ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
НАЛАДКА ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
Как правило, при эксплуатации наладочные работы не требуются. Но такая необходимость может возникнуть при длительном хранении; повреждениях при транспортировке; частичной раскомплектации привода или после ремонта. Частичная наладка соответствует дефекту, причина которого известна и устранение его не требует большой затраты труда. Для наладочных работ необходимо иметь секундомер, переносные электроизмерительные приборы для измерения тока, напряжения и мощности, частотомер, магазин сопротивлений, тахометр, токоизмерительные устройства, набор ручного электромонтажного инструмента с изолирующими ручками, прибор для контроля целости электрических цепей, мегомметр и осциллограф.
Наладка электрических цепей. Перед наладкой надо ознакомиться с документацией, изучение которой начинают с функциональных и структурных схем. Затем изучают принципиальную схему электропривода, его работу по блокам. Для облегчения понимания схемы используют диаграммы импульсов тока или напряжения. Следует ознакомиться со схемами соединений, выяснить режимы работы оборудования. Проверку правильности монтажа электрических цепей можно осуществить одним из следующих способов. При визуальном методе определяют соответствие монтажа документации, внешнее состояние контактных соединений, расстояние между токоведущими частями. При проверке электрических цепей применяют известный метод «прозвонки».
Метод измерения токов и напряжений основан на том, что проверяется определенное распределение токов в цепях или напряжений на их отдельных участках. При испытании необходимо принять меры, чтобы измерительное напряжение не было подано на вторичные обмотки трансформаторов. Способ определения полярности цепи заключается в нахождении полярностей на участках цепей, связанных электрически, при подаче на них постоянного напряжения, а для магнитосвязанных цепей — при подаче импульсов.
Для определения начал или концов обмоток трехфазного двигателя две обмотки соединяют последовательно, а к третьей подводят напряжение. Если первая и вторая обмотки соединены одно'йменными выводами, напряжение между свободными выводами будет равно нулю и лампа при подключении к этим выводам гореть не будет. Если эти обмотки соединены не одноименными выводами, напряжение между свободными выводами будет примерно в 2 раза больше напряжения, подведенного к третьей обмотке. Рекомендуется при данной проверке пользоваться источником пониженного напряжения, а в качестве индикатора напряжения использовать вольтметры.
При осмотре электронных элементов обращают внимание на состояние выводов, особенно в месте их выхода из соответствующего прибора. Для полупроводниковых приборов, особенно мощных, проверяют условия их охлаждения. При проверке состояния изоляции элементы, не рассчитанные на то испытательное напряжение, которое предполагается приложить к проверяемому электроприводу при данной схеме испытания, должны быть отсоединены или закорочены (зашунтированы выводы этих элементов). Особенно надо обращать внимание на полупроводниковые приборы и электрические конденсаторы.
Для конденсаторов характерно большое сопротивление (стрелка прибора установится около деления «бесконечность»). При проверке конденсаторов большой емкости (1 мкФ и более) прибор в первый момент может показать небольшое сопротивление, но по мере зарядки конденсатора сопротивление, показываемое прибором, будет увеличиваться и, наконец, достигнет очень большой величины. При проверке электролитических конденсаторов прибор следует включить, соблюдая полярность выводов конденсатора.
Если нет специального прибора для испытания транзисторов, то подключают один зажим омметра к базе транзистора, а другой— поочередно к эмиттеру и коллектору. Если к базе исправного р-п-р транзистора подключен положительный полюс омметра, при обоих измерениях сопротивление будет около 0,1—5 мОм (в зависимости от типа транзистора). При этом обратное сопротивление эмиттерного перехода обычно бывает больше, чем коллекторного. При изменении полярности оба измерения дадут сопротивление порядка нескольких единиц или десятков ом.
Подключая положительный полюс омметра к эмиттеру, а отрицательный— к коллектору, при исправном транзисторе получают сопротивление 10 мОм. При перемене полярности прибор покажет большое сопротивление. По результатам таких измерений можно установить, какой из электродов является эмиттером, а какой коллектором.
