Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей

ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ АВТОМОБИЛЯ

Задание

  1. Ознакомиться с мерами безопасности при выполнении лабораторной работы по диагностированию технического состояния тормозных систем авто­мобилей на стенде К486.
  2. Изучить назначение, техническую характеристику и устройство стенда

К486.

  1. Ознакомиться с особенностями подготовки изделия к работе.
  2. Изучить последовательность выполнения оценки технического состоя­ния тормозных систем автомобиля на стенде.
  3. Произвести замеры по техническому состоянию тормозных систем ав­томобиля.
  4. Составить отчет по выполненной работе и сдать зачет.

Оборудование, приборы и инструмент.

  1. Автоматизированный тормозной стенд модели К486.
  2. Автомобиль легковой.
  3. Литература, плакаты.
  • Меры безопасности

Стенд соответствует классу защиты 1 по ГОСТ 12.2.007-75.

Работать на неисправном стенде запрещается.

К работе по обслуживанию, проведению профилактических работ и ре­монту стенда может быть допущен персонал, имеющий квалификационную группу по технике безопасности не ниже 3 и изучивший необходимую доку­ментацию на стенд.

Блоки роликов 1, стойка приборная 2 (рисунок 4) должны быть заземлены. Внешние устройства перед включением в сеть и подключением к стенду долж­ны быть заземлены.

Работа на стенде с неисправным заземлением запрещается.

Профилактический осмотр, ремонт и ТО, не связанные с измерениями в электрической схеме стенда, должны производиться после отключения от об­щей электрической сети.

При проведении юстированных работ оператор, работающий со стойкой приборной, должен находиться на резиновом коврике.

Для заезда автомобиля на опорное устройство и съезда с него должны быть предусмотрены направляющие.

Помещение, в котором установлен стенд, должно быть обеспечено пер­вичными средствами пожаротушения в соответствии с указаниями ГОСТ 12.4.009-83.

Не реже одного раза в год производить проверку и измерение сопротив­ления изоляции электропроводки согласно требованиям «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасно­сти при эксплуатации электроустановок потребителей».

  • Назначение стенда

Для оценки технического состояния тормозных систем автомобилей на АТП и СТО в основном используют роликовые (барабанные) стенды. За рубе­жом, кроме этого, применяют платформенные (площадочные) стенды. Из числа роликовых стендов в преобладающем большинстве используют стенды, осно­ванные на силовом методе диагностирования.

Силовой метод позволяет определять тормозные силы каждого колеса при задаваемом усилии нажатия на тормозную педаль, измерять время срабатывания тормозного привода, оценивать состояние тормозных барабанов и накладок.

К таким стендам относится и автоматизированный тормозной стенд мо­дели К486. Он предназначен для контроля эффективности тормозных систем автомобилей массой в снаряженном состоянии до 2000 кг и шириной колеи 1100-1500. Типы автомобилей, обеспечиваемые проверкой, приведены в табли­це 51.

Таблица 51 - Типы автомобилей, обеспечиваемые проверкой

Тип автомобилей Марки и модели автомобилей
Легковые автомобили:

- особо малого класса (раб. объем двигателя до 1,2 л; сухая масса автомобиля до 850 кг.);

ВАЗ-1111 «Ока»
- малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л; сухая масса автомобиля от 850 до 1150 кг.); Все модификации ВАЗ, кроме «Нива»
- среднего класса (рабочий объем двигателя от 1,8 л до 3,5 л; сухая масса автомобиля от 1150 до 1500 кг.). ВАЗ-«Нива», ГАЗ-«Волга»
Полноприводные среднего класса УАЗ-31512 и его модификации др.
Автобусы особо малого класса (длина до 5,0 м). ма­лого класса (длина от 5,0 до 7,5 м). Г азель и

его модификации

 

 

 

Технические данные стенда приведены в таблице 52. Таблица 52 - Технические данные стенда

Начальная скорость торможения, имитирующая на стенде, км/ч, не более 2
Диапазон измерения тормозной силы на одном колесе, кН 0-5
Коэффициент пропорциональности силоизмеритель­ной цепи 2,5±0,25
Коэффициент осевой неравномерности стенда включе- 0,09-0,13
ния, табло "Неравномерность"
Диапазон измерения силы, создаваемой на педали тор­моза, Н

Максимальная производительность стенда при работе одного оператора, автомобилей/час:

0-600
-в автономном режиме 40
-в неавтоматизированном режиме 10
Максимальная мощность, потребляемая стендом, не бо­лее, кВт .

