ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО АВТОСЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- Организация делопроизводства
Обеспечить высокую эффективность деятельности означает не нести лишних расходов, не терять ни одного заказа, ни одного клиента, использовать малейшие возможности для развития сбыта, не пренебрегать малыми суммами ни в доходах, ни в расходах, создать в коллективе атмосферу сотрудничества, обеспечить дисциплину в выполнении каждой операции.
Четкая и красивая документация является своего рода лицом фирмы. Необходимо организовать правильное делопроизводство, регистрацию входящих и исходящих документов, ведение картотек клиентов и деловых партнеров, журналов учета приказов, входящей корреспонденции, исходящей корреспонденции, инструктажа по технике безопасности и т. д., ведение картотек, компьютеризацию учета движения запасных частей, расчета цен и подготовки прейскурантов, счетов, накладных, статистики, баз данных о клиентах, партнерах, анализа и прогноза спроса. Компьютеризация жизненно важна, если есть намерения расширять бизнес. Компьютерная обработка говорит клиентам о солидности и намерениях долго работать на рынке. Освоение компьютерных систем занимает не менее года, поэтому чем раньше начать, тем быстрее будет отдача. Лучшим аргументом в пользу компьютеров служит тот факт, что сейчас у нас, как и за рубежом, стоимость современной оргтехники стала ниже стоимости содержания сотрудников.
Осуществлять печать исходящих документов в хорошем качестве на лазерном или струйном принтере. Красивый шрифт требует и грамотного языка, и уважительной интонации писем, т. е. приучает персонал к ответственному отношению к документам. Высылать коммерческие предложения и рекламу возможным партнерам почтой и избегать использования факса, т. к. во-первых, качество передачи при наших линиях связи в большинстве случаев плохое и документ выглядит несолидно, а во-вторых, фактически Вы вынуждаете частично оплачивать факс и адресата (расходуется его бумага) без его согласия, что является не совсем невежливо.
Высылать необходимо только оригиналы писем с «живой» подписью руководителя.
Электронная почта быстрее доставляет информацию, но ее использование не всегда эффективно т. к.:
- чаще всего электронную почту просматривает секретарь и им же принимается решение - что распечатать для руководителя, а что нет, поэтому много писем просто не доходят до нужных лиц, т. к. квалификация секретарей в большинстве случаев является недостаточной для правильного решения;
- объемы электронных почтовых ящиков могут быть ограничены и, если секретарь долго не заглядывает в ящик, то он может быть заполнен до отказа и не принимать новых сообщений;
- пока еще мало фирм, которые выделяют каждому ответственному сотруднику отдельный электронный почтовый адрес, чтобы он сам отправлял и принимал почту.
- рекламных электронных писем и «спама» на все фирмы поступает слишком много, они раздражают и, если при первом взгляде письмо оценивается как рекламное, оно тут же уничтожается - если вы неудачно начали письмо, нет шансов на то, что его прочтут.
Всегда следует отвечать на письма и другие обращения. Деловая этика требует, чтобы на срочные запросы отвечали в течение суток, на обычные - в течение недели. Если вы в этот срок не укладываетесь, направьте промежуточное сообщение, указав, когда сможете ответить по существу.
Не следует проводить поспешных, неподготовленных переговоров. Начинайте деловые контакты, только имея разработанную политику и тактику переговоров.
- Организационные и распорядительные документы
Организационная функция - одна из основных управленческих функций, в содержание которой входит:
- создание, реорганизация, ликвидация организации;
- формирование структуры;
- определение штатной численности и номенклатуры должностей;
- регламентация деятельности структурных подразделений;
- формирование коллегиальных и совещательных органов управления;
- регламентация деятельности аппарата управления;
- установление режима работы и системы охраны;
- организация и оценка труда работников и некоторые другие виды работ.
В процессе организационной деятельности учреждения формируется комплекс организационно-правовых документов, содержащих положения, определяющие статус организации, ее компетенцию, структуру штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.
К организационным документам относятся учредительные документы организации, структура и численность аппарата управления, штатное расписание, правила внутреннего распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и другие документы.
Организационно-правовые документы содержат положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения. Эти документы составляют правовую основу деятельности организации. Они в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным на это органом - вышестоящей организацией, руководителем данной организации, коллегиальным органом (например, общим собранием акционеров, советом директоров и др.), руководителем структурного подразделения - в зависимости от вида и разновидности документа.
