ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ

 

Глубокие и широкомасштабные трансформации в экономике России, вы­званные как научно-техническим прогрессом, так и системными и структур­ными экономическими преобразованиями, осуществленными в последние годы, выдвигают на первый план решение многих задач в области управления строительством. В этой связи большое значение имеет кардинальная перестрой­ка системы управления как национальной экономикой в целом, так и отдель­но взятыми предприятиями.

Наиболее характерным и жестким требованием в условиях рынка является обеспечение самофинансирования и самоокупаемости хозяйственной деятель­ности предприятий. В настоящее время у значительной части предприятий России этот важнейший принцип не обеспечивается, что свидетельствует о том, что хозяйственный механизм этих предприятий не соответствует услови­ям рыночной экономики. Поэтому одной из важнейших задач управления лю­бым предприятием, в том числе строительной организацией, является приве­дение их хозяйственного механизма в соответствие с условиями и требовани­ями рынка.

Анализ показывает, что более 90 % российских предприятий имеют большие резервы и, используя их, могут самостоятельно повысить свою эффективность, вывести предприятия из банкрота ого состояния в конкурентоспособное, что будет способствовать предотвращению негативных тенденций в российской экономике. Чтобы получить такие результаты, необходимо знать теорию и прак­тику управления и уметь эффективно управлять предприятием.

Работающие в условиях рыночной экономики предприятия и организации должны удовлетворять соответствующим требованиям. Они должны обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий. Жиз­ненный цикл продукции сегодня стал как никогда коротким, разнообразие ассортимента изделий больше. Поэтому направленное на выпуск массовой про­дукции производство, не способное постоянно приспосабливаться к реальным запросам, зачастую небольших групп потребителей, сегодня обречено на бан­кротство. Процессы, происходящие в рыночной экономике, определяются не единым государственным планом, а правом свободы деятельности каждого субъекта собственности; на смену вертикальным отраслевым связям приходят горизонтальные. Рынок сталкивает интересы предпринимателей, заставляет их постоянно рисковать, пересматривать даже самые удачные прошлые реше­ния. В этих условиях предприятия должны уметь прогнозировать и своевре­менно производить изменения в структуре своего капитала, чтобы выстоять в жесткой конкурентной борьбе.

Поскольку успех на рынке определяется потребителем, изготовитель заин­тересован в производстве такой продукции, которая наилучшим образом со­четала бы, с одной стороны, затраты на ее изготовление, а с другой, — цену и затраты потребителя на эксплуатацию и использование данной продукции. Технология производства усложнилась настолько, что сегодня требуются со­вершенно новые формы организации и управления производством. Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили свой характер.

В рыночной экономике каждый субъект хозяйствования стремится получить большую и устойчивую прибыль. Для этого необходимо производить продук­цию, обладающую высокими потребительскими свойствами. С учетом этого могут измениться объем ее реализации, цена и в связи с этим репутация пред­приятия на рынке. В таких условиях нельзя ограничиваться выпуском хорошей продукции, необходимо заботиться об организации ее послепродажного об­служивания, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных ус­луг, в высшей степени индивидуальных. В современных условиях самой главной для множества предприятий является не проблема снижения издержек произ­водства и цены на свою продукцию, с тем, чтобы дать потребителю товар де­шевле и в то же время прежнего качества, а способность обеспечить потреби­теля товаром более высокого качества, в соответствии с его возрастающими потребностями. Причем надо заранее знать, какие именно свойства продукции интересуют потребителя в первую очередь. Осуществляя тактику постоянных улучшений даже по давно известным изделиям, можно обеспечить себе неу­клонное увеличение доли рынка, объема продаж и доходов.

Резко изменилась структура издержек производства. Все более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Самостоятельной про­блемой является и повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, следует больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов (как на самом предприятии, так и на складах оптовых фирм), добиваться макси­мально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потреби­телю. В сущности, запасы готовой продукции в любом виде лишь маскируют плохое управление производством.

Сегодня у нас предприятия слабо готовы к работе в новых условиях. Воз­можности государственного вмешательства в распределение материальных и финансовых ресурсов ограничены. Большинство предприятий самостоятельно должны изыскивать материальные и денежные ресурсы на рынках и решать сложные проблемы, которые стоят перед ними.