Параметры четырехпроводной трехфазной сети с до­пускаемыми отклонениями по ГОСТ 12.997-84 питания стенда:

14
-напряжение, В 380
-частота, Г ц

Давление в сети сжатого воздуха (с загрязненностью

50
не грубее 10 класса по ГОСТ 17433-80) для питания стен­да, МПа

При измерении тормозных сил напряжения на контактах разъема выхода на внешнее устройство должно быть:

0,4-0,6

не более 1,2 В

-на контактах 2 и 3 отрицательной полярности не более 1,5 В
-на контакте 4 положительной полярности
При фиксированных показаниях цифровых приборов от 12 В до 16,5 В
напряжение на контакте 4 должно быть положительной полярности
Выходные сигналы нормируются при активной нагрузке Габаритные размеры, мм, не более: 150 кОм±10%
-опорного устройства 3390x810x370
-стойки приборной 810x320x600
Масса (общая), кг, не более 580
 

 

  • Общее устройство тормозного стенда

Общий вид стенда представлен на рисунке 4. Он состоит из опорного устройства, в которое входят два блока роликов 1, стойки приборной 2,. сило­измерительное устройство 3.

Схема взаимного расположения блоков роликов, стойки приборной при­ведены на рисунке 5, а устройство блоков роликов на рисунке 6.

Каждый из двух роликов включают в себя мотор-редуктор 1 (рисунок 5), ведущий 2 и поддерживающий 3 ролики, датчик 4 силоизмерительной системы, рычаг 5. Ролики и мотор-редуктор в опорах 6 установлены на раме

  1. В левом блоке роликов, по ходу автомобиля размещена клеммная коробка

Для обеспечения выезда автомобиля блоки роликов имеют подъемники 12 с тормозными колодками для стопорения роликов. На верхнем поясе ра­мы расположен болт заземления13.

Стойка приборная (рисунок 7) состоит из силового шкафа, блока при­боров 8 и пульта дистанционного управления 11. В силовом шкафе располо­жены шасси 1 и кассета 4, которые крепятся при помощи винтов. На шасси установлены реле, трансформаторы, предохранители, магнитный пускатель,
блок зажимов 2 для подключения стойки приборной к сети, разъем 9 для подключения опорного устройства.

В кассете расположены печатные платы. На правой боковине стойки установлены крючки для подвешивания пульта дистанционного управления и намотки его кабеля, болт заземления 14.

Спереди и сзади силовой шкаф закрывается крышками 3. Сверху кры­шек устанавливается съемный резиновый коврик 10.

В основании силового шкафа имеются отверстия для установки стойки приборной на фундаментные болты.

К разъему 9 можно подключить регистрирующую (самописец или ос­циллограф), аппаратуру с длиной передающего кабеля не более 2 м и с вы­ходным сопротивлением не менее 100 кОм.

Блок приборов состоит из каркаса, лицевой, задней панелей и верхней крышки.

На каркасе установлен разъем 9 выхода на внешние устройства.

Доступ к приборам осуществляется через съемную заднюю панель.

Назначение органов управления и измерительных приборов показаны на рисунках 8 и 9.

Устройство силоизмерительное (рисунок 10) состоит из корпуса 1, крыш­ки 6, мембраны 7, штока 5, манометра 3, который служит указателем силы.

Внутренние полости корпуса манометра между собой соединены трубкой 2 и заполнены тормозной жидкостью. Корпус 1 с помощью пружинного захвата 4 фиксируют на педали тормоза, а манометр подвешивают на рулевое колесо. При нажатии на педаль тормоза, через устройство силоизмерительное в полос-

ти корпуса создается пропорционально приложенной силе давление, контроль которого осуществляется по манометру.