Основным условием правильной работы тиристоров выпрямителя является обеспечение строгой последовательности и расположения во времени импульсов на соответствующих управляющих электродах (фазировка). С этой целью производится фазировка системы управления. Рассмотрим процесс фазировки на примере трехфазной мостовой схемы выпрямления. В этой схеме одновременно работают два тиристора. Поэтому блоки управления
Рис. 84. Временные диаграммы чередования фаз и управляющих импульсов, полученные при помощи однолучевого осциллографа |
БУ1...БУ6 соединяются по два и каждая пара питается от одной фазы вторичной обмотки силового трансформатора TV, (рис. 84, а).
б) |
Рис. 85. Временные диаграммы чередования фаз и управляющих импульсов, полученные при помощи двухліучевого осциллографа |
Экран осци - Сеть (луч 1) |
НепраОильно |
Фазировка производится с помощью одно - или двухлучевого электронного осциллографа. Рассмотрим фазировку при помощи однолучевого осциллографа типов ЭО-7, С1-19. Его горизонтальную развертку регулируют так, чтобы на экране была видна синусоида напряжения и2ф в удобном для наблюдения масштабе (рис. 84, б). После этого надо зарисовать на миллиметровую бумагу кривые фазных напряжений, подаваемых на аноды (катоды) тиристоров VI—V3—V5 (V4—V2—V6), и отметить на оси времени (рис. 84, в) начала и концы положительных полуперио - дов напряжений U2a, и%ъ и U2c, последовательность фаз которых должна соответствовать чередованию А—В—С.
Далее следует отключить силовой трансформатор и включить питание системы управления (СУ). Поочередно присоединяя к выходу СУ осциллограф, необходимо убедиться в том, что каждая пара отпирающих импульсов на тиристорах катодной (VI—■ V3—V5) и анодной (V2—V4—V6) групп сдвинута между собой на 120° и имеет такой же порядок чередования, как и напряжения и2а, U2b, U2c (пары тиристоров VI и V4, V3 и V2, V5 и V6). Затем производят начальную установку отпирающих импульсов со сдвигом на 90° относительно точек а, б, в,... естественного открывания тиристоров. Если это не удается сделать, надо пересо - единить первичные обмотки трансформаторов формирования импульсов. Точная установка начального угла отпирания тиристоров а = 90° производится для каждого тиристора изменением напряжения смещения, подаваемого на базу входного транзистора VT1 (см. рис. 21) при помощи резистора RCK. Правильная фазировка и установка угла зажигания контролируется наличием ■симметричности в форме тока якоря двигателя.
Если имеется двухлучевой осциллограф, то фазировка тиристоров, например, для трехфазной нулевой схемы производится следующим образом. На луч 1 (рис. 85) подается анодное напряжение, на луч 2 — управляющее. Расположение управляющего импульса на втором тиристоре показано на рис. 85, б.
Аналогичные операции производятся на всех шести тиристорах. Если управляющий импульс расположен неправильно, ме - гняют местами фазы сетевого напряжения (на высокой сторонесилового трансформатора) до получения требуемого расположения импульсов. При фазировке тиристорных преобразователей необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Это связано с наличием как у однолучевых, так и у двухлучевых осциллографов общей точки «Земля», которая соединена с корпусом прибора. Для изоляции цепей силовой части от цепей управления надо применять разделительный трансформатор. При этом на осциллограф подается сигнал с его вторичной обмотки. Необходимо также обратить внимание на соблюдение прямого чередования фаз сетевого напряжения, подаваемого на преобразователь. Для этого можно применить фазоуказатель или при помощи осциллографа добиться правильного включения фаз сетевого напряжения.
Порядок наладки приводов серий ПМУ и ПМУ-М. 1. Собрать привод по схеме. Включить амперметр в цепь якоря и подключить вольтметр к якорю и к обмотке возбуждения двигателя. Проверить монтаж с помощью омметра. В дальнейшем перед каждым пуском во избежание повреждения амперметра шунтировать его на время разгона двигателя.
