ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ С ЧАСТОТНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
Серийные станочные регулируемые асинхронные электроприводы являются преобразователями частоты с промежуточным звеном постоянного тока. Указанные электроприводы содержат на входе понижающий сетевой трансформатор и автоматический выключатель, обычно устанавливаемый на первичной стороне трансформатора. Автоматический выключатель служит для защиты от коротких замыканий и подключения электропривода к сети. Функцию защиты от коротких замыканий в некоторых электроприводах выполняют быстродействующие плавкие предохранители, а функцию нулевой защиты электропривода — контактор на входе преобразователя.
Частота вращения вспомогательного (холостого хода) асинхронного двигателя прямо пропорциональна частоте его питания. и
. . ■ —=const |
— Мк=const |
Рис. 70. Характеристики двигателя: а — при изменении частоты и напряжения; б — векторная диаграмма токов |
‘в — . ^ О д) |
Частота может регулироваться вверх или вниз от номинального Значения, например 50 Гц. При подаче на нагруженный двигатель номинальных частоты fтом и напряжения UHOм его обмот
ках статора протекает номинальный ток. Этому соответствует Номинальная величина индуктивного сопротивления обмоток й^ном = 2nf1H0Kb. По Мере снижения частоты одновременно уменьшается Xl. Если оставить напряжение на номинальном значении, Например 220 В, то по закону Ома начнет расти ток через обмотку статора, что может привести к ее перегоранию. Поэтому с уменьшением fi надо уменьшать напряжение на статоре U (рис. 70,а). Уменьшение напряжения U =
Если пренебречь падением напряжения на активном сопротивлении статора, то напряжение питания двигателя U можно считать равным ЭДС намагничивания двигателя Е, которая пропорциональна потоку Ф двигателя, числу витков обмотки и частоте напряжения на статоре. Так, при снижении напряжения пропорционально частоте величина потока остается близкой к номинальной. Момент двигателя пропорционален произведению тока на поток. Как известно, регулирование частоты вращения электрических двигателей вниз от номинального значения может осуществляться с постоянным (номинальным) моментом. Это обычно подразумевает работу с номинальным потоком и с постоянным (номинальным) током, т. е. при поддержании неизменным отношения U/fі регулирование производится с постоянными моментом и перегрузочной способностью. Требуемые зависимости напряжения от частоты при регулировании частоты вращения называют законами регулирования. С увеличением диапазона регулирования частоты'вращения вниз от номинальной пренебрежение падением напряжения на сопротивлении статора приводит к все большему снижению критического момента по сравнению с номинадьным. Существенная разница появляется уже при диапазоне регулирования около 1 : 3. Существуют различные способы компенсации падения напряжения на сопротивлении статора.
При компенсации падения напряжения в разомкнутой системе регулирования имеется следующее ограничение. При возрастании нагрузки от нагрузки холостого хода До номинальной увеличивается падение напряжения на сопротивлении статора, пропорциональное току. Поэтому при постоянном напряжении питания ЭДС намагничивания и соответственно поток на холостом ходу становятся больше. При существенной компенсации падения напряжения на низких частотах происходит повышение потока холостого хода и увеличение тока намагничивания. Последнее при-, водит к значительным потерям и перегреву двигателя.
Избежать указанного недостатка удается в замкнутых системах регулирования с обратными связями по параметрам", реагирующим на изменение нагрузки. Электроприводы с небольшим диапазоном регулирования частоты вращения содержат положительную обратную связь по току двигателя, воздействующую на канал регулирования напряжения. При увеличении нагрузки возрастает ток двигателя, в результате становятся больше сигнал управления (Uy — Us + Uoc, где U0c = KocI) и напряжение питания двигателя. Указанное увеличение напряжения питания двигателя компенсирует падение напряжения на сопротивлении статора. Данная система регулирования обеспечивает сохранение критического момента двигателя на уровне номинального критического. Одновременно привод обычно содержит отрицательную обратную связь по напряжению выпрямителя, которая стабилизирует напряжение на входе инвертора при колебании напряжения сети и компенсирует падение напряжения во внутреннем сопротивлении преобразователя частоты.
