ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Выше мы рассмотрели составные части электропривода: двигатели и преобразователи. Переходим к третьей, не менее важной части электропривода,, системе управления и регулирования. Под управлением подразумевается способ изменения требуемого, уровня частоты вращения. В подавляющем большинстве случаев это достигается обычным потенциометром, который при повороте ползунка меняет задающее напряжение от 0 до ±10 В. Знаки ± определяют направление вращения по или против часовой стрелки. В нереверсивных приводах задающее напряжение имеет только один знак. Кроме ручного задания частоты вращения с помощью потенциометра, ее можно задавать напряжением, путем поворота сельсина, вращения тахогенератора, управления преобразователем импульсов напряжения и т. д. Поворот якоря тахогенератора может производиться каким-либо органом станка.
В число управляющих команд входят изменение уровня частоты вращения, - пуск, реверс, торможение, регулировка и другие действия. Но есть еще воздействия на работу привода, которые происходят без вмешательства человека. Они предназначены для обеспечения жесткости механических характеристик; достижения максимального быстродействия; обеспечения разного рода защит; позиционирования вала двигателя; следящего режима электропривода; обеспечения широкого диапазона регулирования; обеспечения минимальной погрешности частоты вращения при изменении температуры, колебании сети и других факторах; организации
двухзонного регулирования (переход из зоны регулирования напряжением в зону регулирования током возбуждения); перехода из одного квадранта механической характеристики в другой.
Электропривод обеспечивает указанные свойства благодаря использованию различных систем автоматического регулирования. Остановимся на общих вопросах автоматического регулирования, без которого не обходится ни одно современное устройство. Рассмотрим автоматическое регулирование в системе электропривода. Например, в электроприводе имеется автоматическая система регулирования частоты вращения, которая обеспечивает малую зависимость частоты вращения от нагрузки в широком диапазоне. Если мы к двигателю приложим постоянное напряжение, которое не будет меняться, то при росте нагрузки частота вращения начнет падать. Можно сопоставить это с движением автомобиля. Если после прямой дороги перейти на подъем, не увеличивая нажатия педали газа, автомобиль вскоре остановится. Чтобы этого не произошло, вы должны прибавить газ, т. е. увеличить подачу энергии в двигатель. Но эта прибавка производится путем нажатия на педаль. В электроприводе «нажать педаль» при росте нагрузки некому, он сам (автоматически) должен увеличить напряжение на двигателе, чтобы поддержать частоту вращения на заданном уровне. При этом, если прибавлять или убавлять энергию большими порциями, скорость будет периодически изменяться (режим автоколебаний), малые порции могут привести к недопустимому падению или увеличению частоты вращения. Правильно организованная система автоматического регулирования дозирует поток энергии так, чтобы сохранить частоту вращения на заданном уровне. Чтобы понять, как работает система автоматического регулирования (САР), необходимо остановиться на так называемой обратной связи, без которой нельзя реализовать автоматическое регулирование.
Начнем с того, что САР, имеющая обратную связь, называется замкнутой. Имеются разомкнутые системы, т. е. устройства без обратной связи. В области электропривода таким является дискретный электропривод, который в силу своего устройства может работать без обратной связи. Но при этОм он может «ошибаться», т. е. не всегда точно выполнить требуемую команду,
Рис. 23. Схема моста противо-ЭДС В} |
В современном приводе встречаются обратные связи по току, частоте вращения, напряжению, противо-ЭДС и другим параметрам. Рассмотрим работу главной из них — обратной связи по частоте вращения. На рис. 22 показана структурная схема любой серии электропривода постоянного тока. Она состоит из двигателя 1, блока регуляторов 3, силового преобразователя 2, датчика обратной связи 5, источника задающего напряжения 4.
Работа САР состоит в следующем: пусть ненагруженный двигатель вращается на каком-то уровне частоты вращения. Этому режиму соответствует на входе усилителя сигнал AU, определяющий напряжение на якоре двигателя, а следовательно, и частоту вращения. Сигнал Д/У является разностью задающего сигнала и сигнала задатчика обратной связи и называется сигналом рассогласования Д£/ = t/зад—1/ос.
