и наличие запасных частей
А |
Внимвние! Разборке стойки — зто потенциально олесная процедура. и при ев выполнении следует быть предельно внимательным. В противном случев это может привести к серьезным траеметическим последствиям. Используйте только высококачественный съемник пружин и тщательно следуйте инструкциям изготовителя приспособления. После снятия пружины со стойки отложите ее в безопасное, недежное место.
2 Снимите стойку в сборе с пружиной (см. парагреф 3 (передняя подвескв) или пераграф 10 (задняя подвеска). Зажмите стойку в сборе в тисках. Установите на губки тисков деревянные простевки или закройте губки ветошью, чтобы предотвратить повреждение стойки. Нв затягиввйте тиски со слишком большим усилием.
3 Следуя инструкциям изготовителя приспособления, уствновите на пружину съемник пружин (который можно приобрести во многих мвгазинах автозапчастей или взять напроквт) и сожмите пружину настолько, чтобы полностью снять нвгрузку с вврхнвйтерелки пружины (рис.
4.3) . Это можно проверить, пошвввлив пружину.
4 Отпустите гайку штокв амортизаторе (рис. 4.4).
5 Отвврнитв гейку и снимите опору стойки (рис. 4.5). Проверьте равномерность хода подшипнике в опоре стойки. Если наблюдеется нвравномврность ходе, замените опору стойки. Проверьте резиновую часть опоры стойки нв наличие трвщин и общего ухудшения состояния. Если наблюдвется кекое-либо отслоение резины, звмените опору.
6 Снимите верхнюю тврелку пружины со штокв емортизатора (рис. 4.6). Проверьте тарелку пружины нв наличие трещин и отверждения. Звмените ев при необходимости. Снимите верхний изолятор.
7 Аккуратно снимите сжатую пружину со сборки (рис. 4.7) и убарите еа в баз - опасноа место.
А |
Внимание! Держите сжатую пружину подальше от головы. непревие ее концы в сторону от туловище!
8 Снимите резиновый ограничитель хода со штока амортизатора.
9 Проаарьта нижний изолятор на наличие износа, тращин и отверждания и при необходимости заманите аго.
Сборка
10 Если нижний изолятор заманяатся. выстааьте аго так, чтобы выступающая часть аошла а самую нижнюю часть тарелки. Выдвиньта шток амортизатора на полную длину и установите резиновый ограничитель хода.
11 Аккуратно установите пружину на нижний изолятор так, чтобы конац пружины вошал а самую низкую часть изолятора (рис. 4.11).
12 Устаноаите вархний изолятор на пружину, просладиа за там, чтобы отмат - ка на аерхнай части изолятора была обращена а том жа напраалании, что и кронштайн стойки (для поворотного кулака). Установите тарелку пружины, проследив за тем, чтобы прямыа участки в от - аарстии совпали с лысками на штока амортизатора (рис. 4.12).
13 Совместите отматку OUT (НАРУЖУ) на вархнай та рал ка пружины с отметкой на вархнам изолятора.
14 Если аы работаета с парадней стойкой, позаботьтесь о том. чтобы стралка на таралке пружины была обращена а напраалании нижнаго кронштайна. в сторону поворотного кулака (рис. 4.14).
15 Устаноаита пылезащитный чахол и опору стойки на шток амортизатора.
16 Наварнита гайку на шток амортизатора и затяните аа предписанным усилиам. указанным в Спецификациях в нача - ла этой глааы. Снимите съамник пружин.
17 Установите стойку подваски а сборе с пружиной (см. параграф 3 (передняя подваска) или параграф 10 (задняя).
5 Поперечный рычаг передней подвески — снятие, осмотр и установка
А |
Внимение! Если автомобиль оснащен пнееметической подвеской с электронным упрев - лен нем, перед подъемом еетомобиля выключите переключатель упревления высотой подеески.
Снятие
1 Отпустите гайки краплания колеса на соответствующей сторона, приподнимите парадок автомобиля, установита под него надажные опоры и снимита коласо.
2 Снимита с подрамника попарачную опору двигателя, которая закрывает до-
Рис. 4.14. Проследите за тем, чтобы стрелки ив иевераоести верхней тарелки иружииы были ебращены к внешнем стореие аитемобши |
Рис. 4.12. Лысии иа вале амортизатора должны сввиасть с прямыми учястками отверстии в тереляи пружины |
Рис. 4.7. Снимите сжатую иружииу, направив ее кницы в стерону от туловища |
Рис. 4.11. При установке иружииы ироследите за тем, чтобы ее квиец ввшел в выемку в иижией терелке |
ступ к парадним болтам креплания попа - рачных рычагов. Примечание. Эта про цедура достаточно затруднительна и требует использования устройства для подьвма двигателя или другого подходящего оборудования (за описанием снятия/установки опор двигателя обратитесь к глае в 2).
3 Выварнита болт и отаарните гайки краплания шарового шарнира (рис. 5.3^). Для отсоадинания шароаого шарнира от попарачного рычага используйта монти - роаку (рис. 5.3,6).
4 Выаерните два болта краплания па - раднаго конца попарачного рычага к опорной рама для двигателя (рис. 5.4). Применение. На аатомобилях Lexus с пневматической подвеской с электронным
SHAPE * MERGEFORMAT
Рис. 5.3,1. Чтобы отсоединить ививречиый рычвг от шарового швриира, отверните гойки и выиориите болт |
Рис. 5.4. Для отсоединения переднего ковда нпнеречиого рычага от опорной рамы под двигатель выверните дни болта |
Рис. 5.3,6. Отделите иоиеречиый рычаг от шарееого шарнира с немощью монтировки |
Подвеска и рулевое управление 1 Q»7
Рис. 5.5. Для отсоединения заднего конца неяеречнего рычага Рис. 6.13. Дня отсоединяем шарояого шарнира от поворотного куяаяа от еиерней рамы для даигателя отвериотв гайку и извлеките болт устаиеиотв малый съемник и высвободите иалец норового нарииря |
управлением перед еыеинчиеанием болтов крепления отсоедините рычаг детчикв еысоты подвески от поперечного рычага.
5 Вывернитв болт и отверните гейку, которвя служвт для крвпления заднаго конце попаренного рычега к опорной раме для двигвтвля [рис. 5.5).
6 Снимите поперачный рычаг.
7 Убедитесь в том, что поперачный рычаг не деформирован. Если он погнут, заманитв его. Не пытайтесь прввить деформированный поперечный рычег.
8 Осмотритв втулки. Если на них имеются трещины, они порвены или изноше ны. замените поперечный рычвг.
9 Установка выполняется в последовательности, обрвтной снятию. Звтяните всв болты/гайки првдписвнным усилиам. указвнным в Спецификациях в начелв этой глввы.
10 Устеновитв колвсо и неверните гай ки его крвплания. Опустите автомобиль и затяните гвйки крепления колеса првд - писанным усилием, указанным а Спецификациях в начвлв згой глввы.
11 В звключенив рвкомвндувтся проверить углы установки передних колвс и при необходимости отрегулировать их.
А |
Вниманиа! Если автомобиль оснащен пнааматичвской под - аеской с элактронным управлением, парад подъвмом автомобиля выключите переключатель упревления высотой подаески.
1 Отпустить гвйки крвпления колвса, приподнимитв ввтомобиль и установите под него нвдвжныв опоры. Снимитв колесо. Применение. Если вы собираетесь сниметь шероеой шернир с помощью съемнике (как описено а п. п. 9-13).
