Особенности сварки различных сталей и сплавов в инертных газах
Сварку стальных деталей малой толщины осуществляют обычно аргонодуговой сваркой неплавящимся W-электродом с присадочной проволокой, что обеспечивает наиболее высокое качество сварных соединений. Спецификой сварки не полностью раскисленных низкоуглеродистых сталей, особенно кипящих, является получение металла шва со склонностью к пористости вследствие окисления углерода содержащейся в стали закисью железа и выделения СО из ванны по реакции
[Fe3C] + [FeO] <=> 4Fe + СО, (10.24)
которая идет за счет кислорода, накопленного в сталях во время их выплавки, но может возникнуть при наличии примесей к аргону, а также за счет влажности газа и содержащегося в нем кислорода.
Для подавления реакции (10.24) в сварочной ванне нужно иметь. достаточное количество раскислителей (Si, Мп, Ті), т. е. использовать сварочные проволоки Св-08ГС или Св-08Г2С (табл. 10.3).
Можно снизить пористость путем добавки к Аг до 5 % 02, который, вызывая интенсивное кипение сварочной ванны, способствует удалению СО до начала кристаллизации.
Таблица 103. Состав наплавленного металла при сварке проволоками различных марок низкоуглеродистых сталей (ГОСТ 2246-70), %
|
ния обеих частиц при равновесном распределении скоростей при-
нимают Q = 42nd2.
Длина свободного пробега частиц А зависит как от Q, так и от
• 3 „
п - концентрации частиц в 1 м. С одной стороны, определяя отно-
б |
а |
Рис. 2.7. Схема определения эффективного сечения |
сительную долю площади, занятой частицей, через слой газа единичной площади толщиной dx (рис. 2.8), получим вероятность
Рис. 2.8. Прохождение частиц через тонкий слой газа: а - вид сбоку; б - фронтальный вид
соударения на длине cbс, равную nQ dx /1. С другой стороны, вероятность столкновения частиц при малом dx соответствует отношению толщины слоя dx к длине свободного пробега А и равна dx/A. Следовательно, dx/A = nQdx/l, откуда
(2.16) |
и |
(2.17) |
х =-------- , vnQ |
1 |
где v - скорость частиц.
А - — ~ — nQ pQ |
Оказывается, что для молекул газокинетическое сечение Q мало зависит от их энергии (прій высоких температурах). В то же время, чем больше размеры частиц, тем меньше длина их свободного пробега. Кроме того, согласно уравнению Клапейрона - Менделеева, длину свободного пробега можно выразить так:
Подставляя в (2.18) значение к - 1,38-10 23 Дж/К ир =1,01 • 105 Па. получаем |
(2.19) |
Иногда в литературе эффективное сечение приведено не для
одной пары частиц, а для 1 м газа. Тогда его обозначают S и считают, что
(2.20) |
S=nQ.
Наличие сил кулоновского взаимодействия между электронами и ионами делает их соударения в плазме значительно более сложными, чем соударения нейтральных частиц в газе. Вместо зигзагообразной траектории броуновского движения молекул траектория заряженной частицы становится извилистой (более сглаженной), соответствующей изменениям (флуктуациям) электрического поля в плазме. Поэтому в плазме, вообще говоря, следует учитывать все возможные эффективные сечения при соударениях:
ион - атом.................................... Qia (перезарядка)
ион - ион Qa (сечение Гвоздовера)
электрон - атом......................... Qea (сечение Рамзауэра)
электрон - ион Qei (прилипание или захват электрона)
электрон - электрон................. Qee
Тогда для к сортов частиц длина свободного пробега электрона
к
Однако практически в сварочных дугах достаточно учитывать ТОЛЬКО эффективное сечение Qea ИЛИ Qe = Qea + Qei, так как другие эффективные сечения сравнительно малы.
