В Украине начинается бензиновый кризис
Украина делает плохой бензин. Об этом поведала директор сети АЗС «Параллель» Лена Хилиенко. На сегодня в Украине наблюдается глубочайший кризис нефтепереработки.
Главное требование к горючему в Европе – низкое содержание вредных веществ. Сначала – серы. Для того, чтоб держать под контролем производителей, был разработан особый экологический эталон – «Евро», который в ЕС повсевременно увеличивается. К примеру, в 1992 г. в европейских странах действовал самый маленький эталон – Евро-1, допускавший содержание серы в горючем до 0,1%. Сейчас нефтепродукты, поставляемые на европейский рынок, должны соответствовать эталону Евро-5, требование по содержанию серы в каком стало жестче в 100 раз (допустимая норма – 0,001%). Украина же просто не может экспортировать свое горючее, потому что оно не отвечает этим эталонам.
Так, по словам профессионала, в Украине из 6 НПЗ два западноукраинских предприятия – Надворнянский и Дрогобычский НПЗ. Но в январе-сентябре 2012 г. они сырье вообщем не перерабатывали. Херсонский НПЗ не работает с 2005 г.
"На теоретическом уровне, нефтепродукты эталона Евро-4 способны выпускать три завода: Одесский, Лисичанский и Кременчугский. Но НПЗ в Лисичанске остановлен в марте сегодняшнего года. Одесский НПЗ простаивает с ноября 2010 г." - отмечает Хилиенко.
Сейчас работает только один сравнимо современный завод – в Кременчугe, поведала спец. Но обслуживает он только «свои», «родственные» АЗС, а остаток посылает не на внутренний рынок, а на экспорт. Шебелинский ГПЗ работает, но производит только 76-й бензин.
Компаний, которые могут создавать горючее эталона Евро-5, в Украине не существует.
"Мы, например, уже более 10 лет закупаем в большей степени горючее производства Литвы, Беларуси, время от времени – Румынии. Причина одна – качество. К огорчению, как десятилетие вспять, так и на данный момент, только завезенные из других стран бензины отвечают всем современным евростандартам", - объяснила Хилиенко.
По воззрению профессионала, единственный для украинской нефтеперерабатывающей отрасли выход из глубочайшего кризиса – модернизация заводов и вывод их на рынок с уже высококачественным топливом, подходящим современным евростандартам.