перед подъемом автомобиля отпустите гайку крепления полуоси/ступицы (см. главу 8).
Замена с помощью вильчатого съемника
Предостережение. Описаннея ниже процедура — самый быстрый способ отсоединения шароаого шернира от поворотного кулека, но с большой долей вероятности зто чрееато повреждением чехла шароаого шарнира. Если хотите сохранить чехол, перейдите к п. 9.
2 Извлеките шплинт из пальца шврового шврнирв и отпустита гейку на несколько оборотов (но покв не отвинчи - вейте ва полностью).
3 Отделите шаровой шарнир от поворотного кулека с помощью вильчетого съемникв швровых шарниров. Отверните гайку на пальца шврового шарнира.
4 Выаэрнитв болт и отвврните гвйки креплвния шврового шврнирв к поперечному рычагу (рис. 5.3,а). Отделить швро - вой шарнир от попврвчного рычаге с помощью монтировки (рис. 5.3,6).
5 Для установки шарового шернирв рвсположита вго в поворотном кулакв и нввврнитв гвйку. но пока нв затяги - ввйте ав.
6 Подсоедините шаровой шарнир к попарвчному рычагу, ввврнитв болт и нв - вврнита гайки. Затянита их предписанным усилием, указвнным в Спецификациях в начала этой главы.
7 Затянитв гвйку нв пвльцв шарового шврнирв предписанным усилиам, указанным в Спецификациях в нвчалв этой главы, и вставьте новый шплинт. Если отаврстив для шплинта не совпадвет с пвзвми на гейкв, затяните гвйку дополнительно до достижвния требуемого положения — нв отпускейте гвйку для установки шплинте.
8 Установите коласо и навврните гвйки крапления колвса. Опуститв автомобиль и звтянитв гайки коласа предписанным усилием, уквзвнным в Спецификациях а нвчала этой глввы.
Замена с помощью двухзахватного съемника
В Снимите датчик скорости колеса (см. глвву 9).
10 Отделите поперечный рычвг от шврового шарнира (см. параграф 5).
11 Вытяните наружный конец полуоси из поворотного кулака (см. глвву 8) и подввсьте полуось с помощью куска проволоки.
12 Извлеките шплинт из пальцв шарового шарнира и отпустите гайку на несколько оборотов (но поке не отвинчи - ввйте ав полностью).
13 Установите мвлый съемник (рис. 6.13) и вытяните пвлец шарового шарнира из поворотного кулака.
14 Отварните гейку и снимите шеровой шврнир.
15 Установитв новый шаровой шарнир в поворотный кулвк и затянитв гвйку предписвнным усиливм. уквзвнным в Спецификациях в начвлв этой глввы. Уствновита новый шплинт. Если отаврстив для шплинта не совпадввт с пвза - ми нв гайкв, зетянита гайку дополнительно до достижения требуемого положения — нв отпускайте гейку для установки шплинта.
16 Встевьта наружный конвц полуоси в поворотный кулак и невврните гайку. На - двжно звтяните вв. но пока нв пытайтесь звтягиветь ав полностью.
17 Подсоедините швровой шврнир к нижнвму рычвгу и затяните зламвнты креплвния предписанным усилием, указанным в Спецификациях в началв этой глввы.
18 Уствновита датчик скорости колеса.
19 Уствновите колесо и неверните гайки его крвплвния. Опустите автомобиль и затяните гайки креплвния колас в првд - писенным усиливм. уквзанным в Спецификациях в началв этой главы.
20 Затянитв гвйку краплания полуоси/ ступицы предписанным усилием, указвнным в Спецификациях а нвчалв этой главы, а затем звстопорьта ве кернвнивм (см. глвву 8).
7 Поворотный кулак и ступица — снятие и установка
А |
Внимание! Пыль, возникающая при нормальной работе тормозной системы, вредна для здоровья. Никогда на выдувайте ее сжатым воздухом и не вдыхайте ее. При работе с тормозами обязательно используйте сертифицированную фильтрующую маску. Ни при каких обстоятельствах не используйта для очистки тормозной системы растворители на нефтяной осноаа. Используйте только средство для очистки тормозной системы!
А |
Внимание! Если аатомобиль оснащан пнеаматической под - ааской с электронным управлением, паред подъамом аатомобиля выключите параключатель управлания высотой подааски.
Снятие
1 Отпустите гейку крепления полуоси/ ступицы (см. глеву 8). Отпустите гайки крепления колеса. Приподнимите евто - мобиль и устаноаите под него недежные опоры. Снимите колесо.
2 Снимите детчик скорости колеса с поворотного кулаке и снимите тормозной диск со ступицы (см. глеву 9).
3 Отпустите, но не выаинчивайте полностью болты крепления стойки подвески к поворотному кулеку (рис. 3.3).
4 Отделите наконечник рулееой тяги от рычага поворотного кулвке (см. пере - греф 18).
5 Выверните болт и отверните гайки крепления шарового шарнира к нижнему рычегу (рис. 5.3,а, б). Теперь можно вывернуть болты крепления стойки к поворотному кулвку.
6 Вытолкните полуось из ступицы, кек описано а глаае 6. Поддержите конец полуоси с помощью куска проэолоки.
7 Отделите поворотный кулек от стойки. При необходимости отсоедините ше~ ровой шарнир от поворотного кулеке.
Установка
8 Напревьте поворотный кулак а сборе со ступицей на штетное место, встев - ляя при этом полуось в ступицу.
9 Вставьте поворотный кулак во фланец стойки, вверните болты и неверните гайки, но пока не зетягиаейте их.
10 Подсоедините шароаой шернир к поперечному рычагу, вверните болт и наверните гайки, но пока не затягивайте их.
11 Подсоедините рулевую тягу к рычагу поворотного кулаке (см. перегреф 18). Затяните гайки болта стойки, болт и гей - ки крепления шврового шернира к поперечному рычагу и гайку рулеаой тяги предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начеле зтой глевы. Замените асе шплинты ноаыми.
12 Устеновите тормозной диск на ступицу и установите суппорт и датчик скорости колеса, как описено а глеве 9.
Рис. 9.3. Чтобы отсоединить стойлу стабилизатора от стабилизатора, отвериато иижниии гайку |
13 Навернитв гвйку крепления полуоси/ступицы и надежно затяните ее (окончетельное затягивание выполняется после опускания автомобиля).
14 Установите колесо и гайки колесе, опустите евтомобиль и зетяните гайки крепления колеса предписанным усилием, указанным а Спецификациях в нача ле этой глевы.
15 Звтяните гайку крепления полуоси/ ступицы предписанным усилием, укезенным в Спецификациях а нечеле зтой главы. а затем застопорьте ее кернением (см. глееу 8).
8 Передняя ступица в сборе
с подшипником — снятие и установка
Вследствие того, что для выпрессовки ступицы и подшипника из поворотного кулекэ требуются специальные инструменты и опыт, эту работу следует поручить профессионелем. Однако поворотный кулак и ступицу можно снять как единый узел и зетем обретиться в отдел технического обслуживания дилера или не другую специализировенную стенцию технического обслуживания. За описени - ем процедуры снятия поворотного кулеке и ступицы обретитесь к парегрефу 7.
