Социально-экономическая статистика
Статистика государственных финансов
8.1. Основные категории и система показателей статистики финансов
Реформирование политических и экономических систем в России и других странах СНГ предопределило специфику образования и использования финансовых ресурсов. Переход на экономические методы воздействия с одновременным резким сужением сферы государственного административного управления, коренные изменения в ценообразовании, инфляция и другие факторы принципиально изменили содержание государственных финансов, структуру источников формирования и распределения финансовых ресурсов Российского государства.
При принятии решений по финансовым вопросам, выявлении закономерностей и тенденций в динамике финансовых ресурсов и затрат, обусловленных особенностями переходного периода, необходимы анализ пропорций распределения финансовых ресурсов между госбюджетом, внебюджетными фондами и средствами предприятий и организаций, исследование роли и значения главных источников финансовых ресурсов в формировании их общей величины. Это позволяет оценить роль и значение различных каналов мобилизации ресурсов, целесообразность и обоснованность их распределения. Одним из информационных источников таких исследований является статистика государственных финансов, базирующаяся на отчетных данных об исполнении бюджета государства.
Финансы играют огромную роль как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Поэтому важно знать способы наиболее полного использования финансовых ресурсов учетом особенностей их функционирования в интересах эффективного развития экономики.
Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны активно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов, качественное — воздействием финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений.
От степени обеспеченности руководящих органов информацией о состоянии всех звеньев финансового механизма в значительной мере зависят результаты управления финансовыми процессами на всех уровнях экономики. Основная часть информации о финансовом состоянии хозяйствующих субъектов и регионов России сосредоточена в органах государственной статистики.
В последние годы в связи с крупными изменениями в экономике наблюдается также усиленный поиск новых вариантов оценки финансового состояния регионов. За последние десять лет статистические формы, характеризующие финансовое состояние субъектов хозяйствования, изменялись практически каждый год в попытках охватить и оценить различные стороны их деятельности. Поэтому исследование путей совершенствования статистики финансов предприятий и региона в целом как важной части проблематики статистики финансов на современном этапе представляется весьма актуальным.
В современных условиях хозяйствования, когда предприятия, объединения, отрасли приобрели самостоятельность, особое внимание уделяется показателям прибыли, дохода, финансовой устойчивости. Это объясняется тем, что размер конечных финансовых результатов, их уровень, эффективность распределения оказывают прямое воздействие на финансовое состояние предприятий и отраслей. В непосредственной зависимости от финансовых результатов хозяйственных единиц находятся доходы республиканского и местного бюджетов, накопления в экономике и в конечном счете реализация интересов экономической и социальной политики.
Систему конечных финансовых результатов предприятий и отраслей экономики образуют показатели формирования и распределения прибыли, дохода, уровня рентабельности (доходности), финансового состояния. Таким образом, финансовое состояние экономики зависит от результатов финансовой деятельности всех ее отраслей и сфер. В связи с этим для совокупной оценки финансов нужно располагать статистической информацией о составе денежных накоплений и финансовых результатах деятельности участников производства.
Финансы — система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования доходов с целью воспроизводства и удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей общества.
Сущность финансов проявляется в их распределительной и контрольной функциях. Первая обеспечивает кругооборот денежных средств, распределение денежных накоплений на расширение производства и образование денежных ресурсов. Вторая функция является специфической для финансов, так как это — главное звено контроля за распределением прибыли на микроуровне, валового национального продукта и национального дохода — на макроуровне. Цель контрольной функции — выявление внутрихозяйственных резервов, содействие экономичному и целесообразному ведению хозяйственной деятельности, сохранению собственности. Кредит выражает свою сущность также и в перераспределительной функции, способствующей ускорению оборота денежных средств и материальных ценностей в экономике.
Самостоятельным объектом изучения статистики финансов является финансовый рынок.
Статистика финансов — отрасль социально-экономической статистики, предметом которой является количественная характеристика финансов и финансово-хозяйственной деятельности, процесса воспроизводства и кругооборота финансовых ресурсов.
Объектом статистики финансов являются финансовые активы государства, секторов и отраслей экономики, всех хозяйствующих субъектов, находящиеся в их распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат с целью воспроизводства и удовлетворения потребностей.
