ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СВАРОЧНЫХ ЦЕХОВ
СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И СТАДИИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
В социалистических условиях Советского Союза развитие народного хозяйства осуществляется по единому государственному плану, разрабатываемому Госпланом СССР в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР. Такие перспективные государственные народнохозяйственные планы составляются обычно на пятилетие. Из общегосударственного пятилетнего плана Советского Союза вытекают пятилетние планы для каждой республики и по каждой отрасли промышленности, разрабатываемые соответственно республиканскими Госпланами и отдельными министерствами и ведомствами. При этом необходимость строительства новых промышленных предприятий и реконструкции существующих устанавливается на основе сводных данных ЦСУ СССР о растущих потребностях страны в различных видах продукции с учетом принятых схем развития и размещения соответствующих отраслей промышленности по областям и союзным республикам нашей страны.
Перспективные пятилетние планы развития каждой отрасли народного хозяйства и промышленности разрабатываются соответствующими министерствами или ведомствами (с участием подчиненных им проектных организаций) и сопровождаются всеми необходимыми обоснованиями, подтверждающими хозяйственную необходимость и технико-экономическую целесообразность проектирования и осуществления каждого, включаемого в пятилетний план строительства нового или реконструкции (технического перевооружения) действующего промышленного предприятия. Эти технико-экономические обоснования (ТЭО) представляют собой обязательную предпроектную документацию будущих проектов промышленных предприятий.
Согласно инструкции по разработке проектов и смет для промышленного строительства в число разработок ТЭО входит также выбор места расположения будущего предприятия (площадки для строительства) в районе или пункте, установленном принятыми Госпланом СССР схемой развития и размещения соответствующей отрасли народного хозяйства и промышленности и схемой размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам. В той же инструкции изложены условия, которым должен удовлетворять выбор площадки строительства и указан порядок его согласования с соответствующими местными и другими органами и организациями.
Упомянутые выше перспективные пятилетние планы с прила* глемыми ТЭО, после согласования с Госпланом СССР, служат основаниями для разработки заданий на проектирование необходимых предприятий по каждой отрасли промышленности и народного хозяйства.
Каждое задание на проектирование предприятий (цехов, зданий) составляется заказчиком проекта (министерством, в подчинении которого будет находиться проектируемое предприятие) н соответствии с утвержденными решениями и технико-экономическими показателями, принятыми в ТЭО. При этом участие проектных организаций в составлении заданий на проектирование входит в комплекс работ по разработке проекта. После утверждения в установленном порядке такое задание передается в соответствующий проектный институт, специализированный по данной отрасли промышленности.
Задание на проектирование должно включать следующие основные сведения и материалы: наименование предприятия и вид его строительства (новое, расширение или реконструкция) с указанием места его расположения, номенклатуры изделий годового выпуска с подразделением по основным видам продукции (в натуральном или ценностном выражении); режим работы предприя - гпи; сведения о будущем производственном и хозяйственном кооперировании и об источниках снабжения сырьем, топливом и энергией, а также указания о числе стадий проектирования, требуемых сроках строительства и очередности ввода мощностей предприятия в эксплуатацию; требования по защите окружающей среды и утилизации отходов производства; необходимость разработки автоматизированных систем управления технологическими процессами и предприятием; необходимые для проектирования материалы — чертежи, спецификации деталей и технические характеристики подлежащей выпуску продукции предприятия, а также технические условия на ее изготовление, испы-
І. ШПЄ и приемку.
При разработке проекта сборочно-сварочного цеха, как и всякого другого, приходится предварительно и достаточно точно решать различные по специализации технические и экономические вопросы. Поэтому проект цеха подразделяют на следующие специальные части, разрабатываемые соответствующими группами проектировщиков: а) технологическая и транспортная.— эта основная часть проекта содержит определение и расчет всех элементов производства для организации технологического процесса н внутрицехового потока, включая технико-экономический анализ различных вариантов проекта и обоснования выбора наиболее волосообразного из них; б) строительная — строительное и архитектурное оформление здания цеха; в) санитарно-техническая — отопление, вентиляция, водопровод и канализация в здании цеха; г) энергетическая — снабжение цеха электроэнергией, паром для производственных нужд, сжатым воздухом, кислородом,
Горючими, Защитными и инертными газами, а Также устройство телефонной связи и внутрицеховой сигнализации; д) сводные данные и технико-экономические показатели — конспективная сводка результативных данных по всем частям проекта. Кроме того, для составления общей пояснительной записки и экономической части по проекту завода в целом на основе соответствующих расчетов по каждому цеху завода определяют необходимые капитальные затраты, годовые эксплуатационные расходы и проектную себестоимость продукции.
