ЧАСТОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Система управления инвертором
Система управления инвертором должна исключать возможность прохождения сигнала на изменение режима до окончания процесса коммутации тока в вентилях. Конструкция и монтаж должны максимально возможно ограничивать наводки и помехи из-за высоких значений несущей частоты. Защита от чрезмерных dijdt осуществляется индуктивностями. Для защиты от больших dujdt служат
резисторы и конденсатор, включенные последовательно с дросселем L. Этот дроссель кроме упомянутых выше функций выполняет важную роль при защите тиристоров плавкими предохранителями, так как ограничивает скорость нарастания тока при аварийном открытии одновременно тиристоров главных или вспомогательных.
Трехфазные инверторы строятся параллельным соединением трех однофазных инверторов и обеспечением согласованного управления силовыми и вспомогательными (коммутирующими) тиристорами посредством специальных логических схем.
На рис. 3.56 показана упрощенная (без обратных диодов) схема трехфазного инвертора Мак-Мурри. Тиристоры перенумерованы в порядке включения. Форма выходных напряжений инвертора и последовательность во времени импульсов, открывающих силовые Ті—Т6 и коммутирующие Ткі—Гкб тиристоры, показана на рис. 3.57.
Логическая схема управления состоит из следующих основных блоков: мультивибратора, задающего частоту напряжения инвертора; бинарного кольцевого счетчика па модулю шесть; логической схемы из шести комбинированных элементов НЕ—ИЛИ с тремя входами; логической схемы из шести комбинированных элементов НЕ—ИЛИ с двумя входами каждый.
Частота задающего мультивибратора изменяется регулированием резисторов. В более совершенных схемах применяются сложные схемы с кварцевыми стабилизаторами и делителями частоты.
Импульсы с выходов схемы разветвляются. С шести выходов 1—6 они поступают непосредственно на коммутирующие тиристоры. С других шести выходов включение силовых тиристоров Т—7б осуществляется через шесть комбинированных элементов запрета НЕ—ИЛИ с двумя входами каждый. На вторые входы поступают сигналы от силовых тиристоров, показывающих на состояние: включен или выключен. Благодаря этому элементы запрещают включение одного силового тиристора, если включен другой в той же фазе, т. с. запрещено включение Т вместе с Г4, Т2 с Т5 и Тг с Те.
Эта основная схема, обеспечивающая нормальную работу инвертора с принудительной импульсной коммутацией, на практике дополняется блокирующими элементами, необходимыми для нормальных условий пуска, остановки и защиты.
При достаточно большой индуктивности на входе инвертора питающую его сеть можно рассматривать как генератор постоянного тока, а ток двигателя, — как независимую переменную. Как уже говорилось, такие инверторы называют инверторами тока. Электроприводы с инверторами тока имеют некоторые преимущества по сравнению с инверторами напряжения. Инвертор тока обладает обратимостью, т. е. способностью передавать энергию в обоих направлениях только при одном вентильном коммутаторе: ток протекает в одном и том же направлении, а напряжение при рекуперации энергии меняет знак.
В большинстве случаев инверторы тока строятся на схемах с отсекающими диодами (см. рис. 3.59). Вентили коммутатора распределяют ток по фазам двигателя почти прямоугольной формы при длительности полуволн 120°.
При коммутации к тиристорам приложено напряжение коммутирующего конденсатора, а к диодам — напряжение, равное сумме напряжений конденсатора и двигателя. Напряжение на диодах имеет максимальное значение в генераторном режиме, когда оно может вдвое превышать напряжение коммутирующего конденсатора. Ток через тиристоры и диоды составляет 1/3 тока питающего источника. Для ограничения di/dt в контуре коммутации устанавливаются дроссели.
Электропривод с инверторами тока рекомендуется применять в диапазоне мощности 10—500 кВт для привода вентиляторов, насосов, центрифуг, станков и т. п., а также в электротяге (см.§ 5.3).
Его характерный недостаток — он не может работать на холостом ходу (с отключенным двигателем). При глубоком регулировании частоты возникает необходимость в отдельном источнике постоянного тока для коммутации.
"'Наибольшее распространение получили, однако, инверторы напряжения. Они позволяют строить преобразователи частоты с практически неограниченным диапазоном регулирования частоты (при ШИМ для одно - и многодвигательных приводов с замкнутыми и разомкнутыми системами управления и самыми разнообразными характеристиками). 10* 147
Емкость конденсаторов у них меньше, чем у инверторов тока, но они требуют большего числа вентилей.
Заметим, что с инверторами тока лучше сочетаются двигатели с небольшими индуктивностями рассеяния а к инверторам напряжения, наоборот, больше подходящ двигатели с большим рассеянием.