biz > кредиты, лизинг, консультации
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ
Под предложением понимается количество товара, которое предлагается продать при данной цене.
При рассмотрении предложения необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:
— во-первых, мерой предложения, как и спроса, является количество товара;
— во-вторых, аналогично спросу это количество стоит денег — поставщик товара должен заработать;
— в-третьих, в отличие от спроса, где выбор принадлежит тому, кто спрос предъявляет, т. е. потребителю, для предложения тот, кто предлагает товар, в выборе ограничен — этот выбор остается за покупателем.
Закон предложения формулируется так: при более высоких ценах предложение больше, при более низких — меньше. Здесь, как и в законе спроса, возможны исключения при ожидании падения цены, наличии дефицита, при высокой инфляции.
Для изучения предложения воспользуемся экономической моделью. Начнем с таблицы спроса.
Пример 5.5
Рассмотрим предложение на мороженое в ларьке за день.
Таблица 5.2
Цена за одну порцию, усл. ден. ед. Кол-во порций мороженого, предлагаемых для продажи за день (величина предложения)
600 —
650 25
700 40
750 50
800 60
По данным табл. 5.2 построим график предложения (рис. 5.5). График представляет собой линию прямой пропорциональности, что соответствует закону предложения.
Анализируя таблицу и график, следует отличать предложение от величины предложения. Предложение — это в данном случае вся совокупность цен и соответствующего количества товара в таблице. На графике предложению соответствует вся линия предложения. Величина же предложения — это конкретное значение количества товара, предлагаемого по каждой данной цене; ей соответствуют отдельные точки линии предложения на графике.
Когда говорят об изменении предложения на товар, имеют в виду смещение в ту или иную сторону всей кривой (или новые значения цен и соответствующего количества предлагаемого товара в таблице).
С помощью графика предложения можно решить следующие задачи:
1) определить величины предложения — количество предлагаемого товара при любых изменениях цены;
2) определить характер изменения предложения (больше, меньше, без изменений) при изменениях цен на товар и количества предлагаемого по этим ценам товара.
Изменение предложения (положения линии предложения, ее формы) зависит главным образом от изменения:
— цен на ресурсы;
— техники и технологии;
— налогов и дотаций;
— ожиданий изменения цен поставщиками товаров;
— цен на другие товары;
— числа продавцов на рынке.
Далее: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