Сварка конструкций с дополнительной порошкообразной присадкой
Сварка высокопрочных сталей с дополнительным порошкообразным присадочным металлом
Применение высокопрочных сталей (600—900 МПа) при изготовлении сварных конструкций позволяет получить значительную экономию металла благодаря облегчению веса конструкций, увеличить их несущую способность и долговечность, изготавливать конструкции для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Упрочнение стали достигается за счет легирования ее
Марка стали |
Толщина стали, мм |
Предел прочиост и. МП» |
Предел текучести, МПа |
Относи тельное удлинение, ' % |
Ударная вязкость при 1 . —40 *С. ' Дж/см' |
15Г2СФ |
4—32 |
600 |
450 |
19 |
50 |
16Г2АФ |
4—50 |
600 |
450 |
20 |
40 |
18Г2АФпс |
4-50 |
600 |
450 |
16 |
30 |
10Г2ФР |
10—46 |
600 |
450 |
20 |
40 |
14Х2ГМР, 14ХМНДФР |
10—50 |
700 |
600 |
14 |
40 |
15ХГ2СМФР |
8—32 |
850 |
750 |
12 |
40 |
12Г2СМФ |
10—32 |
700 |
600 |
13 |
35 |
І2ХГ2СМФ |
— |
850 |
750 |
12 |
30 |
14ГСМФР |
8—40 |
700 |
600 |
12 |
30 |
специальными добавками, термической обработки и создания субмикроскопических включений нитридов циркония, алюминия, титана и ванадия. В нашей стране высокопрочные строительные стали разделяются на три класса: С 60/45, С70/60 и С 85/75 (числитель показывает предел прочности, знаменатель — предел текучести). В табл. 27 приведены данные, характеризующие механические свойства высокопрочных строительных сталей.
Имея указанные выше преимущества, высокопрочные стали обладают одним существенным недостатком — особенностью сварки, требующей применения трудоемкой специальной технологии, снижающей производительность труда по сравнению со сваркой обычных сталей. Прежде всего это относится к значительному изменению структуры и механических свойств под воздействием термического цикла сварки. На параметры термического цикла оказывает влияние погонная энергия сварки, теплофизические свойства металла и характер теплоотвода. Для получения однородного по структуре и механическим свойствам сварного соединения из высокопрочной стали необходимо регулировать скорость охлаждения за счет выбора оптимального значения погонной энергии или применения сопутствующего охлаждения. На производстве иногда для получения оптимальной скорости охлаждения применяют предварительный подогрев свариваемых кромок. Серьезным недостатком высокопрочных сталей является низкая сопротивляемость сварных
соединений из этих сталей образованию горячих и холодных трещин. С появлением горячих трещин можно бороться, применяя предварительный подогрев свариваемых кромок, обеспечивая благоприятную форму сварочной ванны, а также путем создания рациональных сварных конструкций и выбора металла оптимального химического состава. По способам борьбы с холоднымштрещинами высокопрочные стали условно делят на две группы. В первой группе, куда входят стали класса С 60/45, образование холодных трещин можно предотвратить путем изменения погонной энергии, что обеспечивает положительные структурные изменения, препятствующие образованию холодных трещин. Во второй группе (стали класса С 70/60) предотвращение образования холодных трещин обеспечивается предварительным подогревом зоны сварки до 150—200 °С. Следовательно,
при сварке высокопрочных сталей для получения качественных сварных соединений необходимо применять режимы сварки, обеспечивающие погонную энергию в сочетании с предварительным подогревом. Такая технология по сравнению со сваркой обычных сталей увеличивает трудоемкость сварочных работ при низкой производительности. Например, при изготовлении ферм, колонн сплошных и решетчатых, балок
подкрановых, резервуаров доля трудоемкости сварочных работ составляет 33—43% всей трудоемкости изделий. Применение сварки с дополнительным порошкообразным присадочным металлом позволяет повысить производительность сварочных работ и качество сварных соединений при упрощении технологии сварки. Для обеспечения оптимальной скорости охлаждения стыковые соединения при обычной сварке высокопрочных сталей должны выполняться в два и более проходов, т. е. с более низкой производительностью. При сварке с порошкообразным присадочным металлом можно в широких пределах регулировать терми
ческий цикл за счет изменения погонной энергии, повышая при этом механические свойства сварных соединений. Изменение погонной энергии сварки в необходимом направлении позволяет также отказаться от предварительного подогрева свариваемых кромок, который применяется для регулирования термического Цикла при обычной сварке высокопрочных сталей.
