Перспективы украинской экономики в 2011 году
В 2011 году украинскую экономику, по прогнозам аналитиков, ждут разноплановые времена. Тенденции к восстановлению экономического роста, макроэкономической стабилизации и денежному оздоровлению будут сочетаться с суровыми вызовами мирового и внутреннего нрава. Восходящий тренд ВВП, вероятнее всего, не приведет к росту реальных доходов населения из-за специфичности социальной политики Кабмина. Чрезмерная зависимость страны от зарубежных источников финансирования, непонятные вкладывательные перспективы, ухудшение рейтинга экономической свободы, высочайший уровень коррупции - все это будет сдерживать процесс выхода из кризисного положения.
Прогнозы правительства, оппозиции и аналитиков относительно развития экономической ситуации в текущем году несколько различаются. Власть, в лице премьер-министра Николая Азарова, отрисовывают радужные перспективы и отчитывается об окончательном преодолении кризиса и построении надежного фундамента для ускоренного развития. Темпы роста ВВП ожидаются на уровне 4 - 4,6%. Такие числа приблизительно совпадают с прошлогодними, но не позволяют гласить о достижении докризисных объемов 2008 года. Как отмечают специалисты, для того, чтоб украинская экономика начала работать на решение скопленных социально-экономических заморочек, требуется ускорение до 7%. Потому заявление Азарова о том, что «2011 год должен стать переходным, исходя из убеждений перехода нашей экономики на инновационно-инвестиционный уровень развития», оторвано от реалий.
Индекс инфляции в 2011 году имеет определенные шансы не выйти за границы 10%. Но, если это и будет достигнуто, то в большей степени с внедрением административных способов жесткого контроля над ценами. Замедлить инфляцию поможет запланированное сокращение недостатка бюджета до 5%. Факторами риска для денежной системы могут стать рост цен на продукты питания в мировом масштабе, трудности с получением траншей от МВФ и общая политическая непостоянность. Уже сначала этого года приметны определенные признаки новейшей волны подорожания продуктов и услуг. Запланированный рост коммунальных тарифов безизбежно спровоцирует суровые ценовые последствия и стукнет по покупательской возможности украинцев.
На денежном рынке, если веровать большинству аналитиков, суровых потрясений ожидать не стоит. Курс бакса, вероятнее всего, остается на уровне 7,90 - 8,00 грн. / долл. Оптимисты молвят о вероятном усилении гривны на несколько 10-ов копеек, а пессимисты - о падении того же масштаба. Что касается евровалюты, то тут есть опасности ее постепенного ослабления из-за заморочек в хозяйстве еврозоны. Но если НБУ под давлением МВФ все таки пойдет на либерализацию рынка валют, то вероятны денежные шквалы в виде неожиданных скачков курсов.
Банковский сектор будет равномерно увеличивать объемы кредитования юридических и физических лиц. Толика проблемной задолженности будет уменьшаться, что будет содействовать улучшению структуры денежного баланса. Также, при условии отсутствия суровых дестабилизирующих причин, можно спрогнозировать постепенное понижение процентных ставок по депозитам и кредитам. Но, ипотека все еще будет оставаться малодоступным наслаждением. А это свидетельствует о том, что сфера недвижимости будет находиться в фазе стагнации.
Помешать стабильности государственной валюты и спровоцировать невыполнение плановых характеристик бюджета-2011 может трагический рост наружного долга. По итогам прошедшего года объем муниципальных заимствований Украины в 2010 г. достигнул 123,4 миллиардов. грн. Общая сумма долгов составляет на данный момент около 40% ВВП. В 2011 году она должна вырасти до 45%. Не считая того, Украина вышла на 2-ое место в мире по объему заимствований от МВФ.
Давление на платежный баланс Украины производит и отрицательное сальдо, которое в этом году может возрасти до 4 миллиардов. долл. Виной всему - диспропорция меж экспортом и импортом. Определенного компенсационного эффекта можно ждать только через вербование очередных кредитов от МВФ.
Возлагать на суровый вкладывательный прорыв в 2011 г. тоже не приходится. После приметного сокращения вкладывательных поступлений в 2010 году до около 4 миллиардов. долл., в 2011 году маловероятен их скачок до 7 миллиардов. долл. (как предсказывает правительство). Более реальной представляется цифра в 5 миллиардов. долл. Дело в том, что зарубежные инвесторы пока не узрели определенных результатов от декларируемых властями реформ. Напротив, наблюдаются тревожные сигналы в политической и социально-экономической плоскости, не ведется действенная борьба с коррупцией.
Специалисты достаточно скептически относятся к возможности Украине в 2011 году сделать лучше структуру платежного баланса через наращивание экспорта. По прогнозу Нацбанка, в 2011 году экспорт вырастет на 6,6%, импорт - на 7,2%, а цены на экспортные продукты возрастут всего на 5,5%. Этого очевидно недостаточно для выравнивания отрицательного торгового сальдо.
