ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ГЛАВНОГО ДВИЖЕНИЯ
Развитие производства и применение комплектных электроприводов подач станков привели к широкому использованию привода главного движения, регулируемого как по закону постоянства мощности, так и по закону постоянства момента. Регулируемый электропривод главного движения сначала применяли в станках с приводом небольшой мощности. Например, привод главного движения серийных координатно-расточных станков был укомплектован электромашинным приводом по системе Г-Д мощностью 2 кВт. ■Затем этот привод был заменен электроприводом со статическим преобразователем на магнитных усилителях типа ПМУ6М-13. Его технические данные: регулирование частоты вращения в обмотке Возбуждения с диапазоном 1 :4 (2800—7000 об/мин) и напряжения на якоре 1 : 10. Изменение тока возбуждения осуществлялось регулируемым серводвигателем, меняющим сопротивление в цепи возбуждения.
Затем был разработан и внедрен электропривод главного движения серии ПКВ на кремниемых диодах мощностью до 14 кВт. Частота вращения регулировалась только полем (1:4), были предусмотрены ступенчатый пуск и регулирование тока возбуждения при помощи резистора. Недостаточная надежность и отсутствие зоны регулирования в цепи якоря привели к разработке тиристорного привода главного движения станков серии ПК. ВТ (регулирование напряжения на якоре с D= 1-ь5 и полем с Z)= 1-^4). Диапазон мощности 1,4—24 кВт. Особенность привода — наличие одного задатчика частоты вращения на обе зоны регулирования. Переход из одной зоны в другую осуществляется автоматически за счет использования сигнала изменения напряжения на якоре после достижения им номинального значения. Недостаточный диапазон регулирования напряжения в цепи якоря привел к созданию электропривода серии ЭТЗ, у которого диапазон регулирования напряжением якоря достигает D= 1 : 100, а полем /3 = 1:5.
В связи с расширением области применения регулируемых приводов главного движения появились новые требования (реверсив
4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ГЛАВНОГО ДВИЖЕНИЯ
|
ность и отсутствие силового трансформатора), которым отвечают разработанные новые серии электроприводов: ЭТЗД — рёверсив» ный с диапазоном регулирования частоты по якорю D — 1 : 100, но с силовым трансформатором и ЭТЗДР — реверсивный, бестранс< форматорный, с £>=1 : 100. В табл. 4 приведены основные техниче ские характеристики электроприводов главного движения.
Электроприводы серий ЭТЗ и ЭТЗД комплектные, нереверсив яые и предназначены для плавного изменения частоты вращени! механизмов главного движения станков и машин. Привод комп лектуется двумя полупроводниковыми преобразователями на ти ристорах и силовых диодах, обеспечивающих преобразование пе ременного напряжения сети в регулируемое по напряжению по стоянного тока для питания цепей якоря и возбуждения электро двигателя постоянного тока. Кроме того, в комплект привода вхо дят блок динамического торможения, электродвигатель и задат чик частоты вращения.
Приводы могут работать в двигательном режиме и режиме ди намического торможения. Приводы серии ЭТЗ работают в режимі постоянства предельного момента, серии ЭТЗД — в режимах по стоянства предельного момента и постоянства предельной мощно сти. Диапазон мощностей 1,4—14 кВт. Диапазоны регулирования 450—3000 об/мин при предельной мощности и 15—2000 об/мин I режиме предельного момента. Суммарная погрешность приводі ± (10^-20) % на низкой частоте вращения.
Предусмотрена защита от перегрузки, коротких замыканий исчезновения напряжения. В качестве усилителя используется и тегральная микросхема. Структурная схема привода приведена на рис. 45. Электропривод работает следующим образом. Разность задающего сигнала U3 и сигнала обратной связи, получаемого от 82
Рис. 45. Структурная схема электропривода серии ЭТЗ |
тахогенератора ТГ, подается на усилитель У1, охваченный цепью коррекции КУ1. Выходной сигнал У1 подается на тиристорный преобразователь ТП1, питающий якорь двигателя М, При достижении номинальной частоты вращения двигателя дальнейший разгон его происходит за счет ослабления поля, т. е. за счет уменьшения тока в обмотке возбуждения ОВ. Последняя питается от тиристорного выпрямителя ТП2, управляемого усилителем У2, который охвачен корректирующей цепью КУ2. На входе усилителя У2 сигнал на ослабление поля возникает при условии превышения опорного напряжения ия, снимаемого с якоря двигателя. Это происходит при превышении двигателем номинальной частоты вращения.
