Мощение. Тротуарная плитка, тротуары и дороги
Применяемые материалы и изделия
Требования к применяемым при мощении материалам содержатся в ГОСТ 8736-93 “Песок для строительных работ. Технические условия”, ГОСТ 8267-93 “Щебень и гравий для строительных работ. Технические условия”, ГОСТ 1017885 “Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия”, а также в Руководстве по конструкциям, технологии устройства и требованиям к дорожным покрытиям из искусственных камней в Санкт-Петербурге [14].
В таблице 10 приведено краткое описание некоторых материалов и изделий, которые применяются в практике строительства дорожных покрытий из искусственных камней мощения.
В Приложении 6 приведена информация о поставщиках материалов для строительства и благоустройства.
1 |
Таблица 10
Описание |
Материалы и изделия, применяемые в конструкциях дорожных одежд с покрытием из искусственных камней мощения
Иллюстрации
Экструдированный пенополистирол - применяют в конструкции дорожной одежды для предотвращения деформаций морозного пучения и уменьшения, при необходимости, ее общей толщины. Выпускается в плитах различной толщины.
Под морозным пучением понимается увеличение объема влажного грунта при замерзании в нем воды, приводящее к неравномерному поднятию промерзающих толщ. В результате, морозного пучения может нарушится сплошность и ровность дорожного покрытия.
Морозоустойчивость дорожной одежды считается обеспеченной, если расчетная величина морозного пучения не превышает допустимую. Так, например, допустимая величина морозного пучения для капитальных дорожных одежд с покрытием из асфальтобетона составляет 4 см.
Допустимая величина морозного пучения для дорожных покрытий из искусственных камней мощения не регламентируется. Поэтому, рекомендуется в расчетах, допустимое морозное пучение принимать по аналогии, как для капитальных дорожных одежд.
Иногда, сети инженерных коммуникаций, размещаются в проезжей части дороги на небольшой глубине. Это препятствует устройству дополнительных слоев основания дорожной одежды из песка, выполняющих морозозащитную функцию. В таких случаях, для уменьшения общей толщины дорожной одежды применяют экструдированный пенополистирол.
Общий вид плит экструдированного пенопо - листирола
Укладка плит в основание дорожной одежды при реконструкции одной из улиц Петербурга
1
Применение теплоизоляционных плит из экструдированного пенополистирола в дорожной одежде позволяет сократить сроки и стоимость строительства за счет уменьшения толщины дорожной одежды, объема выемки и вывоза грунта. В последующем, можно прогнозировать уменьшение эксплуатационных расходов на ремонт дорожного покрытия, за счет уменьшения неравномерных деформаций морозного пучения и исключения влияния коммуникаций на температурный режим в несущих слоях основания дороги.
Вариант дорожной конструкции с применением экструдированного пенополистирола
1. Плита гранитная - 10 см
2. Сухая пескоцементная смесь - 7 см
3. Щебень гранитный фр. 40-70 мм - 23 см
4. Песок - 25 см
5. Экструдированный пенополистирол - 5 см
6. Песок - 15 см
Армирование и зашита |
Геотекстиль (дорнит) - нетканый материал из бесконечных полипропиленовых-полиэфирных волокон, что обеспечивает его высокие физикомеханические свойства.
Геотекстиль различается по плотности и может выполнять в дорожной конструкции защитные, армирующие, фильтрующие и дренирующие функции.
Армирование - усиление строительных конструкций в результате перераспределения напряжений от транспортных средств или собственного веса.
Защита - предотвращение взаимопрони-кания крупнофракционных материалов и грунта, предотвращение или замедление процесса эрозии грунтов, предотвращение повреждения прослоек из других материалов (гидроизоляционных пленочных).
Дренирование - ускорение отвода воды в плоскости полотна и нормальном ей направлении.
Фильтрация - предотвращение выноса грунтовых частиц в результате волнового воздействия, водного течения, давления воды из выклинивающихся водоносных горизонтов, предотвращение загрязнения традиционных дренажей.
Ш Дренирование
6 66 6
1 |
2
- |
____ і і л |
|
— . _ < |
||
ш L- |
» “ а |
|
- — |
_ |
Общий вид георешётки |
Георешётка - сотовая конструкция, изготовленная из высокопрочного полиэтилена и полипропилена. При ее растяжении в рабочей плоскости формируется устойчивый каркас, предназначенный для фиксации наполнителя: грунта, песка, бетона и других материалов.
Различные виды геосеток |
Применяется для армирования грунта при строительстве и ремонте автомобильных дорог, а также при проведении ландшафтных работ для укрепления откосов.
Геосетка - прочная плоская сетка из стекловолокна. Существуют различные типы геосеток, в зависимости от сферы их применения.
Применяется для армирования грунта, а также для разделения слоев дорожной одежды и защиты от их перемешивания.
Элементы водосборной системы (лотки открытые и закрытые с чугунными, стальными и пластмассовыми решетками, дождеприемники (трапы)). Могут быть выполнены из бетона, пластика или полимербетона в зависимости от назначения территории, где они будут установлены и действующих внешних нагрузок.
Электрооборудование, например, камни мощения со встроенной светодиодной подсветкой. В выключенном состоянии имеет цвет стекла (от светло-серого - базового, до любого под заказ). Во включенном состоянии могут светится белым, жёлтым, красным, синим, зелёным или принимать комбинации этих цветов.
Системы грязезащиты служат для задержания уличной грязи при входе и представляют собой ковры с резиновыми или текстильными вставками. Также могут быть использованы стандартные металлические решетки в комплекте с по - лимербетонными и пластиковыми поддонами. В нижней части поддона преусматривается специальное отверстие для присоединения водоотводящих труб, которые подключаются к системе ливневой канализации.
Встраиваемые люки маскируются под поверхность, тем самым органично вписываются в любое дизайнерское решение.
1 |
2 |
||
Подземная распределительная колонна - представляет собой узел подключения к электричеству, газу, телефону, сжатому воздуху или воде. Колонна при потребности выводится наружу с помощью механического или электрического привода. Крышка колонны маскируется под дорожное покрытие из камней мощения и выдерживает нагрузки до 90 тонн. Более подробную информацию можно найти на сайте компании Моser Systemelektrik - www. senkelektrant. de. |
ж |
4. 5. Варианты конструкций.
Общие указания по расчёту дорожных покрытий из искусственных камней мощения содержатся в ОДН 218. 046 - 01 “Проектирование нежестких дорожных одежд” и Руководстве по конструкциям, технологии устройства и требованиям к дорожным покрытиям из искусственных камней в Санкт-Петербурге [14]. В настоящем разделе приведены некоторые варианты дорожных и кровельных конструкций с применением искусственных камней мощения.