Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ АВТОМОБИЛЯ
Задание
- Ознакомиться с мерами безопасности при выполнении лабораторной работы по диагностированию технического состояния тормозных систем автомобилей на стенде К486.
- Изучить назначение, техническую характеристику и устройство стенда
К486.
- Ознакомиться с особенностями подготовки изделия к работе.
- Изучить последовательность выполнения оценки технического состояния тормозных систем автомобиля на стенде.
- Произвести замеры по техническому состоянию тормозных систем автомобиля.
- Составить отчет по выполненной работе и сдать зачет.
Оборудование, приборы и инструмент.
- Автоматизированный тормозной стенд модели К486.
- Автомобиль легковой.
- Литература, плакаты.
- Меры безопасности
Стенд соответствует классу защиты 1 по ГОСТ 12.2.007-75.
Работать на неисправном стенде запрещается.
К работе по обслуживанию, проведению профилактических работ и ремонту стенда может быть допущен персонал, имеющий квалификационную группу по технике безопасности не ниже 3 и изучивший необходимую документацию на стенд.
Блоки роликов 1, стойка приборная 2 (рисунок 4) должны быть заземлены. Внешние устройства перед включением в сеть и подключением к стенду должны быть заземлены.
Работа на стенде с неисправным заземлением запрещается.
Профилактический осмотр, ремонт и ТО, не связанные с измерениями в электрической схеме стенда, должны производиться после отключения от общей электрической сети.
При проведении юстированных работ оператор, работающий со стойкой приборной, должен находиться на резиновом коврике.
Для заезда автомобиля на опорное устройство и съезда с него должны быть предусмотрены направляющие.
Помещение, в котором установлен стенд, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения в соответствии с указаниями ГОСТ 12.4.009-83.
Не реже одного раза в год производить проверку и измерение сопротивления изоляции электропроводки согласно требованиям «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».
- Назначение стенда
Для оценки технического состояния тормозных систем автомобилей на АТП и СТО в основном используют роликовые (барабанные) стенды. За рубежом, кроме этого, применяют платформенные (площадочные) стенды. Из числа роликовых стендов в преобладающем большинстве используют стенды, основанные на силовом методе диагностирования.
Силовой метод позволяет определять тормозные силы каждого колеса при задаваемом усилии нажатия на тормозную педаль, измерять время срабатывания тормозного привода, оценивать состояние тормозных барабанов и накладок.
К таким стендам относится и автоматизированный тормозной стенд модели К486. Он предназначен для контроля эффективности тормозных систем автомобилей массой в снаряженном состоянии до 2000 кг и шириной колеи 1100-1500. Типы автомобилей, обеспечиваемые проверкой, приведены в таблице 51.
Таблица 51 - Типы автомобилей, обеспечиваемые проверкой
|
Технические данные стенда приведены в таблице 52. Таблица 52 - Технические данные стенда
Начальная скорость торможения, имитирующая на стенде, км/ч, не более | 2 |
Диапазон измерения тормозной силы на одном колесе, кН | 0-5 |
Коэффициент пропорциональности силоизмерительной цепи | 2,5±0,25 |
Коэффициент осевой неравномерности стенда включе- | 0,09-0,13 |
ния, табло "Неравномерность" | |
Диапазон измерения силы, создаваемой на педали тормоза, Н
Максимальная производительность стенда при работе одного оператора, автомобилей/час: |
0-600 |
-в автономном режиме | 40 |
-в неавтоматизированном режиме | 10 |
Максимальная мощность, потребляемая стендом, не более, кВт .
Параметры четырехпроводной трехфазной сети с допускаемыми отклонениями по ГОСТ 12.997-84 питания стенда: |
14 |
-напряжение, В | 380 |
-частота, Г ц
Давление в сети сжатого воздуха (с загрязненностью |
50 |
не грубее 10 класса по ГОСТ 17433-80) для питания стенда, МПа
При измерении тормозных сил напряжения на контактах разъема выхода на внешнее устройство должно быть: |
0,4-0,6
не более 1,2 В |
-на контактах 2 и 3 | отрицательной полярности не более 1,5 В |
-на контакте 4 | положительной полярности |
При фиксированных показаниях цифровых приборов | от 12 В до 16,5 В |
напряжение на контакте 4 должно быть | положительной полярности |
Выходные сигналы нормируются при активной нагрузке Габаритные размеры, мм, не более: | 150 кОм±10% |
-опорного устройства | 3390x810x370 |
-стойки приборной | 810x320x600 |
Масса (общая), кг, не более | 580 |
- Общее устройство тормозного стенда
Общий вид стенда представлен на рисунке 4. Он состоит из опорного устройства, в которое входят два блока роликов 1, стойки приборной 2,. силоизмерительное устройство 3.
