СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Серийное и крупносерийное производство деталей общего машиностроения
Большинство деталей машиностроения можно выполнить сварными из отдельных заготовок простой формы. Применительно к индивидуальному производству деталей тяжелых машин такой подход, как правило, оправдывается. Однако для деталей, выпускаемых в условиях серийного, а тем более массового производства, целесообразность изготовления детали составной с помощью сварки не является бесспорной. Эта целесообразность существенно зависит от технологичности конструкции, т. е. от характера расчленения детали, метода получения заготовок, их обработки, удобства выполнения и трудоемкости сборочно-сварочных операций, возможности механизации и автоматизации процесса изготовления, искажения размеров и формы от сварки, необходимости и характера последующей термической и механической обработки. Эти
Рис. 17.10. Картер блока дизеля: а — схема расчленения картера на переднюю 1, промежуточные 2 и заднюю 3 стойки; б — литая промежуточная стойка |
соображения приобретают тем большее значение, чем выше серийность выпуска изделий.
Примером серийного производства сварных станин значительных размеров может служить изготовление картеров блоков транспортных дизелей на Коломенском тепловозостроительном заводе. То обстоятельство, что дизели определенной размерности, но разной мощности отличаются только числом цилиндров (8, 12, 16 и 20), позволило унифицировать заготовки, из которых собирают и сваривают картеры. Как видно из схемы (рис. 17.10,а), картер блока дизеля с V-образным расположением цилиндров составляется из литых стоек трех типов (передней, задней и промежуточной) с одинаковыми стыками между ними. В результате такой унификации количество одинаковых стыков, подлежащих сборке и сварке при производстве дизелей данного типа, увеличилось настолько, что стало экономически оправданным создание сложного и дорогого оборудования. Согласно разработанной ИЭС им. Е. О. Па - тона технологии, стойки, отлитые из стали 20Л (рис. 17.10,6), последовательно присоединяют одна к другой контактной сваркой непрерывным оплавлением, причем нижние лапы 1 и 5, боковые стенки 2 и 4 и верхнюю перемычку 3 сваривают одновременно (суммарная площадь сечения 50 000 мм2). Стойки поступают на сборку без предварительной механической обработки, суммарный припуск на оплавление одной стойки составляет 40 мм.
Специальный сборочно-сварочный комплекс К-579 обеспечивает механизацию операций приема стоек, подачи их в зону сварки, совмещения базовых поверхностей, перемещения после сварки на заданный шаг и выдачи изделия после выполнения заданного числа стыков. Термический цикл и деформации всех пяти элементов стыка оказываются настолько близкими, что остаточные напряжения в направлении поперек стыка практически отсутствуют. Это позволяет обеспечить максимальную погрешность длины картера ±2,5 мм, расстояния между осями цилиндров ±1 мм, смещения осей стоек в поперечном направлении не более 2 мм и пропеллер - ности основания стоек ±2 мм. Малые отклонения в размерах картера позволили намного уменьшить припуски на механическую обработку, а низкий уровень остаточных напряжений главного направления и однородность структуры сварных соединений позволили отказаться от отпуска картера после сварки. В условиях серийного производства эти особенности рассмотренной технологии являются весьма важными и обеспечивают значительный экономический эффект.
Кольцевые швы, соединяющие заготовки валов, осей и роликов в условиях серийного производства, выполняют дуговой, контактной стыковой сваркой и сваркой трением, причем область применения сварки трением заметно расширяется. Так, на рис. 12.25 были приведены два варианта изготовления карданного вала автомобиля. Возникающая при дуговой сварке деформация ушков вилки кардана смещает оси отверстий 0 39 мм, что ведет к перекосу подшипников и снижению долговечности карданной передачи.
Обеспечение соосности отверстий последующей обработкой значительно удорожает изготовление. В то же время требуемая точность без последующей механической обработки может быть получена при сварке трением. Стабильность размеров и уменьшение остаточных деформаций в этом случае объясняются более равномерным нагревом при сварке и увеличением расстояния от оси шва до оси отверстий в вилке кардана без изменения размера штамповки. Одновременная сварка трением двух стыков легко поддается автоматизации, обеспечивая при этом требуемую прямолинейность оси всего карданного вала.