9 Задний стабилизатор поперечной устойчивости и втулки — снятие и установка
А |
Внимание! Если аатомобиль оснащен пнааматичаской под - ааской с электронным управлением, парад подъемом аатомобиля выключите переключатель управлания высотой подаески.
1 Отпустите гейки крепления зеднего колеса. Приподнимите зедок евтомобиля и установите под него надежные опоры. Снимите задние колеса.
2 Снимите теплозащиту с систамы выпуска.
Рис. 10.1. Для снятия яяастиассовай крьлмш ■отмато ев вверх |
3 Отсоедините стойки стабилизаторе от стабилизатора (рис. 9.3). Если шпилька с шеровой головкой проворачивеется вместе с гайкой, используйте для придерживания шпильки шестигранный внутренний ключ.
4 Выверните болты крепления зажимов втулок стабилизетора. При необходимости снимите два кронштейне зажимов с кузова.
5 Теперь можно снять стабилизатор с автомобиля. Снимите втулки со стебили - заторе, предеерительно отметив их положение.
6 Проверьте етулки на наличие износе, отверждения, деформации, трещин и других признеков ухудшения состояния. Земените их при необходимости. Проверьте стойки стабилизатора, как описано в пареграфе 2. При устаноаке втулок резрез должен быть обрещен кверху.
7 Используя проволочную щетку, очистите зоны стабилизаторе, которые сопря - геются со втулками. Смежьте внутреннюю и неружную стороны новых втулок растительным меслом. Предостережение. Не используйте смазочные материалы на нефтяной или минеральной основе или тормозную жидкость. Это ухудшает состояние етулок.
8 Устеновке выполняется в последо - ветельности, обратной снятию.
10 Стойка задней подвески в сборе — снятие, осмотр и установка
Снятие
А |
Внимание! Если аатомобиль оснащан пнеаматической под - ааской с электронным управлением, перед подъамом аатомобиля выключите переключатель управления высотой подваски.
Применение. При снятии/замене каких - либо элементов задней подвески свободно затяните все болты, настройте нормальный дорожный просвет, а затем полностью затяните болты.
1 Снимите декоративную пенель, за крывающую верхние элементы крепления стойки (рис. 10.1).
Рнс. 11.2. Элементы крепления продольного Рнс. 12.3. Элементы крепления нередкого рычвгв пелеречиего рычвгв иа моделях с приводом иа два колеса |
2 Отпустите гайки крапления заднего колеса, приподнимите задок евтомобипя и установите под него надежные опоры. Снимите колесо.
3 Отсоедините тормозной шланг и жгут электропроводки датчика скорости колеса от стойки подвески (рис. 10.3).
4 Отсоедините стойку стабилизатора от стойки подвески (см. параграф 9).
5 Поддержите опору ступицы напольным домкретом.
6 Отпустите гайки на болтах крепления стойки подвески к опоре ступицы (рис.
10.3).
7 На моделях Lexus 2004 г и позднее, оснащенных пневметической подвеской с электронным упревлением. отсоедините воздушный шпанг, идущий к стойке в сборе. Применение. Для отсоединения воздушного шланга от стойки подвески требуется специальное приспособление.
8 Если стойке должна быть разобрана, отпустите, но не отвинчивейте полностью гейку штока амортизаторе (в центре).
9 Отверните три верхние гейки креп ления стойки к кузову.
10 Опустите опору ступицы домкретом, выверните два болта крепления стойки подвески к опоре ступицы и затем снимите стойку в сборе.
11 Следуйте процедурам осмотра, описанным в параграфе 3. Если вы хотите разобрать стойку подвески для замены амортизетора или пружины, обретитесь к парагрефу 4. Применение. На моделях Lexus с 2004 г. с пневматической подвеской с электронным упревлением, если еыяалено, что стойка неиспревна, ее следует звьленить.
12 Попросите помощника завести стойку в нишу в брызгоаике моторного отде ления и пропустить шпильки через отверстия в кузоае. Наверните гайки, но пока не затягиаайте их.
13 Вставьте опору ступицы в нижний кронштейн стойки, вставьте болты и наверните гейки. а затем затяните их предписанным усилием, укезенным в Спецификациях в начале этой главы.
Рнс. 10.3. Креп лемме стойки нод вески не нижнем кронштейне:
7 Болт кронштейна тормозного шланга
2 Кронштейн жгута электропроводки АБС
3 Элементы крепления стойки
14 Подсоедините стойку стебилизетора к кронштейну стойки.
15 Закрепите кронштейн тормозного шланга и жгут электропроводки датчика скорости колеса на стойке.
16 Установите колесо и наверните гайки крепления колеса. Опустите автомобиль и затяните гайки колеса предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы.
17 Затяните три гейки верхнего крепления стойки предписенным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы, и замените декоративную крышку, которая зекрывает элементы крепления.
11 Продольный рычаг задней подвески — снятие и установка
А |
Внимение! Если еетомобиль оснещен пневматической под - ееской с электронным управлением, перед подъемом евтомобиля выключите переключвтель управления высотой подвески.
Применение. При снятии/звмене каких - либо элементов задней подвески свобод но затяните все болты, нвстройтв нормальный дорожный просвет и только потом затяните болты полностью.
1 Отпустите гайки крепления колеса, приподнимите автомобиль и устеноаите под него надежные опоры. Снимите колесо.
2 Выверните болт крепления продольного рычега к опоре ступицы (рис 11.2)
3 Выверните болт крепления продольного рычага к кронштейну не кузове и отсоедините продольный рычаг от автомобиля. Примечание. Для вывинчиввния болта крепления продольного рычага может потребоваться снять кронштейн троса стояночного тормоза.
4 Установка выполняется в последовательности. обретной снятию. Затяните болты предписанным усилием, указанным в Спецификациях в нечапе этой главы.
12 Поперечные рычаги задней подвески — снятие и установка
А |
Внимание! Если еетомобиль оснещен пнееметической под - ееской с электронным управлением, перад подъемом евтомобиля выключите переключетель управления высотой подвески.
Применение. Имейте в виду. что нанесенная креской маркировке на всех рычагах задней подвески обращена к задней части автомобиля. Если мвркировка отсутствует или не видна, нанесите на рычаги метки, позволяющие уствновить рычаги согласно их первоначальному положению.
1 Отпустите гайки крепления заднего колеса, приподнимите задок автомобиля и установите под него надежные опоры. Снимите заднве колесо.
Передний поперечный рычаг (№ 1] (привод на два колеса]
2 Снимите зедний стабилизатор (см. парегреф 9).
3 Снимите элементы крепления рычага к опоре ступицы и задней поперечине, е затем снимите рычаг (рис. 12.3).
Передний поперечный рычаг (№ 1] (полный привод]
4 На полноприводных моделях для доступа к болту не внутреннем конце переднего поперечного рычаге необходимо опустить заднюю поперечину.
5 Отсоедините продольные рычаги от опоры ступицы не обеих сторонах автомобиля (см. параграф 11).
6 Снимите центральную секцию системы выпуске и заднюю аыпускную трубу (см. глеву 4)
7 Снимите керденный вап в сборе с промежуточной опорой (см. главу 8).
8 Снимите обе задние полуоси (см. глеву 8).
Рнс. 12.10,8. Элементу крепления задней ппмеречпмы на пияиаиряводиыи модпляж |
Рнс. 12.10,6. Элементы крепления переднего плееречлего рычлга не нвниеприведиым моделях |
9 Отсоедините поперечные рычеги от опор обеих ступиц.
