Социально-экономическая статистика

Статистика государственных финансов и государственного бюджета

Методологические проблемы статистики государственных фи­нансов связаны в первую очередь с определением границ сектора государственного управления, четким определением его финансовых функций, классификацией и агрегированием (консолидированием) доходов и расходов государственного бюджета. Актуальным и про­блемным является вопрос о наиболее целесообразной организации системы исследований в области статистики финансов.

В большинстве государств имеются различные бюджетные уров­ни государственного управления. В международной практике разли­чают три уровня:

• центральные органы государственного управления;

• органы государственного управления субъектов государства (штатов, федеральных земель, областей, республик и т. д.);

• местные органы власти.

Для многих целей статистического исследования предпочтение отдается дезагрегированному представлению данных, так как важно изучать структурные показатели и их изменения. Например, суще­ствуют виды налогов, которые имеют отношение только к одному бюджетному уровню. Для многих других целей желательно, напротив, консолидирование данных. Это касается в первую очередь междуна­родных сравнений, которые не должны зависеть от специфических национальных особенностей в организации финансовой статистики.

Без двойного счета могут консолидироваться только данные о доходах или расходах, относящиеся к операциям с единицами вне сектора государственного управления, т. е. данные о так называемых непосредственных расходах и доходах. Эти данные не характеризу­ют фактический объем бюджета и перераспределение в секторе го­сударственного управления. Поэтому, несмотря на повторный счет, следует суммировать доходы и расходы в рамках бюджетов отдель­ных уровней.

Консолидирование данных о потоках доходов и расходов может осуществляться по институциональному, временному и содержатель­ному критериям.

I. Консолидирование по институциональному критерию не пред­полагает учет операций, характеризующих финансовые связи между различными бюджетными уровнями, т. е. исключаются операции:

1) с учреждениями на том же бюджетном уровне государствен­ного управления;

2) с учреждениями на других бюджетных уровнях государствен­ного управления (вышестоящими или подчиненными);

3) с другими учреждениями в секторе государственного управ­ления, не осуществляющими непосредственного управления го­сударством.

II. Консолидирование по критерию времени означает охват опе­раций, имеющих место в течение нескольких периодов времени, таких, например, как возникновение и погашение долгов, исполь­зование резервных средств («внутренние ссуды»), приобретение и продажа активов, ликвидация дефицитов прошлых периодов и т. д. (так называемые «особые финансовые операции»),

III. Консолидирование по критерию содержания означает учет операций, выражающих связи между различными частями бюд­жета, например «внутренние расчеты». Здесь же имеют место и «бюджетные расчеты», которые выделяются по каждому разделу бюджета или по всему бюджету соответствующего органа государствен­ного управления при его финансовых отношениях с третьими лицами.

На основе четкого разграничения уровней государственного уп­равления построена система следующих обобщающих показа­телей доходов и расходов.

Валовые расходы — представляют собой сумму непосредственных расходов и платежи в бюджеты сектора государственного управления.

Чистые расходы — разница между валовыми расходами и платежа­ми на том же бюджетном уровне государственного управления.

Нетто-расходы сектора государственного управления — разница между чистыми расходами и платежами, поступающими от других бюджетных уровней. Данный показатель не включает «особых фи­нансовых операций».

Дезагрегированное сальдо финансирования — разница между чи­стыми расходами и доходами.

Дезагрегированное сальдо финансирования плюс сальдо по «осо­бым финансовым операциям» представляет заключительное сальдо бюд­жетного финансирования, которое должно совпадать с соответствую­щими позициями счетов «текущих операций» или «капитальных затрат».

В соответствии с общепринятой классификацией государствен­ные финансы являются важнейшим элементом финансовых отно­шений. Они включают звенья, которые группируются в зависимо­сти от характера финансовых отношений в деятельности субъектов, оказывающих определяющее влияние на состав и назначение це­левых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере государственных финансов в качестве звеньев государствен­ный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Она должна отражать ведомственную структуру и практику деятельности ор­ганов государственного управления, базируясь на отчетных дан­ных об исполнении бюджета государства.