16 6падин 16 шлиц Рис. 17.11. Полуось трактора |
Другим примером использования сварки трением для повышения технологичности конструктивного решения может служить полуось трактора (рис. 17.11). Если полуось расчленить на две части, то внутренние шлицы можно обработать протяжкой. Сварка такой составной детали на стыковой машине сопровождается опасностью повреждения шлицев сварочным гратом, а использование дуговой сварки — возможностью искажения прямолинейности оси от сварочных деформаций. Поэтому для изготовления таких осей используют сварку трением на специальной машине.
Шкивы, барабаны и другие детали подобного типа обычно изготовляют с помощью дуговой сварки. При серийном производстве зубчатых колес сварку используют пока в ограниченной степени. В то же время экономичность выпуска сварных блоков шестерен привода автомобилей и тракторов взамен цельных является очевидной. Однако использование готовых термически обработанных заготовок предъявляет к сварке высокие требования по качеству соединения и точности размеров блока после сварки. Перспективной является электроннолучевая сварка, позволяющая получать швы с глубоким и узким проплавлением при минимальных деформациях. Об этом свидетельствует опыт автомобильной промышленности США. Предполагается широкое внедрение поточных и автоматических линий сварки шестерен электронным лучом в низком вакууме. В связи с опасностью образования трещин для шестерен следует использовать хорошо сваривающиеся низколегированные стали, например 15ГН2ТА.
Для крупносерийного производства сварных деталей относительно простой формы и небольших размеров характерно использование сварочных и сборочно-сварочных полуавтоматических и автоматических станков. При изготовлении сварных деталей с кру - 188
говыми швами малой протяженности производительность станка существенно зависит от затрат времени на вспомогательные и установочные операции. С целью их сокращения стремятся совмещать операции во времени, выполняя однотипные кольцевые швы одновременно несколькими сварочными головками, используя поворотные многопозиционные приспособления барабанного типа.
Рис. 17.12. Сварная деталь с двумя круговыми швами |
При необходимости вращения детали относительно вертикальной оси (круговые, кольцевые угловые швы) используют поворотный стол для установки и съема деталей и их вращения относительно неподвижной сварочной головки. Примером такого станка для сварки круговых швов детали малого размера (рис.
17.12) является полуавтомат, обеспечивающий одновременную сварку двух разных швов на позициях IV и VI поворотного стола (рис. 17.13,а). Периодический поворот планшайбы стола на 1 /8 оборота осуществляется мальтийским механизмом, привод вращения деталей на сварочных позициях IV и VI достигается прижатием к каждой из них подпружиненных поверхностей постоянно вращающихся шпинделей (рис. 17.13,6). Частота вращения подбирается с помощью сменных шестерен, длительность цикла сварки составляет 14— 17 с. Привод движения всех механизмов станка (рис. 17.14) осуществляется от одного непрерывно работающего электродвигателя 1. Цикл задается включением электромагнита 3, освобождающего подпружиненную головку муфты 2. За время одного оборота, кулачка 4 узел 6, несущий шпиндельные устройства 7 с их приводом 5, совершает возвратно-поступательное движение
5) vJ |
в) |
шоб |
съем |
2 у шоб |
г±- |
Сзіі є tj «о ч «з |
Рис. 17.13. Схемы узлов станка-полуавтомата: а — поворотный стол; 6 — привод вращения детали; в — съем детали
в вертикальной плоскости. При этом свариваемые детали освобождаются от соприкосновения со шпинделями, а стол поворачивается на 1/8 оборота, снова стопорится, шпиндели своими конусами 7 снова прижимаются к деталям 8 и приводят их во вращение. Одновременно с началом вращения включаются сварочные головки для сварки в среде СОэ и механизмы отсчета «1 оборот + перекрытие», которые выключают сварку и включают электромагнит муфты 3, повторяя цикл. Так j как цикл работы составля
Рис. 17.14. Кинематическая схема станка - лолуавтомата для сварки деталей с двумя круговыми швами |
ет всего четверть минуты, то для ручной загрузки на планшайбе стола предусмотрены позиции I, II, III, чтобы оператор мог ставить детали сразу на две позиции. Съем осуществляется автоматически перемещением штока 9, несущего пружинящие захваты 10. При движении вниз эти захваты подхватывают сваренную деталь снизу и при движении вверх поднимают ее, подставляя под удар сбрасывателя 11.
Дополнение установки такого типа питателем позволяет автоматизировать сварочную операцию полностью, как, например, в станке-автомате для роликовой сварки проушины 1 с цилиндром амортизатора 2 автомобиля (рис. 17.15,а). Собранные узлы цилиндров с запрессованными проушинами из магазина 3 (рис.
