Строительные материалы и изделия

Дегти

• Дегти представляют собой вязкие жидкости черного или буро­го цвета, состоящие из углеводородов и их сернистых, азотистых и кислородных производных, получаемых конденсацией паро­образных продуктов, образующихся при разложении органиче­ских материалов (каменного угля, торфа, древесины и др.) в условиях высокой температуры без доступа воздуха. Процесс этот называется сухой деструктивной перегонкой, при которой химическая структура перегоняемого вещества полностью изме­няется.

По исходному сырью дегти делят на каменноугольные, торфя­ные, древесные и сланцевые, а в зависимости от метода пере­работки сырья — на коксовые и газовые. В строительстве наи­большее значение имеют каменноугольные дегти, которые явля­ются побочным продуктом процессов коксования и газификации каменного угля. Наибольшее развитие получают материалы на основе битумов, а соответственно сокращается использование материалов на основе дегтевых композиций.

• Каменноугольные дегти в зависимости от температуры коксо­вания делят на высокотемпературные, получаемые в результате коксования исходного сырья при температуре 900... 1100°С, низкотемпературные, получаемые в результате полукоксования при температуре 500...700°С, и газовые — при газификации топ­лива в производстве светильного газа.

При разложении каменного угля образуются сырые дегти, которые непосредственно для производства строительных мате­риалов не применяются. В них содержится значительное количество летучих составных частей, которые даже при слабом нагревании испаряются, что приводит к изменению первоначаль­ных свойств строительных материалов (возникает хрупкость). Из сырого дегтя отгоняют легкие и средние масла, в результате чего получают так называемый отогнанный деготь.

Составные части дегтя отгоняют при различных температу­рах: при температуре до 170°С отделяется легкое масло, при

170.. . 270°С — среднее, при 270...300°С — тяжелое и при

300.. .360°С;— антрдценовое масло. После окончания отгонки масел получают твердое вещество черного цвета, называемое пеком. Антраценовое масло представляет собой жидкую, иногда маслоподобную зеленовато-желтую массу с запахом вви­ду наличия в нем фенолов и сернистых соединений.

Сырой деготь (каменноугольная смола), каменноугольные пек и масло характеризуются следующими физико-механиче­скими показателями: смола каменноугольная в своем составе содержит до 7% свободного углерода, до 4% воды и до

Ю% нафталина, при 80°С обладает вязкостью 2,5...4,5 с; пек ка­менноугольный производят двух марок: среднетемператур­

ный и высокотемпературный, отличаются указанные виды пеков главным образом температурой размягчения, содержанием сво­бодного углерода, воды и нерастворимых в бензоле веществ; масло каменноугольное характерно большим содержанием — до 70% тяжелых фракций, отгоняемых в интервале температур

275.. . 360°С, до 0,3% нерастворимых в бензоле веществ и до 1,5% воды. Составленный деготь получают сплавлением пека с дегтевыми маслами или обезвоженными сырыми дегтями.

Дегти каменноугольные дорожные получают при коксовании угля или сплавлением пека каменноугольного с маслами или обезвоженным сырым дегтем.

По физико-механическим показателям смешанные дегти обла­дают относительно высоким содержанием нерастворимых в бензо­ле соединений — до 20% и водорастворимых соедине­ний — 0,5...7%. По фракционному составу они имеют большое ко­личество средних и тяжелых фракций в интервале темпера­тур 270...300°С. Характерным показателем смешанных дегтей яв­ляется их вязкость. Наполненные дегти получают, вводя в состав­ленные дегти тонкоизмельченные материалы (известняк, доломит). Это производят для повышения вязкости, погодо - и температуро - стойкости дегтей.