Для целей статистики государственных финансов данные об общих доходах и расходах должны, по возможности, отражать стадию осуще­ствления той или иной операции, наиболее приближенную к реализа­ции фактических платежей. Данные о доходах должны быть основаны на сведениях о фактическом поступлении средств, а не о начисленных суммах или их оценках. Данные о расходах должны относиться к фактическим платежам или к стадии между поставкой и платежом.

Финансовые отношения государства с предприятиями, органи­зациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, не­пременным участником которого является государство, и, во-вто - рых, связаны с формированием и использованием денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потреб­ностей. Бюджетные операции характеризуются большим многооб­разием, поскольку опосредуют различные направления распредели­тельного процесса (между секторами экономики, отраслями национального хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концент­рироваться определенная доля национального дохода, необходимая для нужд расширенного производства в масштабах всей экономики, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государствен­ного управления.

Совокупность финансовых отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственный бюджет. По экономической сущности государ­ственный бюджет — это финансово-денежные отношения, воз­никающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназна­ченного на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Бла­годаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить необходимые средства на определенных участках экономического и социального развития. Таким образом, государственный бюд­жет всегда является важным инструментом воздействия на разви­тие экономической и социальной сфер. С его помощью государ­ство в процессе перераспределения национального дохода может изменять структуру производства, влиять на результаты хозяйствен­ной деятельности, осуществлять социальные преобразования и т. д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не утрачивает своей роли.

Статистика госбюджета изучает процессы мобилизации части национального дохода и ее использование на государственные нужды. Государственный бюджет должен рассматриваться в каче­стве самостоятельной экономической категории, сущность кото­рой реализуется через распределительную (перераспределитель­ную) и контрольную функции. Благодаря первой происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использо­вание; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, эффективно ли они используются.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники об­щественного производства. Основным объектом бюджетного пе­рераспределения является чистый доход.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объектив­но, через формирование и использование денежных средств государ­ства отображает экономические процессы, протекающие в структур­ных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движете бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих пока­зателях бюджетных поступлений и расходных назначениях.

Функции государственного бюджета объективны, но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит отражение в бюджетном механизме.

Задачами статистики госбюджета в Российской Федерации яв­ляются:

• изучение объемов, динамики и структуры источников и ви­дов доходов и расходов госбюджета, а также сети штатов и кон­тингентов бюджетных учреждений;

• подбор и систематизация статистических данных о ходе вы­полнения государственных программ и планов, что необходимо для разработки проектов бюджета страны и ее регионов.

В решении этих задач статистика госбюджета использует сле­дующие материалы.

1. Государственный бюджет Российской Федерации, утверж­денный Федеральным Собранием Российской Федерации.

2. Годовые, квартальные и месячные бухгалтерские отчеты об исполнении государственных и местных бюджетов.

3. Годовую периодическую и статистическую отчетность фи­нансовых органов.

4. Ежемесячную отчетность учреждений Банка России и всей банковской системы.

5. Годовую и периодическую отчетность (статистическую и бухгалтерскую) Госкомстата РФ.

Одним из важнейших методов статистической разработки дан­ных государственного бюджета является группировка доходов и расходов. В соответствии с экономической природой доходы го­сударственного бюджета можно разделить на две группы: поступле­ния от субъектов хозяйства (включая различные налоги и платежи юридических лиц) и поступления от населения (в том числе госу­дарственные налоги с населения). Согласно задачам, стоящим перед государством, все расходы объединяются в следующие основные груп­пы: экономика, социально-культурные мероприятия, оборона стра­ны и содержание органов государственного управления. В расходах на экономику выделяются отдельные отрасли по ведомственному признаку; расходы на социально-культурные мероприятия класси­фицируются по направлениям (на просвещение, науку, здравоохра­нение и т. д.). Расходы группируются также по видам затрат, для чего в их классификации предусмотрены специальные статьи: «За­работная плата», «Начисления на заработную плату», «Капитальный ремонт зданий и сооружений». Система показателей доходов и рас­ходов госбюджета представлена ниже.