В последние годы производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданно­му росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организа­циями , к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды. Ком­пании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего новой структурой основного капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания, то, что называется интеллектуальным капиталом.

Информационные ресурсы и новые технологии изменяют многие эконо­мические тенденции и закономерности и требуют соответствующих изменений в методах управления.

В настоящее время организации все чаще обращаются к методам стратеги­ческого планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изме­нения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как требую­щую новых приемов менеджмента реальность современной экономической жизни. Соответственно меняются структуры управления, в которых предпо­чтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше при­спосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, а маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их рас­ходовании.

Новые подходы к управлению предприятиями переносят акцент управлен­ческих воздействий на инновационные процессы, коммуникации, маркетинг, менеджмент знаний. Поэтому современная парадигма управления основыва­ется на разнообразных элементах управленческого воздействия. Она исполь­зует не только такие традиционные элементы, как власть, авторитет, персо­нальная ответственность, экономическое принуждение, мотивация, но и такие относительно новые элементы, как творческое участие персонала, образование команд, инновационность, управление знаниями. В центре парадигмы управ­ления — рассмотрение организации как части более общей системы со следу­ющими характерными чертами:

  • Предприятие — это открытая система, рассматриваемая в единстве фак­торов внутренней и внешней среды.
  • Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение потреби­телей.
  • Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых внутренняя рационализация производства ставится в за­висимость от требований внешней среды.
  • Главные источники прибавочной стоимости — люди, обладающие зна­ниями, и условия для реализации их потенциала.
  • Система управления ориентирована на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и лидерский стиль руко­водства.

Давая краткое определение управления, можно сказать, что управление — это специфический вид деятельности по определению целей организации, разра­ботке механизмов их достижения и координации труда членов организации для получения результатов, соответствующих целям.

Необходимость управления обусловлена в первую очередь фактом разделе­ния труда. Именно это сделало труд общественным. Общественный труд — это деятельность людей, связанная разделением труда, т.е. это совместная деятель­ность, предполагающая кооперацию труда.

Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в кото­рых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Отношения управления подраз­деляются на следующие организационные виды:

  • во-первых, отношения между управляющей и управляемой системами, т.е. между субъектом и объектом;
  • во-вторых, отношения внутри самой управляющей системы, в частности, между:
  • ступенями управления, например, отношения между аппаратом управ­ления участками, цехами, предприятиями, производственными объеди­нениями (вертикальные связи);
  • звеньями управления каждой ступени, например, отношения между отделами строительного предприятия (горизонтальные связи);
  • одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей системы, например, отношения между планово­экономическим отделом треста и планово-экономическим отделом стро­ительного управления;
  • в-третьих, отношения между руководителями и подчиненными в каждом звене управления (отношения субординации);
  • в-четвертых, отношения между руководителями и подчиненными (от­ношения координации).

Кроме того, отношения управления подразделяются на:

  • отраслевые, т.е. отношения в пределах одной отрасли;
  • территориальные, т.е. отношения в пределах одного региона;
  • межотраслевые, т.е. отношения между организациями разных отраслей промышленности;
  • межрегиональные, т.е. отношения между организациями разных регионов;
  • территориально-отраслевые.

С позиции определенной системы отношения управления разделяются на внешние и внутренние. Внешние характеризуют данную систему со стороны ее связи с другими системами, т.е. окружающей средой. Внутренние отражают собственную природу и механизм функционирования процессов, протекающих в данной системе. По характеру и числу носителей отношений управления их можно разделить на межсистемные, межличностные и смешанные отношения, атакже на коллективные и индивидуальные, которые, в свою очередь, подраз­деляются на прямые, групповые и перекрестные.

С целью преодоления одностороннего подхода к управлению необходимо рассматривать отношения управления комплексно, в единстве сторон, свойств, характерных особенностей.

Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хо­зяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, марке­тинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), атакже характеристи­ки производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет дирек­торов, мэр города, начальник отдела, группа качества, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объ­ект управления.