10 Уствновите нвпольный домкрвт под центр поперечины (под дифференцивл), зетем отпустите и снимите элементы крепления поперечины к кузову (рис.
12.10. В.6). Аккуратно опустите звднюю поперечину с помощью домкратв (не лезьте под ввтомобиль. если он под держиввется только домкрвтом) до получения доступе к болтвм поперечного рычвгв Выверните болты (рис.
12.10. В.6).
Предостережение. Для выполнения этой процедуры, чтобы недежно поддер - жвть попврачину, рекомендуется использовать напольный домкрат с адаптерной головкой для коробки передач.
Задний поперечный рычаг (№ 3] [полный привод]
11 Снимите звдний ствбипизатор (см. параграф 9).
12 Не моделях 2003 г. и рвнее отметь те положение эксцентриковых болтов (с обеих сторон), чтобы сохренить регулировку схождения (рис. 12.12).
Ряс. 12.12. Эксдеитриковый болт с отметкой его пияожллмя относительна задней полеречмлы |
Ряс. 12.13. Элементы крепления заднего пелернчиего рычага (А! на нолпопряяодяых моделях. Обратите влеманне пн сделапиу» краской отметку (В), которня обращена к задку автомобиля |
13 Снимите элементы крепления рычв - га с опоры ступицы и поперечины, в звтем снимите рычаг (рис. 12.13). Примечание. На автомобилях Lexus с пневматической подвеской с электронным управлением перед снятием элементов крапления отсоедините от рычага рычажный механизм датчике дорожного просвета.
Примечение. При установке каких-либо рычагов задней подвески свободно затяните все болты, настройте нормальный дорожный просвет и только потом затяните болты полностью.
14 Уствновкв выполняется в последовательности, обратной снятию. Звтяните все болты/гвйки предписенным усилием, указвнным в Спецификациях в нвчвле зтой гпввы. Примечание. При установке на место рычагов пода веки нанесенная краской звводская мвркировка нв рыча гах должна быть обращена к звдней части ввтомобиля.
15 Установите колесо и наверните гайки его крепления. Опустите ввтомобипъ Затяните гвйки крепления колесв пред - пиевнным усилием, указанным в Спецификациях в нвчапе зтой главы Еспи вы работвете с полноприводной моделью, затяните гвйку крепления полуоси/ступицы предписанным усилием, уквзвнным в Спецификациях в начвле этой глевы.
16 Проверьте углы уствновки задних колес, для чего следует обратиться в отдел технического обслуживения дилера или нв специвлизироввнную ствнцию технического обслуживания.
13 Задняя ступица в сборе с подшипником — снятие и установка
А |
Внимание! Пыль, возникающая при нормальной работе тормозной системы, вредна для здоровья. Никогда не выдувайте ее сжатым воздухом и не вдыхайте ее. При работе с тормозами обязательно используйте сертифицированную фильтрующую мвеку. Ни при квких обстоятельствах нв используйте для очистки тормозной системы растворители нв нефтяной основе. Используйте только средство для очистки тормозной системы!
А |
Внимание! Если автомобиль оснащвн пневматической подвеской с электронным управлением, пвред подъемом ввтомобиля выключите переключатель управления высотой подвески.
Ряс. 13.3. Чтобы вывернуть четыре болта, которые служат для крепления стуяпцы в сборе с подшипником к епвре задний ступицы, проверпнте флвивц стуяпцы и совместите одив из отвирстий вв флаице с каждым из болтов
тяните гайки крепления колеса предписанным усилием, укезенным в Спецификациях а нечале этой глевы. |
Примечание. Следующая процедура относится только к моделям с приводом на два колеса. На полноприводных моделях для аыпрессоаки ступицы и подшипника из опоры задней ступицы требуются специальные инструменты и опыт, поэтому эту работу следует поручить профессионалам. Однако опору ступицы и ступицу можно снять как единый узел и затем обратиться в отдел технического обслуживания дилера или на другую специализированную станцию технического обслуживания. За описанием процедуры снятия опоры ступицы и задней ступицы обратитесь к параграфу 14.
Применение. Задняя ступица в сборе с подшипником не обслуживается. Если выявлено, что какой-либо элемент неисправен, замену следует выполнить единым узлом.
1 Отпустите гайки крепления колесе, приподнимите ввтомобиль и установите под него нвдежные опоры. Снимите колесо.
2 Снимите диск со ступицы и рессо - едините электрический рвзъем детчикв скорости колеса (см. главу 9).
3 Выверните четыре болта крепления ступицы к опоре ступицы, обеспечивея доступ путем повороте ступицы твким образом, чтобы большой круглый вырез открыввл квждый болт по очереди (рис.
13.3).
4 Снимите ступицу в сборе с подшипником со штвтного меств. выводя ее че рез узел стояночного тормозв.
5 Уствновите ступицу в сборе с подшипником нв опору ступицы и совместите отверстия в щите тормоза. Установите болты. При направлении болтов на место через флвнец ступицы будет полезен мегнит. После установки всех четырех болтов зетяните их предписанным усилием, указенным в Спецификациях в нвчале этой глввы.
6 Установите диск и суппорт. Устано вите колесо. Опустите автомобиль и зв
14 Опора задней ступицы — снятие и установка
А |
Внимание! Пыль, возникающая при нормальной работе тормозной системы. вредна для еашаго здоровья. Никогда не выдувайте ее сжатым воздухом и не вдыхайте еа. При работе с тормозами обязательно используйте сертифицированную фильтрующую маску. Ни при каких обстоятельствах не используйте для очистки тормозной системы растворители на нефтяной основе. Используйте только средство для очистки тормозной системы!
А |
Внимание! Если аатомобиль оснащен пневматической под - аеской с электронным управлением, перад подъемом автомобиля выключите параключатель управления аысотой подвески.
1 Отпустите гайки крепления колесв. На полноприводных моделях также отпустите гайку полуоси (см. глеву 8). Приподнимите ввтомобиль и установите под него надежные опоры. Установите противооткатные упоры под передние колесв и снимите звднее колесо.
2 Снимите тормозной диск (см. главу 9).
3 Снимите звднюю ступицу в сборе с подшипником (см. парагреф 13). Не полноприводных моделях отверните гайку полуоси, чтобы извлечь полуось из задней ступицы (см. глеву 8).
4 Отсоедините щит тормозв в сборе со стояночным тормозом от опоры ступицы. С помощью куска проволоки подвесьте щит тормозв в сборе с тормозом нв пружине. Применение. Снимать колодки стояночного тормоза или отсоединять трос стояночного тормоза от щите тормоза не требуется.
5 Снимите датчик скорости колесе или жгут электропроводки двтчике с опоры ступицы (см. главу 9).
6 Отпустите (но не вывинчиввйте полностью) болты крепления стойки подвески к опоре ступицы (рис. 10.3).
7 Отсоедините продольный и поперечные рычеги от опоры ступицы (см. пера - грвфы 11 и 12).
8 Выверните болты крепления стойки подвески к опоре ступицы, при этом под - держиввя опору ступицы, чтобы оне не упал в, в затем отсоедините опору ступицы от кронштейна стойки подвески.
9 Осмотрите втулку опоры ступицы на нвличие трещин, дефюрмеции и признаков износе. Если оне изношен в. передей - те опору ступицы в отдел технического обслуживания дилера или не другую станцию технического обслуживания, чтобы выпрессоватъ старую втулку и за - прессоветъ новую.
