Система векторного управления асинхронным электроприводом без датчика скорости
В частотно-регулируемых асинхронных электроприводах векторное управление связано как с изменением частоты и текущих значений переменных (напряжения, тока статора, потокосцепления), так и со взаимной ориентацией их векторов в декартовой системе координат. За счет регулирования и амплитудных значений переменных, и фазовых углов между их векторами достигается наиболее качественное регулирование скорости, момента и тока асинхронного двигателя, как в статике, так и динамике. В тех случаях, когда по требованиям технологического процесса диапазон регулирования скорости асинхронного двигателя не должен превышать D < 1:100, применяются бездатчиковые системы асинхронных электроприводов с векторным управлением. В таких системах информация о текущих значениях и пространственных положениях векторов потокосцепления и значениях скорости вращения асинхронного двигателя определяется косвенно по мгновенным значениям токов и напряжений фаз двигателя на основе математической модели асинхронного двигателя. Бездатчиковые системы векторного управления асинхронным двигателем из-за нестабильности параметров схемы замещения двигателя уступают системам с прямым векторным управлением.
Электромагнитный момент асинхронного двигателя можно опреде
лить через произведение вектора |/ , комплексно сопряженного с вектором потокосцепления обмотки ротора |/2 , и вектора тока статора 1г
[7].
Уравнения электромагнитного момента асинхронного двигателя может быть найдено в следующем виде:
^2x-hy-V2y-hx)- (6-82) |
Если сориентировать систему координат по действительной составляющей потокосцепления ротора |/2х? т0 мнимая составляющая вектора потокосцепления ротора |f2y будет равна нулю. В этом случае
ivix-hy)- |
момент асинхронного двигателя пропорционален произведению действительной составляющей потокосцепления ротора |/2х и мнимой составляющей тока статора 1у:
(6.83)
На основе выражения (6.83) строятся системы векторного управления асинхронным электроприводом с ориентацией по вектору потокосцепления ротора.
.
Схема содержит прямой (ПКП) и обратный (ОКП) координатные преобразователи. Преобразователи координат необходимы так как, что построение системы управления электроприводом переменного тока возможно только во вращающейся системе координат, а токи и напряжения обмоток асинхронного двигателя - гармонические сигналы неподвижной трехфазной системы координат. Взаимный перевод из одной системы координат в другую выполняют координатные преобразователи.
Наличие скорости со в системе уравнений (6.90) позволяет определить ее значение через значения других переменных.
Если предположить, что составляющие потокосцепления ротора |f2a и |/2^в неподвижной системе координат известны, то можно определить его модуль и угол поворотаСистема векторного управления асинхронным электроприводом с датчиком скорости
Для механизмов, требующих диапазон регулирования скорости D > 1:1000, применяются системы векторного управления асинхронным электроприводом с датчиком скорости. В настоящее время асинхронные электродвигатели со встроенными датчиками скорости не выпускаются, поэтому у потребителя возникают определенные трудности по установке датчиков непосредственно на вал двигателя. При установке датчика скорости необходимо эксцентриситет и несоосность вала датчика и двигателя свести к минимуму.
Функциональная схема системы электропривода с векторным управлением асинхронным электроприводом и датчиком скорости приведена на рис. 6.53
В приведенном на рис 6.53 варианте схемы питание двигателя осуществляется от автономного инвертора напряжения со звеном постоянного тока. Регуляторы потока, скорости и тока выполнены во вращающейся системе координат, а система электропривода построена по принципу подчиненного регулирования. Вычислитель потока определя
ет текущее значение потокосцепления У2х> Решая систему уравнений (6.88).
Рис. 6.53. Функциональная схема системы электропривода с векторным управлением асинхронным электроприводом и датчиком скорости |
Вычислитель скорости определяет скорость непосредственным счетом импульсов датчика скорости BR в соответствии с выражением (6.96) на высокой скорости вращения электропривода и по периоду на низкой скорости, заполняя период ТДС = 1j/дс импульсами высокой частоты. Угол поворота 0 вычисляется на основании скорости вращения поля статора в соответствии с уравнением (6.87).
Графики переходных процессов скорости, момента и потокосцепления при пуске асинхронного электропривода с векторным управлением приведены на рис. 6.54.
Рис. 6.54. Графики переходных процессов при пуске асинхронного электропривода с векторным управлением |
Как следует из анализа графиков, пуск асинхронного электропривода происходит при постоянном потокосцеплении ротора. Кривые изменения скорости и момента аналогичны соответствующим характеристикам в двухконтурных электроприводах постоянного тока с подчиненным регулированием.