Организационно-правовые документы с точки зрения срока действия относятся к бессрочным: они действуют до их отмены или до утверждения новых взамен устаревших (исключение составляет штатное расписание, которое разрабатывается и утверждается ежегодно).
Организация считается созданной и приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации, при этом данные регистрации включаются в Единый Г осударственный реестр юридических лиц, а фирменное наименование организации может быть использовано только данным юридическим лицом.
В зависимости от организационно-правовой формы организации к учредительным документам можно отнести устав организации; учредительный договор и устав; только учредительный договор; в некоторых случаях некоммерческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Устав организации утверждается в установленном порядке. В нем излагаются правила, регулирующие деятельность организации, взаимоотношения ее с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере деятельности. Устав закрепляет организационно-правовую форму организации, ее название, адрес, органы управления, контроля, порядок распределения прибыли, условия реорганизации и ликвидации.
Учредительный договор содержит характеристику предмета, целей и принципов деятельности организации, права и обязанности учредителей, состав и компетенцию органов управления, срок действия и порядок прекращения договора.
На основании устава организации разрабатывается ее структура, определяется штатная численность. В штатном расписании закрепляется должностной, численный состав организации и указывается фонд заработной платы.
При наличии в организации нескольких структурных подразделений разрабатываются положения о структурных подразделениях, в которых определяются правовой статус, задачи, функции, права и обязанности, ответственность подразделения.
Обязанности администрации по организации труда работников обычно четко выражаются в правилах внутреннего трудового распорядка. Этот документ разрабатывается на основе типовых правил внутреннего трудового распорядка с учетом специфики деятельности, формы собственности и других особенностей конкретной организации. Текст правил внутреннего трудового распорядка готовит администрация организации, согласовывает его с выборным профсоюзным органом, а после обсуждения документа на общем собрании трудового коллектива правила утверждаются руководителем организации.
В некоторых организациях существуют положения о персонале, которые определяют трудовые правоотношения работников с организацией, взаимоотношение персонала с руководством организации и другие вопросы.
Должностные инструкции определяют функции, права и обязанности сотрудников организации. При разработке должностных инструкций следует учитывать названия должностей, предусмотренных для этих служб Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
В процессе деятельности учреждения, по мере изменения характера деятельности и организации труда в организационно-правовые документы могут вноситься изменения. Для разных видов организационно-правовых документов установлен различный порядок внесения изменений или их пересмотра. Например, изменения и дополнения в устав организации вносятся в соответствии с установленной законом процедурой - по решению высшего органа управления организацией (общего собрания акционеров, участников) с обязательной регистрацией изменений в органе государственной регистрации; изменения в штатное расписание вносятся по мере необходимости приказами или распоряжениями руководителя.
Одна из форм исполнительно-распорядительной деятельности организаций, учреждений, предприятий - издание распорядительных документов, посредством которых решаются важнейшие вопросы управления. С помощью распорядительных документов совершенствуются организационная структура предприятия (организации), содержание, способы и средства осуществления основной деятельности, обеспечение организации всеми видами ресурсов, т. е. разрешаются все возникающие проблемы и ситуации.
В соответствии с действующим законодательством и компетенцией органы управления издают следующие распорядительные документы: приказы, инструкции, указания, решения, постановления, распоряжения.
С точки зрения принятия решений распорядительные документы делятся на две группы. К первой группе относятся документы, создаваемые в условиях коллегиальности (коллегией, собранием, советом, правлением или другим коллегиальном органом управления). К ним относятся постановления, решения.
Постановление - правовой акт, принимаемый высшими и центральными органами федеральной исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представительными и коллегиальными исполнительными органами субъектов РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач и установления стабильных норм и правил. Руководящие коллегиальные органы (президиум, советы и др.) также принимают постановления.
Решение - правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений, организаций, предприятий, фирм в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности. Решения издают муниципальные органы управления, советы директоров, правления кооперативов, общие собрания акционеров, ученые, методические, педагогические советы и др. Решениями также называют совместные распорядительные документы, принимаемые двумя и более органами.
Ко второй группе относятся документы, создаваемые в условиях единоличного принятия решений должностным лицом. К таким документам относятся приказ, распоряжение, указание.