2. Ручку задатчика повернуть влево до упора. Движок задатчика должен оказаться в точке 13 схемы (см. рис. 32). На привод желательно подать 50—60% номинального сетевого напряжения. Нагрузить двигатель так, чтобы ток якоря составил 20— 30% номинального (для данного типа привода). Двигатель должен начать вращаться, вольтметр возбуждения должен показывать напряжение 40—60% номинального, вольтметр якоря — от нескольких вольт до нескольких десятков вольт. Поворачивая ручку задатчика вправо, следует убедиться в том, что напряжение на якоре и скорость вращения двигателя растут, а напряжение возбуждения не изменяется.
3. Подать на привод полное сетевое напряжение. Постепенно увеличивая ток нагрузки, проверить, не возникают ли автоколебания скорости и соответственно' тока и напряжения в цепи якоря. Если автоколебания возникают, убрать их, уменьшив величину сопротивления резистора R5 перемещением регулировочного хомутика. Если автоколебаний нет, но скорость сильно снижается при увеличении нагрузки, увеличить сопротивление резистора R5.
4. При номинальном напряжении сети и номинальной нагрузке установить при помощи резистора R3 напряжение возбуждения двигателя равным 90% номинального. При помощи резистора R1 предварительно установить нижний предел регулирования скорости, а при помощи R2 — верхний.
5. В приводах серии ПМУ-М установить величину тока смещения. Для этого установить такую величину сопротивления резистора R4, чтобы при отсоединении провода, ведущего от движка задатчика к блоку питания (точка 25 схемы), частота вращения двигателя, нагруженного током 25% номинального, не превышала 15% номинальной частоты.
6. Постепенно увеличивая сопротивление резистора R5, добиться, чтобы при изменении нагрузки от 25 до 100% номинальной перепад частоты при любом положении движка задатчика не превышал величины, указанной в паспорте. Затем уточнить сопротивление резистора R1.
Изменяя напряжение питания в пределах от 85 до 105% номинального, проверить, чтобы в любом допустимом режиме по частоте вращения и нагрузке не возникало значительных незатухающих колебаний или неравномерного вращения вала двигателя. Если колебания обнаруживаются, то следует уменьшить величину R5, вновь уточнить величину R1 и повторно проверить привод на отсутствие автоколебаний. После окончательной установки сопротивлений резисторов R5 и R1 уточнить величину R2.
Порядок наладки приводов серии ПМУ-П.
1. Проворачивая от руки вал двигателя в заданном направлении вращения, определить с помощью вольтметра полярность на зажимах тахогенератора (см. рис. 33).
2. Собрать привод по схеме. Включить амперметр в цепь якоря и подключить вольтметры к обмотке возбуждения и к якорю двигателя.
3. Отвернуть винты и снять крышку коробки полупроводниковых блочков. Отключить блок промежуточного усилителя (ПУ).
4. Зашунтировать амперметр в цепи якоря, подать на блок питания сетевое напряжение. При небольшой нагрузке двигатель должен вращаться с малой скоростью или вообще не вращаться. Провести предварительную настройку смещения, для чего перемещением регулировочного хомутика на резисторе R7 (индексы элементов заимствованы из заводской документации, которая в книге не приводится) добиться, чтобы при указанной выше нагрузке двигатель вращался, с частотой 1—2 об/мин. Отключить привод от сети.
5. Повернуть ручку потенциометра задатчика до упора влево. Поставить на место блок промежуточного усилителя и зафиксировать замок штепсельного соединения. Подать на привод напряжение сети. Двигатель должен остаться неподвижным либо начать вращение с малой скоростью. При повороте движков задатчика вправо скорость двигателя должна увеличиться.