Развитием описанной выше системы регулирования является САР с, так называемой обратной связью по ЭДС. В данном случае из сигнала, пропорционального напряжению двигателя, вычитается сигнал, пропорциональный произведению тока на активное сопротивление статора, т. е. вычитаемое представляет собой падение напряжения на указанном сопротивлении. Результирующий сигнал отрицательной обратной связи пропорционален внутренней ЭДС двигателя, он сравнивается с задающим сигналом, пропорциональным частоте. САР поддерживает постоянство отношения упомянутой ЭДС к частоте.
В технических требованиях к электроприводам оговаривается допустимое относительное отклонение частоты вращения (отношение абсолютного падения Ап к частоте вращения холостого хода пс). В описанной выше системе регулирования поддерживается постоянным абсолютное отклонение (падение) частоты вращения, а относительное падение частоты вращения увеличивается по мере снижения заданной частоты вращения и может превысить допустимую величину. Дальнейшее уменьшение относительного •отклонения частоты вращения достигается в САР с воздействием на канал регулирования — частоту питания. Так, в системе с обратной связью по току при увеличении нагрузки возрастает управляющий сигнал по каналу частоты, повышается частота питания двигателя (двигатель переходит на более «высокую» механическую характеристику). Поэтому при том же моменте нагрузки повышается частота вращения и снижается ее отклонение относительно точки холостого хода.
В асинхронных электроприводах с более широким диапазоном регулирования применяется обратная связь по частоте вращения. Указанная обратная связь требует установки на двигателе тахогенератора или какого-либо другого типа датчика. Отрицательная обратная связь по частоте вращения может воздействовать на канал частоты и напряжения. При увеличении нагрузки первоначально падает частота вращения, увеличивается напряжение управления. Воздействие на канал напряжения преобразователя обеспечивает поддержание постоянной перегрузочной способности (и косвенно величины потока). Воздействие на канал частоты инвертора обеспечивает уменьшение нестабильности (отклонения) частоты вращения благодаря повышению частоты питания двигателя.
Качественную работу электроприводов с более широким диапазоном регулирования обеспечивают системы частотно-токового управления. В этих системах за счет обратной связи по току управляемый выпрямитель (или инвертор с ШИР или ШИМ) становится регулятором тока, двигателю задается не напряжение, а ток. Преимущество систем частотно-токового управления состоит в том, что выходной параметр регулятора (ток статора) не зависит от частоты питания двигателя, системе легче реагировать на изменение нагрузки, так как момент пропорционален абсолютному скольжению, р = [пс—п)/«сном, которое измерить проще. Такая система работает следующим образом.
В результате вычитания сигнала обратной связи по частоте вращения из задающего сигнала определяется напряжение, пропорциональное абсолютному скольжению. Сигнал абсолютного Скольжения поступает на функциональный преобразователь, который задает величину тока по одному из законов, обеспечивающих или минимальный ток, или минимальные потери двигателя. Выходной сигнал функционального преобразователя после сравнения с сигналом обратной связи по току управляет выпрямителем. Частота питания двигателя задается в виде алгебраической суммы частоты тока ротора и частоты вращения. Далее частоту тока ротора будем называть частотой ротора. САР по частотно-токовому принципу применяется, как правило, в тиристорных электроприводах с инвертором тока.
В приводах подачи некоторых станков с ЧПУ используют высокодинамичные асинхронные электроприводы с векторным управлением. Их появление связано с тем, что традиционные системы частотного регулирования перестали удовлетворять повышенным требованиям к качеству работы электроприводов и расширенному диапазону регулирования частоты вращения.
