Мощение. Тротуарная плитка, тротуары и дороги
Анализ требований нормативных документов по вертикальным уступам
между соседними камнями
Проанализируем существующие требования где 5 - отклонение в толщине в одной из плит
нормативных документов по ровности дорожных сборного покрытия; 5 - отклонение в ровности
покрытий из искусственных камней мощения основания под первой плитой; 5n2 - отклонение в
Номинальная толщина, мм |
Допуски по |
||
длине |
ширине |
толщине |
|
до 80 |
± 3 мм |
± 3 мм |
± 3 мм |
80 и более |
± 3 мм |
± 3 мм |
± 5 мм |
Таблица 1 |
венных камней мощения |
Основное неравенство (уравнение) для установления показателей ровности сборного дорожного покрытия из искусственных камней мощения [см. Тимофеев А. А. Сборные бетонные и железобетонные покрытия городских дорог и тротуаров. - М.: Стройиздат, 1986. - 313 с.] имеет следующий вид (рис. 1):
[±5n1] + [±501] + [±5n2]+[±502] <Д
Допуски размеров искус
толщине другой, примыкающей к первой плите; 502 - отклонение в ровности основания под второй плитой; Д - допустимые отклонения по ровности покрытия или уступов между плитами.
Техническими условиями, действующими в Санкт-Петербурге, ТУ 5746-001-33157194-97 “Камни искусственные покрытий дорог”, установлены следующие допуски размеров искусственных камней мощения (табл. 1).
Нормативными документами СНиП ТТТ-10—75 “Благоустройство территорий” (пп. 3.23, 3.25) и СНиП 3.06.03-85 “Автомобильные дороги” оговариваются следующие предельные отклонения: в вертикальных смещениях в швах между соседними камнями Д - не более 2 мм; ровности песчаного основания при проверке двухметровой рейкой 5 , 502 - 5 мм.
Таким образом, подставив в формулу (1) значения предельных отклонений (например, для камней мощения толщиной 60 мм), получим следующее неравенство:
[±3 мм]+[±5 мм]+[±3 мм]+[±5 мм] < 2 мм
Данные подсчётов предельных отклонений с указанными выше допусками приведены в табл. 2.
Таблица 2 Размерные цепи при устройстве сборного дорожного покрытия из искусственных камней мощения
|
11 |
-3 |
+5 |
-3 |
+5 |
0 |
- |
12 |
-3 |
+5 |
-3 |
-5 |
+10 |
Необходима перекладка дорожного покрытия |
13 |
-3 |
-5 |
+3 |
+5 |
-16 |
|
14 |
-3 |
-5 |
+3 |
-5 |
-6 |
|
15 |
-3 |
-5 |
-3 |
+5 |
-10 |
|
16 |
-3 |
-5 |
-3 |
-5 |
0 |
- |
Из таблицы видно, что при существующих допусках основания и толщине камней мощения, только в четырех случаях из шестнадцати, не требуется перекладка покрытия. Это свидетельствует о том, что - либо нормативные допуски по вертикальным уступам между соседними камнями завышены или, наоборот, требуется ужесточение допусков по ровности основания и толщине камней. В любом случае, формальное соблюдение действующих в настоящее время допусков по вертикальным уступам между соседними камнями не возможно.
Jy'/>/');;'///"/'/) 'м'/'// '///У//"///'/// h)'}// 'h ^ Рис. 1. Анализ нормативных отклонений сборного дорожного покрытия. |
Предложения по методике оценки эксплуатационного состояния дорожных покрытий
из искусственных камней мощения
Отсутствие в настоящее время нормативных и методических документов не позволяет однозначно оценивать эксплуатационное состояние дорожного покрытия из камней мощения и принимать решение по его ремонту.
Под эксплуатационным состоянием понимается степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания [ОДН 218.0. 006 - 2002 “Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог”].
Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно [Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. Москва, 2002 г].
За основу методики для принятия решений эксплуатирующими организациями о проведении ремонтных работ дорожных покрытий из искусственных камней мощения может быть принята система оценки эксплуатационного состояния, разработанная в ФГУП “Союздорнии” для асфальтобетонных покрытий. В ее основе лежит замер просветов под рейкой и определение состояния покрытия: “хорошее”, “критическое” и “плохое” [см. Гурьев Т. А. Техническое состояние автомобильных дорог: Учебное пособие. - Л.: изд. ЛТА., 1985. - 64 с]:
- хорошее - трещин нет, просвет под рейкой длиной 2 м меньше 10 мм;
- критическое - трещин нет, просвет под рейкой 10.. .20 мм;
- плохое - трещины по всей колее, просвет под рейкой более 20 мм.
Данная шкала позволяет конкретизировать результаты визуальных осмотров и может быть использована для оценки состояния покрытий из бетонных камней мощения в части определения их ровности.
Помимо условий по ровности следует установить требования к участкам дорожного покрытия из искусственных камней мощения с местными дефектами (разрушение лицевого слоя камней, нарушение сплошности покрытия: расползание рядов мощения, провалы и т. п) в расчете на единицу площади. Например, в ГОСТ Р 50597-93 приведены предельные размеры повреждений по площади асфальтобетонных и цементобетонных, отнесенные к единице измерений, принятой за 1 тыс. м. кв. покрытия. Площадь повреждений составляет от 0,3 до 2,5 м. кв. на 1 тыс. м. кв покрытия. Предельные размеры отдельных разрушений не должны превышать по глубине 5 см, по длине - 15 см и по ширине - 60 см.
Создание стандартных методов контроля за состоянием дорожных покрытий из бетонных камней мощения связано с проведением научных исследований, включающих работы в лабораториях и натурных условиях.