Частота вращения привода задается положением движка задатчика, причем регулирование осуществляется в следующей последовательности: при частотах вращения меньше номинальной — изменением напряжения на якоре, при частотах больше номинальной -— уменьшением тока в обмотке возбуждения (серия ЭТЗД), При необходимости задатчик отключают и частоту вращения можно регулировать с помощью другого источника напряжения. Частота вращения двигателя линейно зависит от задающего напряжения. Размеры преобразовательного блока 484X350X265 мм, масса 25 кг; размеры блока торможения 175x120x230 мм, масса 1,5 кг.
Электроприводы серии ЭТРП тиристорный и является двухзонным. В первой зоне частота вращения изменяется за счет напряжения на якоре в диапазоне 1 : 100, во второй зоне — за счет ослабления поля обмотки возбуждения двигателя в диапазоне до 1 :9. Структурная схема электропривода (рис. 46) содержит тиристорный выпрямитель ВПЯ, собранный по трехфазной мостовой схеме и предназначенный для питания цепи якоря, а также ВПВ — реверсивный тиристорный выпрямитель для питания цепи возбуждения. Канал регулирования напряжения имеет два контура — регулятор скорости PC и регулятор.. тока якоря РТЯ - По достижении двигателем номинальной скорости вращения автоматически начинает уменьшаться ток возбуждения. При изменении полярности задающего напряжения ±10 В автоматически
изменяется полярность напряжения на обмотке возбуждения и происходит реверс двигателя. СФУЯ и СФУВ — системы фазового управления тиристорами каналов напряжения и возбуждения, БЛ — блок логики, ДТЯ и ДС — датчики тока якоря и цепи обмотки возбуждения, ДН — датчик напряжения.
Реверсивный преобразователь цепи возбуждения ВПВ содержит два комплекта однополупериодных выпрямителей с тиристорами В (вперед) и Н (назад), включенных встречно и работающих по принципу раздельного управления. Раздельное управление осуществляется при помощи блока логики БЛ, обеспечиваю-
Щего одновременную работу только одной группы тиристоров. Управление тиристорами ВПВ осуществляется регуляторами заданного: значения тока возбуждения (PIВ. зад) и регулятором истинного его значения (РТВ). Выход последнего управляет системой фазового управления СФУВ и распределителем импульсов (РИ).
В схеме предусмотрена температурная защита двигателя. Обратная связь по скорости осуществляется тахогенератором G, Предусмотрена релейная защита электропривода от неправильного чередования фаз, исчезновения напряжения питания цепей управления, а также отключение электродвигателя и силовой части преобразователя при перегреве. Задание частоты вращения производится потенциометром RV.
Электропривод ЭТУ3601-Д состоит из электропривода подачи серии ЭТУ3601 и блока питания цепи возбуждения БУ3509В. Последний представляет собою тиристорный преобразователь, преобразующий переменный ток неизменяемого напряжения в регулируемое напряжение постоянного тока. Нагрузкой этого преобразователя является обмотка возбуждения двигателя постоянного тока, что позволяет изменять его частоту вращения в двух зонах — до номинальной частоты вращения якорь двигателя питается от преобразователя серии ЭТУ3601. При напряжении на якоре выше номинального, за счет ослабления поля, производимого от БУ3509В, двигатель переходит в другую зону регулирования частоты. Переход из одной зоны в другую осуществляется автоматически. С этой целью сравнивается опорное значение напряжения с напряжением противо-ЭДС. После достижения двигателем номинальной частоты вращения опорное напряжение оказывается меньше противо-ЭДС и автоматически начинается ослабление поля. Реверс двигателя осуществляется за счет изменения знака напряжения на его якоре.
К электроприводам серии ЭТА относится разработанная серия автономных (следящих) электроприводов подач под названием ЭТИ (электропривод тиристорный автономный). Основным свойством этого привода является возможность точной отработки заданного угла поворота вала двигателя. С этой целью двигатель снабжен как тахогенератором, так и датчиком положения. Последний построен на принципе фотоэффекта, обеспечивающего преобразование светового потока в электрический сигнал. Вот как устроен фотоимпульсный датчик положения вала двигателя (рис. 47, а). На валу двигателя жестко зафиксирован диск со щелями. Нели на эти щели направить световой поток от светодиода, а с другой стороны диска поставить фотоэлемент, то при вращении диска фототок будет периодически прерываться. В результате формируется последовательный ряд импульсов тока, число которых пропорционально углу поворота диска, а частота импульсов в единицу времени определяет скорость его вращения.