10 Уствновите опору ступицы не кронштейн стойки подвески, соамещая два отверстия под болты. Ваерните два болте крепления стойки к опоре ступицы и зетяните их предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начеле этой глевы. Не полноприводных моделях перед установкой опоры ступицы в кронштейн стойки вставьте полуось в ступицу. а зетем свободно неверните гайку полуоси.
11 Подсоедините поперечные рычаги к опоре ступицы, но поке не зетягивейте гайку(и).
12 Подсоедините продольный рычаг к опоре ступицы, но поке не затягивейте гайку.
13 Уствновите домкрет под опору ступицы и приподнимите ее. чтобы сымити - роветь нормвльный дорожный просвет.
14 Затяните болт(ы)/гвйку(и) крепления поперечных рычагов и болт/гайку продольного рычвге предписанным усилием, указенным в Спецификациях в на- чвле этой глввы.
15 Подсоедините датчик скорости колесв или жгут электропроводки двтчике к опоре ступицы.
16 Подсоедините щит тормозв к опоре ступицы, установите ступицу и звтяните четыре болте предписенным усилием, уквзенным в Спецификациях в начеле этой глввы.
17 Уствновите тормозной диск и суппорт и зетем подсоедините датчик скорости колесв или жгут электропроводки детчикв (см. глвву 9).
18 Установите колесо и наверните гайки его крепления.
19 Опустите ввтомобиль и звтяните гайки крепления колеса предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начвле этой глввы. Не полноприводных моделях зетяните гайку полуоси предписенным усилием, указенным в Спецификациях в нечеле этой глввы
15 Система рулевого управления — общие сведения
Все модели оснвщены реечным рулевым мехенизмом. Рулевой мехенизм крепится болтами к подремнику и через рулевые тяги приводит в действие поворотные кулаки. Внутренние концы рулевых тяг зещищены резиновыми чехлами, которые следует периодически осматривать на недежностъ крепления, неличие разрывов и утечки смвзки.
Системе усилителя рулевого упрев - ления состоит из насоса с ременным приводом и соответствующих трубопроводов и шленгов. Уровень жидкости в бвчке усилителя следует периодически проверять (см. глеву 11
Рулевое колесо приводит в действие рулевой вел, который, в свою очередь, приводит в действие рулевой мехвнизм. Рулввой вал состоит из нескольких свкций. соединенных карденными шврнирв - ми. Люфт нв рулввом колесе может быть вызввн износом карданных шврниров рулевого вела, рулевого механизма, нв - конечников рулевых тяг и ослвбленивм затяжки болтов.
16 Рулевое колесо — снятие и установка
А |
Внимание! Модели, описываемые а этом Руководства, осна - щаны вспомогательной удерживающей системой (SRS), изаастной под названием «система подушак безопасности». Во избежание случайного разаертыаания подушак безопасности, что может привести к трааматическим последствиям, обязательно отключите систему подушек базопасности перад работой поблизости от ее эламентоа (см. глаау 12J.
1 Поверните рулввое колвсо твк, чтобы колвса были обрвщены лрямо впврвд. Поверните ключ зажигвния в выключенное положение (OFF), зетем отсоедините провод мвссы от вккумуляторв (см. пврв - грвф 1 главы 5).
2 Подденьте и снимите мвлвнькие крышки на каждой стороне рулевого колвса и отпустите винты Тогх крепления модуля подушки безопесности к рулевому колесу (рис. 16.2). Отпустите квждый винт нвстолько, чтобы он вствл вровень с канввкой по окружности отверстия. Применение. Вывинчиаать аинты полностью не требуется.
3 Вьгтянитв модуль подушки безопвс - ности из рулевого колвса и рвссоедините электрический рвзъем модуля (рис. 16.31
А |
Внимание! При переноске держите модуль подушки безопасности, напрааиа декоративную крышку а сторону от сабя. Положите модуль а надежное безопасноа масто декоратианой крышкой каарху.
Рис. 16.5. Исиользуйте съемник дли сиятмп рулевого колеса
4 Отвврнитв гвйку крвплвния рулевого колеса, а зетем отмвтьтв положенив рулевого ввла относительно ступицы (вели маркировкв нв нанвеенв рвнве или рвнвв сделанные отметки нв совмещены). чтобы упростить устеновку и сохранить вывврку положения рулевого колесв (рис. 16.4).
5 Используя съемник, отсоедините ру - левов колесо от рулввого вала (рис. 16.5). Предостережение. На стучите по валу при снятии рулеаого колеса.
Если надо снять спиральную пружину, снимите кожухи рулевой колонки (см. главу 11), рассоедините электрический рвзъем и отцепите три захвата, е затем снимите пружину с колонки. Примечание. На моделях Lexus2003г. и ранее, чтобы снять спиральную пружину, снимите элементы крепления спиральной пружины с корпуса многофункционального переключателя.
6 Нвпрввьте пврвдние колвса прямо вперед. Рукеми повврнитв спиральную пружину против чесовой стрелки до появления ощутимого сопротивления. Проверните пружину по часовой стрелкв приблизительно на две с половиной обороте и совместите двв стрвлки (рис. 16.6).
7 Для уствновки колвса совместите отметку нв ступице рулввого колеса с отметкой на веле и установите колвсо нв вал. Невврнитв гайку и звтяните ве првд - пиевнным усилием, указанным в Спецификациях в нвчвлв этой глевы.
Рис. 16.6. Чтобы сцентрирокеть спиральную пружину, иоиериите ев нротив часовой стрелки до иоявлоиев ощутимого саиротиаланип. Проверните иружииу во чесовой стрелки приблизительно иа два с иаловнлой оборота и совместите две малевькио стрелки (при ирпвильиом центрироевиии должав иметъеп возможность дли иоворота нружииы ириморио ип два с иалолииой оборита в каждом направлении) |
Рис. 16.3. Рассоедините электрический ркзъом модули подушки бозолвсиости |
Рис. 16.4. Отметьте наложеиио ступицы рулояого колоса ктеосятельио рулеаого вала |
Рис. 16.2. Подденьте и снимите малоиьиио крышки иа каждой стороио руиового колоса и отпустите аинты Тогх кроалоиия модуля иедушки бозоиасиости |
8 Состыкуйте элвктричвекив рвзъвмы модуля подушки безопасности и другив элвктричвекив рвзьвмы. Убвдитвсь в фиксации стопорных элементов электрического резъвма нв модулв.
9 Установите модуль подушки бвз - опесности и зетяните винты Тогх предписанным усилием, указенным в Спецификациях в нвчвле этой главы.
10 Подсоедините провод мессы к вкку - мулятору (см. параграф 1 глввы 5).
17 Рулевая колонка — снятие и установка Снятие
1 Поставьте автомобиль на площадку и неправьте передние колеса прямо вперед. Отсоедините провод массы от аккумулятора.
2 Снимите рулввов колесо (см. параграф 16), затем повврните ключ звжига - ния в положение блокировки (LOCK), чтобы предотвратить вращение рулевого вала. Предостережение. Если это не сделать, спиральная пружина подушки безопасности может быть повреждена.
3 Снимите нижнюю пвнель отделки под рулевой колонкой и коленный буфер за ней (см. глеву 11).
