БЛОК РЕГУЛЯТОРОВ СИСТЕМЫ ПРЯМОГО УПРАВЛЕНИЯ МОМЕНТОМ
Как было указано выше, блок регуляторов в системах прямого управления моментом содержит дискретную и непрерывную часть. Дискретная часть блока регуляторов построена на основе регуляторов релейного вида. Релейные системы автоматического регулирования, как известно [4], являются к системам прерывистого действия, а, следовательно, относятся к нелинейным системам. В таких системах моменты времени перехода релейных регуляторов из одного устойчивого положения в другое определяются внутренними свойствами самой системы. В то же время релейные системы обладают перед непрерывными тем преимуществом, что здесь не требуется высокая точность стабилизации параметров для соблюдения требуемой зависимости между входным и выходным сигналами (они более “грубые”) - [13].
Статические характеристики типовых релейных элементов имеют вид, показанный на рис.2.2.
Рис.2.2. Статические характеристики типовых релейных элементов. Идеальное релейное звено (рис.2.2,а) - это двухпози ционное реле, имеющее два устойчивых состояния Y = +С и Y = - С. Из одного состояния в другое идеаль ное релейное звено переходит скачком при значении входного сигнала X = 0. Уравнение для идеального релейного звена имеет вид: |
Y = C*sigllX (2.1)
Релейное звено с зоной нечувствительности (рис.2.2,б) представляет собой трехпозиционное реле. У этого звена три устойчивых состояния, включая нулевое. Уравнения для релейного звена с зоной нечувствительности имеют вид:
(2-2)
С при Х>а; Гл
0 при-а<Х<а;
О при - а <Х<а; или Y = і
[С • signjX - а) цш£Х > а.
С при Х<-а. k '
Трехпозиционное релейное звено с зоной нечувствительности и с гистерезисным допуском (рис.2.2,г) описывается следующими уравнениями:
X > Ь; |
0 при а < X < Ь; • при — > 0; dt С при Х<а; |
С при |
dX |
0 при - а > X > - Ь; ;• при “ < 0. |
X <-а; |
dX |
(2.4) |
С при |
Настройка релейных регуляторов в системах прямого управления моментом сводится к определению ширины гистерезисной петли у двухпозиционных реле, ширины гистерезисной петли и зоны нечувствительности - у трехпозиционных реле и коэффициентов усиления линейных, безынерционных датчиков обратных связей. Сигнал с выхода релейного регулятора представляет собой последовательность прямоугольных импульсов с единичной амплитудой (С = 1). Частота следования импульсов определяется только внутренними параметрами динамических звеньев контура.
В системах прямого управления моментом наиболее широкое распространение получили релейные регуляторы с характеристиками вида рис.2.2,в и рис.2.2,г, поэтому далее будут оценены свойства замкнутых контуров регулирования с релейными регуляторами этого вида. В простейшем случае, когда в контуре используется релейный регулятор вида рис.2.2,в, а объект регулирования представляет собой апериодическое звено первого порядка, структурная схема контура регулирования имеет вид, представленный на рис.2.3.
Совместное решение уравнений 2.6 и 2.7 позволяет отыскать квазиоптимальную настройку контура с гистерезисным релейным регулятором.
В более сложном случае, когда в контуре используется релейный регулятор вида рис.2.2, г, а объект регулирования представляет собой апериодическое звено второго порядка, структурная схема контура регулирования имеет вид рис. 2.5.
Рис. 2.5. Структурная схема контура регулирования с гистерезис ным релейным регулятором с зоной нечувствительности. На рис. 2.6 представлены характеристики рассмотренного контура при наличии релейного гистерезисного регулятора с зоной нечувствительности при различных настройках. Как и на рис. 2.4, на графики выведены зависимости выходного сигнала Y, сигнала с выхода гистерезисного релейного регулятора dx и сигнала на входе релейного регулятора АХ-= (Хзад - Хос) в функции времени. Время отработки ступенчатого входного воздействия Хзад в обоих случаях не превысило 1 с, то есть составило примерно 0,1 Т. |
ДХ—Хзад—Хос |
ДХгХмд",Хбс |
Рис. 2.6. Характеристики контура регулирования (рис.2.5) при различных настройках гистерезисного релейного регулятора с зоной нечувствительности. |
Условием устойчивой работы контура с релейным регулятором является поддержание релейного элемента в автоколебательном режиме [4]. В противном случае система теряет работоспособность.
Внешний регулятор в системах прямого управления моментом - линейный. Как правило, это регулятор пропорционально-интегрального вида [38]. Однако, известны системы, в которых используются П - регуляторы и ПИД - регуляторы. Внешний контур регулирования в системах DTC замкнут по частоте вращения двигателя. Сигнал обратной связи может быть получен путем прямого измерения частоты вращения с помощьювращающегося датчика скорости любого вида, либо может быть вычислен в вычислителе ненаблюдаемых координат на основании информации о фазных напряжениях и токах асинхронного двигателя. В последнем случае несколько сужается диапазон регулирования частоты вращения и ухудшается точность регулирования из-за вычислительных ошибок.
Настройка параметров регулятора скорости в системах DTC может варьироваться в широких пределах для достижения желаемого качества переходных процессов, а также для обеспечения допустимой величины статической ошибки регулирования при использовании П-регулятора скорости. В то же время быстродействие системы от настройки регулятора скорости зависит мало. Быстродействие системы в целом определяется, главным образом, частотой автоколебаний релейного гистерезисного регулятора внутреннего контура.
Таким образом, структурная схема блока регуляторов системы прямого управления моментом выглядит всегда одинаково, как показано на рис. 2.7. Различия состоят только в выборе вида линейного регулятора скорости и конфигурации релейных гистерезисных регулятором потокосцепления статора и электромагнитного момента двигателя.
PPI Рис. 2.7. Структурная схема блока регуляторов системы прямого управления моментом. |
Структурная схема реализована с помощью стандартных динамических и нединамических блоков. Здесь и далее нединамические звенья в структурных схемах обозначаются так, как это принято в среде Simulink системы MATLAB. На схеме рис.2.7 блок, реализующий релейный элемент с зоной нечувствительности и гистерезисным допуском обозначен “relay”. При моделировании в среде MATLAB релейный элемент вида рис.
2.2, г реализуется с помощью двух параллельно включенных релейных элементов [9] - рис. 2.8.
relay |
||
!ЫМ_ 0 |
||
І а |
||
relay |
||
Ь-аО |
||
JJ -1 |
Рис. 2.8. Структурная схема трехпозиционного релейного звена с зоной нечувствительности и с гистерезисным допуском для моделирования в среде MATLAB.