Таблица 8.1

Укрупненная схема международных стандартов бюджетных классификаций, действующих в настоящее время

Доходы

Расходы

1

2

1. Общие доходы и полученные официальные трансферты (II+YI1)

Расходы и кредитование минус погашение*

11. Общие доходы (1I1+VI)

01 Государственные услуги общего назначения

III. Текущие доходы (IV+V)

02 Оборона

IV. Налоговые поступления

03 Общественный порядок и безопасность

01 Подоходные налогн, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости капитала

04 Образование

02 Отчисления на социальное страхование

05 Здравоохранение

03 Налоги на заработную плату и рабочую силу

06 Социальное страхование и социальное обеспечение

04 Налоги на собственность

07 Жилищно-коммунальное хозяйство

05 Внутреннне налоги на товары и услуги

08 Организация отдыха и куль­турно-религиозная деятельность

* функциональная классификация.

Продолжение табл. 8.1

1

2

02 Отчисления на социальное сграхование

05 Здравоохранение

03 Налоги на заработную плату и рабочую силу

06 Социальное страхование и социальное обеспечение

04 Налоги на собственность

07 Жилищно-коммунальное хозяйство

05 Внутренние налога на товары и услуги

08 Организация отдыха и куль­турно-религиозная деятельность

06 Налоги на международную торговлю и внешние операции

09 Топливно-энергетический комплекс

07 Прочие налоги

10 Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота

V. Неналоговые поступления

11 Г орнодобывающая промышленность и минеральные ресурсы за исключением топлива; обрабатывающая промышленность; строительство

08 Доходы от собственности и предпринимательской деятельности

12 Транспорт и связь

09 Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж

13 Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью

10 Поступления по штрафам и санкциям

14 Расходы, не отнесенные к основным группам

11 Отчисления в пенсионные фонды и в фонды социального обеспечения государственных служащих, функционирующих в рамках сектора государственного управления

12 Прочие неналоговые поступления

VI. Доходы от операций с капиталом

13 Продажа основного капитала

14 Продажа государственных запасов товаров

15 Продажа земли и нематериальных активов

Окончание табл. 8.1

1

2

14 Продажа государственных запасов товаров

15 Продажа земли и нематериальных активов

16 капитальные трансферты из негосударственных источников

VII. Полученные официальные трансферты

17 Из-за границы

18 От национальных органов других уровней государственного управления

19 Полученные странами-членами от наднациональных органов

20 Полученные наднациональными органами от их центральных штаб-квартир

Отечественная структура доходной и расходной частей государ­ственного бюджета не имеет принципиальных отличий. Расходная часть также построена по функциональному признаку. Экономи­ческая классификация расходов и кредитование за минусом пога­шений выглядит следующим образом.

I. Общие расходы и кредитование минус погашение (II + У)

II. Общие расходы (III + IV)

III. Текущие расходы

1 Расходы на товары и услуги

2 Выплаты процентов

3 Субсидии и другие текущие трансфертные платежи

IV. Капитальные расходы

4 Приобретение основного капитала

5 Приобретение товаров для создания запасов

6 Приобретение земли и нематериальных активов

7 Капитальные трансферты

V. Кредитование минус погашение (чистое кредитование)

8 Внутреннее кредитование

9 Внешнее кредитование

Анализируя доходную часть бюджета, обычно пользуются дан­ными о динамике каждого отдельного источника и его удельном весе в общей сумме доходов. Разработка данных о доходах и расхо­дах местных бюджетов проводится обязательно по отдельным их видам, при этом изучаются структура, темпы роста и роль отдель­ных видов местных бюджетов в финансировании местного хозяй­ства, социально-культурных мероприятий и расходов на управле­ние, а также их доходная база.