Каждая часть проекта состоит из следующих материалов:
1) пояснительной записки, содержащей сжатое описание всех элементов производства, примененной методики их технико-экономического выбора и определения качественного и количественного состава с приведением всех обоснований и сводных результатов производственных расчетов; 2) приложения к пояснительной записке, включающего все необходимые расчеты, таблицы и ведомости, а также технические характеристики, спецификации и сметы по всем элементам производства; 3) чертежей и макетов, а также схем, поясняющих конструктивное и техническое оформление запроектированных элементов производства и их совместную компоновку либо детальное расположение в цехе.
После составления основной технологической и транспортной части все остальные перечисленные выше специальные части проекта цеха, за исключением сводных данных и технико-экономических показателей по проекту, разрабатывают одновременно при непременном согласовании с данными технологической и транспортной части. Сводные данные и технико-экономические показатели по проекту, как заключительную его часть, составляют на основе результативных данных всех специальных частей проекта. В обязанность проектантов-технологов, разрабатывающих (совместно со специалистами по внутрицеховому транспорту) технологическую и транспортную часть, включено составление заданий для проектирования остальных специальных частей проекта (строительной, санитарно-технической и энергетической) и составление сводных данных и технико-экономических показателей по проекту (см. гл. VI и VII).
В соответствии с изложенным выше ведущее место в общем составе проекта цеха принадлежит технологической и транспортной части, которой соподчиняются остальные части проекта. Поэтому последующее изложение ограничено описанием методик расчетов и разработки основной — технологической и транспортной части проекта цеха, отделения, производственного участка.
Проектирование цеха ведут путем концентрических разработок всех вопросов, связанных с будущим строительством и осуществлением намеченного производства. Эти концентрические разработки называют стадиями проектирования.
В современной практике проектирования предприятий, в том числе сборочно-сварочных цехов машиностроительных заводов, различают одностадийное проектирование, включающее разработку техно-рабочего проекта (ТРП) и двухстадийное проектирование, включающее разработку стадии «технический проект» (ТІЇ), а затем стадии «рабочие чертежи» (РЧ).
Для строительства предприятий следует разрабатывать, как правило, техно-рабочие проекты; при этом для объектов, строи - ісльство которых предполагается осуществлять по типовым просчетам и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, а также для технически несложных объектов, должны разрабатываться только техно-рабочие проекты.
Проектирование в две стадии — технический проект и рабочие чертежи — допускается для крупных и сложных промышленных комплексов, а также в случаях применения новой неосвоенной 1соологии производства головных образцов сложного технологического оборудования, сложных архитектурно-строи - к'льных^ решений ^и при ьособо L сложных условиях строительства.
Решение о стадийности проектирования принимается инстанцией, утверждающей ТЭО.
Во всех случаях проектирование должно выполняться на основе максимального учета новейших достижений науки и техники • тем, чтобы строящиеся и реконструируемые предприятия ко времени их ввода в действие были технически передовыми й имели высокие показатели по производительности труда, себестоимости и качеству продукции, а по условиям труда отвечали современным требованиям.
Технический проект цеха выполняют с целью детальной разработки технологических процессов производства еще не освоенных видов изделий, предусматриваемых к изготовлению с применением новой технологии и комплексной механизации и автоматизации их производства.
Технологическая и транспортная часть технического проекта і іюрочно-сварочного цеха должна содержать следующие сведения: программу производства и режим работы каждого отделения цеха; определение требуемого качественного и количественны о состава всех основных элементов производства; нормированные технологические процессы производства; планы и разрезы нсха с расположением оборудования, рабочих мест и транспортных устройств. Для новых, оригинальных и сложных установок и устройств дают технические описания, схемы и эскизы, сопровождаемые необходимыми расчетами производительности, пропускной способности, прочности, устойчивости И Т. Д. Кроме тю, в этой части технического проекта должны быть помещены сведения о годовой потребности будущего цеха в основных и вспомогательных материалах и в энергии, данные о производственной связи (грузообороте) с другими цехами и со складами пиюда; сводная смета капитальных затрат (включающая полную стоимость оборудования с монтажом и другие затраты), сводная смета годовых эксплуатационных расходов, технико-экономические показатели данного цеха и сравнение их с показателями аналогичных, экономично запроектированных или построенных цехов. В основу технических расчетов принимают утвержденные нормативы и нормы образцовых действующих предприятий либо проверенные данные ранее утвержденных экономических проектов. Стоимость сооружения цеха и годовые эксплуатационные расходы определяют на основании смет по отдельным видам работ и затрат.
Технический проект сопровождают необходимой документацией с приложением схем, чертежей или фотокопий макетов либо заполненных наборных досок, расчетов, спецификаций, ведомостей и сводных смет капитальных затрат и эксплуатационных расходов. Состав и объем этой документации определяют по эталонному проекту, содержащему образцы принятых форм проектной документации.
