Экономика горной промышленности
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Политика предприятия на рынках сбыта своей продукции формируется в зависимости от юридического положения предприятия, его производственных, экономических и финансовых возможностей, ситуации, складывающейся на рынках сбыта, а также необходимости решения своих производственных и социальных проблем.
Рассмотрим некоторые варианты такой политики в условиях наличия различных рыночных структур на конкретном (но условном) числовом примере.
Допустим, имеются три предприятия, выпускающие однородную продукцию. Объемы и себестоимость выпуска продукции приведены в табл. 14.2. Нормальный уровень прибыли принят равным 25 % от величины издержек производства.
Таблица 14.2
|
Рассмотрим ряд ситуаций формирования оптовых рыночных цен.
1. Допустим, что рынок сбыта конкретной продукции монополизирован, объем производства продукции равен величине спроса на нее потребителей, а перечисленные предприятия-поставщики являются негосударственной монополией и единственным поставщиком данного товара. В этом случае, как правило, равновесной ценой будет индивидуальная оптовая цена третьего поставщика. Реализация продукции первого и второго поставщиков будет давать монополии сверхприбыль. Однако используя свое монопольное положение на рынке сбыта данной продукции и стремясь увеличить получаемую прибыль, монополия путем сокращения поставки данного товара на рынок за счет наименее рентабельного предприятия будет стремиться создать дефицит товара с целью увеличения уровня оптовой цены. В результате этого монополия будет увеличивать свою сверхприбыль.
Противодействующим фактором, ограничивающим стремление монополии к росту реализационной цены, является объем спроса на данную конкретную продукцию. Верхним пределом такой цены является равенство дополнительной прибыли от роста цены убыткам от снижения объемов спроса на эту продукцию.
2. В случае, если это государственная монополия, то наиболее вероятен вариант установления среднеотраслевой цены, базирующейся на среднеотраслевой себестоимости (216,67 руб/т) и запланированной прибыли (принятой в размере 25 % от себестоимости). При этом за счет централизованного перераспределения сверхприбыли первого предприятия второе и третье предприятия будут получать дотации, обеспечивающие их нормальную рентабельную работу.
При реализации этого метода не исключен и вариант некоторого отклонения цены от ее среднеотраслевого уровня, в том числе и в сторону ее индивидуального уровня наименее рентабельного поставщика. У государственных монополий не должно быть мотиваций по созданию искусственного дефицита на поставляемую продукцию.
3. Допустим, рынок сбыта имеет олигополистический характер и эти три предприятия принадлежат одной компании. Эта компания, наряду с другими поставщиками этой продукции, является крупным субъектом рынка, занимает на нем определенную нишу и конкурирует с другими крупными поставщиками данной продукции.
В зависимости от установившегося на рынке сбыта уровня оптовой цены компания может продавать свою продукцию по цене от
270.84 до 300 руб/т.
Получая 270,84 руб/т, компания обеспечит себе возврат всех издержек производства и нормальную прибыль, равную (270,84 - —216,67)*2400 =130 млн руб/год.
В случае благоприятной рыночной конъюнктуры, т. е. если средние рыночные цены реализации будут выше 270,84 руб/т, компания может соответственно увеличивать свою реализационную цену и получать дополнительную прибыль.
В случае, если реальная средняя рыночная оптовая цена ниже
270.84 руб/т, то перед компанией возникает проблема: соглашаться на снижение цены и получение меньшей прибыли при сохранении прежнего объема производства либо снизить цену при снижении объема производства, либо выбрать другую ценовую стратегию. Выбор ценовой политики должен определяться соответствующими экономическими расчетами.
Допустим, что средняя рыночная цена составляет 250 руб/т и только такой уровень цены может сделать продукцию рассматриваемой компании конкурентоспособной. В этом случае, реализуя продукция по цене 250 руб/т, компания сможет получить годовую прибыль (250 - 216,67)-2400 = 79 992 тыс. руб/год. Следовательно, она потеряет 38,5 % запланированной и нормальной для компании прибыли.
Если же компания согласится на сокращение объема производства за счет прекращения выпуска продукции на третьем предприятии, то ее годовая прибыль составит (250 - 208,89)* 1800 = = 73 998 тыс. руб. Потеря первоначально планируемой прибыли составит 43,1 %.
При наличии возможности, в случае прекращения выпуска продукции на третьем предприятии, компенсационного увеличения объема производства на первом и втором предприятиях размер прибыли с учетом наличия у предприятия постоянных и переменных издержек производства (допустим 50 % и 50 %), составит:
(250 - 200)0,876** 1 ООО-1,333 + (250 - 220)0,876-800-1,333 =
= 160 792 тыс. руб/год.
Следовательно, в этом случае размер годовой прибыли компании возрос бы на 23,7 % по сравнению с первоначально запланированным уровнем.
Учитывая ограниченную емкость рынка, степень конкурентоспособности продукции фирмы и нежелательность потери рыночной ниши, в случае наличия возможности хотя бы частичного компенсационного роста производства на первом и втором предприятиях при консервации третьего предприятия, такой метод реакции предприятия на сложившиеся условия реализации продукции представляется экономически предпочтительным.
Степень этого предпочтения усиливается тем обстоятельством, что в этом случае фирма может повысить свою конкурентоспособность путем некоторого временного снижения цены и вытеснения менее конкурентоспособных поставщиков. При этом в дальнейшем у фирмы останется возможность повысить цену и восстановить эксплуатацию своего третьего предприятия.
4. Рассмотрим четвертую ситуацию, когда сбыт продукции производится в условиях свободного конкурентного рынка. Все предприятия экономически самостоятельны и являются субъектами свободного рынка сбыта конкретной продукции. Таких субъектов может быть сотни. Для рассмотрения методики формирования цены в этих условиях, для упрощения, мы взяли их число равным трем.
В случае, если объем выпускаемой продукции равен спросу и на рынок не поставляется взаимозаменяемая продукция, рыночная цена товара будет определяться величиной издержек производства третьего, наименее рентабельного поставщика с учетом обеспечения для него нормальной прибыли.
При сокращении спроса на продукцию цена единицы продукции соответственно снизится. Это снижение наиболее болезненно отразится на третьем поставщике, который будет получать все меньшую прибыль. При определенном снижении объема спроса третье предприятие не сможет осуществлять воспроизводство продукции
и будет вынуждено прекратить свою эксплуатационную деятельность.
В этом случае рыночная цена будет ориентироваться на индивидуальную цену второго предприятия.
По этой схеме будет изменяться рыночная цена на свободном, конкурентном рынке при наличии на нем большого числа независимых объектов-поставщиков конкретной продукции.
5. Особое место занимает ситуация, когда в условиях свободного конкурентного рынка осуществляются поставки взаимозаменяемых конкурентных товаров. Например, на рынок реализации энергетических углей может быть поставлен газ. В случае, если такие поставки по объему могут полностью удовлетворить спрос, реализационная цена на газ будет являться верхним пределом цены на уголь с учетом затрат на его транспортировку к потребителю. На таком рынке смогут реализовывать свою продукцию только такие угледобывающие предприятия, у которых цены ниже того их верхнего предела, который определяется стоимостью поставки газового топлива.