Распоряжение - правовой акт, издаваемый единолично руководителем коллегиального органа управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, оно имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций и должностных лиц.
Указание - правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией использования приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления. Указания также как и распоряжения имеют ограниченный срок действия и касаются узкого круга организаций и должностных лиц и в силу этого в эти документы не вносятся изменения и дополнения по отдельным пунктам, как в другие распорядительные документы.
Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоличного принятия решений, в целях разрешения основных оперативных задач, стоящих перед организацией.
Приказы по содержанию и способам оформления бывают двух видов:
- по основной деятельности;
- по личному составу.
Приказы по основной деятельности регулируют:
- деятельность самой организации по вопросам ее создания, реорганизации, ликвидации, ее структурных подразделений, коллегиальных органов и порядок их работы;
- организационно-правовое положение сотрудников;
- порядок финансирования, материально-технического обеспечения, научно-техническую политику, информационную и документационную деятельность, социальные вопросы, а также порядок осуществления специальных для каждой организации видов деятельности.
Приказы по личному составу (так называемые кадровые приказы) регулируют прием, перемещение, увольнение работников, предоставление всех видов отпусков, присвоение или утверждение разрядов, вынесение взысканий, поощрений, награждение.
Любой распорядительный документ, за исключением совместного оформляется на общем бланке с указанием конкретного вида (постановление, приказ и т. д.) Особенностью оформления распорядительного документа является структура текста. Текст, как правило, состоит из двух частей - вводной (констатирующей) и распорядительной. Основанием для издания распорядительного документа может быть необходимость:
- организации исполнения принятых законодательных, нормативно-правовых актов и иных поручений вышестоящих органов;
- осуществления собственной деятельности в соответствии с наделенными функциями и задачами.
Вводную часть можно опустить, если распорядительная часть не нуждается в обосновании.
Распорядительная часть начинается определенным глаголом, который оформляется от левого поля прописными буквами, без кавычек, затем проставляется двоеточие, и с красной строки оформляются распоряжения.
В распорядительных документах, издаваемых на основе единоначалия (приказ, указание, распоряжение), используется форма изложения текста от первого лица единственного числа, и распорядительная часть начинается глаголами «ПРИКАЗЫВАЮ», «ПРЕДЛАГАЮ», «ОБЯЗЫВАЮ».
В распорядительных документах, издаваемых на основе коллегиальности, используется форма изложения текста от третьего лица, единственного числа и распорядительная часть начинается глаголами «ПОСТАНОВЛЯЕТ», «РЕШИЛ».
В совместных распорядительных документах используется форма изложения текста от первого лица множественного числа, и распорядительная часть начинается глаголами «ПРИКАЗЫВАЕМ», «РЕШИЛИ».
Распорядительная часть делится на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами, если документом предписывается выполнение различных по характеру действий. Каждый пункт распорядительного документа должен содержать следующую информацию: предписываемое действие, сроки исполнения, исполнители. В заключение распорядительной части указывается, какие распорядительные документы, изданные ранее, отменяются. В последнем пункте распорядительной части указывается, кто осуществляет контроль исполнения распорядительного документа.
Распорядительный документ, изданный на основе единоначалия, имеет одну подпись (руководителя организации, предприятия, учреждения), изданный на основе коллегиальности - две подписи (председателя коллегиального органа и секретаря или руководителя службы документационного обеспечения управления).
Особенностью оформления приказов по личному составу является отсутствие в большинстве случаев водной части. Большинство приказов по личному составу начинаются с распорядительной части, с глагола, указывающего на предписываемое действие - «ПРИНЯТЬ», «УВОЛИТЬ», «ПРЕДОСТАВИТЬ» и т. д., а затем по нумеруемым арабскими цифрами пунктам указываются фамилии, имена и отчества сотрудника и его должности. Формулировки пунктов приводятся четкие, конкретные, отражающие фактическое положение, соответствующего нормам Трудового кодекса РФ или другим правовым актам. К каждому пункту приказа по личному составу должно быть указано основание предписываемого действия (заявление, диплом, контракт, свидетельство, докладная записка и т. п.). Все сотрудники, фамилии которых упоминались в приказе по личному составу, должны быть ознакомлены с приказом, поэтому ниже подписи руководителя оформляется фраза «С приказом ознакомлен», и согласно действующему законодательству сотрудник должен быть ознакомлен с приказом под расписку, т. е. он должен проставить свою личную подпись и дату ознакомления. Приказы по личному составу могут оформляться с использованием унифицированной формы.
