Организация маркетинга стандартизированных товаров
Маркетинг стандартизированных товаров, в особенности в области сельскохозяйственной продукции, осуществляется объединениями производителей или управлениями по сбыту. Управления по сбыту — это мощные маркетинговые агентства, которые выполняют функции по объединению, маркетинговой организации и заключению сделок. Они распространены по всему миру, например Управление молочной промышленности Новой Зеландии, Управление по сбыту пшеницы Австралии. Подобные организации действуют также в Канаде, во Франции, в Великобритании и в Африке.
Управления по сбыту — это организации, контролируемые главным образом производителями, при этом государственные полномочия распространяются на широкий диапазон фермерской производственной и маркетинговой деятельности. Основные функции их деятельности описали Колье и Уль (Kohls and Uhl, 1990):
1. Коллективное ведение переговоров о цене и заключение сделок от лица всех производителей данного товара.
2. Выполнение роли единого агента по сбыту данного товара, имеющего широкие полномочия во всех аспектах маркетинга, включая владение складскими помещениями.
3. Финансирование деятельности по сбору сведений о рынке и рыночных исследований.
4. Заключение соглашений об объединении производителей для разделения доходов среди фермеров.
5. Регулирование производства и сбыта, установление квот.
Аргументом в поддержку таких организаций служит то, что регулирование сбыта помогает использовать рыночный потенциал при торговле стандартизированными товарами и, следовательно, максимизировать доходы производителей. Защитники регулирования в целях достижения координированного и дисциплинированного сбыта сельскохозяйственной продукции ссылаются на посредственный маркетинг, слабые продажи, разрушительную конкуренцию, рыночные надбавки и необходимость извлечь из рынка все возможное.
Наиболее часто эти организации используют маркетинговые возможности, возникающие за счет привилегированного доступа к ограниченному и более дорогому рынку, сформировавшемуся под действием квот и ограничений для доступа. Такие квоты существуют на многих рынках, например сельскохозяйственные квоты в ЕС, квоты на сыр и говядину в США, квота на масло в Великобритании.
Иметь право продавать максимальное количество товара на рынке, где торговая и внутренняя политика поддерживают цены выше международного уровня, очень выгодно. Такие квоты широко распространены в торговле стандартизированными товарами и искажают традиционный процесс сбыта продукта.
Из-за глобальных перемен в мировой экономике и все большей открытости некоторых рынков стали раздаваться призывы запретить такие управления по сбыту. В качестве причины выдвигается тот факт, что различные ограничения и маркетинговые структуры, позволяющие лишь нескольким поставщикам конкурировать на рынке, главным образом выполняют задачу максимизации цен, а не доходов (Hussey, 1992).
Рынки стандартизированных товаров сокращаются по сравнению с рынками товаров личного потребления. Начинается новый период в развития производства и сбыта пищевой продукции. Не существует более принципиально общих рынков для молочных продуктов, мяса и шерсти. Вместо этого существует всевозрастающее многообразие рынков для продуктов, произведенных из этого сырья, при этом вид продукта, упаковка и методы розничной торговли различаются в зависимости от рынка. Хотя в сельскохозяйственном маркетинге некоторых стран и наблюдается переход от стандартизированных товаров к дифференцированным, остается под вопросом, соответствует ли эта тенденция темпу изменений рынка. Тенденция монополизации продаж или маркетинговой регуляции приводит к ограничению товарного ассортимента и более медленному вводу новшеств, чем при наличии на рынке конкурирующих продавцов, — это используется как аргумент в пользу изменения статуса управлений по сбыту (Hussey, 1992).