Рассмотрим поведение системы, когда к двигателю прикладывается нагрузка. В первый момент частота вращения упадет, так как прикладываемая к двигателю «порция» энергии уже не может обеспечить его работу на той же частоте при наличии нагрузки. И вот тут вступает в действие обратная связь. Так как частота вращения упала, сигнал датчика обратной связи уменьшился. Разность ДU между неизменным Uзад и I/ос увеличилась (новое значение AU стало больше AU), следовательно, напряжение на якоре автоматически прибавилось. В результате упавшая частота вращения вновь увеличилась. Таким образом благодаря обратной связи частота вращения практически перестала зависеть от нагрузки. Цель достигнута — привод обеспечивает жесткие механические характеристики. -
В качестве датчика обратной связи чаще применяют тахогенератор, представляющий собой электрическую машину, работающую в генераторном режиме. Как известно, напряжение такой машины прямо пропорционально частоте ее вращения. Тахогенератор, как правило, находится на валу якоря двигателя. Бывают случаи, когда он приводится во вращение через ремень или зубчатую передачу.
Для диапазонов регулирования до 1 :50 применять тахогенератор неэкономично. В этих случаях его заменяют эквивалентными электрическими схемами: мостом противо-ЭДС (рис. 23, а) или обратной связью по напряжению (рис. 23, б). Эти способы применены в приводах серий ПМУ, ЭТ1Е и др. Тут вместо тахогенератора применяют электрические схемы, формирующие напряжение, приблизительно пропорционально частоте вращения.
Вернемся к принципу обратной связи. Она может быть положительной или отрицательной. В рассмотренном примере обратная связь отрицательная (знак минус при Uoc), так как при отсутствии задающего сигнала сигнал обратной связи не увеличивает, а уменьшает напряжение на якоре двигателя. Если неправильно соединить выводы тахогенератора, обратная связь может стать положительной. Признаком этого является выход двигателя на уровень максимальной, нерегулируемой скорости.
Рис. 25. Схемы токоограничения с трансформатором тока (а) и упреждающим
токоограничением (б)
Для предотвращения выхода из строя двигателя в схеме природа предусматривают цепи тока ограничения, работающие автоматически. Типовая схема токоограничения представлена на рис. 25, а. Датчиком обратной связи по току является трансформатор тока, включенный, через первичную обмотку в одну из фаз сетевого напряжения (ток в фазе растет с ростом тока якоря). Вторичная обмотка работает на выпрямитель VI, на выходе которого имеется стабилитрон V2. При пике тока стабилитрон «пробивается», а образованное при этом напряжение запирает усилитель. В результате напряжение и ток в цепи якоря резко уменьшаются.
Есть еще одна схема — схема с упреждающим токоограничением (рис.25,б). Цепь токоограничения содержит резисторы R1—R3 и диод V. Резисторы R2 и R3 образуют делитель напряжения тахогенератора G. Напряжение на R1 является опорным.
Работа схемы происходит следующим образом: если выходное напряжение операционного усилителя (ОУ) меньше опорного, тогда і— токоограничения нет. Если ток в цепи якоря превышает допустимое значение, выходное напряжение А превышает опорное, диод V «пробивается». При этом выход А шунтируется цепью V, R1, что уменьшает выходное напряжение А и вместе с тем предотвращает недопустимое увеличение тока в цепи - якоря двигателя. Остается объяснить необходимость изменения опорного напряжения в зависимости от частоты вращения двигателя. Так как выходное напряжение А тем больше, чем больше частота вращения, то при неизменном значении опорного напряжения токоограниче - ние было бы неодинаково — с ростом частоты вращения кратность допустимого тока относительно номинального уменьшалась. С целью сохранения кратности токов на заданном уровне необходимо, чтобы опорное напряжение росло с ростом частоты вращения и наоборот, что достигается включением делителей R2, R3 в цепь напряжения тахогенератора.
Теперь перейдем к важнейшему понятию — структурной схеме. Она существенно отличается от принципиальной электросхемы. Отличие состоит не в электрическом, а в функциональном содержании узлов САР привода. Структурная схема отражает назначе
Основным назначением усилительного блока является усиление сигнала рассогласования ДІЛ Попробуем разобраться, для чего это нужно. Очевидирі что коэффициентом усилений определяется чувствительность системы или быстрота ее реакции 'на изменение условий работы. Н? ли коэффициент усиления МАЛ, то при росте нагрузки прибавка энергии недостаточна и частота вращения увеличивается мало, т. е. характеристики привода <5удут нежесткими. Наоборот, при излишне большом коэффициенте усиления добавка энергии будет избыточна и привод станет неустойчивым. Как же добиться одновременно хорошей жесткости привода и его устойчивости? Тут необходимо перейти к понятию коррекции, которое имеется в каждом современном приводе. Возникновение автоколебаний потребует их ликвидации за счет уменьшения коэффициента усиления (/Си). Но это приведет к нежесткости характеристик привода. Выходом из этого является повышение К„ до достижения режима автоколебаний и затем устранение их с помощью корректирующих цепей.
