ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
УСТАНОВИВШИЕСЯ РЕЖИМЫ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ПРИ ПАРАМЕТРИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ
Установившийся режим составляет, как правило, значительную долю в общем времени работы электрического двигателя. При традиционном рассмотрении установившийся режим является статическим и характеризуется постоянством электромагнитного момента двигателя и его скорости, т. е. dM/dt=0 и dQ/dt=0.
При параметрическом управлении асинхронным электроприводом от полупроводниковых преобразователей осуществляется дискретное воздействие на электропривод, приводящее к тому, что в течение периода переменного коммутируемого напряжения происходит последовательное изменение схем включения асинхронной машины и структуры управляемого объекта. Поэтому установившийся режим сопровождается электромагнитными переходными процессами, связанными с переключением вентилей, что приводит к изменению электромагнитного момента, а следовательно, и к появлению производной скорости во времени, т. е. при рассмотрении установившегося режима можно говорить лишь о постоянстве среднего момента Мср и средней скорости двигателя, так как момент двигателя помимо средней (постоянной) составляющей содержит еще и установившуюся периодическую (переменную, пульсирующую) составляющую, частота и амплитуда которой зависит от типа полупроводникового преобразователя, способа управления им и места его включения. Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место установившийся динамический режим [29] с ненулевыми производными момента и скорости во времени, который часто называют квазистатическим, или квази - установившимся.
При исследовании таких режимов необходимо решать дифференциальные уравнения асинхронной машины, которые при изме - 24 няющейся скорости электропривода являются нелинейными и не имеют аналитического решения. Учитывая это, будем считать, что в установившемся режиме скорость электропривода постоянна (Q=const, dQ/dt=0), так как переменная составляющая момента из-за большой частоты пульсаций практически не может вызвать сколько-нибудь заметных колебаний скорости в квазистатическом режиме, когда момент нагрузки уравновешивается средним моментом двигателя.
Однако даже при £2=const возникают значительные трудности при аналитическом решении традиционными методами систем линейных дифференциальных уравнений, описывающих установившийся режим асинхронного двигателя. При использовании классического метода эти трудности связаны с необходимостью отыскания постоянных интегрирования из системы алгебраических уравнений высокого порядка. При операторном методе решение становится чрезвычайно громоздким из-за сложности определения начальных условий на расчетном интервале времени и необходимости стыковки решения систем дифференциальных уравнений, соответствующих различным схемам включения асинхронной машины.
В последние годы для расчета установившихся режимов асинхронных электроприводов при использовании различных схем преобразователей для фазового управления в статоре стал применяться метод переменных состояний, основанный на решении с помощью ЦВМ системы матричных линейных дифференциальных уравнений. Этот метод для схемы ЗТТ был предложен в [30], а для схемы ITT — в [31]. В дальнейшем он был использован и в других работах при анализе схем ЗТТ, ITT, ЗТД для фазового управления в статоре [32—37]. В этих исследованиях решение при Q=const доведено до получения закономерностей изменения мгновенных значений токов, напряжений, моментов и построения зависимости Mcp=f(t).
Метод переменных состояний при анализе установившихся режимов может быть распространен на все способы параметрического управления асинхронным двигателем (в частности, при управлении в статоре — на схему 2ТТ для Ф'У, на схемы широтно-импульсных преобразователей и схемы, обеспечивающие режим динамического торможения, а также на все схемы преобразователей, предназначенных для управления в роторных цепях, и системы комбинированного управления). Это позволяет создать единую теорию расчета квазистатических режимов асинхронных полупроводниковых электроприводов при различных методах параметрического управления и определить показатели и характеристики установившегося режима работы электропривода, в частности рассчитать законы изменения мгновенных значений момента, фазных напряжений и токов статора и ротора; рассчитать средний момент двигателя, частоту и амплитуду пульсаций момента; произвести при необходимости гармонический анализ токов и напряжений двигателя; определить величину действующего тока;
оценить неравномерность загрузки отдельных фаз двигателя (если она имеет место), рассчитать энергетические показатели электропривода (КПД, коэффициент мощности, дополнительные потери в обмотках двигателя при питании несинусоидальным током) и т. д. Использование единой теории и общих расчетных методов для различных систем параметрического управления в статорных и роторных цепях позволяет обоснованно произвести их сравнительную оценку и определить наиболее рациональные схемы преобразователей.