Схема взаимного расположения блоков роликов, стойки приборной приведены на рисунке 5, а устройство блоков роликов на рисунке 6.
Каждый из двух роликов включают в себя мотор-редуктор 1 (рисунок 5), ведущий 2 и поддерживающий 3 ролики, датчик 4 силоизмерительной системы, рычаг 5. Ролики и мотор-редуктор в опорах 6 установлены на раме
- В левом блоке роликов, по ходу автомобиля размещена клеммная коробка
Для обеспечения выезда автомобиля блоки роликов имеют подъемники 12 с тормозными колодками для стопорения роликов. На верхнем поясе рамы расположен болт заземления13.
Стойка приборная (рисунок 7) состоит из силового шкафа, блока приборов 8 и пульта дистанционного управления 11. В силовом шкафе расположены шасси 1 и кассета 4, которые крепятся при помощи винтов. На шасси установлены реле, трансформаторы, предохранители, магнитный пускатель,
блок зажимов 2 для подключения стойки приборной к сети, разъем 9 для подключения опорного устройства.
В кассете расположены печатные платы. На правой боковине стойки установлены крючки для подвешивания пульта дистанционного управления и намотки его кабеля, болт заземления 14.
Спереди и сзади силовой шкаф закрывается крышками 3. Сверху крышек устанавливается съемный резиновый коврик 10.
В основании силового шкафа имеются отверстия для установки стойки приборной на фундаментные болты.
К разъему 9 можно подключить регистрирующую (самописец или осциллограф), аппаратуру с длиной передающего кабеля не более 2 м и с выходным сопротивлением не менее 100 кОм.
Блок приборов состоит из каркаса, лицевой, задней панелей и верхней крышки.
На каркасе установлен разъем 9 выхода на внешние устройства.
Доступ к приборам осуществляется через съемную заднюю панель.
Назначение органов управления и измерительных приборов показаны на рисунках 8 и 9.
Устройство силоизмерительное (рисунок 10) состоит из корпуса 1, крышки 6, мембраны 7, штока 5, манометра 3, который служит указателем силы.
Внутренние полости корпуса манометра между собой соединены трубкой 2 и заполнены тормозной жидкостью. Корпус 1 с помощью пружинного захвата 4 фиксируют на педали тормоза, а манометр подвешивают на рулевое колесо. При нажатии на педаль тормоза, через устройство силоизмерительное в полос-
ти корпуса создается пропорционально приложенной силе давление, контроль которого осуществляется по манометру.
Таблица 53 - Наименование, назначение и символы органов управления и световых органов стойки приборной и пульта дистанционного управления
|
Наименование | Назначение | Символ | ||
Лампа «Сеть» | Световой индикатор включения сети. | |||
Режим измерения «Передняя ось» | Световой индикатор белого цвета включения нормативного значения передней оси | (О) | ||
Режим измерения «Задняя ось» | Световой индикатор синего цвета включения нормативного значения задней оси | (О) | ||
Режим измерения «Ручной тормоз» | Световой индикатор зеленого цвета включения нормативного значения стояночного тормоза | о | ||
Табло «Годен» | Световой индикатор нормативной тормозной силы, развиваемой проверяемым автомобилем | |||
Левое табло «Неравномерность» | Световые индикаторы превышения допустимого значения коэффициента осевой неравномерности для проверяемой оси: из-за меньшей тормозной силы на левой стороне | X | ||
Правое табло «Неравномерность» | Из-за меньшей тормозной силы на правой стороне | X | ||
Кнопка «Пуск» | Включение приводов роликов и последовательное переключение режимов измерения | 1 | ||
Кнопка «Стоп» | Выключение приводов блоков роликов или пневмораспределителя подъемников | о | ||
Кнопка «подъемников» | Включение пневмораспределителя подъемников | I | , |
- Указания по эксплуатации
Включать стенд с соответственными датчиками силоизмерительных устройств от усилителей-преобразователей ПА-1 запрещается! Это может привести к выводу их из строя. Время предварительного прогрева стенда не менее 90 мин.