- Регистрация документов
Регистрация документов - проставление на нем номера и даты с последующей записью сведений о документе в регистрационных журналах или картотеках.
Регистрация документов необходима:
- для учета количества документов;
- для контроля сохранности документов;
- для контроля исполнения документов;
- для поиска документов.
Регистрации подлежат все документы, требующие учета, исполнения и дальнейшего использования - входящие, исходящие и внутренние документы.
Регистрация документов (присвоение номера) должна быть однократной. При передаче зарегистрированного документа из одного подразделения в другое фиксируется лишь дата передачи.
Входящие, исходящие и внутренние документы регистрируют отдельно. Регистрационный номер входящих и исходящих документов включает:
- порядковый номер;
- номер по перечню групп.
Например: 354/09-21, где 354 - порядковый регистрационный номер; 09-21 - номер дела, в которое будет подшит документ или его копия (для исходящих документов).
В состав номера могут дополнительно входить номера (коды) из классификаторов подразделений, вопросов деятельности и т. д.
Внутренние документы при регистрации делят на группы по видам документов, каждая из которых регистрируется отдельно, например: приказы по основной деятельности, приказы по личному составу, акты ревизий, протоколы заседаний, отчеты, докладные записки и т. д.
Порядковые регистрационные номера присваивают документам в пределах каждой регистрируемой группы. Для внутренних документов обычно применяют простую порядковую нумерацию, например: приказ № 2914, протокол № 7, акт № 54.
Регистрационные порядковые номера присваивают входящим, исходящим и внутренним документам в пределах календарного года. С нового года начинают новую нумерацию.
В качестве регистрационной базы данных используют регистрационные журналы, регистрационно-контрольные карточки и компьютерные базы. Журналы удобны при небольшом количестве регистрируемых документов, но необходимо вести одновременно несколько журналов регистрации отдельно для входящих, исходящих и внутренних документов, разделив последние еще и по видам документов.
Регистрационно-контрольные карточки позволяют более оперативно вести поиск и осуществлять контроль исполнения документов. Они печатаются в нескольких экземплярах, что позволяет создать несколько справочных картотек (по вопросам деятельности, по корреспондентам и т. п.) и контрольную картотеку. Один экземпляр карточки передают вместе с документом в структурное подразделение, где документ будет исполняться.
Компьютерные базы данных обычно дублируют журнальный или карточный учет и обеспечивают более быстрый поиск, сортировку, анализ и контроль исполнения.
Обязательный состав реквизитов для регистрации документов:
- автор (корреспондент);
- название документа;
- дата документа;
- индекс документа;
- дата поступления документа (для входящих документов);
- индекс поступления документа (для входящих документов);
- заголовок документа или его краткое содержание;
- резолюция (исполнитель, содержание поручения, автор, дата);
- срок исполнения;
- отметка об исполнении (краткая запись решения вопроса по существу, дата фактического исполнения и индекс документа-ответа);
- номер дела;
- исполнители;
- расписка исполнителя в получении документа;
- ход исполнения;
- приложения и др.
Регистрация документов-ответов должна вестись на регистрационных карточках документов-запросов для контроля исполнения. Документу-ответу присваивается самостоятельный порядковый регистрационный номер.
Конверты от поступающих по почте документов обязательно оставляйте в случаях:
- поступления заказных писем с коммерческими и финансовыми и другими важными документами - даты почтовых штемпелей необходимы для определения даты исполнения некоторых обязательств по договорам и соглашениям и служат аргументами в арбитраже и суде;
- когда только по конверту можно определить адрес отправителя, время отправки и дату получения документов.
Храните документы необходимо длительные сроки. Документы могут теряться и в учреждениях, и в налоговой инспекции, и в фирмах, поэтому для защиты своих прав лучше хранить все документы всю жизнь. Обязательно храните все счета, извещения, квитанции и любые бумажки, подтверждающие оплату любых расходов, налогов, получение денег и документов.
Те документы, которые отдаете кому-либо, копируйте. Этим обеспечиваете дублирование информации и возможность обсуждать ее по телефону с тем, кому она передана, без личных встреч.