Рассмотрим особенности расчета установившихся режимов на основе метода переменных состояний. Для их описания используются дифференциальные уравнения обобщенной двухфазной машины переменного тока [38—40], полученные при общепринятых допущениях (не учитываются насыщение, потери в стали, высшие гармоники магнитного поля; воздушный зазор принимается равномерны^ напряжение питания является симметричной системой синусоидальных напряжений). Предполагается также, что параметры роторной цепи приведены к статорному контуру.
При рассмотрении работы асинхронного двигателя совместно с полупроводниковым преобразователем будем считать, что вентильные элементы (диоды, тиристоры, транзисторы) имеют идеализированные характеристики и используется так называемое симметричное управление преобразователями, когда значения а (у) для тиристоров (транзисторов), включенных в разные фазы, равны между собой. Обычно дифференциальные уравнения асинхронного двигателя записывают в относительных единицах, используя в качестве базовых следующие величины: 1) для напряжения U6=Um<i> n, где Um ф n — амплитуда номинального фазного напряжения статорных цепей; 2) для тока /б=/тф^, где /тфл? — амплитуда номинального фазного тока статора; 3) для активных, индуктивных И ПОЛНЫХ сопротивлений Zb=Utlh 4) для скорости Q6=fi0, где £2о=2я/о — угловая частота напряжения питающей сети; 5) для времени ^б=1/^б=1/^о; 6) для потокосцеплений W6==U6t6—U6/^6', 7) для индуктивностей £б=^б//б==£/б/&о/б= =Ze/^б; 9) для активной, реактивной, полной мощностей Рб= =£1Лг=3£/флг/флг=3/2£/б/б, где Sin — номинальная полная мощность двигателя, иФы и Iфы— номинальные действующие фазные напряжения и ток статора; 9) для моментов Мб=РбРп/&б— =3/2Ч/‘б/брп; 10) для моментов инерции Іб=Мбібрп=РбРп2/&б3. В дальнейшем в гл. 2—4 будем применять при описании асинхронной машины принятые относительные единицы, оговаривая переход к абсолютным единицам или к относительным единицам при других базовых величинах. Введем специальные буквенные обозначения для относительных значений времени, скорости и момента: 't=t/t6=tQo, o)—Q/Q,6=Q/Q0, т=М/Мь, а остальные от - носительные единицы будем обозначать так же, как и абсолютные.
Исходные уравнения, записанные через проекции обобщенных векторов на ортогональные оси и, и, вращающиеся с произвольной
скоростью, имеют следующий ВИД [39] |
Uus — Rjus ~Ь D'Pи
uvs ~ *As + DWVS - f - сок^Ы5; Wur'-= ^2кг + DWur — (coK — CO) Wvr uvr~ ^2ivr 4~ DWvr -f - (coK — to) Wur,
(2.1) |
«Л*;
где сок — угловая скорость координатных осей; D — символ дифференцирования по времени; Uus, uvs (uUr, War) — проекции на оси W, v обобщенного вектора напряжения статора (ротора); ius, ivs (iur, /иг) — проекции на оси и, и обобщенного вектора тока статора (ротора) ; Ч^, 'Ft,* (4V, ^иг) — проекции на оси и, v обобщенного вектора потокосцепления статора (ротора); /?і(і? г)—активные сопротивления статорных (роторных) цепей.