4 Снимите кожухи рулевой колонки (см. глеву 11).
5 Рвссоедините электрический реэъ - ем(ы) жгуте электропроводки рулевой колонки (рис. 17.5).
6 Отметьте положение кврденного шернире рулевого веле относительно промежуточного ввла. е затем выверните стяжной болт (рис. 17.6).
7 Выверните болты крепления рулевой колонки (рис. 17.7). опустите колонку и вытяните ее неэад. убедившись е том. что ничего не мешвет ее снятию. Отделите промежуточный вел от рулевого вале и снимите рулевую колонку.
8 Нвпрввьте рулевую колонку на штатное место, подсоедините промежуточный вал, е эвтем вверните болты, но пока не затягивайте их.
9 Затяните болты крепления рулевой колонки предписанным усилием, укаэен ным в Спецификациях.
10 Вверните стяжной болт и затяните его предлисанным усилием, указвнным в Спецификациях в начале этой глевы.
11 Оствльнвя честь устеновки выполняется в последовательности, обретной снятию.
18 Наконечники рулевых тяг — снятие и установка
А |
Вниманиа! Если аатомобиль оснащен пнааматичаской под - ааской с электронным управлением, перед подъамом аатомобиля выключите переключатель упревления высотой подвески.
1 Отпустите гайки крепления колесв. Приподнимите передок автомобиля и уствновите под него нвдежные опоры. Ус - теновите противооткетные упоры под задние колесв и уствновите стояночный тормоз. Снимите переднее колесо.
2 Придержите рулевую тягу гвечным ключом и отпустите контргвйку нветолько, чтобы можно было отметить положение наконечнике рулевой тяги относительно резьбового учестка тяги (рис. 18.2,в, б).
3 Извлеките шплинт и отпустите гайку нв шпильке неконечникв рулевой тяги.
4 С помощью съемнике отсоедините рулевую тягу от поворотного кулвка (рис.
18.4) . Отверните гвйку и отделите рулевую тягу.
5 Отсоедините нвконечник рулевой тяги от рулевой тяги.
Рнс. 17.7. Болты креплении руленой колопкн (одпп пз ппх пе нодеп, оп находится поблпзести от покизаллых) |
Рнс. 17.5. Расположение разъема жгута электропроводки рулевой Рве. 17.6. Отметьте положеппе кардаппого шарппра отиоснтельпе кололки премежуточпего вала (А), а затем выпорпате стяжной болт (В) |
6 Нвверните наконечник рулевой тяги нв тягу соглесно отмеченному положению и встввьте палец нвконечникв рулевой тяги в рычвг поворотного кулака. Надежно эвтяните контргайку.
7 Нвверните корончвтую гайку нв пв - лец и эвтяните ее предпиевнным усилием. уквзвнным в Спецификациях в начв - ле этой глевы. Уствновите новый шплинт.
8 Уствновите колесо и нвверните гвйки его крепления. Опустите ватомобиль и эетяните гвйки колесв предписенным усилием, укезенным в Спецификациях.
SHAPE * MERGEFORMAT
Ряс. 16.2,а. Врндержите пакилечлпк рулевой гяго гаочпым ключом п атеустяте контргайку другим гаечпым кнючом |
Рпс. 16.4. Устяяонате двухзахватеый съемппк, чтобы отделять пакнлочпяк рулслой тятя от певороткого кулака |
/
Рнс. 18.2,6. Отверпяте гоптргайку п отметьте открытый учветох резьбы, чтобы лрл установки полого покенечппки рулевой гатя панеряуть ого па те же чпеле оборотов
Рис. 20.2,6. Отсоедините фитеиг трубопровода усилителя рулевого упраплоиия, иепплъзуя сиоцилльную в вса дву дли гоечиого ключв (рвзрвботаииую дли штуцерных соединений) и короткий удлинитель |
Рис. 19.3. С помощью плоскогубцев снимите внешний хомут с чехля рулевого мехаилзма; внутренний хомут следует иоророзвть пли иоддеть н сиять с помощью подходящего инструмента |
9 Проверьте углы установки колес, для чего следует обратиться в отдел технического обслуживения дилере или в мастерскую регулировки рвзвала-схожде - ния.
19 Чехлы рулевого механизма — замена
А |
Вниманиа! Если аатомобиль оснащан пнеематичаской под - ааской с элактронным управлением, перед подъемом автомобиля выключите переключатель управлания высотой подввски.
1 Отпустите гайки крепления колесв, приподнимитв автомобиль и установите под него нвдежные опоры. Снимите колесо.
2 Отверните контргайку и снимите наконечник рулевой тяги (см. параграф 18].
3 Снимите хомуты чехла рулевого механизма (рис. 19.3) и снимите чехол.
4 Перед установкой нового чехла обмотайте резьбовой учветок и участок с насечкой на конце рулевой тяги липкой лентой, чтобы не повредить конец нового чехла, имеющий меньший диаметр.
Рис. 20.3. Элементы ворхного промежуточного ипла 7 Отметьте положение верхнего промежуточного еала относительно керданного шернира рулеаого вале 2 Зажимной болт крышки еале 3 Стяжной болт карденного шарнира рулееого еале |
Рис. 20.2,а. Зло монты кроплоиив и соодииоиня ив руловом механизме
7 Стяжной болт карданного шарнира нижнего промежуточного аала
2 Отметьте положение рулееого вала относительно карданного шарнира
3 Фитинг возвратного трубопровода
4 Фитинг нагнетательного трубопровода
5 Наденьте новый чехол на рулевой механизм твк, чтобы его кромка вошла в канавку в рулевой тяге, и уствновите новые хомуты.
6 Снимите липкую ленту и установите наконечник рулевой тяги (см. параграф 18).
7 Установите колесо и наверните гайки крепления колеса. Опустите автомобиль и затяните гайки колеса предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы.
20 Рулевой механизм — снятие и установка
А |
Вниманиа! Если автомобиль оснащан пнеематичаской под - ааской с элактронным управлением, паред подъемом автомобиля выключите пареключатель управлания высотой подввски.
А |
Внимание! Не проворачивайте рулевой вал, когда рулааой механизм снят с автомобиля. В противном случае вы можате повредить спиральную пружину подушки безопасности. Чтобы предотвратить врещание вала, парееадите ключ зажигания е положаниа блокировки или пропустите ремень безопасности через рулевое колесо и пристегните аго.
1 Поставьте ввтомобиль нв площадку и направьте передние колеса прямо вперед Отпустите гайки передних колес. Приподнимите передок автомобиля и установите под него надежные опоры. Затяните стояночный тормоз и снимите колесв. Снимите нижнюю защиту двигетеля (при нвличии).
2 Установите сливную емкость под рулевой механизм. Отсоедините нагнетательный и возврвтный трубопроводы уси - литвля рулевого упрввления (рис. 20.2,а) и заглушите концы, чтобы предотвратить вытекание большого количества жидкости и проникновение грязи в систему. Отсоедините опорный кронштейн трубопровода наверху рулевого механизма. Предостережение. Используйте для от соединения трубопроводов от рулеаого механизма специальный ключ для штуцерных соединений. В противном случае можно повредить фитинги (рис 202.6).
3 Отметьте положение промежуточного вала относительно карданного шврнирв рулевого валв и выверните стяжной болт. Отпустите зажимной болт крышки вала и снимите крышку движением вверх (рис. 20.3).