Финансовый рынок представляет собой канал, по которому фонды поступают от фондодержателей к фондополучателям, чьи текущие расходы превышают поток доходов. В экономической теории финансовый рынок подразделяют на две части: денежный рынок и рынок капиталов, объединяющий сделки с ценными бумагами, срок действия которых более года.
Статистика финансов включает:
• статистику государственных финансов;
• статистику финансов предприятий;
• статистику финансового рынка;
• статистику финансового сектора экономики;
• статистику денежного обращения и кредита;
• статистику страхования.
На оказании финансовых услуг специализируется отдельный сектор экономики «Финансовые учреждения», отдельные виды финансовых услуг оказывает сектор «Государственное управление».
Сектор «Финансовыеучреждения» состоит из институциональных единиц — резидентов, занятых в основном финансовой деятельностью, при которой единица принимает на себя обязательства приобрести финансовые активы, участвуя в финансовых операциях на рынке, а также занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые учреждения) независимо от форм собственности.
Под производственной деятельностью в данном секторе понимается финансовое посредничество, оказание финансовых посреднических услуг, вспомогательная финансовая деятельность (вспомогательные финансовые услуги), страховая деятельность, т. е. обеспечение финансовой защиты институциональных единиц от определенных рисков или непредвиденных обстоятельств и организация пенсионных фондов с целью обеспечения определенных групп населения доходами по их выходе на пенсию. Финансовые предприятия берут деньги у одних единиц, принимая на себя определенные обязательства, и затем используют их на финансовом рынке с большей эффективностью, что покрывает их издержки и обеспечивает прибылью.
Финансовые посредники — банки, берущие обязательства по собственным счетам на финансовых рынках, которые возникают в результате заимствования средств, а затем предоставляют их в качестве кредитов на разные сроки и на разных условиях другим институциональным единицам. Они посредничают между кредиторами и заемщиками, направляя средства от одних к другим, подвергая себя риску в этом процессе. Некоторые финансовые посредники мобилизуют основную часть своих средств, принимая депозиты. Другие делают это, выпуская векселя или другие ценные бумаги.
Кроме того, финансовые посредники оказывают различные финансовые или деловые услуги в качестве побочной деятельности (обмен валюты, консультации по поводу инвестиций, покупка недвижимости, инкассация, ведение счетов клиентов и др.).
Таким образом, деятельность финансовых посредников аккумулируется в трех категориях деятельности: кредитовании, страховании и пенсионных фондах. Этими видами деятельности заняты следующие институциональные единицы: кредитные корпорации, страховые корпорации и пенсионные фонды.
Сектор «Государственное управление» включает институциональные единицы, занятые в том числе и перераспределением национального дохода, в области государственных финансов. Кроме того, в этот сектор включаются: фонды (организации) социального страхования; государственные, центральные, региональные и местные банки, основными функциями которых являются предоставление финансовых услуг органам государственного управления, выпуск банкнот, ценных бумаг и чеканка металлических денег, хранение запасов золота и иностранной валюты; государственные сберегательные банки, осуществляющие обслуживание домашних хозяйств; некоммерческие, общественные организации, обслуживающие население, если они контролируются и финансируются государственными учреждениями. Ресурсы этих единиц образуются в основном за счет обязательных платежей, производимых институциональными единицами. Ресурсы госучреждений образуются в основном за счет обязательных платежей и сборов, производимых единицами других секторов экономики.
Центральный банк России. Вопрос отнесения Центрального банка к финансовому сектору является дискуссионным. В условиях переходной экономики он может быть отнесен и к сектору государственных учреждений. Когда Центральный банк выполнял в основном административные функции, он был неотделим от Правительства и целиком контролировался им. Поэтому на ранних стациях перехода к рыночной экономике его относили к сектору государственного управления.
С развитием финансовых услуг Центральный банк по своим функциям все более приближался к коммерческим банкам (выдача платных кредитов при явно положительной ставке кредитования, регулирование обменного курса рубля посредством интервенций на валютном рынке и т. п.). Поэтому, начиная с 1992 г., Центральный банк России относится в СНС к финансовому сектору.