Пространственные обобщенные векторы могут быть записаны в комплексной форме в системе координат и, v, если известны их проекции на эти оси, следующим образом:
x=xu+jx v—xe’y‘t (2.2)
їм = W + xv> tgY = xjxu, (2.3)
где x — обобщенный пространственный вектор (Us, Ur, is, ir, Ws,
Jr).
Формулы прямого и обратного преобразования устанавливают связь между фазными величинами трехфазной асинхронной машины и проекциями обобщенного вектора двухфазной машины [39]. Формулы прямого преобразования имеют следующий вид:
= 2/3 ] xas cos coK*c-f^s cos (сокт— 2*/3)-|-*M cos (сокт+ 2it/3) I; j xvs=—2/3 [ sin coKT 4- Xbs sin (coKT—2Tt/3)-j-^cs sin (cort+ 2it/3)]; |
(2.4) |
*ur = 2/3 {Xar cos (coK — со) X - f xbr cos [(сок со) t 2*/3] +
-f xcr cos[(toK — со) T - f 2*/3]}; xvr = — 2/3 {xar sin (coK — CO) 14- xbr sin [(coK — со) X — 2*/3J +
+ Xcr sin[(coK — CO) T + 2it/3]},
где Xas, Xbs, Xcs (Xar, Xbr, Xcr) — фаЗНЬІЄ ЗНаЧЄНИЯ СТЭТОрНЫХ (pO-
торных) величин; xus, xvs (xur, xvr) — проекции обобщенных векторов статора (ротора).
Фазные величины трехфазной асинхронной машины определяются по формулам обратного преобразования: для статора
•Xas = хus C0S юкт — Xvs Sin СОкт;
Xbs = Xus COS (coKx — 2it/3) — xvs sin (coKT — 2ti/3) ; XC8 = Xus COS (coKT-f 2-ге/З)— *us sin (coKT - f 2«/3);
для ротора
xcr— Xur C0S (®к — со) х — AV sin (0)К — со) х;
(2.6) |
хьг = хиГ cos 1(сок — (о) х — 2тг/3| — x,,r sin [(сок — со) х — 2n/3J;
ЛсГ = лыГ cos[(сок — СО) X - f 2ії/3] — xvr sin [(сок — со) X -|- 2*/3].
Связь между потокссцеплепиями и токами выражается с помощью уравнений вида
= Lt = L. |
/5 “f" Hі - ^-‘4’vT' іГ “І - ^0 or “І - ^Jo^vs‘> |
* U |
(2.7) |
= Lr У-ОГ = |
где Ls=Li+^o—индуктивность фазы статора, учитывающая магнитную связь с другими фазами статора; Lr—L2--Lo — индуктивность фазы ротора, учитывающая ее магнитную связь с другими фазами ротора; L{L2)—индуктивность рассеяния фазы статора (ротора); Lo=3/2Mi2 — взаимная индуктивность между фазой статора (ротора) и всеми фазами ротора (статора); М2 — максимальная взаимная индуктивность между фазой статора и ротора.
Подставляя (2.7) и (2.1), получаем систему дифференциальных уравнений:
Уvs = ^1 Uш = R. и„г = R |
(2.8) |
s I LsDius —j— L ()Dinr a>JLsivs coKL 0ivr, vs 4“ LsDLds. - f~ (iLsius - j-
иґ I LrDilir ] Li:Di[is (coK CO) Lriv,. (сок со) Lnivs, vr “b LrDivr ■— L0Divs - j - (сок — со) Lriur - f - (coK — со) L0ius.
может (2.9) |
Электромагнитный момент, развиваемый двигателем, быть определен из выражения
т — и ( Іиг Іvs iusivr) •
Исходная система (2.8), которая при co=const является линейной, видоизменяется в зависимости от схемы включения машины. Однако при общем рассмотрении она может быть записана в матричной форме
(2.10) |
U= RI-f-LDI,
где U =||«us, uvs, uur, uvr\T — вектор напряжения асинхронной машины; l = ||*ws, ivs, iur, ivr\T — вектор токов асинхронной машины; L, R — квадратные матрицы коэффициентов 4X4, зависящие от параметров машины, скорости двигателя, угловой скорости координатных осей и схемы включения.