Упругие столкновения электронов с нейтральными атомами должны быть описаны с позиций квантовой механики. Полное решение квантово-механической задачи удается получить лишь для простейших атомов - атомов водорода и гелия. Для более сложных атомов обычно используют экспериментальные данные. В большинстве случаев наибольшее эффективное сечение Qea имеет
Среднелегированные стали содержат в своем составе достаточное количество активных легирующих компонентов для подавления пористости, вызываемой окислением углерода. При сварке W-электродом в среде аргона уровень водорода, вызывающего образование водородных пор, незначителен. Поэтому главное внимание обращают на формирование благоприятной схемы кристаллизации. Это обеспечивает плотную структуру шва, а состав металла шва соответствует составу основного металла, если присадочные проволоки близки к нему по составу. Для увеличения глубины проплавления применяют активирующие флюс-пасты на основе CaF2, наносимые на кромки перед сваркой.
Аустенитные коррозионно-стойкие и жаропрочные стали марок 12Х18Н10Т, Х23Н18 и др., сваривают в среде аргона неплавящимся электродом с присадочным материалом, обеспечивающим 4...6 %
Feg в шве для предотвращения образования горячих трещин. Ау - стенитно-мартенситные стали очень чувствительны к влиянию водорода, который сильно охрупчивает металл шва и обусловливает его замедленное разрушение в виде холодных трещин. В этих случаях требуется осушка аргона или добавка к нему многовалентных
фторидов SiF4, которые связывают водород в атмосфере дуги и уменьшают поглощение водорода металлом.
Сварку стальных конструкций повышенной толщины (от 10 до 20 мм) выполняют более производительным плавящимся электродом на постоянном токе обратной полярности. При этом в аргон
добавляют 20 % СО2 или 5 % О2 либо их тройные смеси с целью обеспечения мелкокапельного переноса. Капли металла окисляются с поверхности, что снижает поверхностное натяжение и ускоряет их отрыв. В сварочной ванне оксиды металла восстанавливаются раскислителями, введенными в состав электродного металла. Добавка кислорода к аргону позволяет также снизить критическое значение сварочного тока, при котором обеспечивается мелкокапельный или струйный перенос капель в ванну.
При сварке цветных сплавов на основе Al, Mg, Ті и Си требуется аргон повышенной чистоты, а также тщательная подготовка свариваемых кромок, присадочной и электродной проволоки вследствие опасности появления пористости сварных соединений. Это определяется физико-химическими свойствами металлов.
Сложность металлургических процессов сварки алюминия и его сплавов (Al-Mg, Al-Cu и др.) в защитных газах неплавящимся и плавящимся электродами обусловлена наличием оксидных пленок
AI2O3 с температурой плавления около 2300 К. Оксиды алюминия способствуют образованию пор в металле шва и снижают пластичность шва. Оксид AI2O3 может гидратироваться, т. е. соединяться с парами воды, и при попадании в сварочную ванну он будет обогащать ее водородом, что приведет к пористости в сварном соединении. Поэтому перед сваркой кромки изделия травят в щелочных растворах, механически защищают металл и обезжиривают. Электродная проволока подвергается травлению и механической зачистке. Наилучшим способом подготовки электродной или присадочной проволоки является электрохимическая полировка. Полированная проволока может долго храниться в кассетах с плотной рядовой намоткой и не требует никакой предсварочной обработки.
Основным способом очистки сварочной ванны от оксидов является катодное распыление. Для этого свариваемый металл должен быть катодом, который бомбардируется положительными ионами - парами свариваемого металла, разрушающими пленки оксидов. Чтобы не перегревать анод (W-электрод), применяют переменный ток. Очистка от оксидов в каждом полупериоде сменяется полупериодом ослабления нагрева вольфрама.
Рассмотрим наиболее производительный способ очистки сварочной ванны, используемый при сварке плавящимся электродом. При этом применяют постоянный ток обратной полярности, т. е. с непрерывной катодной очисткой ванны от оксидов. Главным этапом получения качественного шва является стадия капли, когда определяется степень насыщения металла водородом. Чем крупнее капля, тем дольше она находится в столбе дуги, а затем создает короткое. замыкание дуги и нагревается до температур, близких к температуре кипения (Г > 2100 К). При этом капля теряет большую долю легирующих элементов (по данным А. Я. Ищенко, в сплаве АМгб содержание магния снижается до 3...4 %) и насыщается водородом из зоны столба дуги. Поэтому интенсивно разрабатываются процессы управляемого мелкокапельного переноса путем принудительного отрыва капли жидкого металла от электрода на основе пинч - эффекта. В связи с этим весьма эффективна импульсно-дуговая сварка плавящимся электродом на постоянном токе обратной полярности с частотой импульсов 200.. .300 Гц.