Депозитные денежные корпорации — подсектор финансового сектора экономики, включающий коммерческие, клиринговые, сберегательные банки и Сбербанк. Они были созданы как государственные банки, в которых доля государства высока и теперь. Главная цель этих банков — получение прибыли от участия в финансовых операциях.
Другие финансовые посредники представлены различными инвестиционными фондами.
Финансовые вспомогательные корпорации включают все резидентные организации, занятые в основном финансовой деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством, но не являющиеся финансовыми посредниками: брокерские организации, фондовые биржи, организации по проведению лотерей и др.
Страховые корпорации — институциональные единицы, оказывающие другим единицам финансовую защиту от различного рода рисков. Их функции — финансовое посредничество особого рода: они берут средства у владельцев полисов и инвестируют их в финансовые и другие активы.
Пенсионные фонды — негосударственные фонды, аккумулирующие деньги населения и инвестирующие их, а затем возвращающие эти средства в виде пенсий.
Предметом финансовой статистики является количественная характеристика финансовых активов, их формирования, распределения и перераспределения, обращения и использования.
В основе изучения финансовых активов лежит Общероссийский классификатор финансовых активов (ОКФА), принятый и введенный в действие в 1997 г. постановлением Госстандарта России. ОКФА входит в состав Единой системы классификаций и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ и разработан на основе стандартов ООН по международной системе национальных счетов, а также в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики. Сферой его применения являются организации, предприятия и учреждения всех форм собственности.
Правом владения финансовыми активами обладают участники финансового рынка, которые могут получить экономические выгоды путем их хранения или использования в течение определенного периода. При этом со стороны другого участника гражданского оборота существует параллельное обязательство. Исключение составляют лишь монетарное золото и специальные права заимствования.
Виды финансовых активов: монетарное золото, специальные права заимствования, валюта и депозиты, ценные бумаги, акции, займы, страховые технические резервы и др. Подробно состав финансовых активов будет рассмотрен далее.
Предметом финансовой статистики в широком смысле являются количественная характеристика массовых процессов и закономерностей, связанных с формированием доходов на основе научно обоснованной системы финансовых показателей, выявление тенденций и пропорций распределения и использования финансовых активов.
Задачами статистики финансов являются: разработка и совершенствование методологии оценки и анализа наличия, состава и движения финансовых активов; характеристика использования финансовых ресурсов и денежного обращения; контроль за вьшолнени - ем проектов, планов, программ и прогнозов в части обеспечения воспроизводственных процессов необходимыми денежными ресурсами и фондами; выявление статистических закономерностей развития финансовой системы; анализ использования финансовых ресурсов; установление прямых и обратных связей между процессом создания национального дохода, валового внутреннего продукта и их перераспределением через финансово-банковскую систему и др. Для решения этих задач необходимы количественные характеристики формирования и использования финансовых активов в экономике, развития финансово-банковской системы, базирующейся на разработке и постоянном совершенствовании статистической методологии.
Одной из наиболее важных задач статистики финансов является характеристика финансовой деятельности органов государственного управления. Состояние финансов сектора государственного управления и выводы, связанные с его деятельностью, являются факторами достижения поставленных политических целей и обеспечения международной конкурентоспособности.
В поле зрения статистики государственных финансов входят традиционные разделы государственного бюджета и фонды, учреждения и объединения, для которых ведутся отдельные счета, содержащие информацию, дополняющую государственный бюджет. В случаях, когда финансовые вопросы решаются самостоятельными юридическими лицами вне рамок государственного бюджета и при участии частных структурных образований, возникает вопрос об определении границы между частным и государственным секторами. В международной статистической практике эта граница определяется непосредственной или опосредованной долей участия субъектов органов государственного управления, превышающей 50%, — по номинальному капиталу или праву голоса.
Поскольку статистика государственных финансов включает в себя не только статистику государственного бюджета, но и статистику хозяйственной деятельности государства, то она шире, чем система показателей счетов сектора учреждений общегосударственного управления (государственных учреждений). В СНС государственные учреждения и объединения, располагающие собственным бухгалтерским учетом и покрывающие свои издержки полностью или в значительной части за счет реализации товаров и услуг, рассматриваются как часть предпринимательского сектора.
