Мощение. Тротуарная плитка, тротуары и дороги
Строительство
Технологический процесс устройства дорожных покрытий из искусственных камней мощения состоит из следующих этапов: устройство слоев основания с уплотнением; устройство монтажного пескоцементного слоя; укладка тротуарного камня; уплотнение; заделка швов (прометание).
Состав операций и средства контроля приведены в таблице 16.
Состав операций и средства контроля
|
Контролируемые параметры при устройстве покрытия представлены в таблице 17. Следует обратить внимание, что формальное соблюдение действующих в настоящее время допусков по вертикальным уступам между соседними камнями Д4
не представляется возможным (Приложение 3).
Требования к искусственным камням моще ния и выборочному контролю качества содержатся в разделе 3, таблица 6.
Обозначение |
Контролируемые параметры |
Предельные значения, величина отклонения |
h М. СЛ. |
Толщина монтажного слоя с учетом запаса на вибропросадку камней (1-1.5 см) |
4 - 6,5 см |
1ПОП. М.СЛ., 1ПРОД. М.СЛ. |
Поперечный и продольный уклон монтажного слоя |
1ПОП. М.СЛ._ 1ПОП. ПОКР.; 1ПРОД. М.СЛ._ 1ПРОД. ПОКР. |
D |
Швы: - расширения; - “зелёные” - дренирующие - покрытий из камней с криволинейными боковыми гранями в наиболее узком месте - прочие |
8-10 мм до 35 мм* (± 2 мм) 15 мм *(± 2 мм) 2 мм 3-5 мм |
Д1 |
Величина вертикального уступа между двумя соседними камнями |
< 2 мм |
Д2 |
Ровность: -максимальный просвет под четырехметровой рейкой - при использовании трехметровой рейки максимальный просвет |
< 10 мм < 10 мм (не более 5% измерен.), остальные до 7 мм |
*ПОП. ПОКР. |
Поперечный уклон покрытия на базе 0.5 м (ІПОП. ПОКР.). Рис. 28. |
> 0.5 % (> 2.5 мм) |
*ПРОД. ПОКР. |
Продольный уклон покрытия (ІПРОД ПОКР ) - высотные отметки по оси |
± 2 см |
I |
Результирующий общий уклон покрытия в сторону водосборных устройств i = ( i + i )2 V ПОП. ПРОД. ' |
> 2.5 % |
Д3 |
Примыкания к существующим вертикальным отметкам |
± 2 мм |
Д4 |
Величина уступов между искусственными камнями и крышками люков колодцев подземных коммуникаций |
< 2 мм |
Таблица 17 |
Контролируемые параметры при устройстве дорожных покрытий из искусственных камней мощения |
Укладка камней мощения может осуществляться вручную или при помощи механизированных укладчиков (рис. 39 - 42). Механизированные укладчики (“ROBOTEC”, “Optimas”) применяются для мощения больших территорий простых конфигураций, где не требуется создание художественных рисунков мощения. Такие машины, производительностью до 1 500 м. кв. в смену, имеют сменное навесное оборудование для заполнения и затирки швов, установки бортового камня и планировки основания.
Рис. 39. Механизированные укладчики камней мощения “OPTIMAS” и “ROBOTEC”. |
Рис. 40. Планировочный рубанок “PROBST” для подготовки монтажного слоя перед укладкой камней мощения. |
Рис. 41. Метущие щётки “PROBST” для заполнения швов между камнями. |
Рис. 42. Вспомогательный инструмент для выполнения работ по мощению. |
Качество дорожных покрытий из искусственных камней мощения, их долговечность, противостояние неравномерным просадкам в значительной степени зависят от качества грунтового и искусственного оснований. Поэтому, при строительстве следует особое внимание уделять: изучению геологии и гидрогеологии участка, наличию слабых грунтов и необходимости их замены или укрепления, контролю плотности грунта в пределах сжимаемого слоя, выполнению правил производства работ.
Требования к выполнению работ по устройству основания и мощению содержатся в следующих нормативных и методических документах:
- СНиП 3.01.01-85* “Организация строительного производства”;
- СНиП 3.06.03-85 “Автомобильные дороги”
- СНиП Ш-10-75 “Благоустройство территорий”;
- Схемы операционного контроля качества строительных, ремонто-строительных и монтажных работ (Общероссийский общественный фонд
“Центр качества строительства”, Санк-Петербург - ское отделение)
В последнее время, при благоустройстве территорий памятников истории и культуры, на других территориях, совместно с бетонным искусственным камнем используют булыжник. Правила мощения булыжником представлены в Приложении 2.
Швы увеличенной ширины - “зелёные” и “дренирующие” (до 35 мм), заполняются плодородной смесью, куда высаживают декоративные травы, легко переносящие вытаптывание, галькой, отсевом гранитного щебня и другими материалами. Для заполнения “зелёных” швов рекомендуется использовать песчано-гравийную смесь или смесь песка со щебнем фракции 0-10, перемешенным с растительным грунтом примерно 1 : 1.
Бортовые камни устанавливаются на свеже - уложенное бетонное или песчаное основание, в соответствии с требованиями проекта.