Сварка магниевых сплавов (МА2, МА8, МА2-1) в основном похожа на сварку алюминиевых сплавов, но оксид MgO, составляющий основную часть поверхностного слоя, менее прочно связан с металлом и не обладает такими защитными свойствами, как
ai2o3.
Основные дефекты при сварке алюминиевых и магниевых сплавов - пористость и наличие оксидных включений в металле шва. Оксиды AI2O3 и MgO обладают большей плотностью, чем жидкий металл, не растворяются в сварочной ванне и не всплывают на ее поверхность.
Металлургические процессы сварки титана и его сплавов чрезвычайно осложнены исключительной химической активностью титана. Титан и его наиболее распространенные сплавы (ВТ1, ВТ5, ВТ 15, ОТ4) реагируют с кислородом, азотом, углеродом, водородом. Наличие этих соединений приводит к резкой потере пластичности металла сварного шва. Титан особенно чувствителен к водороду, с которым он образует гидриды ТІН2 и ТІН175, разлагающиеся при высокой температуре, а при кристаллизации образующие игольчатые кристаллы, которые нарушают связь между металлическими зернами титана, вызывая склонность швов к замедленному разрушению. Перед сваркой необходимо контролировать содержание водорода в титане. Для ответственных конструкций массовая доля водорода не должна превышать 0,006 %. Содержание других компонентов воздуха может быть выше: 0,15 % О2, 0,05 % N2.
Для сварки употребляется аргон высшего сорта, прошедший дополнительную очистку. Сварку предпочтительно вести вольфрамовым электродом с применением флюс-паст на основе CaF2, для сжатия дуги и увеличения глубины проплавления. При сварке титана защищают не только сварочную ванну, но и весь шов до температуры «773 К, т. е. необходимо создавать зону аргона перед дугой и обдувать аргоном кристаллизующийся и остывающий шов. Кроме того, аргон следует подавать снизу шва для защиты обратной стороны шва.
Сварку особо ответственных конструкций и изделий выполняют в камерах с контролируемой атмосферой. В этом случае изделие помещают в камеру, заполненную аргоном; сварку выполняют с помощью манипуляторов. В отдельных случаях создают «обитаемые» камеры, в которых сварщик работает в скафандре, соединенном с внешней средой гибкими шлангами.
Трудности при сварке меди и ее сплавов в защитных газах обусловлены наличием в исходном металле закиси меди С112О, ее образованием при сварке, а также высокой растворимостью водорода в шве. Для получения качественного шва (без пор), сохраняющего уникальные физические свойства - высокую электропроводность и
теплопроводность, сварку меди и ее сплавов выполняют в инертных защитных газах: аргоне, гелии и их смесях, а также в чистом азоте, который по отношению к меди проявляет свойства инертного газа. Сварку ведут неплавящимися электродами - вольфрамовым и угольным (не для всех марок меди) - на постоянном токе прямой полярности с подачей присадочной проволоки, а также - плавящимся электродом. Кроме того, аргонодуговую сварку меди осуществляют с применением специальной флюс-пасты, содержащей раскислители: ферромарганец, ферросилиций, феррофосфор, ферротитан и редкоземельные элементы. Флюс наносят на присадочную проволоку или в канавку на подкладке под корень шва.
В том случае, когда в качестве защитного газа используют азот, особые требования предъявляют к его чистоте по отношению к кислороду. Он может повысить окисленность металла шва и существенно снизить стойкость вольфрамового электрода. Более эффективен угольный электрод в азоте. Он создает дополнительную защиту в виде СО. Медь и ее сплавы можно сваривать в азоте угольным электродом на графитовой или асбестовой подкладке.