Система показателей статистики финансов обеспечивает достижение стоящих перед ней задач и включает несколько подсистем. Система показателей лежит в основе количественной характеристики финансовых процессов. Финансовые показатели группируются прежде всего по характеру тех процессов, которые они призваны отражать. Система показателей статистики финансов включает показатели объема, структуры и динамики:
• финансовых ресурсов страны по источникам формирования;
• использованных финансовых ресурсов страны по направлениям использования;
• финансовых ресурсов предприятий, учреждений государственного бюджета и субъектов рыночной экономики, социального страхования и обеспечения, имущества, личного страхования;
• страховых взносов по социальному страхованию;
• расходов социального страхования по направлениям;
• денежного оборота и денежного обращения.
Базой для исчисления финансовых показателей являются балансовые счета предприятий, фирм и финансово-банковских учреждений. На балансовых счетах отражаются платежи за отчетный период как совокупный дебетовый или кредитовый оборот. Разница между ними определяет прирост остатка денежных средств, изменение суммы задолженности, а также характеризует запасы товарно-материальных ценностей. Экономическое значение показателей остатков товарно-материальных ценностей заключается в том, что они характеризуют либо наличие ресурсов (например, остатки вкладов), либо определяют потребность в денежных средствах (например, запасы товаров на складе). Соотношение показателя запасов (остатков) с оборотом обычно используется для характеристики скорости оборота средств.
Финансовая статистика для достижения своих целей использует весь инструментарий традиционных и присущих только ей статистических методов, основными из которых являются:
• балансовая увязка остатков и оборотов денежных средств (требуется там, где применяются балансовые счета). Общая схема такой увязки: разница между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода равна разнице между расходом и приходом денежных средств. При этом предполагается, что применительно к хозяйствующим субъектам и финансово-банковским учреждениям понятия «приход» и «расход» как бы противоположны друг другу;
• статистическая характеристика динамики финансовых показателей — традиционный метод анализа финансово-денежных отношений. Строятся: ряды исходных финансовых показателей и исчисляются их абсолютные приросты; цепные индексы (темпы) роста и прироста, получаемые на основе исходных финансовых показателей; базисные индексы (темпы) роста и прироста, исчисляемые по исходным показателям и путем перемножения цепных индексов. Вариация финансовых показателей часто подчиняется сезонным воздействиям, поэтому изучение динамики объединяет погодовые и поквартальные данные. Наличие динамических рядов и их стандартное выражение в виде индексов дают возможность изучить тенденции развития связанных между собой явлений. Так, относительные приросты денежного оборота сравниваются с аналогичными показателями прироста товарной массы, услуг, доходов населения и т. п.;
• структурный анализ финансово-денежных отношений, направленный на выявление относительного взаимодействия изучаемых признаков. Если в общем обороте снижается доля одного вида платежей, то доля других платежей возрастает. Этот факт сам по себе очевиден, но его объяснение всякий раз требует соответствующей обоснованной экономической трактовки. Изменение доли национального дохода, перераспределяемого через бюджет, изменение соотношений между долей прибыли и налогов, направляемых в бюджет, — следствие сложных экономических процессов. То же следует сказать об изменении структуры собственных и заемных средств предприятий;
• определение основной тенденции развития финансовых явлений. Причиной тренда финансовых показателей являются общее развитие экономики и специфика финансово-денежных отношений, традиционно основанных на процентном росте денег и на инфляционных процессах. Формой возрастания трендов могут быть простые и сложные проценты в виде арифметической и геометрической прогрессий. Статистическое выражение трендов применительно к финансово-де - нежным отношениям исчерпывается сравнительно небольшим перечнем кривых: парабола второго порядка, гипербола. Использование упомянутых кривых полезно для прогнозных расчетов.
Финансовые операции являются единицей наблюдения в финансовой и банковской статистике, так как влияют на изменения финансовых активов и пассивов в различных секторах экономики. Любая операция подразумевает участие двух сторон. Основные характеристики, отражающие природу операций, заключаются в их делении по следующим признакам:
• поступления или платежи;
• невозвратные или возвратные операции;
• возмездные или невозмездные операции;
• текущие или капитальные операции;
• финансовые активы или обязательства;
• финансовые активы, производимые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.
Первые две характеристики касаются всех операций, две следующие — только невозвратных операций. Финансовые активы и обязательства имеют отношение ко всем возвратным операциям.