6. Снять шунт с амперметра (не отключая привод от сети). Увеличивая нагрузку на двигатель до полной остановки, определить ток якоря, на который настроена цепь токоограничения (ток отсечки). С помощью переменных резисторов наладить цепь на ток отсечки в пределах 2—2,2 номинального тока якоря. В дальнейшем шунтировать амперметр при пусках двигателя не требуется.
7. При помощи переменного резистора установить на обмотке возбуждения напряжение, равное 90% номинального.
8. При помощи переменных резисторов добиться, чтобы изменение частоты вращения при изменении нагрузки и напряжения сети соответствовали значениям, приведенным в паспорте.
9. НАЗНАЧЕНИЕ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ РЕЗИСТОРОВ ПРИВОДОВ СЕРИЙ ПМУ, ПМУ-М И ПМУ-П
|
9. При помощи переменных резисторов вызвать автоколебания и затем снизить их амплитуду до 5% установленной частоты вращения. Перед наладкой узла гибкой обратной связи необходимо проверить его фазировку. Для этого, установив частоту вращения равной 1% от номинальной, разорвать цепочку гибкой обратной связи. Амплитуда колебаний частоты вращения должна вырасти, а частота снизиться. Затем цепь гибкой обратной связи должна быть восстановлена.
10. После настройки цепочки гибкой обратной связи вновь провести операцию 8, а затем 9 (без проверки фазировки связи).
В табл. 9 указано назначение регулировочных резисторов Приводов серий ПМУ, ПМУ-М, ПМУ-П и их влияние на наладку. Для приводов серии ПМУ-П особое внимание следует обратить на полярность подсоединения тахогенератора, так как при неправильной полярности отрицательная связь по скорости становится положительной и после пуска двигатель разгоняется до максимальной скорости вращения независимо от положения задающего потенциометра. При этом на вход полупроводникового усилителя подается высокое напряжение, а по цепи тахогенератора проходит ток больше допустимого, что может вывести из строя обмотку якоря тахогенератора.
Если на схеме не указаны точки подсоединения тахогенератора, то правильную полярность можно определить путем пробного включения. Включив в цепь якоря электродвигателя резистор величиной 10-^20 Ом, следует пустить привод на минимальную частоту вращения. Если двигатель заметно разгоняется, следует переменить полярность подключения тахогенератора. Г Периодические колебания частоты вращения электродвигателя в приводах серий ПМУ и ПМУ-М свидетельствуют о том, что с®противление резистора R5 велико (положительная обратная связь по току велика). Автоколебания могут возникнуть и от других причин, например от замыкания пружины ползунка потенциометра на корпус (в приводах ПМУ, ПМУ-М), большого зазора в сочленении вала двигателя и тахогенератора в приводах ПМУ-П и т. д.
Длительная перегрузка привода может привести к перегреву блока питания (силовых обмоток магнитных усилителей, селеновых выпрямителей) и электродвигателя, что приводит к ухудшению механических и электрических свойств изоляции, возникновению короткозамкнутых витков в обмотках усилителей и якоря и выходу их из строя.
Селеновые выпрямители допускают температуру нагрева 75°С, превышение которой влечет за собой выход их из строя. Перегрузка электродвигателя приводит к перегреву и выходу из строя его коллектора. Во избежание выхода из строя электродвигателя ограничивается и частота пусков. Так, для приводов, не имеющих узла токоограничения, допустимая частота включений не должна превышать двух—трех за 1 ч; при наличии узла токоограничения— не более 100 пусков за 1 ч. Превышение указанной частоты включений приводит в конечном счете к выходу из строя электродвигателя.
Блок питания привода должен быть защищен от коротких замыканий. Следует учесть, что неодинаковое напряжение на фазах также может отрицательно повлиять на работу привода (например, несоответствие минимальной и максимальной частот вращения паспортным и т. д.). Но такие режимы не являются типовыми,, так как допустимое отклонение напряжения в фазах не должно превышать 2%. После восстановления равенства напряжений фаз привод будет работать нормально.
Наладка электропривода серии ЭТ6.
