Европейская перспектива
Одним из главных критиков школы маркетинг-менеджмента стал французский профессор Жиль Марион {Giles Marion). Позиция Мариона представлена в статье «Маркетинг менеджмент: что изменилось с 1960-х?» («The marketing management discourse: what’s new since the 1960s?», 1993). Здесь «дана попытка формализации идей, являющихся отличительной особенностью маркетинг-менеджмента как школы» {Marion, 1993). В статье на основе материала, изложенного в популярных американских и европейских учебниках по маркетингу, Ж. Марион доказывает, что «маркетинг как наука должен представлять свои предписания в более скромной форме, должен более детально описывать взаимодействие между спросом и предложением и выходящие из этого организационные последствия» {Marion, 1993). Он выражает следующее мнение: несмотря на то что нормативная теория маркетинг-менеджмента вполне могла оказывать полезное влияние на развитие теории и практики менеджмента, «в ней не появилось ничего нового с 1960 г. или даже с еще более раннего периода» {Marion, 1993).
Марион критикует основные положения американской школы маркетинг-менеджмента сравнительно мягко. Эверт Гаммессон {Evert Gummesson), один из лидеров скандинавской школы, более резок. По мнению Гаммессона, «традиционные учебники не могут удовлетворительно отобразить реальность». Он приводит шесть доводов в пользу выдвинутого им тезиса {Gummesson, 1993)'.
1. Маркетинг представляется в учебниках на ограниченном материале, связанном главным образом с рынком фасованных товаров массового производства.
2. На товарах концентрируется меньшая часть маркетинговой активности, однако учебники фокусируют свое внимание именно на них, рынок же услуг рассматривается лишь как частный случай.
3. Учебный материал посвящен в основном маркетинговым действиям на рынках потребительских товаров, в то время как промышленный и деловой маркетинг рассматриваются лишь как частные случаи.
4. Учебный материал не систематизирован: новый материал нагромождается на старый, между ними не происходит интеграции.
5. Учебники обычно хороши с педагогической точки зрения — их форма выгодно отличается от содержания.
6. Подчинение Европы Америке и ее маркетинговым «гуру» приводит к замалчиванию собственно европейских достижений в этой сфере.
Таким образом, Гаммессон считает, что американские учебники отражают свойственную американцам «колонизаторскую» политику в этой сфере, следствием чего является недооценка и игнорирование большинства появившихся в течение двадцати последних лет достижений в области промышленного маркетинга и маркетинга услуг. В некоторой степени вина за это лежит на европейцах, которые не придавали должного значения пропаганде своих идей в Америке, и в гораздо большей степени — на американских исследователях, препятствовавших публикации трудов зарубежных специалистов.
Многие положения, выраженные Марионом и Гаммессоном, присутствуют и в трудах Кристиана Гронроса (Christian Gronroos), еще одного яркого представителя скандинавской школы. Согласно Гронросу (Gronroos, 1994), большинство академических и учебных трудов рассматривало маркетинг как предмет, возникший в 60-е гг., основанный на маркетинге-микс и четырех его составляющих: продукте, цене, размещении и продвижении (McCarthy, 1960). Следствием этого стало то, что «эмпирическому исследованию ключевых маркетинговых переменных, а также рассмотрению проблемы их восприятия и использования специалистами по маркетингу не уделялось достаточного внимания. Рассматривались скорее схемы, чем процессы» {Kent, 1986).
Упрощенная схема оригинальной концепции маркетинга-микс Н. Бордена, принадлежащая Дж. Мак-Карти, имела очевидные педагогические достоинства и лучше всего подходила для описания рынка расфасованных потребительских товаров массового производства. Этот рынок предполагает наличие развитой системы каналов распределения и коммерческих средств массовой информации. Действительно, большая часть учебников и работ по маркетингу рассматривает его именно в таком приложении, хотя реально он существенно шире.
Впрочем, концепция маркетинга-микс имеет и более серьезные недостатки, состоящие прежде всего в том, что она ориентирована на производство и рассматривает потребителей как лиц, которым, но не для которых, нечто производится (см.: Dixon andBbis, 1983; Gronroos, 1989; 1990). Второй недостаток состоит в том, что, несмотря на признание самим Дж. Мак-Карти наличия взаимодействия между четырьмя составляющими, «модель не содержит в себе взаимодействующих эле
ментов. Более того, в ней ничего не говорится о природе и масштабах подобного взаимодействия» (Gronroos, 1994).
Основной недостаток подхода четырех «Р» заключается в том, что в его рамках маркетинг определяется как чисто функциональная деятельность. Это может привести к конфликту с другими функциональными областями и оттолкнуть человека от маркетинговой деятельности, поскольку она в этом случае является прерогативой отдела маркетинга.