Таблица 53 - Наименование, назначение и символы органов управления и световых органов стойки приборной и пульта дистанционного управления

Наименование Назначение Символ
Выключатель

«Сеть»

Выключение сети. Автоматический выклю­чатель в положении «Выключено». Включе­ние сети. Автоматический выключатель в положении «Включено». О
Переключатель ре­верса блока 1, пере­ключатель реверса блока 2 Включение прямого или обратного направ­ления вращения роликов блока 1 и блока 2, отключение привода блока 1 и блока 2. А
Переключатель режима «Автомат» Включение и отключение автоматизирован­ного режима    
Кнопка «Норма» Включение и отключение приборов для ус­танавливаемого (установленного) норматив­ного значения тормозной силы оси автомо­биля. 100%
Ручка «Передняя ось» Ручка для установки нормативного значения тормозной силы передней оси автомобиля
Ручка «Задняя ось» Ручка для установки нормативного значения тормозной силы задней оси автомобиля
Ручка «Ручной тормоз» Ручка для установки нормативного значения тормозной силы стояночного тормоза  
 

 

 

Наименование Назначение Символ
Лампа «Сеть» Световой индикатор включения сети.  
Режим измерения «Передняя ось» Световой индикатор белого цвета включе­ния нормативного значения передней оси (О)
Режим измерения «Задняя ось» Световой индикатор синего цвета включе­ния нормативного значения задней оси (О)
Режим измерения «Ручной тормоз» Световой индикатор зеленого цвета включе­ния нормативного значения стояночного тормоза о
Табло «Годен» Световой индикатор нормативной тормоз­ной силы, развиваемой проверяемым авто­мобилем  
Левое табло «Не­равномерность» Световые индикаторы превышения допус­тимого значения коэффициента осевой не­равномерности для проверяемой оси: из-за меньшей тормозной силы на левой стороне X
Правое табло «Не­равномерность» Из-за меньшей тормозной силы на правой стороне X
Кнопка «Пуск» Включение приводов роликов и последова­тельное переключение режимов измерения 1
Кнопка «Стоп» Выключение приводов блоков роликов или пневмораспределителя подъемников   о  
Кнопка «подъем­ников» Включение пневмораспределителя подъем­ников   I ,
 

 

  • Указания по эксплуатации

Включать стенд с соответственными датчиками силоизмерительных уст­ройств от усилителей-преобразователей ПА-1 запрещается! Это может привес­ти к выводу их из строя. Время предварительного прогрева стенда не менее 90 мин.

Проверяемый автомобиль должен быть заправлен до нормы маслом, топ­ливом, охлаждающей жидкостью, шины должны быть сухими с давлением со­ответствующим норме.

При неисправных подъемниках, стенда или отсутствии давления в маги­страли сжатого воздуха во время выезда необходимо использовать включение обратного направления вращения роликов переключением реверса.

  • Порядок работы

Стенд имеет два режима работы: автоматизированный и неавтоматизиро­ванный. Автоматизированный режим работы применяется для быстрой провер­ки тормозных систем автомобилей. Для более углубленного диагностирования тормозных систем применяется неавтоматизированный режим.

  • Автоматизированный режим

Включите стенд и дайте прогреться в течение 30 мин.

Переключателем "Автомат" включите автоматизированный режим рабо­ты, при этом одна из сигнальных ламп табло режимов засветится.

Нажмите кнопку "Норма". Многократным нажатием на кнопку "Пуск" последовательно установите режимы измерения для передней, задней осей и ручного тормоза, руководствуясь табло режимов:

-ручкой для режима измерения "Передняя ось" установите на правом приборе нормативное значение тормозной силы для передней оси проверяемого автомобиля;

-для режима измерения "Задняя ось" для задней оси;

-для режима измерения "Ручной тормоз" для стояночного тормоза.

Отожмите кнопку "Норма". Нормативные значения проверяемых автомоби­лей приведены в приложении. Установите автомобиль на ролики стенда колеса­ми передней оси. Включите приводы роликов нажатием кнопки "Пуск". Уста­новите режим измерения "Передняя ось". Считывайте показания с цифровых приборов. Усилие прокручивания незаторможенных колес у исправных авто­мобилей должно быть не более 0,5 кН.

Большие значения свидетельствуют о наличии неисправностей.