До наладки (см. рис. 41,6) необходимо установить три автоматических выключателя. Один устанавливается на первичной стороне силового трансформатора, два — на вторичной стороне. Хотя в схеме привода предусмотрена защита, исключающая включение преобразователя при неправильной фазировке, однако в виду того, что эта защита может быть не отлажена, целесообразно фазировку провести. Для этого надо распаять перемычку в т. 19 (см. рис. 41, г) и закоротить ее на 0. Это обеспечит нулевое значение напряжения на входе СИФУ. После этого подать на входы двухлучевого осциллографа импульс управления одного из тиристоров катодной группы. Не выключая автоматы, подать на второй вход анодное напряжение (точка 01 и фазы А1, Bl, Cl, XI, Yl, Z1) на клеммы силового трансформатора. Методом перебора отыскать такую фазу, относительно которой импульс будет отставать на 150—170 эл. градусов. Зафиксировать результат. Аналогичную проверку произвести для всех тиристоров катодной группы. Если
заводской монтаж сделан правильно, фазировку тиристоров анодной группы можно не делать.
Проверка работоспособности системы управления. Включить автомат. Для исключения возможности пропадания импульсов управления при работе на максимальных частотах вращения надо подать на осциллограф сигнал с точек 0, 137 (указанные индексы имеются в сопроводительной документации на электропривод). С помощью сопротивлений в цепях пилообразных напряжений R101, (Rill, R121, R131, R141, R151) обеспечить равенство их амплитуд пульсирующего тока на выходе шестифазного мостового выпрямителя.
Для определения состояния усилителей регуляторов установить задатчик скорости на точки 0 и 91. Подать ступенчатый за» дающий сигнал напряжением 2 В и, изменив полярность сигнала, проконтролировать величину и изменение полярности сигнала на выходе регулятора скорости (точка 100) и регулятора тока (точка 19). Величина выходных сигналов должна быть не менее 12 В.
Для установки минимального угла зажигания надо соединить вход осциллографа с точками 0, 5 (выход нуль-органа). Подать задающий сигнал 2 В и с помощью резисторов R344 (R336) установить длительность узкой части двухполярного выходного сигнала прямоугольной формы на микросхеме А101 равной 1—
1,5 мс. Аналогичную операцию произвести с микросхемами А121, А131, А141, А151, А161.
Для настройки датчика тока добавить в трансформатор тока второй виток и при включенном автомате установить с помощью1 резистора R403 напряжение в точке 120 0,25 В. Для предварительной настройки узла токоограничения установить задатчик скорости в положение п = 0. С помощью резистора R354 установить в точке 135N (139N) напряжение 2 В.
Контроль работоспособности силовой части. Установить управляющий сигнал на СИФУ равным нулю. Отключить одну группу тиристоров (точка 51 или 50), включить импульсы управления1 тиристорами и, плавно меняя задающее напряжение, пройти весь диапазон частоты вращения. С помощью осциллографа контролируется форма тока якоря двигателя. Сигнал снимается с шунта. На холостом ходу ток должен иметь прерывистый характер и иметь шесть пульсаций на период. Наряду с этим оценивается уровень искрения под щетками двигателя. При номинальной частоте вращения двигателя замерить напряжение на его якоре и тахогенераторе, который имеет коэффициент передачи 30 В при 1000 об/мин. Аналогичные испытания провести с другой группой тиристоров.
Если отклонений нет, включить обе группы тиристоров. Вновь проконтролировать ток в цепи якоря. Если нужно, с помощью регулировки R101...R151 и увеличения С101...С151 до 0,1 мкФ выровнять высоту пульсаций тока в цепи якоря. Пройти весь диапазон частоты, контролируя поведение двигателя.
Настройка регуляторов. Убедиться в правильности присоединения проводов от тахогенератора и полярности сигнала обрат - нЬй связи току. Подать сигнал от задатчика на вход СИФУ и загрузить двигатель до номинального значения тока в цепи якоря. При совпадении знака сигнала по току с выходным напряжением усилителя скоростного контура следует изменить полярность сигнала, поступающего от датчика тока.
