Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
РАСЧЕТ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
РАСЧЕТ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Цель работы: научиться нормировать численности специалистов управления автотранспортных предприятий.
Задание
- Ознакомиться с общими положениями нормирования численности специалистов управления автотранспортных предприятий.
- Для заданных условий (вариант задания) рассчитать нормативы численности по функциям управления и составить численность по должностям руководителей, специалистов и служащих.
- Определить численность инженеров по безопасности движения и работников служб охраны труда в автотранспортных предприятиях.
- Оформить отчет и сдать отчет.
Литература: [11,14].
Варианты заданий для выполнения работы приведены в таблице 34.
Таблица 34 - Варианты заданий
|
№
варианта |
Кол-во автомобилей в приведенных единицах (Х1) | Коэффициент выпуска автомобилей на линию (Х) | Среднесписочная численность работающих, чел (Х3) | Режим работы автомобилей (Х4) | Нормативная численность рабочих по ремонту автомобилей, чел |
27 | 225 | 0,72 | 315 | 8,2 | 55 |
28 | 230 | 0,73 | 329 | 8,2 | 56 |
29 | 225 | 0,74 | 328 | 8,2 | 57 |
30 | 220 | 0,75 | 305 | 7,0 | 55 |
31 | 215 | 0,76 | 301 | 7,0 | 50 |
32 | 210 | 0,77 | 303 | 7,0 | 49 |
33 | 205 | 0,78 | 302 | 7,0 | 41 |
34 | 200 | 0,79 | 289 | 8,2 | 40 |
35 | 195 | 0,80 | 292 | 8,2 | 43 |
36 | 190 | 0,81 | 293 | 8,2 | 47 |
37 | 185 | 0,82 | 291 | 8,2 | 46 |
38 | 180 | 0,83 | 287 | 8,2 | 45 |
39 | 175 | 0,84 | 288 | 8,2 | 43 |
40 | 170 | 0,85 | 274 | 7,0 | 42 |
41 | 165 | 0,86 | 252 | 7,0 | 41 |
42 | 160 | 0,87 | 255 | 7,0 | 40 |
43 | 155 | 0,88 | 242 | 8,2 | 39 |
44 | 150 | 0,89 | 237 | 8,2 | 37 |
45 | 145 | 0,90 | 262 | 8,2 | 36 |
46 | 140 | 0,89 | 253 | 12,0 | 35 |
47 | 135 | 0,88 | 243 | 12,5 | 31 |
48 | 130 | 0,85 | 205 | 12,5 | 32 |
49 | 125 | 0,81 | 202 | 12,5 | 31 |
50 | 120 | 0,79 | 197 | 8,2 | 29 |
Примечания. 1. За единицу условного автомобиля принят: по грузовым КамАЗ- 5320, по легковым ГАЗ-24-10, по автобусам ЛиАЗ-5256. |
2. Студент выбирает тот вариант заданий, который совпадает с последними двумя цифрами номера студенческого билета. Если число больше 50, то из него вычитают 50 и остаток составит номер варианта задания. |
- Общая часть
- Нормативы численности рекомендуется для расчета численности руководителей, специалистов и служащих в автотранспортных объединениях независимо от их ведомственной подчиненности, для использования при разработке других нормативных материалов (типовых штатов и структур, штатных расписаний и т.п.), а также при планировании и организации производственного процесса, для организации труда руководителей, специалистов и служащих.
- В основу разработки нормативов численности положены: фотографии рабочего времени; технические расчеты; технико-экономические показатели работы автотранспортных объединений и предприятий; результаты анализа организации труда и мероприятии по ее совершенствованию, а также отчетные данные о численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий.
- Перечень функций управления, на которые разработаны нормативы численности, а также наименования должностей руководителей, специалистов и служащих по этим функциям приводятся в таблице 35.
- По нормативам численности понимают численность работников, устанавливаемую для выполнения той или иной функции управления в зависимости от величины факторов, которые влияют на трудоемкость работ, охватываемых данной функцией. Нормативы численности разрабатывают на основе метода укрупненного нормирования; расчленения технологического процесса управления на типовые процедуры и закрепления их выполнения за исполнителями; использования теории массового обслуживания для работников, осуществляющих ситуационное управление технологическими процессами. Суть метода укрупненного нормирования состоит в том, что общую численность аппарата управления и отдельных его подразделений (служб) определяют в зависимости от объективных факторов или признаков, характеризующих данное предприятие по формуле вида:
Н„ = а • хъЪ • хъп2 • X.3.. .х
где Нч - численность специалистов и служащих, чел.; х1, х2, х3, .. ,хр - значение факторов, влияющих на изменение численности работников; Ъ\, Ъ2, Ъ3...ЪР - параметры зависимости.
- Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных объединений и предприятий рассчитываются по следующим формулам:
- по функции «общее руководство»
Нч1 = 0,2924х10,0899х30,2949 ;
- по функции «технико-экономическое планирование»
Нч2 = 0,1364X
- по функции «организация труда и заработной платы»
Нч3 = 0,0883x305180 ;
- по функции «бухгалтерский учет и финансовая деятельность»
Нч4 = 0,1899x0’5510;
- по функции «материально-техническое снабжение»
нч5 = 0,0011x11730 х1’0550 ;
- по функции «комплектование и подготовка кадров»
Нч 6 = 0,0198x3і’7234 ;
- по функции «общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание»
Нч7 = 0,1059x1і’4258-
- по функции «эксплуатационная служба» - для режима работы до 10 часов
Нч8а = 0,0196x1і’8328x20’2602x40’773 ;
- для режима работы свыше 10 часов
Нч8а = 0,0169x1і’8328x20’2602x40’773 ;
- по функции «техническая служба»
Нч9 = 0,11x1і’5477 X50,3’
где Нч - норматив численности по функции управления; Х1 - количество автомобилей (в приведенных единицах); Х2 - коэффициент выпуска автомобилей на линию; Х3 - среднесписочная численность работающих, чел.; Х4 - режим работы автомобилей, ч.; Х5 - нормативная численность рабочих по ремонту автомобилей, чел.
- Если фактическая численность руководителей, специалистов и служащих меньше нормативной и при этом обеспечивается нормальная работа предприятия в результате применения передовых методов организации труда и современных средств организационной и вычислительной техники, то фактическая численность работающих не увеличивается.
- В случае производственной необходимости руководитель предприятия в пределах общей нормативной численности руководителей, специалистов и служащих может увеличивать (уменьшать) численность по одной функции за счет уменьшения (увеличения) по другой.
- В автохозяйствах, имеющих до 15 автомобилей (в приведенных единицах), должности специалистов и служащих не предусматриваются; от 16 до 25 предусматривается должность механика; от 26 до 50 автомобилей предусматриваются должности: начальник гаража, механик, диспетчер и бухгалтер.
Норматив численности инженеров по безопасности движения автотранспортных объединений и предприятий устанавливается:
- при среднесписочной численности водителей от 51 до 150 - один человек;
- при среднесписочной численности водителей от 151 до 300 - два человека;
- при среднесписочной численности водителей от 301 до 500 - три человека;
- если среднесписочная численность водителей превышает 500, то на каждые последующие 250 устанавливается дополнительно один человек.
- Нормативы численности работников службы охраны труда в автотранспортных предприятиях
Нормативы численности разработаны в соответствии с законом Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №29, ст. 3702 с последними дополнениями и изменениями от 9 мая 2005 года).
Нормативы численности охватывает следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации:
- управление охраной труда;
- организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;
- организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда;
- организация пропаганды по охране труда;
- проведение вводного инструктажа;
- организация проведение инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;
- планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;
- оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;
- контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организаций;
- расследование и учет несчастных случаев.
- Пример расчета
Автотранспортное предприятий имеет:
- количество автомобилей Х1 = 105 единиц;
- коэффициент выпуска автомобиля на линию Х2 = 0,72;
- среднесписочная численность работающих Х3 = 155 чел;
- режим работы автомобилей Х4 = 10,5 ч;
- нормативная численность рабочих по ремонту автомобилей Х5 = 24 чел.
Расчет численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных объединений производят по следующим формулам:
- по функции «общее руководство»
ЯЧ1 = 0,2924*105°,°899* 15 50,2949 = 1,96 чел.
- по функции «технико-экономическое планирование»
Нч2 = 0,1364*1050,1709* 1550,3Ш = 1,46 чел.
- по функции «организация труда и заработной платы»
Нч3 = 0,0883 * 1550’5180 = 1,201 чел
- по функции «бухгалтерский учет и финансовая деятельность»
Нч4 = 0,1899* 1550’5510 = 3,06 чел.
- по функции «материально-техническое снабжение»
Нч5 = 0,0011*105 й730* 10,51,0550 = 3,09 чел.
- по функции «комплектование и подготовка кадров»
Нб = 0,0198*1550,7234 = 0,76 чел.
- по функции «общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание»
Нч7 = 0,1059*1050,4258 = 0,77 чел.
- по функции «эксплуатационная служба» - для режима работы свыше 10 часов
Нч8б = 0,0169*1050,8328*0,720,2602* 10,50,773 = 4,61 чел.
- по функции «техническая служба»
Нч9 = 0,11*1050,5477*240,3 = 3,65 чел.
Результаты расчета привести в таблице 36.
Таблица 36 - Расчетные и фактические численности службы управления АТП
|
Контрольные вопросы и задания
- Что понимается под нормативами численности работников?
- Какие факторы, влияют на изменение численности работников?
- Общие положения нормирования численности специалистов управления автотранспортных предприятий.
- Основные моменты нормирования численности инженеров по безопасности движения на автотранспортных предприятиях.
- Основные моменты нормирования численности работников службы охраны труда автотранспортных предприятий.
- Кто в АТП отвечает за организацию технической эксплуатации автомобильного парка?
- Кто принимает окончательное решение по структуре предприятия и штатного расписания?