Оплату налогов сверяйте с данными учета у бухгалтера налоговой инспекции. Если через 2-3 года инспектор вдруг заявит, что платеж не получен и потребует оплаты пени, вы предъявите копии, чтобы доказать своевременность платежей. Кстати, инспекция может высказать претензии только за 3 предшествующих года.
- Защита от утечки секретов
Утечка информации, которую обычно называют «для служебного пользования», включает сведения, вредит тактическим интересам, например, срыв заключения или исполнения договора, снижение выгодности сделки, «подставка» под финансовые или иные санкции или потери и т. п.
Утечка секретной информации угрожает стратегическим интересам предприятия и его существованию. С ее помощью можно вызвать конфликт с налоговыми, таможенными и другими государственными органами, причинить ущерб репутации, подорвать финансовую основу предприятия, подвергнуть предприятие шантажу криминальных структур.
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на
законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности .
К сведениям, которые могут составлять служебную или коммерческую тайну, законодательство относит следующие:
- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. Согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными;
- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральными законами (коммерческая тайна);
- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них;
- решение о наличии действительной или потенциальной коммерческой ценности информации, содержание и объем соответствующих сведений определяются предпринимателем самостоятельно по своему усмотрению. Коммерческой тайной могут быть сведения о технологии производства, внедрении изобретений,
планах развития и изменения производства, о деловых партнерах, контрактах и т. д.
Не следует пытаться расширить диапазон засекречиваемой информации за счет сведений, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну - эти сведения определяются законодательством.
На предприятии обязательно должен быть письменный приказ руководителя, устанавливающий перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Только в этом случае у вас есть правовые основания для отказа налоговому органу в представлении соответствующей информации. Кроме того, с этим перечнем необходимо знакомить под расписку сотрудников, с которых берется подписка (или обязательство в трудовом договоре) о неразглашении служебной и коммерческой тайны - иначе у вас не будет оснований предъявить им претензии в случае нарушения ими этого обязательства (или подписки).
Руководство предприятия устанавливает степень закрытости служебной информации. Обычно к закрытым или секретным документам, чертежам, планам, схемам, каталогам, справочникам, хранящимся на бумаге, фотографиях, негативах, слайдах, микрофильмах, микрофишах, дискетах, компакт-дисках, жестких дисках) относят документы и сведения не входящие в предмет налогового контроля, которые вы не обязаны предъявлять или сообщать проверяющим:
- уставные документы фирмы;
- сводные отчеты по финансовой деятельности фирмы;
- кредитные договоры с банками;
- договоры купли и продажи, начиная от определенной суммы;
- сведения о перспективных рынках сбыта, источниках средств или сырья, товарах, о выгодных партнерах;
- информация, предоставленная партнерами, за разглашение которой предусмотрены штрафные санкции.
- протоколы и соглашения о намерениях совершить определенную сделку (предварительные договоры);
- конфиденциальные части договоров и соглашений (рекомендуется оформлять их в виде приложений и хранить отдельно);
- планы научно-исследовательской и внедренческой деятельности, программы экономического и социального развития предприятия, проекты осуществления коммерческих мероприятий (за исключением планов финансово-хозяйственной деятельности и доходно-расходных смет);
- сведения об изобретениях и новых технологиях, находящихся в стадии разработки или внедрения в производство, а также объекты интеллектуальной собственности, на которые распространяется правовая защита авторства;
- содержание выполняемых работ, имеющих научную, техническую, технологическую или коммерческую новизну;
- протоколы заседаний органов управления предприятием, содержащие конфиденциальную информацию о коммерческих перспективах, предполагаемой стратегии и тактике предпринимательской деятельности (за исключением их резолютивной части).
Коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:
- учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;
- документы о платежеспособности;
- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
- документы об уплате налогов и обязательных платежах;
- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации
продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
- сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Система мер по защите коммерческих секретов включает:
- определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну;
- установление сроков секретности;
- определение носителей секретной информации: (сотрудников, документы, изделия, материалы, технические средства хранения, обработки, тиражирования и передачи информации, физические излучения);
- установить зоны и время материализации коммерческой тайны в носителях информации (места и время работы, переговоров, ярмарок, выставок, совещаний и т. д.);
- разработать схему работ с конкретными сведениями, материализованными в конкретных носителях, с привязкой этих защитных мероприятий к месту и времени.