Проверяемый автомобиль должен быть заправлен до нормы маслом, топливом, охлаждающей жидкостью, шины должны быть сухими с давлением соответствующим норме.
При неисправных подъемниках, стенда или отсутствии давления в магистрали сжатого воздуха во время выезда необходимо использовать включение обратного направления вращения роликов переключением реверса.
- Порядок работы
Стенд имеет два режима работы: автоматизированный и неавтоматизированный. Автоматизированный режим работы применяется для быстрой проверки тормозных систем автомобилей. Для более углубленного диагностирования тормозных систем применяется неавтоматизированный режим.
- Автоматизированный режим
Включите стенд и дайте прогреться в течение 30 мин.
Переключателем "Автомат" включите автоматизированный режим работы, при этом одна из сигнальных ламп табло режимов засветится.
Нажмите кнопку "Норма". Многократным нажатием на кнопку "Пуск" последовательно установите режимы измерения для передней, задней осей и ручного тормоза, руководствуясь табло режимов:
-ручкой для режима измерения "Передняя ось" установите на правом приборе нормативное значение тормозной силы для передней оси проверяемого автомобиля;
-для режима измерения "Задняя ось" для задней оси;
-для режима измерения "Ручной тормоз" для стояночного тормоза.
Отожмите кнопку "Норма". Нормативные значения проверяемых автомобилей приведены в приложении. Установите автомобиль на ролики стенда колесами передней оси. Включите приводы роликов нажатием кнопки "Пуск". Установите режим измерения "Передняя ось". Считывайте показания с цифровых приборов. Усилие прокручивания незаторможенных колес у исправных автомобилей должно быть не более 0,5 кН.
Большие значения свидетельствуют о наличии неисправностей.
Нажмите на педаль тормоза быстро, но без удара и удерживайте ее.
Если тормозная система колес проверяемой оси в норме (сумма тормозных сил левого и правого колес превышает установленное нормативное значение), то высветится световое табло "Годен", приводы роликов отключаются автоматически.
Если высветится левое или правое световое табло "Неравномерность", то световое табло "Г оден" погаснет.
Коэффициент осевой неравномерности проверяемой оси не в норме, при этом дефекты имеются в тормозной системе колеса, на стороне которого высвечивается .световое, табло "Неравномерность".
Если приводы роликов автоматически не отключаются, то тормозная система колес проверяемой оси не в норме (сумма тормозных сил левого и правого колес меньше установленного нормативного значения).
Выключите приводы роликов нажатием на кнопку "Стоп".
Включите подъемник нажатием кнопки "Подъемник".
Установите автомобиль на ролики колесами задней оси.
Включите приводы роликов нажатием кнопки "Пуск".
Проверку состояния тормозной системы задней оси проводите аналогично.
Включите приводы роликов нажатием кнопки "Пуск".
Затяните рычаг стояночного тормоза. Состояние тормозной системы стояночного тормоза определяется аналогично.
При отрицательном результате проверки тормозной системы автомобиля повторите проверку в неавтоматизированном режиме для оси, тормозная сила колес которой не в норме.
- Неавтоматизированный режим работы
Установите неавтоматизированный режим работы, нажав переключатель "Автомат", при этом сигнальная лампа табло режимов погаснет. Установите автомобиль на стенд передней осью. На педаль тормоза установите устройство силоизмерительное. Включите приводы роликов нажатием кнопки "Пуск".
Нажмите на тормозную педаль через устройство силоизмерительное с силой 0,4 кН (40 кгс), но не более, два-три раза с интервалами 5-10 с для прогрева тормозов.
Нажмите на тормозную педаль с силой 0,5 кН (50 кгс), но не более, считайте показания с цифровых приборов, установившееся значение тормозных сил и занесите их в диагностическую карту.