4 Нв моделях, оснащенные пневматической подаеской с электронным управлением. отсоедините рычажный механизм датчика дорожного просвета от левого поперечного рычагв, затем снимите датчик
5 Отметьте положение кврданного шврнира нижнего промежуточного вала относительно входного ввлв рулевого механизма, а затем выверните стяжной болт карданного шарнира (рис. 20.2,а).
6 Отделите наконечники рулевых тяг от рычвгов нв поворотных кулаках (см. пв - раграф 18).
7 Отсоедините стойки стабилизатора от концов стабилизатора и выверните болты крепления звжимов втулок (см. пв - раграф 2). Применение. Болты крепления рулееого механизма невозможно вывернуть до тех пор. пока стабилизатор не будет отведен е сторону.
8 Отверните гайки крепления рулевого механизма (рис. 20.8), приподнимите стабилизвтор и выбейте болты крепления рулевого механизма.
9 Отделите карданный шарнир промежуточного ввла от входного ввла рулевого механизма и снимите рулевой мехвнизм в сборе через левую сторону автомобиля.
10 Проверьте установочные втулки рулевого механизма на наличие повышенного износа или ухудшения состояния. Звмените их при необходимости.
11 Поднимите рулевой механизм на высоту установки и подсоедините карданный шарнир промежуточного ввла к входному валу рулевого механизма, совместив при этом установочные метки.
Рнс. 20.8. Гайки крепления рулеяего механизма
12 Вверните болты/нвверните гайки и затяните их предписенным усилием, укв - занным е Спецификациях.
13 Подсоедините неконечники рулевых тяг к рычагвм поворотных кулеков (см. перагреф 18).
14 Веерните стяжной болт кврданного шарнира рулевого ввла (в селоне) и затяните его предписанным усилием, укезенным в Спецификациях в нечале зтой гпевы. Совместите установочные метки, если промежуточный вал был отделен от карданного шарнире рулевого ввле.
15 Подсоедините нагнетательный и возвретный трубопроводы усилителя к рулевому механизму и запревьте бвчок усилителя рулевого упревления рекомендуемой жидкостью (см. главу 1). Подсоедините кронштейн к верхней чести рулевого механизме в сборе.
16 Вверните богтгы крепления звжимов втулок стебилизатора, подсоедините стойки стебилизатора и затем зетяните все элементы крепления предписенным усилием, уквзвнным в Спецификациях в нечале зтой главы.
17 Опустите ввтомобиль и удалите воздух из системы усилителя рулевого ул - рееления (см. парвгреф 22).
21 Насос усилителя рулевого управления — снятие и установка
А |
Внимание! Если аатомобиль оснащен пнааматичаской подвеской с электронным управлением, парад подъамом аатомобиля выключите параключатель управления высотой подавски.
1 Отсоедините провод массы от екку - муляторе (см. пареграф 1 главы 5).
2 Используя большой шприц или резиновую грушу, откачайте как можно больше жидкости из бачка усилителя рулевого управления. Уствновите под автомобиль сливную емкость для сборв жидкости, которая будет вытеквть при отсоединении шленгов.
3 Отпустите гайки крепления прввого переднего колеса. Приподнимите ввтомобиль и установите под него надежные опоры. Снимите колесо.
4 Снимите уплотнение фартуке прввого переднего крыле и при необходимости локер (см. глвеу 11).
5 Снимите приеодной ремень (см. глеву 1).
6 Отсоедините питвющий шланг от не - соса (рис. 21.6). Рессоедините электрический разъем реле дввления усилителя рулевого упревления.
7 Выверните болт штуцерного соединения между нвгнетательным трубопроводом и несосом и отделите трубопровод от несосе (рис. 21.6). Используйте две гаечных ключа: один для придерживения фитинга нв нагнетательном порте и один для вывинчиввния болта штуцерного соединения. Снимите уплотнительные шайбы с квждой стороны фитингв; их следу ет земенитъ при уствновке несоса.
В Выверните болты и звтем снимите несос (рис. 21.6). Примечание. Верхний болт не извлекается полностью. Отпустите его настолько, чтобы отсоединить насос от двигателя. Болт снимется вместе с насосом.
9 Устеноеке выполняется в последовательности. обратной снятию. Звтяните болт штуцерного соединения нагнетательного трубопроводе и оствпьные болты предписенным усилием, указенным в Спецификациях. Отрегулируйте нвтяже - ние приводного ремня (см. главу 1).
10 Долейте рабочую жидкость в бвчок до нормы (см. главу 1) и удалите воздух из системы (см. перагрвф 22).
22 Система усилителя рулевого управления — выпуск воздуха
А |
Внимание! Если автомобиль оснащан пнавматичаской под - авской с электронным управлением, пврвд подъамом автомобиля выключите переключатель управления аысотой подааски.
1 После любой олервции. при выполнении которой были отсоединены маги - стрели усилителя рулевого управления, следует уделить воздух из системы усилителя, чтобы добиться необходимой эффективности рулевого упрввления
2 Неправьте передние колеса прямо вперед и проверьта уровень рвбочей жидкости в бечке усилителя. Если он низкий. долейте жидкость до отметки COLD (ХОЛОДНОЕ СОСТОЯНИЕ) на щупе для измерения уровня.
3 Зепустите двигатель и дейте ему возможность работвтъ не быстрых обо - ротвх холостого ходе. Снова проверьте уровень жидкости и при необходимости долейте жидкость до отметки COLD (ХОЛОДНОЕ СОСТОЯНИЕ) нв щупе для измерения уровня.
4 Уделите воздух из системы путем повороте рулевого колеса от упоре до упоре без остановки в предельных положениях. Это позволит удвлить воздух из системы. При выполнении зтой процедуры следита зе тем, чтобы бвчок был полон. Примечание. Данную процедуру можно выполнить после подъема передка аатомобиля с помощью домкрата и установки под него надежных о пор. Это облегчает возможность повороте колес назад и вперад при аыполнении процедуры удаления воздуха.
5 После удаления воздуха из системы верните колесе в положение «прямо вперед» и перед выключением двигателя дейте ему возможность порвботать еще несколько минут.
6 Выполните дорожное исльпание вето мобиля, чтобы убедиться е првеильности работы системы рулевого управления и отсутствии каких либо необычных шумов.
7 Сновв проверьте уровень жидкости. При нормвльной рвбочей температуре двигвталя он должен доходить до отметки НОТ (ГОРЯЧЕЕ СОСТОЯНИЕ) на щупе для измерения уровня. При необходимости долейте жидкость (см. глаеу 1).
23 Подрамник — снятие и установка
А |
Внимание! Если аатомобиль оснащен пнааматичаской под - аеской с электронным управлением, парад подъамом автомобиля выключите пераключаталь управления аысотой подввски.
1 Отсоедините провод массы от вкку - муляторе (см. пврагрвф 1 глввы 5).
Рнс. 21.6. Установки насеса усилителя рулеяего управления (неказан двигатель V6, для четырекцилиидревего двнгителя аннлегичие)
1 Электрический разъем реле давления усилителя рулеаого управления
2 Рвле давления усилителя рулеаого управления
3 Болт штуцерного соединения
4 Нагнететельная магистраль
5 Фитинг нагнатетельного порта
6 Питающий шланг
7 Болты (вид сзади — доступ можно получить чераз отверстие а шкиае и нааерху насоса)
2 Отпустите гайки крепления передних колес. Приподнимите передок автомобиля и устаноаите под него надежные опоры. Снимите оба передних колеса. Примечание. Опоры следует ставить позади переднего подрамника, не подпирая аатомобиль под подрамник.