Каждый сотрудник независимо от своего служебного положения или степени родства с руководителем фирмы должен владеть только той информацией, которая ему необходима для работы.
Круг лиц, причастных к коммерческим тайнам предприятия, должен быть максимально сужен.
Воспитать из сотрудников настоящих патриотов фирмы руководитель может, грамотно применяя систему материальных и моральных стимулов, придерживаясь психологически выверенной линии поведения. Хорошо если над подходами к решению этой задачи поработают специалисты.
Сотрудник, занятый деловыми бумагами фирмы, должен быть доверенным лицом. Его обязанность - организовать работу с документами, содержащими важную информацию, так, чтобы исключить ее утечку на всех этапах - от подготовки текстов до учета и хранения поступающих и исходящих телеграмм, писем, образцов и т. п. Расходы, связанные с организацией специального делопроизводства, как правило, быстро окупаются. Идите на них, не задумываясь, помня о том, что зарплата делопроизводителя - залог его преданности вашему бизнесу.
Если сотрудник, курирующий вашу канцелярию, недостаточно опытен, напомните ему о необходимости ведения специального журнала учета входящих, исходящих и внутренних документов, содержащих конфиденциальную информацию. С помощью такого журнала вы сможете периодически проводить инвентаризацию и своевременно уничтожить бумаги, потерявшие для Вас (но не для ваших конкурентов) всякий интерес.
Для предотвращения несанкционированного вторжения в компьютерные базы данных каждый из сотрудников фирмы должен иметь личный пароль, позволяющий пользоваться лишь той информацией, которая имеет отношение к его служебным обязанностям.
Установите систему ограничений на использование открытых каналов связи для передачи конфиденциальных сведений. Под открытыми каналами имеются в виду переговоры с реальными и потенциальными партнерами, властями, деловая переписка, предоставление документации компаньонам и контрольным органам, реклама, общение с представителями прессы, государственных органов, общественных организаций.
Утечку конфиденциальной информации можно предупредить следующими действиями:
- контролировать доступ сотрудников к закрытой документации и к базам данных;
- периодически просматривать данные и определять степень их секретности, помня, что любая информация быстро стареет;
- не нанимать временных сотрудников, если они по характеру своей работы автоматически получают доступ к конфиденциальной информации;
- оборудовать звуконепроницаемые или экранированные помещения для обсуждения важных вопросов, регулярно обследовать такие помещения, проверяя
при помощи специальной аппаратуры наличие в них подслушивающих (сканирующих) устройств;
- завести специальные конверты (папки), в которых конфиденциальная информация будет циркулировать внутри фирмы;
- установить места приема посетителей, никогда не оставлять их одних в офисе и других помещениях фирмы;
- не реже раза в неделю обследовать все служебные и подсобные помещения фирмы (включая коридоры и туалеты) для выявления подслушивающих и звукозаписывающих устройств;
- упорядочить использование сотрудниками множительной и копировальной техники;
- установить аппарат для уничтожения ненужных документов (включая использованную копировальную бумагу от пишущих машинок);
- строго придерживаться правила: секретные документы уничтожает лично сотрудник, отвечающий за безопасность фирмы;
- использовать для ведения служебных записей только специальные тетради и блокноты, предварительно пронумеровав их;
- в конце рабочего дня прятать эти тетради и блокноты в сейф или, на худой конец, - в ящик стола, снабженный надежным замком;
- установить персональную ответственность сотрудников за сохранность конфиденциальной информации с четкой градацией мер дисциплинарного и материального воздействия за ее утечку.
Старайтесь действовать так, чтобы меры по защите информации не шли вразрез с рекламной политикой, не мешали коммерческой деятельности вашей фирмы.
Службе экономической безопасности необходимо включить в программу своих действий следующие элементы стратегии:
- установить контроль за деятельностью всех ключевых сотрудников, ошибки которых или нелояльность могут принести ущерб фирме;
- прекратить свободный выход информации во внешний мир, оставив право на это лишь отдельным руководителям;
- конфиденциальные условия сделок оформлять приложениями к договорам и хранить отдельно;
- ограничить перечень данных, передаваемых вовне и степень открытости;
- принять меры для защиты от специальных методов конкурентной борьбы;
- принять меры для превентивного применения специальных методов конкурентной борьбы раньше конкурентов.