ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Проблемы цифрового разрыва и пути решения. Результаты на современном этапе
Одним из крупнейших достижений международного сотрудничества по вопросам информационного общества стала практическая реализация инициатив различных международных организаций и развитых стран по сокращению цифрового разрыва. Именно этот фактор глобального развития стал выражением ключевой идеологической концепции общества, «построенного на знаниях» - альтернативой массовым идеологиям
национализма и цивилизационного эгоизма. По сути, идея формирования глобального информационного общества, к которому могут в определенное время прийти все страны мира, достигнув должного уровня информационнотелекоммуникационного обслуживания, явила собой одно из самых прогрессивных на современном этапе общественно развития течений.
Считается, что масштабная и целенаправленная помощь со стороны развитых стран при информационной поддержке средств массовой информации должна постепенно гармонизировать стабилизировать социальноэкономические отношения в мировом сообществе и внутри отдельных стран, не являющихся сегодня информационно развитыми.
Разумеется, возможность отдельного общества стать информационным зависит от различных факторов. Первый из них - научный потенциал страны и тенденции развития научных исследований, включая перспективы их выхода на международный уровень и динамику процессов проникновения научной базы в экономику, политику и технологии в самом широком понимании. Другой критерий - доступ к информации, который, по мнению большинства американских и европейских исследователей, стал сегодня частью концепции «равных возможностей» и «культурных прав» человека.
Неравнозначность распределения благ информационного общества повсеместно и ограничение доступа отдельных стран к ИКТ и определили на сегодняшний день проблему цифрового разрыва (информационного неравенства, информационной бедности), присовокупившегося к разрыву экономическому.
Таким образом, цифровое неравенство можно определить как расслоение общества по возможности получать и использовать информацию, передаваемую с использованием цифровых технологий. Впервые на самом высоком уровне вопрос цифрового неравенства был поднят на Окинавском саммите глав государств Большой Восьмерки, прошедшем в июле 2000 года. На саммите главы восьми наиболее экономически развитых государств
Однако очевидно, что обеспечение доступа к ИКТ не более чем средство для решения значительно большей проблемы информационного расслоения общества.
Чтобы наглядно показать проблему информационного неравенство, приведем следующую статистику. В мире сегодня более 430 миллионов пользователей Интернета, 41% из которых находится в Северной Америке, 27 % - в Европе и только 4% приходится на Африканские страны7. Впрочем, 430 миллионов не такая большая цифра, учитывая, что это только 6% от совокупного населения Земли.
Неравно и распределение пользователей Интернета и внутри стран, даже тех, которые считаются информационно развитыми. Так, страна с самым высоким уровня доступа в Интернет - Швеция, где пользователями Сети является более 65% населения. Следом за ней идут другие Северные страны - Дания, Норвегия. Россия в этой шкале - на одном месте с Аргентиной и Бразилией, совсем немного опередив Мексику и ЮАР. Расслоение пользователей внутри отдельной страны определяется различными социо- демографическими характеристиками. Так, традиционно считалось, что менее всего Интернет используют лица с более низким уровнем доходов и образования, лица из расовых групп или лица старше 60 лет. Тем не менее в последние годы Интернет и другие ИКТ настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сегодня показательны тенденции, при которых гораздо быстрее сокращается разрыв между различными категориями пользователей внутри страны, чем разрыв между государствами на глобальном уровне.
Важно понимать, что зачастую страны, производящие технологию и знания (прежде всего США), развиваются, в числе прочего, за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных производств в другие страны мира (так называемый экологический колониализм). С другой стороны, целый ряд государств, имеющих современные информационные технологии, получают научную информацию и знания главным образом из США и других развитых стран, так как сами они не могут создавать знания, способные наполнять национальную информационную среду. Очевидно, что развитие подобной ситуации замедляет становление глобального информационного общества.
В целях сокращения цифрового разрыва рпазвернута глобальная деятельность различных международных организаций. Оказание помощи со стороны развитых стран является сложным политическим процессом, который, безусловно, включает в себя механизмы антитеррористического контроля.