На рис. 24 показана наиболее распространенная электрическая схема цепи коррекции. Как видно из рисунка, параллельно усилителю включена ^С-цепь. При определенных значениях R я С (обычно Я = 20-н300 кОм,'а С=0,1-5-1 мкФ) автоколебания пропадают. Чем же это объяснить? Оказывается, здесь тоже имеется отрицательная обратная связь. Если раньше она действовала по постоянной составляющей сигнала, то теперь воздействие выходного сигнала усилителя на входной происходит по переменной составляющей (автоколебательный сигнал по форме напоминает синусоиду напряжения с частотой 5—20 колебаний в секунду). Физическая картина подавления автоколебаний состоит в подаче с выхода на вход усилителя встречного напряжения, которое ’Имеет противоположный по фазе знак. Можно провести аналогию с колебаниями маятника. Чтобы его остановить, надо, как говорят, в противофазе создать встречные колебания.
Из изложенного видно, что обратная связь обеспечивает жесткие механические характеристики привода, его устойчивость и т. д. Но есть еще одно применение обратной связи — обеспечение токоограничения. При пуске, реверсе, торможении, перегрузке величина тока в цепи якоря может достигнуть недопустимой величины, превышающей номинальное его значение в 10 и более раз. Пусть" в момент пуска к двигателю прилагается напряжение 110 В, а сопротивление якоря 1—2 Ома. По закону Ома /яцуск == 110/2=55 А, а номинальный ток двигателя равен 5 А, Таким образом, пусковой ток превышает номинальныйв 55/5= 11 раз. Это значение тока, несмотря на то, что он длится доли секунды, может вывести из строя коллектор двигателя.
Рис. 26. Одноконтурная (а) и двухконтурная (б) схемы автоматического регулирования |
6) |
ние (функцию) каждого узла схемы. Примером простейшей структурной схемы является схема на рис. 22. Каждый «квадратик» схемы имеет четкие функциональные параметры. Назначение двигателя — превращение электрической энергии в механическую, преобразователь превращает переменный ток в постоянный или в переменный с регулируемыми напряжением и частотой, усилитель усиливает сигнал рассогласования и т. д. В любой системе электропривода имеется двигатель, преобразователь, источник задающего напряжения, датчик обратной связи и регулятор. Последний в зависимости от требований к качеству привода имеет различную структуру, а следовательно, и устройство. Регулятор решает следующие задачи: усиливает сигнал рассогласования, формирует закон регулирования, обеспечивает устойчивость частоты вращения, требуемые статические и динамические характеристики, а также защиту от перегрузки. В основе устройства любого регулятора лежит ОУ, т. е. усилитель постоянного тока с коэффициентом усиления по напряжению 10 000—1 000 000, большим входным и малым выходным сопротивлениями. ОУ имеет два входа — прямой ( + ) и инверсный (—). Если входной сигнал подан на прямой вход — выходной сигнал знака не меняет, при подаче на инверсный вход выходной сигнал имеет обратный знак. ОУ является реверсивным усилителем — его выходное напряжение может быть положительно или отрицательно в зависимости от знака входного напряжения. При использовании ОУ в качестве регулятора на его входе происходит сравнение сигналов задания и фактического значения регулируемой величины.
Широкое применение получили так называемые подчиненные САР. Подчиненность их заключается в том, что выходное напряжение предыдущего регулятора является задающим для последующего регулятора. В системах электропривода применяют одноконтурную САР (рис. 26, а) или двухконтурную с подчиненным регулированием частоты вращения и тока (рис.26,б). В одноконтурной системе привода (например, в серии ЭТЗИ) сигнал рассогласования, являющийся разностью между задающим сигналом и сигналом обратной связи по частоте вращения, усиливается и в таком виде подается в блок управления углом зажигания тиристоров. Для обеспечения устойчивости усилитель охвачен і? С-цепью.
В двухконтурной системе появляется еще один усилитель с обратной связью по току. Теперь схема состоит не из одного, а из двух регуляторов: частоты вращения и тока. При этом выходное напряжение регулятора частоты вращения является задающим напряжением для регулятора тока. Благодаря этому мы получаем наряду с регулированием частоты вращения одновременно ограничение тока в цепи якоря в требуемых пределах. Оба регулятора охвачены і? С-цепями для обеспечения устойчивости и придания переходным процессам желаемой. формы. В качестве датчика тока служат либо шунт в цепи тока якоря, либо трансформатор тока.