Необходимо остановиться на новом методе построения САР частотных электроприводов, получившем название векторного. Сущность метода заключается в том, чтобы систему регулирования двигателя переменного тока сделать похожей на систему регулирования двигателя постоянного тока, у которого определяющими величинами ЯВЛЯЮТСЯ ТОК в цепи якоря /я и ток в цепи обмотки возбуждения 1 в. В системе регулирования привода формируются сигналы: Iq, пропорциональный моменту двигателя (а это аналог 1Я) ■ и Id, задающий величину магнитного потока двигателя (который является аналогом /в).
Почему появилась необходимость в разработке векторной САР? Дело в том, что в отличие от двигателей постоянного тока напряжение и ток двигателей переменного тока изменяются по синусоидальной кривой. Поэтому даже при постоянной действующей величине напряжения или тока их мгновенные значения меняются. При построении САР иметь дело с синусоидально изменяющимися переменными очень трудно. Поэтому в обычных частотных системах регулировались только действующие величины переменных и это не позволяло создавать быстродействующие асинхронные электроприводы.
Зависимости, характеризующие реальный трехфазный двигатель, преобразуются к условному двухфазному двигателю. Фазы этого двигателя расположены под углом 90° друг относительно друга. Токи и напряжения этих двух фаз принимаются за проекции обобщенных параметров статора или ротора двигателя. Эти обобщенные напряжения и токи, построенные в прямоугольной системе координат, оси которой расположены (ориентированы) вдоль двух фаз статора двигателя, называются векторами. Теперь после преобразования к двухфазному двигателю токи и напряжения в векторной форме имеют такой же характер изменения, как у двигателей постоянного тока. Данная система координат является неподвижной. Для построения САР удобно иметь дело с векторами, преобразованными из неподвижной системы координат в подвижную. Одну ось координат, называемую действительной, обозначают d, другую, называемую мнимой, обозначают q (рис. 70,6). Ось d располагают, как правило, вдоль вектора потока ротора. В этом случае оказывается, что поток двигателя можно поддерживать постоянным за счет регулирования проекции тока на ось d. Так как момент двигателя пропорционален произведению потока на ток, то при условии постоянства потока момент пропорционален проекции тока на ось q, т. е. для стабилизации момента можно регулировать составляющую /8. Теперь после двух преобразований САР можно строить по аналогии с системами электроприводов постоянного тока.
САР с векторным управлением дают возможность управлять мгновенными значениями напряжений, токов и потока двигателя. Пример такой САР с частотно-токовым управлением будет описан при рассмотрении электропривода типа Размер 2М-5-2.
Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя, так же как для двигателя постоянного тока, выполняется двухзонным. До этого шла речь о регулировании частоты вращения вниз от номинальной с постоянным моментом. Во второй зоце происходит регулирование частоты вращения вверх от номинальной. Для регулирования в режима постоянной мощности с постоянной перегрузочной способностью теоретически требуется одновременно с увеличением частоты
изменять напряжение на статоре по зависимости UIUH0H = y fjfiaou • Однако для ряда приводов с диапазоном регулирования вверх 2:1 принято U— const. При этом режим постоянства мощности обеспечивается некоторым снижением величины перегрузочной способности относительно номинальной. Ограничение максимального напряжения питания двигателя позволяет выбрать элементы преобразователя на более низкое напряжение и получить лучшие массогабаритные показатели.
Электроприводы с частотным регулированием имеют более благоприятные переходные процессы (пуск, торможение и реверс) по сравнению с нерегулируемыми асинхронными электроприводами. Как известно, пусковой момент паспортной механической характеристики двигателя меньше критического. Пусковой ток превышает номинальный в 5—8 раз, а ток, соответствующий критическому моменту, в 3—3,5 раза. В частотно-регулируемых электроприводах обеспечивается частотный пуск, который заключается в следующем. Электропривод включается на заданную частоту не сразу, а предварительно на частоту 1—5 Гц. Начальная частота выбирается таким образом, что точка критического момента соответствует нулевой частоте вращения, т. е. момент при пуске равен критическому. Далее частота питания плавно нарастает до заданного значения с таким темпом, чтобы двигатель разгонялся по линии критических моментов. Соответственно увеличивается напряжение. Так как двигатель все время пуска работает с критическим моментом, то сокращается время пуска и пуск происходит с меньшим током, в результате чего сокращаются потери. двигателя за время пуска. Преобразователь частоты обеспечивает также бесконтактный реверс. Не требуется переключения в силовой схеме контакторов, а изменяется порядок переключения силовых управляемых ключей благодаря соответствующему изменению работы системы управления инвертором.
