Система преобразователь-двигатель с отрицательными обратными связями по скорости и току с отсечками
Функциональная схема рассматриваемой системы электропривода приведена на рис. 6.15.
Здесь двигатель М управляется по цепи обмотки якоря от отдельного преобразователя U. На валу двигателя находится датчик скорости - тахогенератор BR, который формирует сигнал отрицательной обратной связи Uoc, пропорциональный скорости вращения двигателя. Сигнал, пропорциональный току двигателя, вырабатывается датчиком тока ДТ. Опорное напряжение создается стабилитроном VDX.
На первом участке электромеханической характеристики, т. е. при I < /отс, электропривод работает в режиме стабилизации угловой скорости двигателя с отрицательной обратной связью по скорости.
Напряжение 17уП управления преобразователем в соответствии с
функциональной схемой рис. 5.16 определяется выражением
Uyn=kvc-k^-(U3-Uoc), (6.23)
где крс - коэффициент усиления регулятора скорости; къ - коэффициент передачи сумматора; Uoc - напряжение отрицательной обратной связи по скорости;
иос=кс-ы, (6.24)
где кс = кос ■ кДС - коэффициент обратной связи по скорости,
В • с/рад; кдс - коэффициент передачи датчика скорости, В • с/рад; кос
- коэффициент согласования, о. е.
Структурная схема электропривода, соответствующая статическому режиму работы на участке стабилизации скорости, приведена на рис. 6.16.
Анализ выражений (6.25) и (6.27) показывает, что при действии токовой отсечки наклон характеристики (6.27) к оси абсцисс возрастает в ( + ку ■ кп ■кдт/Кяц) раз вследствие увеличения коэффициента при аргументе I. На втором участке электромеханической характеристики отрицательная обратная связь по току и отрицательная обратная связь по скорости, осуществляющая стабилизацию скорости, противодействуют друг другу. Обратная связь по току, стабилизируя ток, снижает скорость двигателя, а связь по скорости старается ее повысить. Поэтому для эффективной стабилизации тока отрицательную обратную связь по скорости отключают путем введения узлов отсечки, ограничивающих разность сигналов Uз - Uос на определенном уровне. В схеме, представленной на рис. 6.15, такую отсечку выполняет стабилитрон VD2, который в большинстве электроприводов используется и для защиты входных цепей регулятора скорости от перенапряжений. При возрастании разности U3 - Uoc до напряжения пробоя стабилитрона У 1)2 , определяемого его типом, дальнейший рост напряжения на входе регулятора прекращается.
Структурная схема электропривода для режима стабилизации тока приведена на рис. 6.18.
Отметим, что разность U3 - Uoc при любом U3 достигает напряжения Uvd 2 ПРИ ОДНОМ и том же изменении угловой скорости Аюотс, которое определяется выражениемu-
VD2
Рис. 6.18. Структурная схема, соответствующая статическому режиму работы электропривода - стабилизации тока |
Коэффициент передачи кТ обратной связи по току в этом случае можно найти из выражения (6.29), полагая, что при I =/ст угловая скорость со = 0, а опорное напряжение Uon = кт • /отс определяется зависимостью (6.15).
Электромеханические характеристики для различных (/,, приведены на рис. 6.19. При постоянных коэффициентах передачи элементов системы ТП-Д три участка электромеханических характеристик взаимно параллельны и не пересекаются.
Рис. 6.19. Электромеханические характеристики электропривода с отрицательными обратными связями по скорости и току с отсечками |
Рассмотренные электроприводы с токовой отсечкой (задержанной отрицательной обратной связью по току) дают лишь общее представление о способах стабилизации тока и скорости. В настоящее время токовая отсечка применяется в ограниченном типе электроприводов, в основном в электроприводах экскаваторов.
Двухконтурные электроприводы постоянного тока, разрабатываемые в 70-х годах двадцатого века, применяемые и в настоящее время, строились исключительно по принципу подчиненного регулирования.