Ключевое различие в природе бюджетных операций заключается в их воздействии на уменьшение или увеличение финансовых активов органов государственного управления. Поступления увеличивают финансовые активы государства, а платежи уменьшают их.
Платеж или поступление считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если такой поток отсутствует, то платеж или поступления считаются невозвратными (сборы и платежи, налоги — поступления; заработная плата рабочих и служащих, текущие трансферты — выплаты). В результате возвратной операции либо возникает финансовое требование, либо погашается обязательство. В статистике государственных финансов считается, что договорные обязательства с фиксированным сроком включают акции.
Невозвратные поступления и платежи считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если такой поток отсутствует, то невозвратные платежи или поступления считаются безвозмездными (сборы и платежи, налоги). Возмездные операции предусматривают платежи на условиях компенсации. Напротив, безвозмездная операция, которая может быть как добровольной, так и обязательной, не предусматривает получения взамен какого-либо эквивалента.
Операции с капиталом включают поступления или платежи, связанные с приобретением, созданием или продажей финансовых активов, срок использования которых в процессе производства составляет более года. Нематериальные активы длительного пользования и земля включаются в капитальные активы.
Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, классифицируются как официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и как капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.
Среди возвратных финансовых операций основное различие должно проводиться между операциями, связанными с возникновением обязательств органов государственного управления по отношению к другим секторам, и операциями, ведущими к возникновению обязательств других секторов по отношению к государственным органам.
Классификация операций позволяет получить наиболее важные аналитические категории, а именно: доходы, полученные официальные трансферты, расходы, кредитование минус погашение, дефицит иди превышение доходов над расходами, финансирование дефицита.
Доходы включают все поступления, независимо от того, являются они возмездными или безвозмездными, за исключением официальных трансфертов от других органов государственного управления (отечественных или зарубежных) и международных организаций. Доходы делятся на текущие и капитальные.
Текущие доходы включают налоговые и текущие неналоговые поступления.
Налоги — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы активного типа).
Текущие неналоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).
Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер (в виде субсидий, дарений, репараций), полученные от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из государственных источников включаются в категорию «доходы».
При определении величины общего дефицита или превышения доходов над расходами МВФ рекомендует группировать полученные официальные трансферты вместе с категорией доходов, рассматривая их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория полученных официальных трансфертов выделяется в классификации в отдельный раздел, с тем чтобы можно было осуществить любую необходимую перегруппировку данных.
Полученные официальные трансферты по-разному учитываются при определении текущего превышения доходов над расходами, т. е. сбережений органов государственного управления. При определении величины собственных сбережений государственных органов текущие официальные трансферты учитываться не должны. Однако, если текущие трансферты, предназначенные для конкретных статей расходов, не учитываются при измерении сбережений, то это приводит к недоучету объема сбережений, поскольку использование полученных текущих трансфертов отражается в текущих расходах. Кроме того, измерение объема сбережений органов государственного управления с учетом полученных текущих официальных трансфертов целесообразно с точки зрения сопоставимости данной категории со сбережениями других секторов, которые включают текущие трансферты.
Собственные сбережения органов государственного управления — это превышение текущих доходов органов государственного управления, без учета полученных текущих официальных трансфертов, над их расходами.
Расходы включают все невозвратные, платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются — текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Чистое кредитование включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики, но не для управления ликвидностью или извлечения прибыли. В данную категорию включаются предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.
Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями управления, то две стороны одной операции кредитования будут отражаться асимметрично, а именно: организация-кредитор показывает кредитование, определяющее дефицит, а заемщик — заимствование с целью финансирования дефицита.
Операции с обязательствами третьих лиц, которые приобретаются с целью управления ликвидностью, например фондами погашения, некоторыми схемами социального страхования, а иногда органами управления территориальных образований, относятся к финансированию и в данную категорию не включаются.
Погашение долга или платежи процентов по долгу других единиц, взятому органами управления на себя без предъявления претензий к должнику, классифицируются, соответственно, как погашение основной суммы долга и платежи процентов, а принятие долга органами управления на себя классифицируется как возникновение обязательств органов государственного управления.