17.15,6) штоком пневмотолкателя 4 подаются на одну из оправок 5, закрепленных радиально на валу. При повороте вала очередная оправка с изделием располагается между сварочными роликами 11. Усилия на электродах создают пневмоцилиндры 8 головок 9, вращение роликов осуществляется от электродвигателя через редукторы 13, карданные валы 12 и шарошки 10. Пневмоприжим б предотвращает осевое смещение изделия. Каждый ролик сваривает трубу на длине полупериметра. После сварки ролики автоматически раздвигаются, оправки поворачиваются на угол 30° и одно из сваренных изделий сбрасывается съемником 7.
17.15. Схема станка-автомата для сварки проушин: о — проушина; б — схема станка
В рассмотренных выше устройствах автоматизирована только сварочная операция, тогда как исключение ручного труда при сборке под сварку машиностроительных деталей простой формы и малого размера особенно целесообразно и относительно несложно, в особенности если применяют такие методы сварки, как сварка трением. Так, при сборке и сварке клапана двигателя на ВАЗе заготовками являются пруток для хвостовика и объемная штамповка— седло клапана. Заготовки поступают в бункерные устройства, ориентируются там, захватываются транспортирующими устройствами и попарно подаются в станок-автомат, осуществляющий их центровку, сварку и выдачу клапана на ленту транспортера для дальнейших операций.
Рис. |
17.16. Схема позиций автомата роторного типа |
Рис. 17.17. |
Сварной тора |
каток трак- |
Применительно к массовому производству однотипных деталей небольшого габарита определенный интерес представляют автоматы роторного типа, в которых рабочие инструменты имеются на всех позициях ротора и вращаются вместе с ним. Высокая производительность таких автоматов достигается одновременной обработкой нескольких изделий на позициях, расположенных в пределах рабочего сектора ар (рис. 17.16). За время t (мин) обработки одной детали ротор поворачивается на угол а0. Поэтому число позиций а в пределах рабочего угла ротора ар, которое необходимо для обеспечения заданной производительности Q (шт/ч) должно быть a = Qt]60, а частота вращения (об/мин) ротора
п=ар/ (360^).
По такой схеме работает станок-автомат для сборки тракторных катков из двух заготовок и сварки их кольцевым швом (рис. 17.17), созданный в ИЭС им. Е. О. Патона. Станок (рис. 17.18) располагают в линии механической обработки литых или горячештампованных заготовок. Предварительно обработанные половинки катков подаются в загрузочное устройство штучной выдачи заготовок. Наличие в заготовках обработанной поверхности отверстия позволяет автоматизировать не только сварочную, но и сборочную оцерацию без постановки прихваток.
Ротор оборудован четырехместной планшайбой со специальными устройствами для сборки, закрепления и вращения катка. Над
Рис. 17.18. Станок-автомат роторного типа для сборки и сварки катков трактора |
каждым таким устройством (гнездом ротора) установлена сварочная головка 5 с катушкой электродной проволоки 7 и флюсоподающими трубками 8 и 6. Планшайба и кольцевая обойма со сварочными головками смонтированы на общем вертикальном валу
и вращаются вокруг его оси, обеспечивая производительность
Рис. 17.19. Загрузочное устройство автомата роторного типа |
150 шт/ч при скорости сварки 1 м/мин. Автомат работает следующим образом. Из загрузочного лотка 1 (рис. 17.19), снабженного системой отсека - телей, обе заготовки одновременно поступают в приемную призму 12 манипулятора. Затем под действием пневмоцилиндра 4 фиксатор 5 входит в зацепление с ротором 3, после чего весь манипулятор 7 начинает поворачиваться вместе с ротором 3 вокруг оси вала 6. При этом пневмоцилиндр 11 по направляющим 10 подаег призмы 12 вверх до уровнч зажимных пи - нолей, центрирующих половины катка с прижатием их друг к другу. После этого цилиндр 11 опускает порожнюю призму 12,
цилиндр 4 выводит из зацепления фиксатор 5 и весь манипулятор 7 возвращается в исходное положение пневмоцилиндром 9, закрепленным на станине 8. Далее включается сварочный вращатель
(см. рис. 17.18) с приводной 2 и холостой 4 бабками и начинается
процесс сварки. При этом ротор 1 и изделие 3 непрерывно и равномерно вращаются относительно своих осей. После того как свариваемый каток совершит полный оборот вокруг своей оси и 3/4 оборота вокруг оси ротора, сварка прекращается и изделие на ходу выгружается.
