Электромеханические свойства явнополюсных синхронных двигателей
Основное большинство серийно выпускаемых синхронных двигателей выполняются с явнополюсным ротором, на котором размещена обмотка возбуждения. Питание обмотки возбуждения осуществляется через контактные кольца от источника постоянного напряжения, а трехфазная обмотка статора подключается к сети переменного напряжения. Двухфазная схема замещения такой машины [20] представлена на рис. 5.48.
Рис. 5.48. Схема включения двухфазного синхронного двигателя с явнополюсным ротором |
Анализ уравнения (5.74) показывает, что электромагнитный момент синхронной явнополюсной машины состоит из двух составляющих, первая из которых представляет электромагнитный момент возникающий в результате взаимодействия полей статора и ротора, вторая составляющая - реактивный момент М2, возникающий из-за не - симметрии магнитной цепи машины и связанного с ней стремления ротора ориентироваться по оси поля статора. Вследствие явнополюсности машины энергия магнитного поля максимальна при любом из двух возможных соосных с полем статора положений ротора, что и определяет зависимость реактивного момента от двойного угла 0ЭЛ. Угловая характеристика синхронной машины с явнополюсным ротором приведена на рис. 5.49. Анализ ее показывает, что увеличение угла 0ЭЛ вызывает на начальном участке рост электромагнитного момента, близкий к линейному. При номинальном электромагнитном моменте угол 0ЭЛ ном обычно составляет 20 -30 градусов. Перегрузочная способность синхронной машины с явнополюсным ротором Amax = Мтах/Мн = 2-3 о. е. Реактивный момент синхронной машины с явнополюсным ротором увеличивает крутизну рабочего участка угловой характеристики и повышает перегрузочную способность двигателя.
Рис. 5.49. Угловая характеристика явнополюсного синхронного двигателя |
Явнополюсная синхронная машина развивает момент даже при отсутствии тока возбуждения - за счет реактивного момента. Это свойство синхронной машины легло в основу создания синхронных электроприводов без возбуждения на базе синхронных реактивных двигателей. У этих машин индуктивные сопротивления по продольным и поперечным осям различаются значительно, что и создает достаточный по величине реактивный момент на валу двигателя [6].
Анализ рис. 5.50 показывает, что номинальный момент Мн= 7957,98 Н-м синхронный двигатель СДКП2-16-29-10КУХЛ4 развивает при номинальном угле сдвига 0Н = 0,4 рад (22,9 град). Реактивная составляющая момента явнополюсного синхронного двигателя (кривая 1) соизмерима с активной составляющей (кривая 2) и существенно влияет на форму результирующей характеристики (кривая 3).
синхронного двигателя СДКП2-16-29-10КУХЛ4 |
Статическая механическая характеристика синхронного двигателя приведена на рис. 5.51.
Рис. 5.51. Статическая механическая характеристика синхронного двигателя |
Статическая механическая характеристика явнополюсного синхронного двигателя представляет собой прямую линию параллельную оси абсцисс. Номинальный момент синхронного двигателя, момент с которым синхронный двигатель может работать сколь угодно долго без перегрева, составляет Мн =7957,98 Н-м. Максимальный момент двигателя при номинальном напряжении питающей сети Л/max =15915,96 Н-М.