Значительно повышается технологическая прочность сварных соединений из высокопрочных сталей при сварке с порошкообразным присадочным металлом. Данные, полученные во ВНИИмонтажспецетрое по количественной методике МГТУ им. Н. Э. Баумана, свидетельствуют, что сопротивляемость металла шва образованию горячих трещин при сварке с порошкообразным присадочным металлом высокопрочных сталей значительно выше, чем при традиционной сварке, а возможность регулирования погонной энергии в широких пределах и улучшение структуры металла около- шовной зоны приводят к повышению сопротивляемости образованию холодных трещин. Повышение технологической прочности конструкций из высокопрочных сталей при сварке с порошкообразным присадочным металлом позволило отказаться от предварительного подогрева. Во ВНИИмонтажспецетрое разработана методика выбора режимов сварки с порошкообразным присадочным металлом высокопрочных сталей.
Применение порошкообразного присадочного металла при сварке высокопрочных сталей позволяет регулировать химический состав и механические свойства металла сварного шва. Показательно, что необходимый предел прочности может быть получен при использовании порошкообразного металла из электродных проволок, применение которых при обычной сварке не обеспечивает нормативного значения предела прочности. Применение порошкообразного присадочного металла позволяет получить металл сварного шва с необходимым пределом прочности при максимальной пластичности и повышением сопротивляемости образованию трещин. При этом ударная вязкость также повышается.
Технология сварки высокопрочных сталей без предварительного подогрева была использована при сварке оболочки шарового резервуара из стали 16Г2АФ со следующими механическими свойствами: предел прочности 600 МПа, предел текучести 450 МПа; относительное удлинение 20%; ударная вязкость 40 Дж/см-’ при — 40 °С и 30 Дж/см*’ при — 70 °С. Технология сварки предусматривает двухстороннюю ручную сварку корневых швов с последующей автоматизированной сваркой под флюсом с порошкообразным присадочным металлом. Для ручной сварки
28. Режим автоматизированной сварки оболочки шарового резервуара из стали 16Г2АФ
|
использовали электроды УОНИ-13/45 диаметром 3 и 4 мм, а для автоматизированной — электродную проволоку Св-08НМА диаметром 5 мм, крупку из сварочной проволоки Св-08Г2С диаметром 1,2 мм и флюс АН-348А. Лепестки оболочки укрупняли в двухлспест - ковые блоки, которые затем собирались в четырехлепестковые блоки. После этого на специальной площадке производили сборку двух полусфер, каждая из которых состоит из двух четырехлепестковых блоков. На специальном манипуляторе из двух полусфер собиралась оболочка резервуара, которая для начала автоматизированной сварки поворачивалась таким образом, чтобы плоскость свариваемого стыка была перпендикулярна оси вращения. С наружной и внутренней стороны сварка оболочки резервуара выполнялась без предварительного подогрева на одном и хом же режиме (табл. 28). Сварочная ванна всегда находилась в нижнем положении, что обеспечивалось расположением сварочного автомата в верхнрй точке шара благодаря его перемещению по оболочке со скоростью, равной скорости вращения манипулятора.
Автоматизированная сварка под флюсом с порошкообразным присадочным металлом без предварительного подогрева была применена на монтаже шагающего экскаватора, где были сварены ковши и башмаки экскаватора из высокопрочной стали 14Х2ГМР, имевшие односторонние сварные соединения толщиной 36 мм у ковшов и 50 мм у башмаков с V-образной разделкой. Автоматизированная сварка
29. Режимы сварки и параметры разделки кромок изделий из хромоникельмолибденомеднистой стали
|
выполнялась проволокой Св-08ХГН2МЮ под флюсом АН-17М с порошкообразным присадочным металлом из проволоки Св-08Г2С за несколько проходов с подачей между слоями порошкообразного присадочного металла из проволоки Св-08А. Сварные соединения толщиной 36 мм были выполнены за три прохода, толщиной 50 мм — за 12 проходов (при сварке без порошкообразного присадочного металла соответственно за 8 и 32 прохода). Режим сварки: сварочный ток 800—850 А, напряжение на дуге 44—45 В, скорость сварки 0,0054 м/с, количество порошкообразного присадочного металла р = 0,8.
При обычной сварке хромоникельмолибденомеднистой стали ОХ23Н28МЗДЗТ возникают большие трудности из-за повышенной склонности металла сварного соединения к образованию горячих трещин. Применение порошкообразного присадочного металла позволяет изменять коэффициент формы шва, повышая стойкость металла шва к образованию трещин: уменьшать напряжения и деформации; характер кристаллизации металла сварочной ванны, регулируя долю содержания основного металла в металле шва. Быда разработана технология сварки изделий из указанной стали с Х-образной разделкой кромок с порошкообразным присадочным металлом из проволоки ЭП-516 диаметром 2 мм (расход р = 1 —1,3) электродной проволокой диаметром 4 мм и вылетом 35 мм. Применение этой технологии позволяет получать изделия из хромоникельмолибденомеднистой стали толщиной 20—40 мм с качественными сварными соединениями. В табл. 29 приведены режимы сварки и параметры разделки кромок.