Неувязка направленности украинской экономики на экспорт сырья сформировала ситуацию, когда локомотивом индустрии и главным наполнителем муниципального бюджета стали металлургические предприятия. Конкретно экспорт сформировывает половину украинского ВВП. Но его структура является очень устаревшей. Из Украины экспортируется сырье с низким уровнем переработки (54% от всего экспорта в 2010 году). В этом году положение дел особо не поменяется. Но украинские металлургические комбинаты больше чувствуют давление со стороны соперников на глобальных рынках. А их морально устаревшая продукция меньше пользуется спросом. Это делает украинскую экономику и муниципальный бюджет-2011 в особенности уязвимыми от ситуации на глобальных рынках. Дополнительное давление будет оказывать потребность Украины в импорте товаров, так как мощностей собственного АПК уже не хватает для полного ублажения потребностей.
Социальные эталоны в 2011 году практически не будут расти. Судя по характеристикам бюджета-2011, они даже не позволят восполнить инфляционный индекс. Прожиточный минимум подымется с 875 до 953 грн., либо всего на 8,9%, малая зарплата - с 922 до 1004 грн., либо на 8,9%, почасовая заработная малая плата - с 5,52 до 6,04 грн./час. Похоже, правительство решило за счет замораживания уровня доходов населения восстановить положение гос казны и уменьшить недостаток такого же Пенсионного фонда. Оборотный эффект от таких действий - падение покупательской возможности и усиление напряженности в обществе.
Оппозиция не напрасно именует сегодняшний бюджет антисоциальным. Он вправду предугадывает урезание соц расходов. В первый раз за последние 8 лет рост соцпоказателей ожидается ниже, чем экономических. В бюджете заложены предсказуемый рост реальной зарплаты в 2011 г. на уровне 4%.
В сфере занятости наблюдаться постепенный прирост количества рабочих мест вместе с существенными сокращениями, в особенности в сфере гос службы.
По подготовительным данным, рост промышленного производства составит до 10%. Это хорошая цифра, но она возможно окажется очень оптимистичной.
В целом экономический курс правительства Азарова, избранный на 2011 год, характеризуется лишней осторожностью и полной экономией (кроме высокопоставленных лиц). Разумеется, власти решили перестраховаться от вероятных заморочек и выбрали тактический вариант постепенного оздоровления бюджетно-финансовой системы. Но эта попытка будет предприниматься, в главном, за счет обычных людей.
Герасименко Петр
(Перевод с украинского - Н.Николайчук)
В 2011 году украинскую экономику, по прогнозам аналитиков, ждут разноплановые времена. Тенденции к восстановлению экономического роста, макроэкономической стабилизации и денежному оздоровлению будут сочетаться с суровыми вызовами мирового и внутреннего нрава. Восходящий тренд ВВП, вероятнее всего, не приведет к росту реальных доходов населения из-за специфичности социальной политики Кабмина. Чрезмерная зависимость страны от зарубежных источников финансирования, непонятные вкладывательные перспективы, ухудшение рейтинга экономической свободы, высочайший уровень коррупции - все это будет сдерживать процесс выхода из кризисного положения.
Прогнозы правительства, оппозиции и аналитиков относительно развития экономической ситуации в текущем году несколько различаются. Власть, в лице премьер-министра Николая Азарова, отрисовывают радужные перспективы и отчитывается об окончательном преодолении кризиса и построении надежного фундамента для ускоренного развития. Темпы роста ВВП ожидаются на уровне 4 - 4,6%. Такие числа приблизительно совпадают с прошлогодними, но не позволяют гласить о достижении докризисных объемов 2008 года. Как отмечают специалисты, для того, чтоб украинская экономика начала работать на решение скопленных социально-экономических заморочек, требуется ускорение до 7%. Потому заявление Азарова о том, что «2011 год должен стать переходным, исходя из убеждений перехода нашей экономики на инновационно-инвестиционный уровень развития», оторвано от реалий.
Индекс инфляции в 2011 году имеет определенные шансы не выйти за границы 10%. Но, если это и будет достигнуто, то в большей степени с внедрением административных способов жесткого контроля над ценами. Замедлить инфляцию поможет запланированное сокращение недостатка бюджета до 5%. Факторами риска для денежной системы могут стать рост цен на продукты питания в мировом масштабе, трудности с получением траншей от МВФ и общая политическая непостоянность. Уже сначала этого года приметны определенные признаки новейшей волны подорожания продуктов и услуг. Запланированный рост коммунальных тарифов безизбежно спровоцирует суровые ценовые последствия и стукнет по покупательской возможности украинцев.
На денежном рынке, если веровать большинству аналитиков, суровых потрясений ожидать не стоит. Курс бакса, вероятнее всего, остается на уровне 7,90 - 8,00 грн. / долл. Оптимисты молвят о вероятном усилении гривны на несколько 10-ов копеек, а пессимисты - о падении того же масштаба. Что касается евровалюты, то тут есть опасности ее постепенного ослабления из-за заморочек в хозяйстве еврозоны. Но если НБУ под давлением МВФ все таки пойдет на либерализацию рынка валют, то вероятны денежные шквалы в виде неожиданных скачков курсов.
