Экономика горной промышленности
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Для каждого предприятия основным принципом ценообразования является возмещение затрат предприятия на производство и реализацию его продукции и получение достаточной величины прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство и решение социальных задач коллектива предприятия.
Величина прибыли зависит не только от уровня издержек производства, но и от уровня цены и объемов реализации продукции на рынках ее сбыта. Однако если величина издержек производства в основном зависит от эффективности работы коллектива, то уровень цен реализации продукции и объемы ее реализации зависят от ситуации, складывающейся на рынке сбыта и эффективности работы предприятия по производству и сбыту своей продукции.
Следовательно, реализация основного стремления предприятия - получение максимально возможной величины прибыли, требует не только всемерного роста эффективности производства, но и осуществления определенной, целенаправленной политики и усилий в сфере сбыта продукции предприятия.
Конкретное содержание этих усилий зависит от технико-эконо - мического состояния и финансового положения предприятия, ситуации, складывающейся на рынках сбыта продукции, и поставленных перед предприятием задач. Они могут быть следующими:
□ для нерентабельного или низкорентабельного предприятия - обеспечение рентабельной работы с целью избежания банкротства;
□ для рентабельно работающего предприятия - всемерное увеличение прибыли либо достижение определенной величины с целью реализации запроектированной инвестиционной программы;
□ для рентабельно работающего предприятия - обеспечение устойчивой работы предприятия на перспективный календарный период и вытеснение конкурентов с предпочтительных для предприятия рынков сбыта своей продукции.
При выработке ценовой политики цена должна рассматриваться не только как фактор прямого изменения прибыли на единицу продукции предприятия, но и как фактор, непосредственно влияющий на величину спроса на товар. Ее уровень должен основываться не только на производственных и экономических возможностях предприятия-поставщика, но и на возможностях и условиях функционирования рынка сбыта этой продукции.
При анализе и оценке собственных издержек производства предприятие должно исходить из сопоставления с издержками производства других поставщиков аналогичной продукции, являющихся субъектами рынков сбыта продукции данного предприятия. При этом необходимо учитывать и оценивать различия по качеству продукции, а также различия в затратах по транспортировке товаров от производителя к потребителю. Подобный анализ позволит оценить степень возможной конкурентоспособности продукции предприятия на рынках сбыта и определить резервы конкурентоспособности других поставщиков аналогичной продукции.
При анализе своих возможностей на рынке сбыта продукции предприятие может использовать разнообразные стратегии достижения поставленных целей. Примеры таких стратегий следующие:
□ оптимизации географии сбыта продукции с учетом затрат потребителей на транспорт;
□ осуществление массовых продаж в комбинации с применением дифференцированных цен в зависимости от объемов заказов;
□ использование долгосрочных договоров на поставку товара в сочетании с применением системы гибких цен;
□ дифференциация цен в зависимости от качества товара, сроков оплаты за полученный товар и других условий договора;
□ применение стратегии низких цен с компенсацией потерь за счет существенного роста объема поставок;
□ применение стратегии снижения цен с целью вытеснения конкурентов с рынков сбыта своей продукции.