Применение порошкообразного присадочного металла позволяет упростить технологию, повысить производительность сварки, обеспечивая при этом необходимое качество при изготовлении изделий из двухслойной стали (биметалла). Двухслойная сталь состоит из основного металла, как правило это углеродистая сталь, обеспечивающего прочность конструкции, и плакирующего слоя, создающего коррозионную стойкость. При сварке изделий из этой стали возникают дополнительные трудности, отсутствующие при сварке однослойных сталей. Процесс смешения в сварочной ванне основного и плакирующего металлов приводит к механической, структурной и химической неоднородности, что препятствует получению металла шва, равноценного свариваемому металлу. Кроме того, различие свойств основного и плакирующего металлов вызывает трудности при разработке технологии сварки из-за различия сварочных материалов, технологических приемов и часто методов сварки, применяемых для основного и облицовочных слоев. Для сварки двухслойной стали была разработана специальная технология, предусматривающая применение порошкообразного присадочного металла. Так, для сварки основного металла двухслойной стали ВСтЗсп + 12X181110Т рекомендуется сварочная проволока марки Св-08ГА и флюс АН-348 в сочетании с порошкообразным присадочным металлом из проволоки Св-08ГА или Св-08Г2С диаметром 2 мм и высотой гранулы 1,5—2 мм. Для сварки плакирующего слоя применяют цроьолоку ЭП-389 с флюсом АН-26 и порошкообразным присадочным металлом из проволоки ЭП-87 такой же грануляции, как и при сварке основного металла. При сварке стыковых соединений с толщиной металла 8 — 16 мм скос кромок не производится, а при толщинах 18—32 мм применяется V - или Х-образная разделка кромок. В первом случае порошкообразная присадка вводится только при сварке плакирующего металла, а во втором — и при сварке основного. Порошкообразный металл засыпается в разделку перед сваркой. Химический анализ металла шва плакирующего слоя показывает, что сварка с дополнительным порошкообразным присадочным металлом позволяет сохранить постоянный химический состав металла шва до поверхности основного слоя, а макро-
Рис. 60. Схема сварного соединения, полученного с применением порошковой проволоки с высоколегированным наполнителем
I основной металл; 2 плакирующий слой; 3 — порошковая проволока; 4 — сварочный флюс; Fм — площадь наплавленного металла; Fпр I — площадь проплавления основного металла; Fnp2— площадь проплавления плакирующего слои
30. Коэффициент наплавки при сварке порошковой проволокой с высоколегированным наполнителем
|
структура металла шва показывает хорошее качество шва — плотный, с плавным переходом к основному металлу.
Заслуживает внимания другой способ использования порошкообразного присадочного металла при сварке плакирующего слоя двухслойного металла — это дуговая сварка под флюсом порошковой проволокой с легирующим наполнителем. Этот способ сварки можно с успехом применять на строительно-монтажной площадке вместо ручной сварки, повышая в 3—5 раз производительность труда. Оболочка порошковой проволоки изготавливается из низкоуглеродистой ленты, внутрь которой вводится высоколегированный порошкообразный присадочный металл. Состав высоколегированного наполнителя зависит от химического состава свариваемого плакирующего слоя биметалла. На рис. 60 представлена с, ома сварного соединения, полученного при сварке порошковой проволокой с высоколегированным порошкообразным присадочным металлом. При высокой производительности (по сравнению с обычной электродной проволокой коэффициент наплавки возрастает до 70%) этот способ сварки позволяет полу
чить наплавленный металл стабильный по химическому составу и структуре за счет постоянства соотношения масс низкоуглеродистой оболочки и высоколегированного порошкообразного присадочного металла и незначительной глубины провара. В табл. 30 приведены значения коэффициента наплавки порошковой проволоки с высоколегированным порошкообразным присадочным металлом в зависимости от силы сварочного тока.
Описанный способ был применен при сварке в монтажных условиях варочных котлов в целлюлозно-бумажной промышленности и регенерационных цистерн в нефтехимической промышленности, изготовленных из двухслойного металла 22 К + 08Х17Н15МЗТ и 16ГС + 10X17H13M3T с толщиной плакирующего слоя 4—5 мм. Порошковая проволока диаметром 3—3,2 мм использовалась с наполнителем Х59Н29М8Т4 и флюсом АН-26. Сварка плакирующего слоя выполнена за один проход на режиме: сварочный ток 300 —500 А, напряжение на дуге 38—48 F., скорость подачи проволоки 0,03—0,06 м/с, вылет проволоки 35—40 мм.