Механическое оборудование для производства строительных материалов и изделий
ЦЕНТРИФУГИ
Центрифуги предназначаются для изготовления методом центрифугирования стволов железобетонных предварительно напряженных опор линий связи, электропередач, уличного освещения, железобетонных труб и других изделий.
По способу установки и закрепления форм центрифуги разделяются на роликовые и осевые.
Роликовая центрифуга (фиг. 67) состоит из рамы /, на которой смонтированы семь роликоопор 2, имеющих нижние опорные 3 и верхние прижимные ролики 4 привода, включающего в себя мпогоскоросгпой электродвигатель 5, коробку скоростей 6, обгонную муфту 7 и планшайбу <5; системы пускорегулирующей автоматики для управления режимами работы.
Опорные ролики являются поддерживающими и в зависимости от диаметра формы могут передвигаться на салазках 9 при помощи регулировочных болтов 10. Одна из роликоопор имеет ролики с ребордами и является фиксирующей для формы (в осевом направлении).
Для предупреждения соскакивания формы и возникновения изгибающих деформаций часть роликоопор выполнена в виде люнетов с роликами, охватывающими форму (всего четыре ролика — два верхних под углом в 60° и два нижних под углом 120°). Эти роликоопоры имеют откидные кронштейны, которые замыкаются после установки формы.
Рабочий процесс по изготовлению изделий сводится к следующему. В собранную и установленную на ролики форму с арматурой загружается бетонная смесь, после чего включается в работу на первой скорости электродвигатель (через коробку скоростей с передаточным числом 6,55). С этого момента начинается период распределения бетона в форме. После окончания распределения бетона в форме переходят па режим уплотнения бетона, для чего сначала выключают и затормаживают электродвигатель, переключают коробку скоростей для работы «на прямую», снова включают электродвигатель, постепенно переходя от наименьшего числа оборотов вала двигателя (от 470 об/мин) до требуемого для уплотнения бетона. Вал шпинделя машины, набирая скорость, достигает числа оборотов ранее разогнанного шпинделя и начинает его вращать с ускоренным числом оборотов.
Управление всеми операциями автоматизировано.
На роликовой центрифуге изготовляются железобетонные предварительно напряженные стволы опор диаметром от 387 до 520 мм (считая по нижнему диаметру) и длиной от 12 до 23,5 м.
Привод центрифуги осуществляется многоскоростным электродвигателем, позволяющим получить 470, 715, 950 и 1440 об/мин при соответственно развиваемой мощности 17, 24, 28 и 36 кет.
Осевая центрифуга (фиг. 68) состоит из станины 1, передней бабки 2, планшайбы 3, задней бабки 4, защитных кожухов 5, механизмов передвижения защитных кожухов 6, главного и разгонного приводов.
Шпиндель приводится во вращение регулируемым электродвигателем главного привода 7 (постоянного тока), вал которого через эластичную муфту соединен с валом шпинделя передней бабки. Число оборотов шпинделя плавно регулируется в пределах от 60 до 1020 об/мин при постоянном моменте.
Планшайбы установлены на шпинделях передней и задней бабок, на которых имеются специальные хомуты 8 для крепления формы.
Разгон формы осуществляется от специального электродвигателя 9 (переменного тока) через редуктор, соединенный со шпинделем задней бабки. При достижении необходимого числа оборотов автоматически выключается разгонный привод и включается главный привод.
Защитные кожухи перемещаются специальным приводом от электродвигателя 10, сблокированного с главным приводом таким образом, что включение главного привода невозможно при раздвинутых кожухах.
Внутренний диаметр изготовляемых труб 300—1000 мм. Длина труб 5 м. Расстояние между торцами планшайб 5,6 м. Мощность электродвигателей: главного привода 60 кет, разгонного привода 55 кет и механизма перемещения кожухов 2,8 кет.
Расчет центрифуг. На частицы бетонной массы, находящейся в трубчатой форме, при вращении последней действуют центробежные силы инерции и сила тяжести частицы. Критическая окружная скорость, начиная с которой частицы под действием силы тяжести не будут отрываться от внутренней поверхности формы (при наивысшем положении частицы), определится, исходя из следующего уравнения:
п о G Я-Я2/- і л л 0
Рц = тиРг = — —goo - > (142)
где Рц — центробежная сила инерции; т — масса частицы; о — угловая скорость;
г — расстояние от центра тяжести частицы до центра вращения барабана в м;
G — вес частицы, равный по условию Рц;
п — число оборотов частицы в минуту вокруг центра вращения; g — ускорение силы тяжести в м/сек*.