Изготовление сложных сварных узлов требует выполнения ряда сборочных и сварочных операций в сочетании с операциями правки, механической обработки, контроля качества и транспортирования узла с одной позиции на другую. В крупносерийном производстве для этой цели используют автоматические линии, оснащенные специальным оборудованием.
Примером такой линии может служить автоматическая линия изготовления картера заднего моста грузового автомобиля ЗИЛ. Корпус картера (рис. 17.20,а) сварен из двух горячештампованных заготовок 3 из стали 17ГС с клиновыми вставками 2. Наличие четырех клиновых вставок усложнило сбор-
ку и сварку корпуса, однако упрощение формы раскроя заготовки под штамповку позволило существенно снизить расход металла (рис. 17.20,6). Квадратная форма сечения средней части балки переходит в круглую по концам, где насажены и приварены изготовленные из стали 35 фланцы 4 угловыми швами и цапфы 5 стыковыми швами. В центральной части картера (банджо) с обеих сторон отверстия приварепы усилительный фланец 1 из стали 35 и крышка 6 из стали 20. Все швы выполнены дуговой сваркой в СОг, за исключением стыковых соединений корпуса картера с цапфами 5, выполненных сваркой трением.
і-ЧЧЧЧЧЧЧЧ |
К со № е; S VO о S о н (Я св |
|>| |
N |
Последовательность выполнения технологических операций в линии ц общая ее компоновка показаны на рис. 17.21. Вся линия состоит из восьми стендов, которые объединены в три отдельных участка, имеющих накопители и способных работать автономно. В линии использованы шаговые конвейеры челночного типа, совершающие возвратно-поступательное движение, с подъемными устройствами на каждой позиции. Имеются конвейеры верхнего и нижнего типов. Возвратно-поступательное движение кареток осуществляется передачей рейка — шестерня с приводом шестернії от двух электродвигателей и одним редуктором. Маршевая скорость движения рейки снижается на последних 100 мм пути переключением электродвигателей. Это способствует повышению точности остановки изделий на рабочих позициях. Подъемные устройства выполнены с применением кривошипно-шатунного механизма с приводом от электродвигателя.
На стенде I (рис. 17.21) выполняются операции сборки половинок балки» установки клиновых вставок и сварки корневого прохода продольных швов. Стенд имеет четыре рабочие позиции. Как и на всех последующих стендах, первая и последняя позиции предназначены соответственно для установки и съема изделия. На промежуточных позициях выполняются технологические операции. Половинки балок и клиновые вставки поступают на сборку из заготовительного цеха в контейнерах, кромки под сварку подготовлены механической обработкой. Схема выполнения операций на стенде I показана на рис. 17.22, где цифрами обозначена последовательность операций. Два оператора укладывают штампованные половинки балки 1 в базы транспортирующего устройства
2 (рис. 17.22,а). Все остальные операции выполняются автоматически. Поданная на вторую позицию балка поднимается вверх до уро/вня сварочных головок 6 (рис. 17.22,6). Против торцов собираемых заготовок выставляется упор 5 (рис. 17.23,а). Выравнивание достигается ударом шарнирного упора 2 по противоположному торцу (рис. 17.23,6). В поперечном направлении позиционирование половин обеспечивается подвижными упорами 3 и 4, а в вертикальном направлении 1 сжатие собираемых заготовок осуществляется в трех местах — в области банджо и по концам. Клиновые вставки на позиции загрузки попадают в поворотное устройство, где упоры 1 (рис. 17.24,а) ориентируют их, а рычаги 2 прижимают к опорным базам. Затем поворотные рычаги 3 (рис. 17.24,6) переводят клиновые вставки в вертикальное положение, а смещение этих рычагов в направлении 4 (рис. 17.24,в) обеспечивает установку каждой клиновой вставки в проектное положение с выборкой зазоров. С завершением сборки флажки 3 (рис. 17.23,6) откидываются, освобождая стык для сварки, и без прихватки одновременно в вертикальной плоскости производится сварка четырех корневых швов по схеме, показанной на рис. 17.25,а. Направление четырех сварочных головок по швам задается копирами и ко - пирными роликами. Сварка оставшихся четырех участков шва выполняется на третьей позиции (см. рис. 17.22,6) двумя сварочными головками 12 по схеме рис. 17.25,6. Для этого между второй и третьей позициями (см. рис. 17.22,6) балка кантуется на 180° вокруг продольной оси. Балка, сваренная корневыми швами, поступает на четвертую позицию (см. рис. 17.22,в) и механической рукой сбрасывается в накопитель (см. рис. 17.22,г), где производится визуальный контроль выполненных сварных швов. Далее в линии выполняется заполнение разделки продольных швов, которое ведется в нижнем положении с поперечными колебаниями электрода. Поскольку эта операция идет с меньшей скоростью и занимает больше времени, чем сварка корневых швов, в линии предусмотрено разделение потока на два параллельных стенда (см. рис. 17.21).
