Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
РАСЧЕТ ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Общие положения
Основными предприятиями, оказывающими техническую помощь автомобилям, находящимся на маршруте, являются дорожные станции технического обслуживания. Они могут обслуживать все типы подвижного состава автомобильного транспорта вне зависимости от класса, грузоподъемности и пассажировместимости.
Практически дорожные СТО имеют от 2 до 5 рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных и регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути.
Дорожные станции, как правило, строятся в комплексе с автозаправочными станциями. Они могут входить в состав кемпингов.
При проектировании дорожной СТО учитывают интенсивность движения автомобилей и частоту их схода.
Интенсивность движения автомобилей - это число единиц подвижного состава автомобильного транспорта, проходящих по автомобильной дороге за сутки или в среднем за один год в обеих направлениях.
Частота схода автомобилей с дороги зависит от многих причин (ТО и ремонт, заправка топливо-смазочными материалами, отдых, питание и пр.) и носит вероятностный характер.
По основным автомагистралям известны средние показатели интенсивности движения и схода по видам автомобилей (легковые, грузовые, автобусы). При этом число обслуживаемых автомобилей от суммарного схода их с дороги составляет 35 - 45 %
Примерное распределение общего числа заездов на ТО и TР по типам автомобилей на СТО составляет, %:
грузовые 20 - 30
легковые 65 - 75
автобусы 2 - 7
Общее число заездов всех автомобилей в сутки N на дорожную станцию обслуживания для выполнения ТО, TP и уборочно-моечных работы в зависимости от интенсивности движения на дорожном участке проектируемой СТО определяют по выражению:
где N - интенсивность движения на автомобильной дороге, авт/сут; р - частота заезда в процентах от интенсивности движения (таблица 8)
Таблица 8 - Интенсивность схода автомобилей с дороги, %
|
- Расчет годового объема работ для дорожной СТО
По каждому типу автомобилей годовой объем работ рассчитывается по выражению:
тг = N • Драб.г ■ tcp, (2)
где Тг - годовой объем работ СТО, чел.-ч; Драб.г - число рабочих дней в году на станции, дни; ^р - средняя трудоемкость работ одного заезда автомобиля на станцию, чел.-ч (таблица 9).
Таблица 9 - Нормативы трудоемкостей ТО и ТР автомобилей на дорожной
СТО
|
Режим работы дорожных СТО:
- число рабочих дней в году, дни 363 или 305
- продолжительность смены работ в сутки, ч 7 или 8,2
- число смен в сутки 2
Расчетные годовые трудоемкости работ на СТО приведем в таблице 10.
Таблица 10 - Годовая трудоемкость работ на СТО
|
где ф - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на СТО (1,15); кп - доля постовых работ в общей годовой трудоёмкости воздействий; Тсм продолжительность смены; С - коэффициент сменности; РСР - средняя численность рабочих на одном посту, чел; ^ип - коэффициент полезного использования времени поста.
Число уборочно-моечных постов можно определить по выражению
Nr-V
■ T ■ N
РАБ. Г СУТ У где Nr - годовое поступление автомобилей на уборочно-моечные работы, ед; Ny - производительность моечной установки, авт/ч; Тсут - продолжительность работы поста в сутки, ч.
- Пример расчета
Рассчитать годовую трудоёмкость работ дорожной СТО, если максимальная месячная интенсивность движения подвижного состава в зоне расположения станции технического обслуживания автомобилей составляет 20540 единиц.
Максимальную годовую интенсивность движения автомобилей определяем по выражению:
где И - годовая интенсивность движения автомобилей, ед; К - доля /-го типа автомобилей; Драб.г. - годовое число рабочих дней (365 дней); ДМ - календарное число дней в напряжённом месяце.
Для расчётов примем: - по легковым автомобилям К = 0,7;
- по автобусам и грузовым автомобилям К = 0,3. Годовая интенсивность движения по типам автомобилей составят, ед.: легковые автомобили 173974
автобусы и грузовые автомобили 74971
Результаты расчета числа сходов на техническое обслуживание сведем в таблицу 11, результаты расчета годовой трудоемкости технических воздействий - в таблицу 12.
Таблица 11 - Годовое число схода автомобилей на разовое обслуживание
|
Таблица 12 - Годовая трудоемкость технических воздействий подвижного состава, чел.-ч__________________________________________________________________________
Общее число постов:
|
14752-1,05-0,7
Хто"тр = 363-7-2.1.0,92 = 2’% * 3 П0СТа'
По типам автомобилей. Легковые:
ставит:
Тумр — 9569+450 10019 • 1,05
363•7•4
В связи с тем, что технически грузовой и легковой автомобили не совместимы, принимаем число постов:
- для легковых автомобилей ХЛ = 3;
- для грузовых и автобусов ХГ = 1;
- для уборочно-моечных работ Хумр = 1.