Фазные напряжения питающей сети описываются следующими выражениями:
(2.11) |
2и/3); |
иА - cos т; ur — cos (х
ис = cos (т —{— З-к/З).
Введем в рассмотрение обобщенный вектор напряжения питающей сети
U]y — UuN-{-jUvN, (2.12)
где ииn, uvn — проекции вектора uN на ортогональные оси и, v. Используя (2.3), (2.4), (2.11), получаем
и |
uN |
(2.13) |
U |
vN uN = Є |
= COS (1 —(DK) x; = sin (1 —(0i:) г; / (1—"K) t |
Входным вектором системы является вектор uN, а его компоненты— это проекции uN на ортогональные оси, т. е. U^ = ||«uat,. uvN\T. Очевидно, существует связь между векторами U и Uas.
в общем случае, как показывает анализ, U является функцией U^ и координат вектора I:
U = NUjv+P£I+KI, (2.14)
где N — матрица коэффициентов размера 4X2; Р, К—матрицы
коэффициентов размера 4X4.
Вид этих матриц зависит от схемы включения машины. Подставляя (2.14) в (2.Т0)7^лучавм
NUn+PDI+K* = RI+LDI. (2.15)
Приведем уравнение состояния асинхронного двигателя (2.15) к нормальному виду:
D =—B-TI+B-WUiv, (2.16)
где матрица B=L—Р, F=R—К. Для того чтобы перейти к решению однородного дифференциального, уравнения, введем обобщенный вектор состояния
I |
(2.17) |
= I. |
lur> Lvr> |
и и., и/V’ vN |
компонентами которого являются проекции на ортогональные оси и и v обобщенных векторов тока статора, ротора и напряжения питающей сети.
Как следует из (2.13),
° _(! «,„) ц ни (218)
(1—(0К) О
Зависимость производной вектора Ujv от обобщенного вектора состояния V можно представить в следующем виде:
DUjv=OI+HUjv, (2.19)
где 0 — нулевая матрица размера 2X4.
С учетом (2.16) и (2.19) получаем
D=AV, (2.20)
где А |
—В-1? B-1N О Н
— характеристическая квадратная матрица коэффициентов размером 6X6.
Решение однородного дифференциального матричного уравнения (2.20) можно записать в следующем виде:
V(x) = eAt V (0), (2.21)
где V (0) — начальный обобщенный вектор состояния системы; еКх — расширенная переходная матрица системы, так называемый матричный экспоненциал.
Матричный экспоненциал определяется как сумма ряда
eA' = E + Ax+<^i+(-^!l+...=|J<^i, (2.22)
1=0
где Е — единичная квадратная матрица размером 6X6.
Вычисление (2.22) производится на ЦВМ. Обычно для определения еАт достаточно вычислять 8—10 членов ряда [30].
В установившихся режимах из-за периодичности процессов и симметричности компонент вектора V его составляющие, т. е. обобщенные векторы un, is, ir, обладают так называемой £-такт< ной симметрией [30, 37], т. е. годографы этих векторов, являющиеся за период коммутируемого переменного напряжения ти замкнутыми кривыми, состоят из g одинаковых тактов, длительность каждого из них xT—xu/g. Такты можно совместить друг с другом поворотом на угол тu/g. Следовательно, существует такой расчетный интервал времени тр=тт, обычно меньший, чем период переменного напряжения т«, для которого выполняется следующее условие:
«А, (' + *р) = е‘(' "К> к (т),
|^ + 'р) = ^<|-‘к, ЧМ. | (2.23)
Условие периодичности может быть записано и для обобщенного вектора состояния
V (т-f-Tp) = TV (т), (2.24)
где Т — квадратная матрица размера 6X6.