Выключите приводы роликов нажатием на кнопку "Стоп".
Нажмите на кнопку "Подъемник.
Установите автомобиль на ролики колесами задней оси. Проверку состояния тормозной системы задней оси проводите аналогично (включая контроль стояночного тормоза).
- Оценка тормозной системы автомобиля
Величина общей удельной тормозной силы равна:
£ Рт G„
где £ Рт - сумма максимальных значений тормозных сил, развиваемых всеми колесами, кН; Ga - масса автомобиля в снаряженном состоянии, кН.
Величину общей удельной тормозной силы занесите в диагностическую карту.
Общая удельная тормозная сила для рабочей тормозной системы автомобиля должна быть не менее 0,53, для стояночного тормоза не менее 0,16. Величина осевой неравномерности:
р - р
1 Tnp 1 Тлле
P + P
1 Tnp ' 1 Тлле
где РТпр, РТлев - максимальные значения тормозных сил, развиваемых колесами проверяемой оси.
Значение, коэффициента осевой неравномерности занесите в диагностическую карту.
Коэффициент осевой неравномерности тормозных сил для автомобилей, приведенных в таблице 54, должен быть не более 0,09-0,13.
Определение исправности привода тормозов проводят в следующей последовательности:
Плавно нажмите на педаль и в момент начала нарастания тормозной силы на каждом колесе определите усилие на педали, при котором колодки тормоза автомобиля прижимаются к барабану. При исправном приводе тормоза значение силы не должно превышать 0,1 кН.
Таблица 54 - Нормативные значения тормозных сил для передней, задней осей и ручного тормоза, рассчитанные для собственных масс автомобилей_________________
Примечание. Нормативные значения тормозных сил для передней и задней осей рассчитаны из условия, что тормозная сила рабочей тормозной системы должна составлять не менее 0,53, а тормозная сила стояночного тормоза - не менее 0,16 собственной массы автомобиля.
|
Определение плавности действия тормозных систем и полноты рас- тормаживания.
Для определения плавности действия тормозов и полности растормажи- вания медленно нажмите на педаль тормоза при вращающихся колесах и следите за показаниями приборов указателями величин тормозных сил. При исправных тормозах тормозная сила должна возрастать пропорционально силе на педали. После нажатия на педаль резко опустите ее и следите за величиной тормозной силы. Быстрое падение ее до значения силы, затрачиваемой на прокручивание незаторможенного колеса, свидетельствует о полном растормаживании тормозного механизма. Повторное нажатие на педаль производите в быстром темпе и следите за показаниями приборов. Если при медленном нажатии на педаль тормозные силы обоих колес примерно одинаковы, а при быстром тормозная сила одного из колес отстает от другого, то сопротивление в приводе этого колеса повышено.
Оценка эллипсности, загрязнения, замасливания, увлажнения тормозных барабанов.
Проверку эллипсности тормозных барабанов производите при усилии на педали 0,15-0,20 кН. Колебание показаний тормозной силы на 0,2-0,4 кН и пульсирование педали, синхронное с вращением колес, свидетельствует об эл- липсности тормозных барабанов.
Проверяя каждое колесо в отдельности, определите какой тормозной барабан имеет указанный дефект. Отсутствие пропорциональности между значениями силы на педали и тормозной силой (особенно при малых и средних усилиях) свидетельствует о сильном загрязнении, замасливании или увлажнении тормозных накладок. Увлажнение легко отличить от замасливания по возрастанию тормозной силы в процессе торможения из-за испарения влаги вследствие нагрева тормозов.
Оценка работы тормозной системы автомобиля с гидровакуумным усилителем.
Проверку тормозной системы, имеющей гидровакуумный усилитель,
производите путем сравнения развиваемой тормозной силы с усилителем и без него. Сначала определите тормозную силу на колесах передней (задней) оси при усилии на педали 0,2 кН. После чего запустите двигатель и с тем же усилием на педали снимите показания тормозной силы. Тормозная сила при исправном усилителе и работающем двигателе должна быть в 2,0-2,5 раза больше, чем при неработающем двигателе. При необходимости произведите регулировку тормозов на стенде. Нажмите и отпустите кнопку "Подъемник". Выведите автомобиль со стенда.