т |
-///////;/;/7/;;w/7777? |
W13 |
8) |
Рис. 17.22. Схема операций сборки и сварки на стенде I |
Загрузка балок на исходные позиции стендов II осуществляется оператором с помощью легкого консольного крана. Сварка швов выполняется на позициях б и 7, между которыми балка кантуется на 180°. Сварка швов идет по схеме рис. 17.25,в одновременно двумя сварочными головками, обеспечивающими автоматическую заварку кратеров.
Сваренные балки с двух параллельных стендов II (см. рис. 17.21) поочередно автоматически передаются механической рукой с поворотом на 90° на
стенд III для правки фланцев банджо на гидропрессе, что необходимо для их последующей механической обработки.
Здесь на позиции 10 нижний пуансон приподнимает балку до упора в верхний пуансон, создавая прогиб кромок банджо примерно на 2°. Затем на позиции 11 подающее устройство захватывает балку и выносит ее из линии для визуального контроля на позиции 11а. Контролер осматривает швы и, если кар-
Рис. 17.23. Автоматическая сборка половин корпуса картера заднего моста: а — упор; б — расположение сборочных прижимов |
Рис. 17.24. Автоматическая постановка клиновых вставок: а — фиксирование; 6 — поворот; в—постановка в проектное положение |
тер требует подварки, нажимает кнопку «Дефект». По этой команде подающее устройство отпускает балку на склиз, направляя ее на подварку, а из накопителя забирает ранее подваренную балку и подает ее в линию. При качественных швах контролер нажимает кнопку «Годен», тогда подающее устройство уносит балку в линию. Далее происходит передача балки на верхний конвейер с захватами клещевого типа, связывающий позиции стенда IV. На них механически обрабатываются торцы балки, снимается усиление сварного шва на
198
цилиндрической части концов, растачиваются отверстия и выравниваются фланцевые поверхности банджо. Между позициями стружка из полостей балки удаляется сжатым воздухом.
rtj Напрадлеиие ц‘ c6apna і -« 4-І г] Холостой ход горелки —О— 6) ^ -< |
Сборка и сварка балки с кольцом 1 и крышкой 6 (см. рис. 17.20) выполняются на стенде V (ом. рис. 17.21). Сборка с кольцом на позиции 16 совмещена с передачей балки с верхнего конвейера стенда IV на нижний конвейер стенда V. Схема сборки показана на рис. 17.26. В базы нижнего конвейера 2 механической рукой укладывается коль цо 3. Подъемным механизмом 1 кольцо 3 захватывается и прижимается к нижней поверхности балки 4. Далее балка освобождается от захватов 5 верхнего конвейера и вместе с кольцом опускается подъемником в базы исходной пози-, ции нижнего конвейера стенда V.
Крышки укладываются оператором в магазин карусельного типа с шаговым поворотом стола 17а (см. рис. 17.21).
Рис. 17.25. Схемы движения электрода по стыку: а, б — при сварке корневого шва; в — при сварке основного шва |
Конвейер стенда Ж ■ 5 -4 |
Механическая рука с кулачковым захватом автоматически подает крышку из магазина к месту сборки с балкой на позицию 17, располагая ее по центру банджо. Подъемник с трехкулачковым патроном захватывает балку с фланцем снизу, центрирует ее и поднимает, прижимая к крышке. В таком положении производится прихватка кольца и крышки к балке картера двумя сварочными головками, которые автоматически выполняют 8 точек в последовательности, указанной цифрами на рис. 17.27.