По формуле (142), учитывая, что Рц = G, находим
ЛГ900-g _п43,
пкрит — у П2Г рГ г у D ^ '
Опыт эксплуатации центрифуг показывает, что в период распределения бетонной смеси окружная скорость должна быть минимально необходимой с тем, чтобы предупредить расслоение бетона на составляющие его части (песок, щебень или гравий, цемент, вода), имеющие разную массу, и, следовательно, разную величину центробежной силы. Практически с учетом свойств бетонной смеси минимально необходимое число оборотов формы должно быть несколько больше критического. Это учитывается
введением в формулу (143) коэффициента к, величина которого принимается равной 1,4—1,5 *.
Фактическое число оборотов в период распределения бетонной массы будет равно
60,5
Пфакт уГ-jj • (144)
где D рекомендуется принимать равным внутреннему диаметру формуемой трубы.
Давление внутри бетонной смеси имеет переменную величину. В нижней точке формуемой трубы давление максимальное, поскольку в данном случае
Фиг. 69. Схемы к расчету центрифуг. |
имеет место суммирование величин центробежной силы Рц и силы тяжести, и, наоборот, в верхней точке — минимальное:
Рты = Рц+ 0 = tnePr + mg = т (со2/- + g); (145)
Ртш — Рц — G = т (CD2/- — g). (146)
Вследствие неравномерности давления в различных точках поперечного сечения формуемой трубы происходит перемещение бетона из зон с большим давлением в зоны, где давление внутри массы меньшее. Этим обеспечивается непрерывное перераспределение бетона по окружности.
Уплотнение бетона при центрифугировании осуществляется за счет центробежных сил. Практически установлено, что удельная величина центробежной силы на внутренней поверхности формы должна быть не менее 1 кг/см2.
Исходя из изложенного, с целью определения числа оборотов формы, при котором будет достигнута необходимая величина удельной центробежной силы, выполним соответствующие расчеты, для чего выделим в массе бетона элементарное кольцо (фиг. 69, а) шириной dQ с радиусом, равным q, и длиной /, равной единице.
Величина центробежных сил, приложенных к элементарному кольцу, будет равна
£dPu = dma>2Q. (147)
* О. А. Г е р ш б е р г, В. И. С о р о к е р, Заводы железобетонных изделий, Госстрой - издат, 1951.
8 Сапожников
Масса элементарного кольца
dm^dG=y2nQdQt_
g g К '
где у — удельный вес бетона (усредненный).
Подставляя полученное значение dm в формулу (147), найдем
2 dP4 = Y2jt(°V^. (149)
Поскольку по условию / — 1, то в дальнейшем его не учитываем. Интегрируя в пределах от г до R, получим
кг! и, (150)
где R — внутренний радиус формы в м;
г — внутренний радиус трубы в м
Y — усредненный удельный вес бетона в кг/мъ.
Величина удельной центробежной силы, приходящейся на единицу наружной поверхности трубы, будет
Р - 2 рц _ А3-'3 /2 /,г, ч
пар — 2nR — g2n 3R [4] • '151'
После преобразования и подстановки выражения угловой скорости через число оборотов получим
рпар - УЯ2700 Т3) Кг, МК <152>
Отсюда число оборотов, необходимое для уплотнения массы,
" = 52 V! o"pR ъ Об/мин. (153)
г y(R3 — г3)
При Рнар = 10 ООО кг/м2 и у = 2400 кг/м3 получим
п = 106 j/' об/мин, (154)
где R и г в м.
Определение мощности потребного двигателя проводим по скорректированной и видоизмененной нами схеме, предложенной П. А. Макаровым1.
Мощность, расходуемая на вращение формы, может быть определена по формуле
N = кет, (155)
где Мкр ■— суммарный момент сопротивлений вращению формы в кг см, приведенный к валу двигателя;
Мкр = Мтр + Мв,
здесь Мтр — момент трения в опорах;
Мв — момент трения о воздух.
Момент трения в опорах Мтр определяется по одной из следующих формул в зависимости от типа центрифуги.
Для осевых центрифуг
мтр = 2 Gf* - у кгм, (156)
где 2 G — суммарное давление на опорные подшипники, равное весу формы, бетона, шпинделя, планшайб и хомутов, в кг; fi — приведенный коэффициент трения качения (|г = 0,003); d — диаметр опорного кольца подшипника в м.
Для роликовых центрифуг, полагая, что вся нагрузка передается
на ролики
М1Пр — Мтр -[- Мтр, где Мтр — момент трения качения бандажей по роликам;
М'<пр = ~Т (^і + г) кгм■ (157)
Мтр — момент трения качения в цапфах опорных роликов;
Мтр = ~Б5Гу кгм> 58>
Gj — вес формы с бетоном в кг;
Y — половина центрального угла между линиями, соединяющими центр бандажа с центрами роликов (у = 60°); k — коэффициент трения качения; (k = 0,0005 м) г — радиус опорного ролика в м
/?і — радиус бандажа в м; f — приведенный коэффициент трения в цапфах (/ = 0,08);
Q — радиус цапф роликов в м.