Расчет параметров регуляторов тока и скорости. Расчет параметров ПИ регулятора тока Срт (С313), Rpr (R323) и ПИ регулятора контура скорости производится следующим образом. Зададимся величиной коэффициента К трансформатора тока, равной 0,1, что соответствует двум виткам в датчике тока и величине R408= 120 кОм. Затем по формулам, указанным в паспорте электропривода, рассчитывают Срт и RVT. Запаять эти элементы в соответствии с расчетом.
Плавно разгоняя привод, с помощью R302 устанавливается требуемая зависимость между напряжением задания и частотой вращения двигателя (например, U3ад=Ю В; /гЯв=Ю00 об/мин). Установив осциллограф на якорь тахогенератора (точки 0 и 90N) задать І/зад= 1 В (а= 100 об/мин), после чего ступенчато изменяя Uзад, контролировать вид переходного процесса. (
Отладка токоограничения привода. Включив автомат, установить с помощью R354 в точках 135N (139N) напряжение отсечки U0 по току при пуске, равное U0= (3—4) /НОм - Включив автоматы АВ2 и АВЗ и плавно разгоняя привод с помощью R306, добиться, чтобы, начиная с « = 300 об/мин, начало уменьшаться напряжение Ui35jv - Задавая ступенчатые сигналы, соответствующие максимальной частоте, оценить уровень пускового тока в конце разгона и сравнить с величиной, допустимой для двигателя. Наряду с этим контролировать уровень искрения под щетками двигателя при пусках и реверсах.
Наладка электроприводов серии БУ3609.
После проверки наличия напряжения на обмотке возбуждения двигателя приступаем к контролю работы системы регулирования (СР). Для этого необходимо удалить плавкие вставки предохранителей FI, F2, F4, F5 и установить F3 (см. рис. 43, б). Включить сеть. Проверить напряжение в контрольных точках. Установить задающий потенциометр в нулевое положение. Включить устройство выбора направления в положение Н и выставить потенциометром напряжение —10 В на потенциометре задания частоты вращения. Переключить выбор направления в положение В и установить на задатчике +J0 В. При этом напряжение в контрольной точке 15 относительно общей точки должно быть не более ±0,1 В. Далее производим проверку ограничения углов регулирования: максимальный угол не должен превышать 165°, минимальный — 45°. Подгонку углов производим при помощи потенциометров, предусмотренных схемой. Проверяем наличие импульсов на одном комплекте тиристоров. При этом на другом комплекте они должны отсутствовать. Приступаем к проверке работы системы управления в замкнутой системе электропривода. Для этого установить предохранители F1 и F2. Включаем сеть. Установить устройство выбора направления в положение В или Н. При этом двигатель не должен вращаться. При помощи регулировочных потенциометров и изменения зазора дросселя добиться непрерывной формы тока в цепи якоря. Установить ток отсечки на уровне 2/н. Зашунтиро - вать такое число диодов в нелинейном звене, чтобы имел место минимальный угол поворота вала двигателя. Проверить наличие реверса при 1/3 номинальной частоты вращения. Если колебательный процесс имеет более двух—трех колебаний, надо точнее подобрать параметры цепей коррекции. Установить номинальную частоту вращения и проверить отсутствие значительных ее колебаний во всем диапазоне регулирования. В случае их наличия устранить при помощи регулировочных резисторов R12 и R30.
Наладка электропривода серии ЭТУ 3601.
Задаваясь быстродействием электропривода, по методике, имеющейся в сопроводительной документации, производим расчет параметров корректирующих цепей регуляторов скорости и тока. Аналогично рассчитывают и выбирают параметры подстроечных элементов узла защиты. Затем производят настройку узла зависимого токоограничения, исходя из допустимой пусковой токовой диаграммы двигателя. При этом производится расчет и установка подстроечных резисторов по методике, изложенной в техдокументации. Способы фазировки сетевого напряжения, проверки правильности присоединения выводов тахогенератора, настройки системы фазового управления и логических схем раздельного управления, ограни-■ чения выходного напряжения регуляторов принципиально ничем не отличаются от других систем тиристорных электроприводов, описываемых ниже.