• Сланцевые дегти получают при нагревании горючих сланцев без доступа воздуха в специальных генераторах или туннельных печах до 500...550°С, при этом выделяются газ, низкотемпера­турная смола в количестве 15...20% от массы сланца и полукокс. Низкотемпературную смолу разделяют на автомобильный бензин, тракторное и дизельное топливо и мазут как остаток после отго­на всех фракций. Этот остаток составляет около 60% и использу­ется как жидкий сланцевый деготь. Последний бывает шести марок, каждая марка его характеризуется в основном тремя пока­зателями: вязкостью при температуре 25 и 60°С, фракционным составом и температурой вспышки.

• Транспортирование и хранение. Битумные и дегтевые вяжу­щие должны иметь заводскую упаковку. При перевозке их защи­щают от повреждений и атмосферных воздействий, а хранят в закрытых складах или под навесом в рассортированном виде. Битумы полутвердые, дегти каменноугольные и сланцевые, пек жидкий транспортируют в бункерных полувагонах, автоцистер­нах, контейнерах, бочках и железнодорожных цистернах. Битум строительный и кровельный транспортируют в бочках, фанерных барабанах, бумажных мешках и без тары в крытых вагонах и на платформах. Пек перевозят без тары в крытых вагонах и на платформах. Битумы жидкие и дегти каменноугольные перевозят в железнодорожных цистернах, бункерах-полувагонах, авто­цистернах.

Асфальтовыми и дегтевыми бетонами называют искусствен­ный материал, получаемый в результате уплотнения специально подобранной смеси, состоящей из щебня (или гравия), песка минерального порошка, битума или дегтя и пека. Применяют их главным образом в дорожном строительстве.

• Асфальтовые бетоны в зависимости от вида каменного мате­риала делят на: щебеночные, состоящие из гравия, песка или гравийно-песчаного материала, минерального порошка и битума и гравийные, состоящие из песка, минерального порошка й битума. В зависимости от температуры, при которой укладывают и уплотняют смесь в покрытии, и вязкости применяемого битума различают следующие разновидности асфальтовых бето­нов: горячие, приготовляемые на вязких битумах марок

БНД-90/130, БНД-60/90 и БНД-40/60, формирование струк­туры бетона в основном заканчивается в период уплотнения, температура при укладке должна быть 80...110°С; теплые, приго­товляемые на битумах пониженной вязкости, марок БНД-200/300 и БНД-130/200 или жидких битумов марок БГ-70/130, формиро­вание структуры также в основном заканчивается в период уплотнения; холодные, приготовляемые на жидких битумах марок СГ-70/130, укладываемые в покрытие после полного их остывания; формирование их структуры продолжается в течение

20.. .30 сут. К холодным относятся асфальтобетоны только на мелкозернистом или песчаном заполнителе.

По максимальной крупности зерен минерального материала асфальтовый бетон делят на: крупнозернистый с наибольшим размером зерен 40 мм, среднезернистый — 25 мм, мелкозерни­стый — 15 мм и песчаный — 5 мм.

По структурным признакам (плотности) асфальтовый бетон может быть плотный, имеющий суммарную пористость 3...5% объе­ма, и крупнопористый с пористостью 5... 10% от объема.

Асфальтобетонную смесь готовят по следующей технологиче­ской схеме (рис. 14.4): минеральные материалы (щебень и пе­сок) из открытых складов и минеральный порошок из закрытого склада подают в дозаторы, после чего отвешенный на один замес (массой 3...3,5 т) материал транспортером подают в бун­кер, откуда при открытии затвора он самотеком поступает во вращающийся барабан смесителя. Последний разделен на два отделения: сушильное для просушивания и подогрева мине­ральных материалов до 170...190°С и смесительное для объедине­ния минеральных материалов и расплавленного битума, посту­пающего через дозатор по трубам из битумоплавильных котлов. На один цикл работы затрачивается 12... 15 мин. Производитель­ность смесителя Д-138 при приготовлении крупнозернистой асфальтобетонной смеси составляет 90...110 т в смену.