Момент трения формы о воздух равен
Ме — kFv^R кгм, (159)
где k — коэффициент обтекания (k = 0,07ч-0,1);
F — суммарная площадь продольных ребер формы и ребер фланцев в ж2; v — окружная скорость вращения центра тяжести площади ребер в м/сек;
R — радиус центра тяжести площади ребер в м.
В тех случаях, когда бетон загружается в форму не в процессе ее вращения, а заранее (в одну из половин разъемной формы), в начальный момент поворота формы приходится преодолевать еще и статический момент Мст массы бетона (см. фиг. 69, б).
Мст = G6y sin р кгм, (160)
где G6 — вес бетона в кг;
у — расстояние от оси трубы до центра тяжести сегмента, площадь которого равна 1,3 поперечной площади формуемой трубы (с учетом уплотнения бетона);
Р — угол, на который сместится центр тяжести бетона, зависящий от угла естественного откоса бетона. Величину угла Р рекомендуется принимать равной 60°.
Расстояние от оси трубы до центра тяжести сегмента определяется по известной формуле для кругового сегмента
4 R sin3а л/'іч
У~ 3 2а —sin 2а ’ ^ 6 ^
где R — наружный диаметр трубы в м;
2 а — центральный угол сегмента. Величина 2 а принимается в радианах. Мощность двигателя для центрифуги с предварительной загрузкой бетона в форму определяется по пусковому моменту
Мпуск = Мтр + Мст. (162)
Мощность пускового двигателя будет равна
дг _ Мпуск-Пср ^ пуск 102 К*”7*»
где пср равно половине числа оборотов пфакт.
Так как пусковой момент при формовании труб большого диаметра получается весьма большим, то поэтому для разгона формы приходится предусматривать вспомогательный двигатель с редуктором, понижающим число оборотов, который отключается после разгона формы до скорости распределения бетона.
При переходе от режима распределения бетона к режиму его уплотнения мощность расходуется главным образом на преодоление сил инерции вращающихся масс.
Работа А вращательного движения определяется по формуле
А = J ~ кгм, (163)
где J — момент инерции вращающихся масс;
J ~ J ф “Ь тр’’
здесь Jф — момент инерции формы; Jmp — момент инерции трубы;
*ф - Шф (я» + 4-) = (я* + -£); (164)
j _т ^±±__стр*±А 165
•'тр ттр 2 g~ 2 ’ V.100/
где Оф — вес формы в кг;
Gmp — вес трубы в кг;
R — средний радиус формы ^.нар в щ
Ъ — толщина стенки формы (RHap — ReH); g — ускорение сил тяжести в м/сек2;
Ri — наружный радиус трубы в м; г1 — внутренний радиус трубы в м.
Работа А живой силы при ускоренном вращении будет равна 2 2
А = J ----------- = J (,Пупл — П2распр) = 0,0055/ (пупл — Праспр) . (166)
Uразг = Ш Квт’ (16?) |
Мощность, потребная для разгона, будет равна
N = -
xv разг к
где t — время разгона (60—100 сек.).
§ И. УСТАНОВКА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ ГИДРОПРЕССОВАНИЕМ
Институтом Гипростройиндустрия спроектирована установка для изготовления напорных железобетонных труб методом гидропрессования.
Основной частью установки является форма, показанная на фиг. 70
Форма состоит из двух основных узлов — формы наружной 1 и внутренней 2. Обе формы соединяются между собой торцовыми кольцами 3 и 4.
Внутренняя форма состоит из двух сваренных между собой цилиндров 5 и 6. Между цилиндрами образуется замкнутая полость. На наружный цилиндр 6 надевается резиновый чехол 7. В наружном цилиндре просверлены многочисленные отверстия, через которые вода, нагнетаемая в полость между цилиндрами, попадает под резиновый чехол.
Работа по изготовлению труб производится в следующей последовательности. В пространство между наружной и внутренней формами закладывается арматура. Для натяжения продольной арматуры на торцовых кольцах пре-
дусмотрены специальные гнезда. Далее в форму подается бетон, после чего включают гидроустановку, подающую воду в полость между цилиндрами 5 и 6. Под действием напора воды резиновый чехол расширяется, производя при этом уплотнение бетона.
Наружная форма состоит из двух (для труб 500 и 700 мм) или из четырех (для труб 900, 1000 и 1200 мм) секторов, соединяемых между собой подпружиненными болтами, которые дают возможность бетону расширяться при опрессовке.
Для лучшей укладки бетона на наружную форму навешиваются вибраторы.
Длина изготовляемых труб 5195 мм.
Давление опрессовки колеблется в пределах 28—37 кг! см2.