Наладка электропривода серии ЭТЗИ.
Перед наладкой и контролем узлов привода необходимо отключить один из уравнительных реакторов. По свечению сигнальной лампочки убедиться в правильности фазировки сетевого напряжения. Напряжение на выходе усилителя проверяют по вольтметру. При изменении частоты вращения от нуля до номинальной вольтметр должен изменять свои показания от 0 до 3—4 В в обе стороны.
Балансировка усилителя регулятора скорости производится путем установки перемычки в точках 131, 14 (см. рис. 40,6). Поворотом ползунка R51 добиваются нулевого показания на вольтметре, присоединенном к выходу усилителя. Если баланс не устанавливается, необходимо проверить наличие балансировки первого каскада усилителя. В зависимости от результатов контроля надо заменить один из ОУ.
Регулировку узла токоограничения приводят следующим образом: отключить сетевое напряжение и присоединить вольтметр к точкам 112, 14. Включить сетевое напряжение и задатчиком скорости установить максимальную частоту вращения. Если показания вольтметра больше или равны выходному напряжению усилителя, надо изменить величину R55 так, чтобы напряжение было меньше выходного на 10%. Для проверки величины тока сітсечки надо установить л =10 об/мин и застопорить двигатель. При этом ток в цепи якоря не должен превышать 3—4 /н. Можно также применять способ отключения обмотки возбуждения двигателя. После включения сети ток якоря не должен превышать указанного значения.
Наладку блока управления тиристорами производят при вынутой плате блока усилителя. Провода вспомогательной батарейки типа Крона присоединяют к точке 14 и к контакту 22 свобод* ного разъема блока усилителя. Включают сетевое напряжение и с помощью вспомогательного потенциометра увеличивают напряжение от 0 до 4 В. При этом частота вращения должна иметь максимальное значение. Повторяют это при вращении в противоположную сторону путем изменения полярности батарейки. Если частота вращения не максимальна, необходимо произвести подрегулировку резисторами R19, R29 и R39.
При смене типа двигателя выходное напряжение усилителя может оказаться недостаточным или избыточным. Для приведения его в соответствие надо изменить величину резисторов R59 й R62. Для установки максимальной частоты предусмотрен переменный резистор R54.
Наладка электропривода серии ЭТА
После распаковки и монтажа готового привода вынуть платы ПУ и ПИ. Соединить точки 131 и 14 с напряжением вспомогательного реверсивного задатчика, питаемого от батарейки типа Крона. Отключить цепь 49. Включить привод и установить правильное чередование сетевых фаз. При правильном чередовании фаз и правильном включении тахогенератора частота вращения будет увеличиваться вместе с ростом задающего напряжения. Включить цепь 59 и проверить работу привода в обоих направлениях вращения двигателя. Проверить балансировку усилителя скоростного контура. Вставить платы ПУ и ПИ и включить сетевое напряжение. Вал двигателя должен находиться в одном положении и при приложении момента (в обе стороны) в пределах номинального тока якоря угол отклонения вала от исходного положения не должен превышать 2—3°. Подать на вход преобразователя задающие импульсы и проверить работу привода в режиме позиционирования и слежения в обе стороны вращения вала двигателя.
Из-за неточной настройки регулировочных резисторов могут встретиться нижеследующие отклонения от нормальной работы привода.
Неустойчивая работа на больших скоростях. Причина: неправильная установка R53 в плате усилителя аналоговой части привода. Для регулировки необходимо вынуть плату и соединить ее с разъемом при помощи удлинительного жгута. Включить привод и поворотом ползунка R53 добиться нормальной работы привода во всем диапазоне изменения уровня частоты вращения. В момент включения напряжения сети двигатель делает поворот на угол 20—50°. Это устраняется настройкой R74 в блоке ПИ.