Главный элемент любой социально-экономической системы — человек. Он может быть и объектом, и субъектом управления. Каждый член организации в той или иной степени управляет функционированием или развитием этой ор­ганизации, в то же время именно на него направлены управляющие воздействия и в рамках государственного управления, и в рамках управления корпоратив­ного.

В отличие от технических систем, где управляющая и управляемая подси­стемы взаимодействуют достаточно жестко, в управлении людьми это взаимо­действие более гибко. Человек и организация в целом реагируют на управля­ющее воздействие не пассивно, а с учетом предварительных оценок и само­стоятельного анализа последствий собственной реакции. Человек обладает волей и сознанием и реагирует на любое управляющее воздействие с учетом собственных представлений и интересов. Человек может принять управляющие команды, следовать им, а может и не принять. От того, как человек восприни­мает управленческие воздействия, как реагирует на них, зависит эффективность работы всей системы в целом. Таким образом, управление человеком неотде­лимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.

Прежде всего необходимо отметить, что управление, где бы оно ни проис­ходило, предполагает наличие двух элементов. Первый — это то, чем управля­ют, т.е. объект управления, и второй — это тот, кто управляет. Если эти два элемента связать между собой информационными каналами, то мы получим в самом общем виде систему управления.

Иначе говоря, всякую систему управления можно представить как состоя­щую из объекта управления и управляющей подсистемы (рис. 1.1) Представ­
ленная на рис. 1.1 схема управления имеет универсальный характер: процесс управления в самых разных сферах ре- Обратная связь ализуется именно в соответствии с этой схемой.

Управляющая подсистема
Прямая связь
Объект управления
Рис. 1.1. Система управления

Управляющая подсистема вырабаты­вает управляющие воздействия и по ка­налам прямой связи передает их на объ­ект управления. Цель управляющих воз­действий — обеспечивать желаемое состояние объекта управления. Под влиянием управляющих воздействий состояние объекта управления должно измениться в желаемом направлении, хотя это может и не произойти. Напри­мер, на строительном объекте в соответствии с недельно-суточным графиком (который и есть один из управляющих воздействий) необходимо в течение дня смонтировать плиты перекрытия. Однако по разным причинам, часто непред­виденным, эта работа оказалась невыполненной или выполненной частично, т.е. строительство полностью или частично не пришло в желаемое состояние. Сведения о состоянии объекта управления передаются по каналам обратной связи в управляющую подсистему, которая, с учетом полученных сведений, вырабатывает новые управляющие воздействия и передает их на объект управ­ления. Таким образом, процесс управления имеет непрерывный циклический характер.

Из схемы нетрудно видеть, что во всякой системе управления одним из фун­даментальных понятий является понятие обратной связи, введенной впервые в научный обиход основоположниками кибернетики. Без обратной связи, по каналам которой в управляющую систему должна поступать информация о состоянии объекта управления в каждый момент времени, объект управления становится неуправляемым, а вырабатываемые управленческие решения ли­шаются объективной основы, так как принимаются вслепую, без знания того, что происходит с объектом управления.

Информация об объекте управления чаще всего характеризует отклонения от заданных параметров в меньшую сторону, т.е. свидетельствует о невыполне­нии тех или иных показателей. В этом случае оперативно принимаются меры по устранению возникающих отклонений. Такое управление называют управ­лением на основе отрицательной обратной связи. Однако информация может свидетельствовать и о перевыполнении показателей. В этом случае отклонения имеют желательный характер и следует их сохранить. Такое управление назы­вают управлением на основе положительной обратной связи. Отсюда ясно, что управление современным производственным предприятием как открытой си­стемой является процессом достаточно сложным, связанным с необходимостью непрерывно перерабатывать огромные потоки информации.