L ІЦ |
, Й—CJ- I 1 |
i Конвейер стенда Ж ж ^' |
Рис. 17.26. Автоматическая сборка балки картера с фланцем |
Сварка угловых швов кольца и крышки выполняется на двух параллельных стендах VI (см. рис. 17.21). Специальный манипулятор распределяет собранные под сварку узлы на два параллельных потока, одновременно кантуя балки на 90°. Приварка крышки выполняется на позиции 19. Манипулятор - подъемник захватывает балку из баз конвейера и отверстием банджо надевает на трехкулачковый патрон вращателя. Сварка ведется в положении «в лодочку» с поперечными колебаниями электрода. Аналогично выполняется сварка углового шва кольца на позиции 20. При этом манипулятор надевает балку на трехкулачковый патрон снизу.
На стенд VII оборки и сварки тормозных фланцев балка поступает, проходя через промежуточный накопитель в виде вертикально замкнутого конвейера 22. Технология сборки тормозных фланцев включает автоматическую подачу фланцев из вертикальных магазинов в зону оборки и центрирование их в зажимных патронах, которые с двух сторон одновременно насаживают фланцы на балку. В таком положении на позиции 24 четыре сварочные головки одновременно сваривают корневые швы фланцев при вращении балки относительно продольной оси. Для снижения концентрации напряжений угловые шва фланцев выполняются с разрывом в 90° в зоне растянутых волокон, как видно на рис. 17.20. Вторые слои этих швов выполняются на позициях 25 и 26 (см. рис. 17.21). На каждой из них с помощью центрирующих пинолей балка закрепляется в поворотной раме. Поворотом рамы балка снимается с конвейера и устанавливается в положение для сварки двух угловых швов «в лодочку» при вращении относительно наклонной оси. Разогрев концов балки при сварке угло
вых швов тормозных фланцев может явиться причиной нестабильности качества приварки цапф сваркой трением на стенде VIII. Для устранения влияния перегрева между стендами VII и VIII установлен вертикальный шаговый конвейер 27, работающий таким образом, что балка проходит его не менее чем
за 40 мин, в течение которых происходит ее остывание. Передача балки картера в этот конвейер-'накопитель, съем и выдача к установке для сварки трением осуществляются автоматически.
Рис. 17.28. Схема автоматической установки для сборки и сварки балки картера с цапфами |
Приварка цапф трением выполняется на позиции 28 одновременно с двух сторон. Балка картера центрируется по отверстию банджо и зажимается по тормозным фланцам. Цапфы автоматически подаются из наклонных лотков-накопителей 1 (ірис. 17.28), загружаемых оператором вручную из бункера. С помощью поворотного загрузочного устройства 2 две цапфы подаются в зону сварки. Патроны машины сварки трением, имеющие приводы вращения и продольного перемещения, захватывают цапфы, отходят назад, освобождая базы загрузочного устройства. Далее при вращении и продольном перемещении патронов с цапфами осуществляется сварка при неподвижном корпусе балки. После сварки патроны освобождают приваренные цапфы и смонтированными на этих же патронах резцовыми головками удаляется наружный грат.
Последние две позиции автоматической линии предусмотрены для автоматического контроля снятия грата и для визуального контроля сварных соединений тормозных фланцев и цапф.
Из рассмотренного примера видно, что оборудование современной автоматической линии изготовления сложной машиностроительной детали включает большое число разнообразных устройств оригинального характера. Вследствие этого проектирование и изготовление таких линий требует больших затрат труда и времени, удлиняет сроки их ввода в эксплуатацию. В то же время имеется возможность компоновать автоматические линии на основе использования типовых транспортирующих устройств и универсальных промышленных роботов. Такой подход позволяет решать вопросы автоматизации сварочного производства более оперативно. При
менительно к выполнению сварочных работ использование роботов может быть эффективным не только в крупносерийном, но и в серийном и даже мелкосерийном производстве.
Так, например, полную автоматизацию сварки машиностроительных деталей типа колес позволяет обеспечить использование компоновки робота портального типа и манипулятора, показанного на рис. 13.47. В этом случае для выполнения каждого из швов (рис. 17.29) автоматический манипулятор 2 обеспечивает устано-
Рис. 17.29. Автоматизация сварочных
операций машиностроительной детали: а — схема закрепления детали на вращателе; б — расположение детали и сварочной головки робота при выполнении одного из швов
вочный поворот детали 1 и ее вращение со скоростью сварки, а ротор подает сварочную головку 3 и обеспечивает заданный режим сварки. Первую деталь серии оператор сваривает, используя кнопочное управление с введением всех параметров процесса в па-
мять робота. При сварке всех остальных деталей серии оператор только устанавливает детали на манипулятор и снимает их после сварки.