Приготовленную асфальтобетонную смесь транспортируют в автосамосвалах и у места укладки загружают 'в асфальтоуклад-

Рис. 14.4. Технологическая схема приготовления асфальтобетонной смеси:

/ — дробилка для камня; 2 — элеватор; 3 — сортировка на фракции; 4 — бункера щебня; 5 — бункер песка; 6 — питатель; 7 — элеватор для холодной смеси; 8 — сушиль­ный барабан; 9—полка; 10—подача нефти; И — элеватор для горячей смеси; 12 — бункера горячей смеси; 13 — элеватор для наполнителя; 14 — дозаторы; 15 — смеситель;

16—самосвал; 17—приемник для наполнителя

чик, который ровным по толщине слоем распределяет ее ПО подготовленному основанию. Распределенную по дорожному основанию смесь уплотняют катками массой 5...14 т или вибра­ционными моторными катками массой 0,5...4,5 т.

В строительстве более широко применяют асфальтобетон, так как он долговечнее дегтебетона. Крупнозернистый асфаль­тобетон используют для устройства нижнего слоя дорожного покрытия; среднезернистый — для устройства однослойных по­крытий и верхнего слоя двухслойных покрытий; мелкозерни­стый, обладающий достаточно высокой сопротивляемостью ме­ханическим и атмосферным воздействиям, — для устройства по­крытий с интенсивным движением и для верхнего слоя двух­слойных покрытий; песчаный, обладающий повышенной пластич­ностью, — для покрытия полов в цехах промышленных зданий, тротуаров и покрытий дорог с легким движением.

Для устройства покрытий на дорогах облегченного типа ис­пользуют мелкозернистые асфальтобетонные смеси холодного типа. Крупнозернистые холодные бетоны применяют для устрой­ства оснований и нижнего слоя двухслойных покрытий. Холодные бетоны проще и дешевле в изготовлении и удобнее в укладке, особенно в сырую и холодную погоду, чем обычные асфальтовые бетоны.

В строительной практике наряду с горячими, теплыми и хо­лодными асфальтовыми бетонами применяют также литой ас­фальтобетон. Уплотняют его в горячем состоянии утюгами или легкими (0,5... 1,5 т) катками. Литой асфальт используют в стес­ненных условиях, где нельзя использовать тяжелые катки и вибраторы, или при малых объемах работ (для устройства по­крытий На тротуарах, плоских кровель, полов в складских и производственных помещениях, а также для гидроизоляции).

• Дегтебетон представляет собой материал, аналогичный ас. фальтобетону. В качестве вяжущего для его изготовления при­меняют каменноугольный деготь марок от Д-5 до Д-8 или деготь состоящий из каменноугольного пека, каменноугольного масла и сырого дегтя. Дегтебетон укладывают в горячем и холодном со­стоянии. В зависимости от крупности каменного материала дег­тебетон делят на крупно-, средне - и мелкозернистый. Для приго­товления горячего дегтебетона применяют те же минеральные материалы, что и для асфальтобетона, и требования предъявля­ются к ним аналогичные. Дегтебетонную смесь приготовляют в асфальтобетонных установках при температуре Ю0...130°С. Дег­тебетон обладает меньшей водоустойчивостью, износостойкостью и теплостойкостью, чем асфальтобетон, менее пластичен, поэтому больше деформируется в холодное время. Применяют дегтебетон І преимущественно для дорог III категории и для ремонта. |

Строительные материалы и изделия

Переваги використання OSB плит у будівництві

OSB (орієнтовано-стружкова плита) – це популярний будівельний матеріал, який широко застосовується у різних сферах будівництва та оздоблення. Завдяки своїм унікальним властивостям, OSB плити стають все більш затребуваними як серед професіоналів, …

Бетонные кубы от RTSplus

Бетон - один из самых востребованных материалов в современном строительстве. Он используется в широком спектре строений, от фундаментов до небоскребов, а RTSplus предлагает высококачественный бетон, который соответствует самым высоким стандартам …

ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) используются для получе­ния защитных и декоративных покрытий на изделиях. ЛКМ после нанесения на поверхность отвердевают, образуя непроницаемую пленку, которая прочно сцепляется с основанием. Толщина плен­ки может составлять …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.