Эта матрица может быть представлена с использованием квадратных подматриц 0 и S размера 2X2:
(2.25) |
где |
(2.26) |
S |
0 |
0 |
|
т = |
0 |
S |
0 |
0 |
0 |
S |
COS (1 свк) хр, — sin (1 — CDh)xp sin (1 — (0K)xpi COS (1 (DK) xp |
Значение Тр зависит от способа параметрического управления, типа полупроводникового преобразователя и места его включения (в статорные или роторные цепи).
На отрезке тр, отсчитываемом от времени т0 (принятого за начало расчетного интервала) до времени тк (тр=тк—то), содержится k интервалов времени, соответствующих различным схемам включения машины. Границами этих интервалов являются моменты времени то, ті, Т2, ...,тк. На /-м интервале ATj=T7-—т7-і решение для V (т) имеет вид
(2.27)
где А і — матрица коэффициентов, соответствующая схеме включения асинхронной машины на отрезке Лт?.
В силу непрерывности обобщенного вектора состояния системы значение вектора V(tj) в конце интервала Дт3 является начальным значением для следующего Лт/+і интервала. С учетом этого можно записать функциональную зависимость между значениями вектора V (т) в конце и начале расчетного периода тР:
/=і
Л (хгхі-
(2.28> |
VW. |
V^
i=k
где П — знак произведения.
Так как значения V(tK) и V(to) связаны соотношением (2.24), получаем
WV(t0)=0, (2.29)
где
(2.30) |
W = Т — J] еК'1 Xi-x).
i=k
Из (2.29) может быть определен вектор начальных условий V (то) для расчетного интервала тр, а также, если это необходимо, и время то, принимаемое за начало отсчета. Мгновенные значения вектора V(t) на интервале тР определяются с помощью
(2.27) , на остальных участках времени — с использованием (2.24).
Таким образом, при исследовании установившихся режимов
полупроводниковых асинхронных электроприводов с использованием метода переменных состояний необходимо определить:
1) целесообразную скорость вращения координатных осей сок;
2) расчетный интервал тр, удовлетворяющий условию (2.24), и То — время начала отсчета тр; 3) количество различных схем включения двигателя на отрезке тр и матрицы А} для этих схем;
4) длительность отдельных интервалов Ат/, в течение которых реализуется та или иная схема включения машины; 5) вектор начальных условий V(to); 6) мгновенные значения вектора V(t) на расчетном интервале тр.
Как видно из описания алгоритма, расчет установившихся режимов на основе метода переменных состояния выгодно отличается от обычных численных методов решения на ЦВМ системы дифференциальных уравнений, так как позволяет сразу же получить решение для установившегося режима при рассмотрении только отрезка времени тр, обычно меньшего, чем период переменного напряжения. Эти особенности расчета существенно сокращают машинное время.
Располагая мгновенными значениями вектора V(t), можно рассчитать показатели, характеризующие установившийся режим работы электропривода.
Проекции обобщенных векторов токов статора и ротора (iUs, ivs, iur» ivr) являются компонентами вектора V, закон изменения которого во времени известен.
Проекции обобщенных векторов ПОТОКОСЦЄПЛЄНИЙ (Wms, 'Fws, lFMr, Ч^г) определяются с помощью (2.7).
Проекции обобщенных векторов напряжений (uus, Uvs, Uur, uvr) при известных Ujv и I рассчитываются с использованием (2.14). Формулы обратного преобразования (2.5), (2.6) позволяют определить фазные токи и напряжения.
Зная закон изменения мгновенных фазных значений статорных и роторных цепей, можно найти действующие значения токов и напряжений в отдельных фазах и произвести гармонический анализ этих функций. Если при работе вентильного преобразователя трехфазная система напряжений и токов, питающих двигатель, несимметрична^ то необходимо рассчитывать гармонические доставляющие к а ж доїї~<фНЗБГГгГ ]зат|!М^^ и ч -
ных составляющих для гармоник одного номерга;—определять составляющие прямой и обратной последовательностей.