Дефицит государственного бюджета представляет собой ту часть расходов и кредитования, которая превышает поступления от дохо­дов, официальных трансфертов и сумм, поступивших от других сек­торов в счет погашения кредита. Эта нехватка финансовых ресурсов покрывается за счет принятия органами государственного управле­ния финансовых обязательств и/или за счет уменьшения ликвид­ных финансовых средств.

Дефицит (или превышение доходов над расходами — профицит) можно определять следующим образом.

Дефицит (профицит) = (Заимствование - Погашение долга) ± ± Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств;

Финансирование = Чистое заимствование (внешнее, внутреннее) — Приобретение финансовых требований за вычетом продаж или по­гашение таких требований ± Изменение остатков денежных средств.

Превышение доходов органов государственного управления над их расходами представляет собой ту часть доходов, полученных офи­циальных трансфертов и сумм в счет погашения кредита, которая превышает расходы и кредит и которая используется ими с целью уменьшения объема обязательств и/или увеличения объема ликвид­ных средств.

Изучение роли бюджета в процессе производства немыслимо без построения рядов динамики. Необходимо помнить об условии со­поставимости статистических данных. Это означает, что группиров­ка доходов и расходов за все предшествующие годы долж-на произ­водиться применительно к группировке отчетного года.

При анализе статистических данных об исполнении государствен­ного бюджета применяются различные приемы: сопоставление пла­новых и отчетных показателей для определения степени выполне­ния плана; исчисление базисных и цепных индексов, позволяющих проанализировать динамику тех или иных явлений; определение темпов роста и прироста, исчисление удельных весов отдельных ви­дов доходов и расходов в их общем объеме (структура бюджета); исчисление средних и относительных величин.

Следует обратить внимание на то, что удельный вес доходов бюджета в общей сумме национального дохода не совсем точно отражает действительное соотношение этих величин, поскольку в доходах бюджета имеются поступления, источниками которых слу­жат фонд возмещения и доходы прошлых лет (изъятия излишков собственных оборотных средств и амортизационных отчислений, часть доходов, направляемых на возмещение разницы между закупочной и расчетной ценами на сельскохозяйственное сырье и др.).

Анализируя соотношение между бюджетом и национальным доходом, следует иметь в виду, что оно зависит от ряда факторов, к числу которых, например, относятся: изменения, происходя­щие в отраслевой структуре национального дохода, увеличение или уменьшение доли накоплений, оставляемой в распоряжении предприятий на финансирование затрат по расширению произ­водства и стимулирование работников. Поэтому нельзя судить о роли бюджета в процессе перераспределения национального до­хода только по его удельному весу.

Важное место при анализе использования доходов бюджета отводится изучению финансовых результатов деятельности отдель­ных отраслей хозяйства. Для этого финансовая статистика при­меняет метод группировки предприятий по следующим типологи­ческим признакам:

• предприятия, покрывающие собственные расходы;

• предприятия планово-убьггочные;

• предприятия фактически убыточные.

Группировки предприятий по указанным признакам, как прави­ло, комбинируются с территориальным, отраслевым либо ведомствен­ным распределением. Это позволяет не только выявить степень и качество выполнения финансовых планов в целом по министерству (или сектору экономики), ведомству, объединению, но и вскрыть нарушения, допущенные в финансовых показателях по отдельным группам предприятий в территориальном и отраслевом разрезах.

Чтобы проанализировать доходную часть государственного бюд­жета, необходимо рассмотреть в динамике каждый из основных ис­точников дохода, установить их роль и экономическое значение во всем объеме бюджета. Для анализа обычно пользуются данными о динамике каждого отдельного источника и его удельном весе в об­щей сумме доходов.