Банковский сектор будет равномерно увеличивать объемы кредитования юридических и физических лиц. Толика проблемной задолженности будет уменьшаться, что будет содействовать улучшению структуры денежного баланса. Также, при условии отсутствия суровых дестабилизирующих причин, можно спрогнозировать постепенное понижение процентных ставок по депозитам и кредитам. Но, ипотека все еще будет оставаться малодоступным наслаждением. А это свидетельствует о том, что сфера недвижимости будет находиться в фазе стагнации.
Помешать стабильности государственной валюты и спровоцировать невыполнение плановых характеристик бюджета-2011 может трагический рост наружного долга. По итогам прошедшего года объем муниципальных заимствований Украины в 2010 г. достигнул 123,4 миллиардов. грн. Общая сумма долгов составляет на данный момент около 40% ВВП. В 2011 году она должна вырасти до 45%. Не считая того, Украина вышла на 2-ое место в мире по объему заимствований от МВФ.
Давление на платежный баланс Украины производит и отрицательное сальдо, которое в этом году может возрасти до 4 миллиардов. долл. Виной всему - диспропорция меж экспортом и импортом. Определенного компенсационного эффекта можно ждать только через вербование очередных кредитов от МВФ.
Возлагать на суровый вкладывательный прорыв в 2011 г. тоже не приходится. После приметного сокращения вкладывательных поступлений в 2010 году до около 4 миллиардов. долл., в 2011 году маловероятен их скачок до 7 миллиардов. долл. (как предсказывает правительство). Более реальной представляется цифра в 5 миллиардов. долл. Дело в том, что зарубежные инвесторы пока не узрели определенных результатов от декларируемых властями реформ. Напротив, наблюдаются тревожные сигналы в политической и социально-экономической плоскости, не ведется действенная борьба с коррупцией.
Специалисты достаточно скептически относятся к возможности Украине в 2011 году сделать лучше структуру платежного баланса через наращивание экспорта. По прогнозу Нацбанка, в 2011 году экспорт вырастет на 6,6%, импорт - на 7,2%, а цены на экспортные продукты возрастут всего на 5,5%. Этого очевидно недостаточно для выравнивания отрицательного торгового сальдо.
Неувязка направленности украинской экономики на экспорт сырья сформировала ситуацию, когда локомотивом индустрии и главным наполнителем муниципального бюджета стали металлургические предприятия. Конкретно экспорт сформировывает половину украинского ВВП. Но его структура является очень устаревшей. Из Украины экспортируется сырье с низким уровнем переработки (54% от всего экспорта в 2010 году). В этом году положение дел особо не поменяется. Но украинские металлургические комбинаты больше чувствуют давление со стороны соперников на глобальных рынках. А их морально устаревшая продукция меньше пользуется спросом. Это делает украинскую экономику и муниципальный бюджет-2011 в особенности уязвимыми от ситуации на глобальных рынках. Дополнительное давление будет оказывать потребность Украины в импорте товаров, так как мощностей собственного АПК уже не хватает для полного ублажения потребностей.
Социальные эталоны в 2011 году практически не будут расти. Судя по характеристикам бюджета-2011, они даже не позволят восполнить инфляционный индекс. Прожиточный минимум подымется с 875 до 953 грн., либо всего на 8,9%, малая зарплата - с 922 до 1004 грн., либо на 8,9%, почасовая заработная малая плата - с 5,52 до 6,04 грн./час. Похоже, правительство решило за счет замораживания уровня доходов населения восстановить положение гос казны и уменьшить недостаток такого же Пенсионного фонда. Оборотный эффект от таких действий - падение покупательской возможности и усиление напряженности в обществе.
Оппозиция не напрасно именует сегодняшний бюджет антисоциальным. Он вправду предугадывает урезание соц расходов. В первый раз за последние 8 лет рост соцпоказателей ожидается ниже, чем экономических. В бюджете заложены предсказуемый рост реальной зарплаты в 2011 г. на уровне 4%.
В сфере занятости будет наблюдаться постепенный прирост количества рабочих мест вместе с существенными сокращениями, в особенности в сфере гос службы.
По подготовительным данным, рост промышленного производства составит до 10%. Это хорошая цифра, но она возможно окажется очень оптимистичной.
В целом экономический курс правительства Азарова, избранный на 2011 год, характеризуется лишней осторожностью и полной экономией (кроме высокопоставленных лиц). Разумеется, власти решили перестраховаться от вероятных заморочек и выбрали тактический вариант постепенного оздоровления бюджетно-финансовой системы. Но эта попытка будет предприниматься, в главном, за счет обычных людей.
Герасименко Петр
(Перевод с украинского - Н.Николайчук)