Если создать задающее устройство, выдающее команду в виде «пакета», например, из 1000 импульсов, которые после соответствующих преобразований начнут вращать двигатель, то, как Фотоэлементы Усилители Двигатель Источнин света импульсов
г) Рис. 47. Электропривод серии ЭТАз а — устройство фотоимпульсного датчика; б — умножение числа импульсов н. а четыре в — интегратор; г — структурная схема |
только двигатель придет во вращение, фотоимпульсный датчик начнет «возвращать» импульсы в систему управления. При равен стве импульсов задания и импульсов обратной связи двигатель остановится. Так мы получили режим позиционирования — вал двигателя остановился в заданной позиции, он как бы «отработал» 1000 импульсов.
Рассмотрим вопрос о точности позиционирования. Нетрудно прийти к выводу, что чем больше число щелей в диске датчика тем меньшим может быть задаваемый угол поворота вала двигателя. Допустим, на диске имеется 250 щелей. Расстояние между щелями (в градусах) составит 360°: 250= 1,4°. Эту величину на" зывают дискретой. Дискрета — это минимальная величина угла поворота вала двигателя, который он может отработать при данном датчике положения.
Чем меньше дискрета, тем выше точность. Покажем способ учетверения числа импульсов при наличии тех же 250 щелей на диске фотодатчика. Если вместо одного фотодиода установить два и расположить их так, чтобы два потока импульсов были сдвинуты друг относительно друга на 90° (рис. 47,6), можно заметить, что при пересечении щелью диска двух фотодиодов формируются
два ряда импульсов, имеющих четыре фронта, — два передних и два| задних. Эти фронты суммируются в один поток импульсов таким образом, что на одну щель уже приходится четыре импульса. В результате за один оборот двигателя тот же датчик выдаст не 250, а 1000 импульсов. Дискрета теперь уменьшилась в 4 раза и составляет 360°: 1000 = 0,36° или (^20'). Аналогичным способом можно получить еще более мелкую дискрету и достигнуть еще более высокой точности.
Попробуем разобраться, как работает привод с фотоимпульс - ным датчиком положения. Вспомним, что у привода скорость вращения двигателя зависит от задающего напряжения. Величина задающего напряжения ±10 В, т. е. для получения номинальной частоты вращения двигателя пн требуется 10 В. Знаки ± соответствуют направлению вращения, т. е. плюс означает вращение, например, по часовой стрелке, минус — противоположное.
Если преобразовать импульсы задания и обратной связи в задающее напряжение, которое вначале растет, а при равенстве импульсов задания и датчика обратной связи становится равным нулю, то частота вращения двигателя будет меняться по тому же закону — двигатель разгонится и остановится в заданном положении. Остается понять принцип действия преобразователя импульс— напряжение. В самом простом виде этот преобразователь представляет собою ОУ (рис. 47, в), вход и выход которого соединены через конденсатор С. При подаче на вход ОУ импульса усилитель отпирается его передним фронтом и запирается задним фронтом. В этих условиях конденсатор периодически заряжается и разряжается, накапливая и отдавая электрическую энергию. Благодаря этому на выходе ОУ формируется аналоговое напряжение, величина которого пропорциональна частоте следования импульсов. ОУ, работающий в этом режиме, называется интегратором. Можно сделать вывод, что добавление к приводу фотоим- пульсного датчика приводит к появлению нового свойства привода — осуществлять позиционирование.
Этим не исчерпываются новые свойства привода. Оказывается, при условии непрерывной подачи импульсов он может работать в следящем режиме. Мы видим, что в названии режима есть слово «слежение». Наиболее понятен этот режим при рассмотрении станков с ЧПУ при контурной обработке. В этом случае привод подачи «следит» за программой, которая выдается устройством ЧПУ. Очевидно, при слежении всегда есть некоторое отставание как по скорости, так и по пути фактического движения от заданного (по программе) движения. Чем отставание меньше, тем качественнее (добротнее) следящий электропривод. В связи с этим для количественной оценки качества следящего электропривода введено понятие добротности. Коэффициент добротности обозначим буквой а. Для его определения пригодна упрощенная формула, с-1, а^6и/ф, где п — частота вращения, об/мин; ф — угол отста-
о С МИН'°
вания, ,6 — число, имеющее размерность ——— .
Например, при частоте вращения двигателя 500 об/мин и углв-
отставания ф = 90° 6 500 ^32 с-1. В станках с ЧПУ сг нахо-
^ 90
дится в пределах 20-^40 с-1. С целью улучшения ср применяют компенсацию скоростной ошибки (КСО). Смысл ее состоит в автоматическом добавлении к основному напряжению задания напряжения КСО, которое пропорционально заданной скорости.