Нажмите на педаль тормоза быстро, но без удара и удерживайте ее.

Если тормозная система колес проверяемой оси в норме (сумма тормоз­ных сил левого и правого колес превышает установленное нормативное значе­ние), то высветится световое табло "Годен", приводы роликов отключаются ав­томатически.

Если высветится левое или правое световое табло "Неравномерность", то световое табло "Г оден" погаснет.

Коэффициент осевой неравномерности проверяемой оси не в норме, при этом дефекты имеются в тормозной системе колеса, на стороне которого вы­свечивается .световое, табло "Неравномерность".

Если приводы роликов автоматически не отключаются, то тормозная сис­тема колес проверяемой оси не в норме (сумма тормозных сил левого и правого колес меньше установленного нормативного значения).

Выключите приводы роликов нажатием на кнопку "Стоп".

Включите подъемник нажатием кнопки "Подъемник".

Установите автомобиль на ролики колесами задней оси.

Включите приводы роликов нажатием кнопки "Пуск".

Проверку состояния тормозной системы задней оси проводите аналогично.

Включите приводы роликов нажатием кнопки "Пуск".

Затяните рычаг стояночного тормоза. Состояние тормозной системы стояночного тормоза определяется аналогично.

При отрицательном результате проверки тормозной системы автомобиля повторите проверку в неавтоматизированном режиме для оси, тормозная сила колес которой не в норме.

  • Неавтоматизированный режим работы

Установите неавтоматизированный режим работы, нажав переключатель "Автомат", при этом сигнальная лампа табло режимов погаснет. Установите ав­томобиль на стенд передней осью. На педаль тормоза установите устройство силоизмерительное. Включите приводы роликов нажатием кнопки "Пуск".

Нажмите на тормозную педаль через устройство силоизмерительное с си­лой 0,4 кН (40 кгс), но не более, два-три раза с интервалами 5-10 с для прогрева тормозов.

Нажмите на тормозную педаль с силой 0,5 кН (50 кгс), но не более, счи­тайте показания с цифровых приборов, установившееся значение тормозных сил и занесите их в диагностическую карту.

Выключите приводы роликов нажатием на кнопку "Стоп".

Нажмите на кнопку "Подъемник.

Установите автомобиль на ролики колесами задней оси. Проверку со­стояния тормозной системы задней оси проводите аналогично (включая кон­троль стояночного тормоза).

  • Оценка тормозной системы автомобиля

Величина общей удельной тормозной силы равна:

£ Рт G„

где £ Рт - сумма максимальных значений тормозных сил, развиваемых всеми колесами, кН; Ga - масса автомобиля в снаряженном состоянии, кН.

Величину общей удельной тормозной силы занесите в диагностическую карту.

Общая удельная тормозная сила для рабочей тормозной системы автомо­биля должна быть не менее 0,53, для стояночного тормоза не менее 0,16. Величина осевой неравномерности:

р - р

1 Tnp 1 Тлле

P + P

1 Tnp ' 1 Тлле

где РТпр, РТлев - максимальные значения тормозных сил, развиваемых колесами проверяемой оси.

Значение, коэффициента осевой неравномерности занесите в диагности­ческую карту.

Коэффициент осевой неравномерности тормозных сил для автомобилей, приведенных в таблице 54, должен быть не более 0,09-0,13.

Определение исправности привода тормозов проводят в следующей по­следовательности:

Плавно нажмите на педаль и в момент начала нарастания тормозной силы на каждом колесе определите усилие на педали, при котором колодки тормоза автомобиля прижимаются к барабану. При исправном приводе тормоза значе­ние силы не должно превышать 0,1 кН.