Процесс управления имеет ряд особенностей, каждая из которых играет важную и своеобразную роль в формировании и развитии системы управления,
определяя ее организационные формы и основные характеристики. Такими свойствами процесса управления являются:

  • Динамичность (изменчивость), проявляющаяся в постоянном изменении процесса управления по его направленности, проблематике и характеру течения, активному взаимодействию его различных этапов и операций. Процесс управ­ления осуществляется во всей системе управления, и это воздействие в зави­симости от цели будет различным для разных частей системы. Кроме того, процесс управления постоянно меняет свою главную ориентацию, находя узкие и слабые места в управляемой системе либо обнаруживая ослабление связей при изменении внешних условий функционирования системы. В зависимости от специфики решаемой проблемы по-разному протекает и процесс управления по этапам, стадиям и конкретным операциям. Свойство изменчивости — ино­гда его называют гибкостью процесса управления (что не совсем верно) — в известной мере определяет оперативность управления, что очень важно для эффективности всей управленческой деятельности. Конечно, такая изменчи­вость имеет определенные границы, чему способствует другое свойство про­цесса управления — устойчивость.
  • Устойчивость, которая проявляется в соответствующем закреплении опре­деленных форм и каналов его протекания. Это выражается, например, в струк­туре системы управления, закрепляющейся в организационных актах, ее ста­билизации и служит организующим фактором процесса управления.
  • Непрерывность, отражающая необходимость постоянства управленческой деятельности в ходе производства. Это свойство по-разному проявляется в за­висимости от уровня управления или характера производства (единичное, се­рийное, массовое). Только непрерывность процесса управления может обе­спечить нормальное и эффективное протекание процесса производства. Управ­ление должно, как правило, опережать процесс производства. В этом залог своевременности, а следовательно, и эффективности всех действий управля­ющей системы.
  • Цикличность, проявляющаяся в закономерном повторении основных эта­пов и стадий процесса управления. Результатом управленческой деятельности является перевод управляемой системы или ее части в новое состояние, что приводит к постановке новой цели управления либо к корректировке прежней. При этом этапы процесса управления повторяются. Иногда нет необходимости в изменении цели управления. В этом случае процесс управления повторяет цикл, побуждая к поискам наиболее эффективных путей достижения ранее поставленной цели.
  • Строгая последовательность этапов и основных групп операций. Как пра­вило, процесс управления становится менее эффективным, если при его осу­ществлении не соблюдается определенная последовательность или не выпол­няются некоторые его этапы или группы операций. Нередко решение разра­батывается без полного учета реальных условий работы. При таком подходе отсутствует либо слабо выражен этап анализа ситуации, что иногда приводит к волюнтаризму. Возможна и другая крайность, когда решения разрабатыва­ются только на ситуационной основе без достаточного уяснения целей. В этом случае решения бывают противоречивыми, лишенными долгосрочной ориен­тации. Цель систематизирует совокупность решений, придает им общую на­правленность; ситуация определяет практическую значимость решения. Каж­дый этап процесса управления обязателен, так же как и последовательность их выполнения.

 

  • Дискретность управления, которая проявляется в том, что процесс управ­ления протекает неравномерно, в начале как бы накапливая потенциал воз­действия при постановке цели, сборе необходимой информации, анализе об­становки и т.д. и далее преобразуясь в активные практические действия аппа­рата управления. Это свойство характеризует особенность управленческого труда, выражающуюся в необходимости предварительной глубокой аналити­ческой работы, накапливающей потенциал практических действий руководи­теля, направленных на управляемую систему.

Понимание особенностей и основных свойств процесса управления имеет большое значение для его успешного совершенствования.

Рассмотрим схему управления, представленную нарис. 1.1, применительно к строительной организации как производственной системе (рис. 1.2). Мы уста­новили, что всякая система управления состоит из объекта управления и управ­ляющей подсистемы, которые связаны между собой прямой и обратной связью. Рассмотрим, что представляют собой объект управления и управляющая под­система в системе управления строительством.

Добавить комментарий

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Какие новые информационные технологии появятся в будущем?

В будущем ожидается появление новых инновационных информационных технологий, которые позволят улучшить качество жизни людей. Одним из таких прогрессивных направлений является интеллектуальная автоматизация, которая позволит автоматизировать процессы в бизнесе или домашнем …

Синергетическое моделирование сложных систем

  Основная идея системного анализа сложных систем состоит в применении общих принципов декомпозиции системы на отдельные элементы и установ­лении связей между ними, в определении цели исследования и этапов для до­стижения …

Морфологическое описание и моделирование сложных систем

Системы управления строительством относятся к сложным или большим, или системам со сложной структурой. Сложные системы состоят из большого числа взаимосвязанных подсистем, в связи с чем для их описания требуется большой …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.