ЗАЩИТНЫЕ И УПРОЧНЯЮЩИЕ ПОКРЫТИЯ
НАПЛАВКА РЕЛЯТИВИСТСКИМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ ПУЧКАМИ
Наплавка релятивистскими электронными пучками (РЭП) порошковых сплавов, преимущественно на основе Ni, электронным пучком с энергией 1,2 МэВ и мощностью более 20 кВт в атмосфере. Коэффициент относительной износостойкости наплавленных покрытий (сплав ПГ-СР4) в 1,34... 1,41 раза выше, чем стали 45. Как правило, отмечается хорошее качество наплавок: поры, подрезы, непроплавы и пережоги отсутствуют. Термические деформации детали также были незначительны (составляли 3 мм при общей длине детали 770 мм) и находились в пределах установленных допусков.
Для процесса наплавки защитных покрытий РЭП характерна ручная предварительная насыпка и разравнивание порошкового сплава на поверхности детали. Ввиду того, что насыпная плотность порошковых сплавов составляет около 0,5...0,6 от плотности наплавленного металла, то создание покрытия равномерной толщины и ширины по всей его длине становится затруднительным.
Прямая подача порошковых сплавов в зону действия мощного электронного пучка не обеспечит процесс наплавки, так как частицы порошка, приобретая электрический заряд при пролете через зону действия электронного пучка, будут удаляться из зоны наплавки.
Также следует отметить чрезмерно большую энергоемкость этого процесса, что не всегда экономически оправданно и имеет смысл только там, где использование других методов технически невозможно. Известны сдучаи достижения высоких скоростей (2500 м/с) и производительности (6 м /ч) наплавки релятивистскими электронными пучками, но это возможно при использовании электронных пучков мощностью до 40 кВт, что почти в 10 раз больше, чем для аналогичного процесса наплавки низкоэнергетическим электронным пучком в вакууме.
Кроме того, процесс наплавки РЭП в атмосфере сопровождается рядом опасных и вредных факторов:
- выведенный в атмосферу электронный пучок, электроны рассеиваются от изделия в различных направлениях, тормозное излучение, возникающее как при торможении пучка электронов непосредственно в облучаемом изделии, так и вследствие частичных потерь на узлах и деталях пролетного тракта ускорителя;
- озон и окислы азота, образующиеся при прохождении через воздух прямых и отраженных электронов;
- большое количество паров окислов меди и металлов, испаряющихся с поверхности ванны жидкого металла непосредственно в процессе наплавки.