Финансирование включает изменение объема обязательств органов государственного управления (заимствование минус погашение) и изменение остатков ликвидных финансовых средств органов государственного управления. Финансовые ликвидные средства включают: наличные денежные средства, депозиты и финансовые активы, приобретаемые государством в целях управления ликвидностью.
Изменение остатков ликвидных финансовых средств включает изменение остатков денежных средств (наличных денежных средств и депозитов) и изменение объема требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью.
Систематизация основных компонентов операций органов государственного управления обеспечивает всеобщую основу для проведения анализа того, насколько потребности этих органов в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды.
Предлагаемая МВФ система бюджетных классификаций приводятся ниже.
A. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов.
Б. Функциональная классификация расходов и чистого кредитования.
B. Экономическая классификация расходов и чистого кредитования.
Что касается классификации А, то следует отметить, что все доходы органов государственного управления подразделяются на налоги и неналоговые поступления.
Налоги классифицируются по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство. Базой налога могут быть доходы, фонд заработной платы, торговый оборот, собственность, импортируемые товары и т. п.
Проценты и штрафы, взимаемые за просроченные платежи и неуплату налогов, объединяются с каждым видом налогов, если их можно идентифицировать отдельно, или с прочими налогами, если они не идентифицируются по категориям налогов, либо с неналоговыми поступлениями, если не установлена связь между их возникновением и налогами. Текущие неналоговые поступления классифицируются по характеру поступающих налогов: доходы от собственности, выручка от реализации, штрафы или безвозмездные передачи.
Неналоговые поступления — это возмездные, невозвратные поступления, за исключением доходов от продажи капитала; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку или неуплату налогов; все добровольные, безвозмездные, невозвратные поступления из негосударственных источников.
Капитальные доходы включают только поступления от продаж капитальных активов и капитальные трансферты из негосударственных источников.
Доходы от операций с капиталом включают доходы от продажи основного капитала, государственных запасов товаров, земли и нематериальных активов, а также капитальные трансферты из негосударственных источников.
Официальные трансферты классифицируются в соответствии с источником их получения — внутри страны или из-за границы, а также по их назначению — для текущих и капитальных целей.
Расходы классифицируются как по их функциональному назначению, так и по экономическому характеру (классификации Б и В).
Функциональная классификация расходов и чистого кредитования (Б) связана с назначением или функцией, с выполнением которой связаны расходы, и представляет собой классификацию функций органов государственного управления (КФОГУ). Функциональные классификации позволяют выявить динамику изменения государственных расходов различного функционального назначения и, таким образом, прогнозировать будущие расходы. Эти классификации полезны также для проведения международных сравнений в отношении того, насколько широко органы управления той или иной страны вовлечены в осуществление экономических и социальных функций.
Существует множество способов разбивки и группировки функций. Данную классификацию необходимо периодически пересматривать, с тем чтобы отразить изменяющиеся государственные потребности и приоритеты. Каждая страна вправе сделать такую классификацию более подробной и приспособить ее для использования в соответствии со своими требованиями. Однако принципы ее построений, основные группы должны быть едиными.
Категории государственных расходов и чистого кредитования классифицируются по функциональному назначению в зависимости от основной цели или функции, для которых они предназначаются, т. е. на оборону, образование, медицину и т. п. Классификация этих двух категорий в соответствии с экономическими характеристиками показывает те виды операций, которые используются органами государственного управления для выполнения своих функций, а также воздействие, оказываемое их деятельностью, на функционирование рынков товаров и услуг и финансовых рынков и на распределение доходов в остальной части экономики.
Под расходами подразумеваются государственные платежи, не подлежащие возврату, т. е. которые не создают и не погашают финансовых требований. С экономической точки зрения расходы подразделяются на текущие и капитальные, а также возмездные и безвозмездные. Если расходы являются возмездными, то необходимо определить, для приобретения каких видов товаров и услуг они используются; если безвозмездными — то в отношении кого они осуществляются: резидентов или нерезидентов, органов государственного управления или негосударственных структур, предприятий и других единиц. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Под капитальными расходами подразумевается оплата приобретенных капитальных активов, земли, нематериальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров, а также безвозмездные платежи с целью приобретения активов, компенсации убытков, понесенных в связи с разрушением или порчей основных фондов, или для увеличения финансового капитала получателя таких трансфертов.