Неравномерное вращение на малой частоте. Причина: неточно установлена головка датчика положения. При помощи двухлучевого осциллографа надо настроить оба канала фотоимпульс - ного датчика так, чтобы сдвиг по фазе между ними составил 90 эл. градусов.
Нормальная работа привода обеспечивается правильной и точной настройкой аналоговой части привода. Это особенно важно при использовании другого типа двигателя. При этом необходимо вынуть платы ПИ и ПУ и при помощи батарейного задатчика (потенциометр R= кОм, реверсивный тумблер и батарейка Крона) надо точно отстроить привод. Для этого надо подобрать новое значение R53 и в случае необходимости изменить параметры корректирующей цепи R45, С27. В некоторых случаях целесообразно изменить номиналы резисторов R59 и R62 в стороны снижения их сопротивления.
Указания по наладке электроприводов серии ЭШИР.
Ток якоря измерить с помощью амперметра магнитоэлектрической системы. Установка токоограничения (как в двигательном, так и в тормозном режиме) корректируется величиной резисторов Р100 и Р161 в плате управления Я1 (см. рис. 44). Установка верхнего предела частоты вращения (при использовании встроенного в преобразователь источника 100 В) задается резистором R267, установленным на плате ЯЗ. С увеличением сопротивления R267 верхний предел скорости уменьшается.
Установка «нулей» регуляторов производится при отключенном автоматическом выключателе (блок БРК) и присоединенной через наладочный жгут плате Я1■ Установка нулей регуляторов может производиться при входном контроле и при замене двигателя после изменения номиналов сменных резисторов, обеспечивающих коррекцию системы.
В приводах ЭШИР-1-2 установка «нулей» регуляторов, размещенных на плате Я1, производится в следующем порядке: замкнуть внешним тумблером контакты 10, 52, чем закорачивается выход регулятора частоты вращения на вход; установить «нуль» на выходе датчика тока резистором R160, контроль «нуля» производится вольтметром по выходу микросхемы D12, (контрольная точка КТЗ); установить «нуль» на выходе датчика статического тока резистором R75, контроль «нуля» производится вольтметром на выходе микросхемы D5 (контрольная точка КТ6) установить «нуль» на выходе регулятора тока резистором Р103, контроль «нуля» производится вольтметром по выходу микросхемы D8 (контрольная точка КТ9) разомкнуть точки 10, 52 и подать на вход регулятора частоты вращения сигнал 300 мкВ со вспомогательного резистора 680 Ом, присоединенного к точк&м 1 и 30, точки 1, 2, 8 и 30 закоротить; резистор R71 установить в такое положение, при котором переход выходного напряжения из одного насыщенного состояния в другое происходит за одинако
вые промежутки времени. При реверсе входного сигнала 300 мкВ, контроль производится осциллографом по напряжению контрольной точки КТ8] отсоединить вспомогательный резистор 680 Ом, подключить тахогенератор к точкам 3 и 30, точку 2 и выход задатчика к точкам 1 и 30.
В приводах ЭШИР-1-1 установка «нулей» регуляторов производится в следующем порядке: установить «нуль» на выходе датчика тока резистором Р160, контроль «нуля» производится вольтметром по выходу микросхемы D12 (контрольная точка КТЗ)$ установить «нуль» на выходе регулятора частоты вращения резистором R71, контроль «нуля» производится вольтметром по напряжению контрольной точки КТ8 установить «нуль» на выходе регулятора тока резистором R103, контроль «нуля» производится вольтметром по выходу микросхемы D8 (контрольная точка
КТ9).
При изменении номиналов подстроечных элементов, связанном с изменением типа или размера двигателя, необходимо предварительно рассчитать и определить ближайший номинал подстроечных элементов по методике, изложенной ниже, а затем производить замену.