3 Снимите облицоеку переднего бампера (см. глаеу 11].
4 Отсоедините зажимы атулок стабилизатора от подрамника (см. параграф 2).
5 Отсоедините поперечные рычаги от поворотных кулаков (см. параграф 5]. Также отсоедините рычажный механизм датчика дорожного просвета, при наличии.
6 Вызарните болты краплания рулааого маханизма к подрамнику (см. параграф 20]. Примечание. Подаесьте рулевой механизм с помощью подходящего троса.
7 Осмотрита подрамник на наличиа закрепленных на нем эламантоа крепления шпангоа. трубопроводов или жгутоа электропроводки и отсоедините их.
8 Поддержита даигаталь саерху, используя подъамное устройство для даигателя или эквиаалентноа устройство (см. главу 2 В).
А |
Внимание! НЕ лезьте под даигатель, когда он поддаржиаа - атся только подъемным устройством или с помощью другого подъамного приспособления.
9 Отсоедините аса опоры даигаталя и коробки парадач а блоке с аадущим мостом от подрамника (см. главу 2]
10 Используя дав напольных домкрате, поддержите подрамник. Расположите по одному домкрату на каждой сторона подрамника, посерадина мажду па ред ним и задним опорными местами.
11 Убедившись а надежности установки домкратов под подрамником, аыаар - ните болты краплания кронштейнов подрамника и подрамника (рис. 23.11).
12 Позовите помощника, чтобы придерживать подрамник, и адаоам аккуратно опустита домкраты до полного опускания подрамника.
13 Установка выполняется а последовательности, обратной снятию. Затяните асе элементы крепления подаески и подрамника предписанным усилием, указанным а Спецификациях а начале этой глааы. Затяните есе другие элементы крепления предписанным усилием, указанным а Спецификациях а начале глаа 2 и 11.
24 Колеса и шины — общие сведения
1 Коласа всех описываемых а настоящем Руководства автомобилей оснащены радиальными шинами матричас - кого размера с кордом иэ стекловолокна или из стали (Рис. 24.1). Установка шин другого типоразмара можат повлиять на упрааляамость автомобиля и его ходо - выа характеристики. Ни а коам случаа на устанавливайте на одну ось аатомобипя шины различной конструкции, напримар одноараменно радиальные и диагональ- но-опоясыаающие шины, так как это можат сарьаэно поапиять на упрааляамость автомобиля. Рекомендуется производить эаману шин на обоих коласах одного моста одновременно. Если выполняется замана лишь одного коласа. сладите, чтобы шина на колеса, устанавливаемом на заману. соответствовала по типоразмеру установленной на другой стороне моста.
2 Так как дааланиа в шинах а значительной степени алияат на упрааляамость аатомобиля и износ шин, сладуат как минимум раз а масяц проверять давление а шинах. Крома того, проверяйте давланиа парад каждой дальнай поездкой (см. глаау 1).
3 Диски копес подлежат замена в случае деформации, нарушения плотности посадки на них баскамарных шин, разбивания до овальной формы отаарстий под болты, сильного коррозийного повреждения, нарушения вертикальной симметрии, 7 — тип шины:
Р — для пассажирских автомобилей Т—для временной установки С — для коммерческих автомобилей
2 — ширина профиля (в миллиметрах)
1В5
195
205
и так далее
3 — аысота профиля/ширина профиля
70
75
80
4 — тип конструкции
R — радиальные 8 — диагонально-опоясывающие О — диагональные
5 — диаметр обода (в дюймах)
13
14
15
а такжа а случае постоянного самопроизвольного оспаблания крепления гаак копас. Не рекомендуется выполнять ремонт поарежданных дисков с применением саарки или клапки.
4 Балансироака шин и колес важна с точки зрения общай управляемости, эффективности торможания и динамических характеристик автомобиля. Несбалансированные коласа могут негативно алиять на управляемость автомобиля, аго ходоаые характеристики, а также на срок службы шин. Посла каждой установки шины на копасо копесо а сборе с шиной сладует отбалансировать на специальном станда.
25 Углы установки колес — общие сведения
Углы установки колес определяют геометрию положания колес относительно под - еаски автомобиля и дорожного покрытия. Нарушение рагулировки аадат к снижению упрааляамости аатомобипя и ускорению износа шин. В число подлежащих контролю углов установки колес автомобиля аходят развал, угол продольного
РАЗВАЛ (ВИД СПЕРЕДИ) |
Осевая пиния евтомобиля |
ПРОДОЛЬНЫЙ НАКЛЛН ВСИ ПОВВРОТА КОЛЕСА (ВИД СБОКУ) |
СХОЖДЕНИЕ (ВИД СВЕРХУ) |
наклона оси поворота коласв и схождениа (рис. 25.1).
Регулировка угпоа установки колес— это очень точная процедура, для качественного выполнения которой трабувтся специальное, достаточно громоздкое и дорогостоящее оборудованиа. Поэтому выполнанив этой работы ракомандувтся поручить маханикам станций техничес кого обслуживания, оснащанных недлв - жащим образом. Нижа, для общего понимания, даются опрадвлания каждого из углов установки колвс автомобиля, знаниа которых облагчит общвниа владельца аатомобипя с персоналом автосервиса.
Схождениа — это ааличина сввдания друг к другу передних краав колас. Цель наличия схождвния — обвспачитъ правильность качания колас. При нулааом схождении расстояниа между передними краями колас равно расстоянию мажду их зедними краями. Фактически схожданив равно всаго нескольким миллиметрам. Регулировка схождения передних колес выполняется путам рагулироаки эффективной длины рулевых тяг (измананием положания наконачников на рулевых тягах). Регулировка схождения задних колас выполняется или с помощью резьбовых рагулятороа на задних попарачных рычагах, или с помощью кулачков на внутренних концах рычагов (в зависимости от модального года). Нарушение регулировки схождвния ведет к ускорению износа или неправильному износу протекторов шин за счат их проскальзывания по дорожному покрытию.
Развал — зто угол наклона плоскости колвс относительно вартикали. асли смотратъ со стороны паредка или задка автомобиля. Если верхние края колас наклонены наружу, развал называется положительным, вели внутрь—отрицательным. Угол разаала измеряется в градусах. Прааильность регулировки развела оп - радвляат размер и положение пятна контакта протекторов с дорожным полотном и позволяет компенсировать изменения гвомвтрии подввски при прохождении поворотов и при даижании автомобиля по неровному дорожному покрытию.
Продольный наклон оси поворота колеса — зто угол наклона оси поворота колвса от вартикали. Если ось поворота наклонене назад продольный наклон называется положительным. Если апарвд— отрицательным. Слишком мвлвнький продольный наклон осай поворота колас вызывает курсовую неустойчивость передка аатомобипя, а то врамя как слишком большой продольный наклон осай поворота колас можат вызывать увеличение усилия на рулавом колвсе.
Рас. 25.1. Углы развала, вродольвога ваалвав оса повврота колеса ■ схокднм
А минус В = С (развап в градусах)
D = продольный наклон оси поворота коласа (выраженный в градусах)
Е минус F = схождение (измеренное в миллиметрах)
G = схождение (выраженное в градусах)