Таблица 54 - Нормативные значения тормозных сил для передней, задней осей и ручного тормоза, рассчитанные для собственных масс автомобилей_________________

Марка автомобиля Тормозная сила РТ, кН
для передней оси для задней оси для ручного тормоза
ЗАЗ-1102 «Таврия» 1,9 1,8 1,1
ВАЗ-2101 2,8 2,3 1,5
ВАЗ-2102 2,8 2,6 1,6
ВАЗ-2103 3,0 2,5 1,7
ВАЗ-2105 2,9 2,4 1,6
ВАЗ-2106 3,0 2,6 1,7
ВАЗ-2107 3,0 2,5 1,7
ВАЗ-21011 2,8 2,3 1,6
ВАЗ-2108 «Спутник» 2,4 2,35 1,4
ВАЗ-2109 2,5 3,4 1,5
ВАЗ-1111 «Ока» 1,7 1,65 1,0
ВАЗ-2121 «Нива» 3,6 2,5 1,8
УАЗ-489Б, УАЗ-31512 4,5 3,7 2,5
УАЗ-469 4,7 4,1 2,5

Примечание. Нормативные значения тормозных сил для передней и задней осей рассчитаны из условия, что тормозная сила рабочей тормозной системы должна со­ставлять не менее 0,53, а тормозная сила стояночного тормоза - не менее 0,16 собст­венной массы автомобиля.

 

 

Определение плавности действия тормозных систем и полноты рас- тормаживания.

Для определения плавности действия тормозов и полности растормажи- вания медленно нажмите на педаль тормоза при вращающихся колесах и следи­те за показаниями приборов указателями величин тормозных сил. При исправ­ных тормозах тормозная сила должна возрастать пропорционально силе на пе­дали. После нажатия на педаль резко опустите ее и следите за величиной тор­мозной силы. Быстрое падение ее до значения силы, затрачиваемой на прокру­чивание незаторможенного колеса, свидетельствует о полном растормаживании тормозного механизма. Повторное нажатие на педаль производите в быстром темпе и следите за показаниями приборов. Если при медленном нажатии на пе­даль тормозные силы обоих колес примерно одинаковы, а при быстром тормоз­ная сила одного из колес отстает от другого, то сопротивление в приводе этого колеса повышено.

 

Оценка эллипсности, загрязнения, замасливания, увлажнения тор­мозных барабанов.

Проверку эллипсности тормозных барабанов производите при усилии на педали 0,15-0,20 кН. Колебание показаний тормозной силы на 0,2-0,4 кН и пульсирование педали, синхронное с вращением колес, свидетельствует об эл- липсности тормозных барабанов.

Проверяя каждое колесо в отдельности, определите какой тормозной ба­рабан имеет указанный дефект. Отсутствие пропорциональности между значе­ниями силы на педали и тормозной силой (особенно при малых и средних уси­лиях) свидетельствует о сильном загрязнении, замасливании или увлажнении тормозных накладок. Увлажнение легко отличить от замасливания по возраста­нию тормозной силы в процессе торможения из-за испарения влаги вследствие нагрева тормозов.

Оценка работы тормозной системы автомобиля с гидровакуумным усили­телем.

Проверку тормозной системы, имеющей гидровакуумный усилитель,

производите путем сравнения развиваемой тормозной силы с усилителем и без него. Сначала определите тормозную силу на колесах передней (задней) оси при усилии на педали 0,2 кН. После чего запустите двигатель и с тем же усили­ем на педали снимите показания тормозной силы. Тормозная сила при исправ­ном усилителе и работающем двигателе должна быть в 2,0-2,5 раза больше, чем при неработающем двигателе. При необходимости произведите регулировку тормозов на стенде. Нажмите и отпустите кнопку "Подъемник". Выведите ав­томобиль со стенда.

Добавить комментарий

Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей

Як обрати професійний сервіс для нанесення захисної плівки?

Вибір професійного сервісу для нанесення захисної плівки на автомобіль – це ключовий етап у процесі захисту кузова від подряпин, ультрафіолетового випромінювання та інших пошкоджень. Правильно нанесена плівка може служити протягом …

Как качественное обслуживание автомобиля в TDS влияет на его надежность и эффективность

Каждый владелец авто знаком с этим неприятным ощущением, когда именно накануне важного путешествия автомобиль начинает себя непредсказуемо вести. К таким неприятным сюрпризам можно отнести низкое давление в топливной системе, потерю …

Автокріплення — надійні рішення для вашого автомобіля

Власники автомобілів знають, як важливо мати надійне та якісне автокріплення. Це не лише забезпечує безпеку під час поїздок, але й допомагає уникнути неприємних ситуацій на дорозі. В цій статті ми …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.