Если токи, протекающие по обмоткам статора (ротора), различны, то определяется их действующее значение для каждой фазы статора (ротора).
Закон изменения электромагнитного момента во времени т= = /(т) определяется по (2.9). Средний момент (постоянная составляющая)
Положительная и отрицательная амплитуды (+Лт, —Ат) переменной составляющей момента могут быть рассчитаны следующим образом:
+А т=ттах—тсР; (2.32)
—Am=mmin—mcp, (2.33)
где пітах{іПтіп)—максимальное (минимальное) значение момента на отрезке тР.
Из-за периодичности процессов в установившемся режиме удовлетворяется условие т(т+тР) =т(т), т. е. периодом функции т(т) является тР. Отсюда следует, что частота пульсирующей составляющей момента
/п = (2.34)
тр
Для обобщенной характеристики пульсирующего момента можно ввести в качестве показателя q наибольшее значение интеграла переменной составляющей момента:
и *
(2.35) |
J (т — тср) di
где т' и т — моменты времени, соответствующие условию т(т') = пг(т") =imcp. Значения т' и т выбираются таким образом, чтобы значение q было максимальным.
Используя общие методы определения активной (Р), реактивной (Q) и полной мощности (5) в трехфазных цепях переменного тока при управлении от вентильных преобразователей [41], можно получить выражения для коэффициента мощности kM и коэффициента полезного действия т] при синусоидальном напряжении питающей сети:
(2.36) (2.37) |
•Sj.— 2/3 (las "f - Ics)’>
PX=V2/3 (Ilas cos cpla 4- /l6s cos <p1/; + /lcs cos <plc);
^ ^ і I las coS Via Ч~ I lbs cos fib Ч~ Iics cos Yl с.
r, = A=_ ^ (2.38)
Pi /2 (/,
as
cos yia + Ilbs COS <p1& + /lcsCOS <flc)
где Pi и Si — активная и полная мощность, потребляемая из сети переменного тока трехфазной нагрузкой: has {libs, hcs) —действующее значение первой гармоники тока фазы а (Ь, с) статора; фіа(фіь, фіс) — фазовый сдвиг первой гармоники статорного тока фазы а (Ь, с) по отношению к напряжению фазы Л (В, С) питающей сети; Ias {lbs, hs)—действующее значение тока фазы а {Ь, с) статора; Р2 = тсРсо — механическая мощность на валу асинхронного двигателя.
Определение kM и і) упрощается, если статорные токи отдельных фаз двигателя симметричны. В этом случае I{as=Ilbs=Ilcs= ==Ils] фіа==фіЬ==:фіс==:фЬ Ias== Ibs== Ics== Is |
s |
4= —------------- [/ 2 Ils cos <pt |
mc pw |
(2.39) |
(2.40) |
где kK=Iis/Is — коэффициент искажения.
Для оценки нагрева обмоток двигателя высшими гармониками тока при несинусоидальном питании целесообразно ввести так называемые коэффициенты перегрузки по току статора knа—
===Ias/Ilas, knlb == Ibs/Ilbs, knlc—I c, s 11 cs И pOTOpa ^n2a==^ar/^lar, kn2b=z I br! Ibri ku2c== I cr 11cr, ГДЄ /аг» Лу(-Лаг> І br, Асг) ДЄИСТ-
вующие значения тока (первой гармоники тока) фаз ротора.
В симметричных режимах величины kn для отдельных фаз статора (ротора) одинаковы, т. е. kni=Is/hs, >kn2 = 1гЦг-
Рассмотрим особенности исследования установившихся режимов полупроводниковых асинхронных электроприводов при использовании преобразователей различного типа.