Ряд электроприводов обеспечивает частотное рекуперативное торможение, во время которого энергия торможения двигателя передается в сеть. Другие типы электроприводов не имеют возврата (рекуперации) энергии торможения, но также обеспечивают эффективное торможение. При торможении одновременно с частотой плавно понижается напряжение.
Рассмотрим последний случай. Во время снижения частоты как при регулировании вниз, так и при торможении, в конденсатор фильтра через вентили обратного моста поступает энергия, отдаваемая двигателем. В результате повышается напряжение на конденсаторе фильтра, что опасно для элементов инвертора. Аналогичные процессы происходят при сбросе (уменьшении) нагрузки двигателя или отключении инвертора в результате действия защиты. Для предотвращения недопустимого повышения напряжения путем разряда энергии конденсатора служит цепочка из балластного резистора и транзисторного (или тиристорного) ключа, включаемого при повышении напряжения на конденсаторе сверх допустимой величины. Требуемый темп частотного пуска или торможения может регулироваться за счет обратных связей или определяться задатчиком интенсивности.
Кривая выходного напряжения ряда преобразователей имеет прямоугольноступенчатую форму, а асинхронные двигатели предназначены для питания синусоидальным напряжением. Питание двигателя прямоугольно-ступенчатым напряжением вызывает дополнительные потери и неравномерность вращения. Дополнительные потери двигателя и неравномерность вращения зависят от типа преобразователя частоты. Инверторы с формированием выходного напряжения по способу однократной коммутации вызывают заметные дополнительные потери, а на низких частотах — неравномерность вращения. Дополнительные потери вызывают ограничение допустимого по нагреву момента двигателя. Из-за существенной неравномерности вращения данный тип электропривода не применяют в станочных приводах при диапазонах регулирования частоты вращения вниз от номинальной больше 1 : (5-НІ0). Благоприятную форму выходного напряжения имеют инверторы с синусоидальной ШИМ. При соответствующем выборе несущей частоты ограничиваются дополнительные потери в двигателе и неравномерность его вращения.
Асинхронный короткозамкнутый двигатель имеет склонность к. колебаниям частоты вращения на средних частотах. При питании двигателя от преобразователя частоты в разомкнутых системах электропривода это явление усиливается. Значительное влияние на величину колебаний двигателя имеют параметры силового фильтра на выходе выпрямителя. Для подавления колебаний в электроприводах применяются обратные связи.
Для механизмов прерывистого перемещения может быть использован шаговый режим асинхронного двигателя. Этот режим осуществляется при питании двигателя от инвертора, работающего на низкой частоте. Как известно, асинхронный двигатель на частотах ниже 5 Гц входит в шаговый режим из-за прямоугольно-ступенчатой формы тока. Преобразователь частоты состоит из выпрямителя и инвертора тока. Путем разного включения силовых ключей инвертора осуществляются' различные комбинации подключения фаз двигателя к промежуточному звену постоянного тока. При этом получаются разнообразные углы поворота двигателя. Для обеспечения требуемого угла поворота выбирается двигатель с определенным числом пар полюсов.
Описанные выше вопросы характерны для всех электроприводов с частотным управлением, устанавливаемых на металлообрабатывающих станках. Рассмотрим работу серийных асинхронных электроприводов, предназначенных для трехфазной сети напряжением 380 В и частотой 50 Гц.