К. Гронрос считает концепцию маркетинга-микс непосредственным следствием развития микроэкономической теории несовершенной конкуренции, разработанной Джоан Робинсон и Э. Дж. Чемберленом (Robinson и Chamberlin) в 30-е гг., но полагает, что отрыв модели от ее теоретических корней делает ее бесплодной. К. Гронрос не останавливается на этом и заявляет, что «введение концепции четырех “Р” маркетинга-микс с ее упрощенным рассмотрением реальности может рассматриваться как шаг назад, подобный возвращению на уровень столь же упрощенной микроэкономической теории 30-х гг.». Это наблюдение нашло серьезное подтверждение в явной неспособности американских специалистов по маркетингу проследить за эволюцией «параметрической теории» копенгагенской школы. Основываясь на работах Р. Фриша (Frisch, 1933), Г. Стокльберга (Stackelberg, 1939), М. Кьера-Хансена (Kjaer-Hansen, 1945) и А. Расмуссена (Rasmussen, 1955), Госта Миквиц (Gosta Mickwitz) пишет:
Коль скоро основанные на эмпирических данных работы, посвященные описанию маркетинговых механизмов, свидетельствуют о том, что предприятие использует множество методов, существенно отличающихся друг от друга, теория поведения предприятия на рынке окажется крайне нереалистичной, если она будет... ограничиваться лишь рассмотрением некоторых из них. Именно поэтому мы постоянно подчеркиваем тот факт, что фирма может использовать для увеличения объема продаж множество самых разных способов.
(Mickwitz, 1959)
К. Гронрос поясняет: «Факт взаимодействия различных маркетинговых переменных был ясно осознан и оценен в параметрической теории посредством различной эластичности рыночных параметров на протяжении жизненного цикла изделия» (Gronroos, 1994).
В то время как концепция четырех «Р» стала общепризнанной «теорией», или нормативным подходом к маркетингу в США и многих других странах, в Европе возникали новые модели и теории, среди которых можно выделить модель сетевого взаимодействия в промышленном маркетинге и маркетинге услуг (60-е гг.) и концепцию маркетинга партнерских отношений, возникшую несколько позднее.
Модель сетевого взаимодействия, разработанная в Уппсальском университете (Швеция) в 60-е гг., впоследствии была принята во многих странах вслед за созданием IMP (Industrial Marketing and Purchasing) Group (Группа промышленного маркетинга и снабжения).
Модель сетевого взаимодействия указывает на то, что обмен не является прерогативой профессиональных специалистов по маркетингу, и потому в его реализации могут участвовать все остальные члены взаимодействующих систем. Некоторые из них могут иметь больший вес и оказывать взаимодействию большее внимание, чем это делают профессиональные специалисты.
В 70-е гг. интерес к маркетингу услуг возник одновременно в США и в Европе. В то время как в США продолжала господствовать концепция четырех «Р», в Скандинавии, и конкретно в Финляндии, «скандинавская школа услуг» стала рассматривать маркетинг услуг в качестве неотъемлемого элемента общего процесса управления. К. Гронрос и Э. Гаммессон являются яркими представителями этой школы.
Для подхода в рамках сетевого взаимодействия к промышленному маркетингу и современному маркетингу услуг свойственно «отношение к маркетингу как к процессу взаимодействия в социальном контексте, основой которого является построение системы партнерских отношений» ( Gronroos, 1994). Гронрос считает, что этот подход подобен системному подходу в маркетинге, характерному для 50-х гг. (например, Alderson, 1957), и резко контрастирует с узкофункциональным подходом четырех «Р», при котором продавцы активны, а покупатели пассивны. Как уже отмечалось ранее, вследствие такого взгляда все действия по обмену отдаются в руки профессиональных специалистов по маркетингу, что может привести к психологическому отчуждению других членов организации от участия в этой деятельности. Сколь далека подобная позиция от утверждения П. Друкера (Drucker, 1954) о том, что единственной целью бизнеса является производство потребителей!
В ответ на эту потребность в 80-е гг. появился маркетинг взаимоотношений (relationship marketing). К. Гронрос дает здесь свое определение: «Маркетинг призван устанавливать, поддерживать и укреплять отношения с потребителями и с другими партнерами на основе взаимной выгоды всех участвующих в процессе сторон. Эта цель обеспечивается взаимным обменом и исполнением обязательств» (Gronroos, 1990). Подобным же образом М. Бейкер (и ряд других авторов) утверждал, что маркетинг должен быть признан как функцией бизнеса, так и его философией. Как функция, связанная с координацией и реализацией маркетингового плана, маркетинг, скорее всего, по-прежнему будет исходить из удобной идеи маркетинга-микс, хотя концепция четырех «Р» и является чрезвычайно упрощенной версией исходной формулировки. Разумеется, важно помнить и о том, что продолжение использования такой организационной и плановой структуры никоим образом не противоречит модному ныне маркетингу партнерских отношений, потеснившему трансакционную модель.
Основываясь на работе Мишеля Альбера (Albert, 1991 [М. Альбер. Капитализм против капитализма. СПб, 1998]), Кристиан Дюссар (Dussart, 1994) указывает на отличие англосаксонской модели капитализма, основанной главным образом на краткосрочном взаимодействии и разовых сделках, от альпийско-германской модели, которой придерживаются также в Скандинавии (и в Японии), где долгосрочные взаимоотношения рассматриваются как средство удовлетворения покупателя и извлечения прибыли продавцом.