Электропривод серии ЭТА состоит из аналоговой части — электропривода серии ЭТЗИ и цифровой части — преобразователя импульс — аналог в качестве задающего сигнала. Привод обеспечивает работу в качестве регулятора положения в режиме позиционирования и в следящем режиме. С этой целью комплект привода серии ЭТЗИ дополнен двумя печатными платами (интегратором ПИ), усилителем ПУ и фотоимпульсным датчиком (ФИД), расположенным на валу двигателя.
Структурная схема привода (рис. 47, г) содержит преобразователь П серии ЭТЗИ, двигатель М, тахогенератор G, импульсный задатчик пути и частоты вращения 3, преобразователь импульсов ПИ, датчик положения BG, преобразователь сигналов обратной связи ПУ, канал компенсации скоростей ошибки КСО с переклю чателем, имеющим два положения: первый — в следящем режиме второй — в режиме позиционирования.
Узлы Я, - М и G соответствуют традиционному аналоговому электроприводу с обратной связью по частоте вращения. В каче стве цифровой задающей части автономного привода служит уп равляющее устройство 3, на выходе которого формируются ко мандные импульсы. Этим устройством может быть устройство ЧПУ или любая другая система с импульсным выходом в вид унитарного кода. В узле ПИ происходит вычитание импульсо обратной связи из командных импульсов (образование сдвига фаз, пропорционального этой разности) и превращение фазового сдвига в аналоговый сигнал, поступающий на вход узла П.
Канал компенсации скоростной ошибки (КСО) работает только в следящем режиме (положение перемычки 1). В режиме по зиционирования (2) этот канал не работает. Ниже приведена описание работы отдельных блоков цифровой части привода серии ЭТА. ' _
В зависимости от требуемого направления вращения двигателя импульсы задания в виде унитарного кода (импульсы идут последовательно с разной частотой) поступают на один из инверс^ ных входов элемента D7 (рис. 48, а). С выхода 6 элемента D7 импульсы поступают на двухступенчатый триггер D8, где происходит синхронизация импульсов частотами 1000 и 2000 кГц и их формирование. На выходе 9 D8 образуется один узкий импульс, подаваемый на входы D16 (1 и 4). На рис. 48,6 показана так - тограмма преобразований импульсов.
Фотоимпульсный датчик имеет два светодиода. Пересечение светового потока щелевым диском (N = 250) создает два потока импульсов, сдвинутых один относительно другого на 90°. Отста-
и |
6)
Рис. 48. Схема (а) и тактограмма (б) работы узла преобразования импульсов
задания
вание или опережение импульсов одного канала относительно Импульсов другого зависит от направления вращения двигателя.
Блок обработки импульсов обратной связи состоит (рис. 49,а) из двух частей: формирования импульсов и определения направления вращения. Формирование импульсов заключается в их учет - верении, синхронизации частотой 1000 кГц и тактировании частотой 2000 кГц. Последовательность преобразования импульсов: После снижения уровня импульсов фотодатчиков (ФИД) в D20/2 И D20/5 (число в знаменателе — номер контакта элемента) и инвертирования (D21/3 и D21/6), учетверяются в D22, D23, D21/8, D21/11 (путем выделения передних и задних фронтов, импульсов датчика). Сформированные в триггерах D27, D28 импульсы через D29/11 поступают на входы D29/5 и D29/10.
счетчиков D11 и D17. Через каждые 1000 импульсов на выходах 6 Н 12 D14 возникает «нулевой» сигнал с частотой 1000 кГц. Они Инвертируются в D7, D14 и подаются на триггеры D15. На выходах 6, 8 D15 имеется 1, V87 и V89 открыты и на выходе А9 напряжение равно нулю (колонка I на рис. 51). Идентично, при совпадении по времени импульсов задания с импульсами обратной связи на D15/6 и D15/8 также устанавливаются сигналы единичного уровня. V87 и V89 открыты и на выходе А9 напряжение равно нулю (колонка IV).
Если импульсы задания присутствуют (колонки II и III), то при наличии импульсов задания образуется фазовый сдвиг. Это происходит за счет вычитания импульсов задания и обратной связи из тактирующих импульсов, следующих с частотой 1 мГц. Если на D15/3 (см. рис. 48, а) «тысячные» импульсы поступают раньше, чем на D15/11, то на выходе 8 D15 появляется импульс нулевого уровня, на выходе 6 D15 — единичного. V87 закрывается и на выходе интегратора А9 появляется постоянное напряжение, величина которого пропорциональна фазовому сдвигу. Если «тысячные» импульсы раньше поступают на D15/11 — сигнал проходит уже по каналу V89, А10 я попадает на А9. На вход ЭТЗИ поступит задающее напряжение, знак которого противоположен рассмотренному выше случаю. Двигатель будет вращаться в противоположную сторону.