Рабочие чертежи представляют собой уточнение и доработку предшествующей стадии проекта. По рабочим чертежам осуществляют строительные и монтажные работы, включая установку оборудования и устройство коммуникаций. При разработке рабочих чертежей производят уточнение планировки всего оборудования и рабочих мест на планах и разрезах цеха с привязкой их расположения к конструктивным элементам здания цеха, расчет и разработку конструкций фундаментов оборудования, всех оригинальных приспособлений, стендов, подъемно-транспортных устройств и т. п. По всем указанным работам составляют подробные спецификации на требуемое оборудование, оснастку и материалы Рабочие чертежи выполняют комплектно — по видам работ и по очередям строительства.
Техно-рабочий проект представляет собой совмещение стадий технический проект и рабочие чертежи. При его составлении технологический процесс производства обычно не разрабатывают, а заимствуют его из наиболее подходящего к полученному заданию типового проекта либо принимают по данным имеющихся экономичных проектов аналогичных производств и производственного опыта существующих подобных цехов передовых заводов с внесением необходимых изменений, соответствующих заданной программе выпуска изделий в проектируемом цехе и новейшим достижениям науки и сварочной техники.
Из изложенного выше следует, что наиболее подробно и полно все вопросы разработки проектов цехов выполняют в стадии технического проекта. Поэтому в дальнейшем изложении особое внимание уделено наиболее существенным вопросам разработки технологической и транспортной части применительно к требованиям, предъявляемым к техническому проекту, с дополнениями теоретических и технико-экономических предпосылок и обоснований для рационального их решения;
Сведения и материалы, необходимые для разработки криологической и транспортной части проекта сборочно-сварочного цеха (отделения, участка), по своему составу зависят от стадии (ТРП, ТП, РЧ) н объекта проектирования: строительство нового цеха (С) или реконструкция существующего (Р). При этом под реконструкцией понимают обычно встречающиеся в практике следующие случаи: а) расширение существующего здания цеха її изменение в нем расположения оборудования в связи со значи - юльным увеличением выпуска продукции и б) организация в существующем здании нового технологического процесса взамен устаревшего либо производственного процесса изготовления новых конструкций изделий вместо снятых с производства. В таких случаях, помимо решения обычных задач проектирования, необходимо определять степень рационального использования прежних основных средств реконструируемого цеха (отделения, участка).
Основные исходные данные для разработки технологической н транспортной части упомянутых выше стадий проекта строи - ісльства или реконструкции цеха сводятся к следующему перечню: утвержденные ТЭО для разработки ТРП или ТП в случаях < н Р;
утвержденное задание на проектирование ТРП или ТП; С, Р; утвержденный проект ТП с внесенными в него исправлениями и дополнениями согласно заключениям утверждающих инстанций — для РЧ, С, Р;
рабочие чертежи подлежащих выпуску изделий со спецификациями деталей и техническими условиями на изготовление, приемочные испытания и упаковку изделий — для ТРП, ТП; С, Р; план цеха с расположением оборудования — для ТРП, ТП; Р; ведомости имеющегося производственного и подъемно-транс - портного оборудования с указанием балансовой и восстанови - іельной стоимости и степени износа — для ТРП, ТП; Р;
ведомость заказанного нового оборудования — для ТРП, ТП; Р; трудоемкость изделий, нормированная по видам ручных и механизированных работ с указанием процентов переработки корм — для ТРП, ТП; Р;
технологический процесс (существующий) по основным изделиям (с нормами) — для ТРП, ТП; Р;
режим работы цеха и коэффициент сменности — для ТРП, 1ҐІ; Р;
ведомость сложной и дорогостоящей оснастки (по изделиям) — для ТРП, ТП; Р;
нормы расхода материалов (по изделиям) — для ТРП, ТП; С, Р; выпуск продукции цеха в натуральном или в ценностном выражении за истекший год до реконструкции — для ТРП, III; Р; ."-г-- —
т 5
! Артоаегюд имон. ч Лмдячс v,
план выпуска продукции цеха в натуральном или ценностном выражении на будущий год после реконструкций — для ТРП, ТП; Р;
ведомость среднесписочного производственного персонала по цеху за истекший год до реконструкции (с указанием среднегодовой заработной платы и средних разрядов рабочих) — для ТРП, ТП; Р;
справка о действующей (или рекомендуемой для новостройки) тарифной сетке с коэффициентами и ставками по разрядам — для ТРП, ТП, С; Р;
показатели затрат производства за истекший до реконструкции год и ведомость цеховых расходов — для ТРП, ТП; Р;
отчетные калькуляции себестоимости готовой продукции по изделиям за истекший год до реконструкции — для ТРП, ТП; Р;
технико-экономические показатели по цеху за истекший год до реконструкции — для ТРП, ТП; Р.
В дополнение к перечисленным выше материалам и исходным данным для разработки любой указанной выше стадии проекта но возможности следует использовать типовые проекты аналогичных или подобных производств.