Динамика расходов изучается по основным направлениям, рас­смотренным ранее. Однако иметь данные лишь о росте расходов по отдельным направлениям как в абсолютных суммах, так и в процен­тах к той или другой базе еще недостаточно. Чтобы получить полное представление об изменениях, происшедших в расходах бюджета, не­обходимо изучить и проанализировать их структуру.

На базе показателей, характеризующих абсолютные размеры раз­личных операций органов государственного управления и структуру государственного бюджета, можно рассчитать частные (относитель­ные) статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления. Важнейшими среди них являются следующие:

Расходы сектора государственного управления 1) Доля расходов (общий объем расходов госбюджета)

сектора государ - = _______________________________________ ;

ственного ВВП

правления

Доходы сектора государственного управления от налогообложения

2) Доля налогов в ВВП = ■

ВВП

Данный показатель является приблизительной мерой того, ка­кую часть ВВП органы государственного управления аккумулируют с целью дальнейшего перераспределения;

Налогов и отчисления на социальное страхование

3) Доля налогов и сборов = •

' ВВП

Этот показатель представляет статистическую ценность, поскольку отчисления на социальное страхование в большей степени влияют на стоимость рабочей силы, на предложение рабочих мест, готов­ность к расширению производства и инвестиций, а также на цены. Если доля налогов и сборов растет быстрее доли налогов, то можно сделать вывод о чрезмерном удорожании системы социального обес­печения (например, здравоохранения). Слишком высокие налоги и отчисления вытесняют многие виды экономической деятельности в сферу теневой экономики;

Уровень задолженности (или только новой задолженности)

4) Доля задолженности = ;

ВВП

В числителе данного соотношения — абсолютная величина запа­са, в знаменателе — показатель потока. Возможная интерпретация этого показателя: сколько месяцев (или периодов) производствен­ной деятельности требуется для погашения долгов. Если в числителе указана только новая задолженность, то речь идет о доле покрытия.

Неналоговые поступления. Они включают: безвозмездные, не­возвратные поступления, за исключением доходов от продажи капитала; поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; добровольные, безвозмездные, не­возвратные текущие поступления из налоговых источников. Та­ким образом, данная категория не учитывает доходы, получаемые государственными органами от налогов, официальных трансфертов, заимствований, платежей в счет предоставленных в прошлом госу­дарственных кредитов, от реализации основного капитала, запасов товаров, земли и нематериальных активов, а также поступления без­возмездных средств из негосударственных источников, предназна­ченные для капитальных целей.

Доходы от собственности и предпринимательской деятельности. В данную категорию входят все государственные доходы, поступление которых связано с тем, что государство владеет собственностью, пред­приятиями, финансовыми или нематериальными активами, а также кассовая (фактическая) прибыль вневедомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за преде­лами сектора государственного управления. Доходы данной катего­рии могут иметь форму дивидендов, процентов, земельной ренты, лицензионных платежей, отчислений из предпринимательского до­хода или кассовой прибыли вневедомственных предприятий. К этой категории не относятся доходы, поступающие от реализации капи­тальных активов, от продажи или выкупа акций, от погашения пре­доставленного кредита.

Социально-экономическая статистика

Личные и бизнес аккаунты в социальных сетях

Существует много путаницы в том, как отделить личные данные от бизнес-аккаунтов в социальных сетях. Большая часть неопределенности связана с созданием страниц Facebook, но многие люди также используют социальные сети, такие …

Глоссарий

Баланс народного хозяйства (balance of economy national) — вза­имосвязанная система балансовых таблиц, которую составляло ЦСУ СССР вплоть до конца 80-х годов XX столетия. БНХ харак­теризовал процесс воспроизводства совокупного общественного продукта …

Статистические показатели условий жизни, труда и отдыха

Наряду с показателями материального благосостояния жиз­ненный уровень населения характеризуют показатели, отражаю­щие общую ситуацию, обусловливающую уровень жизни. К ним относятся показатели: • состояния окружающей среды; • криминогенной обстановки; • условий труда; …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.